Древнее Двуречье
план-конспект урока по истории (5 класс)

История Древнего мира

5 класс

РАЗДЕЛ II. Древний Восток

ГЛАВА 5. Западная Азия в Древности

Тема урока: Древнее Двуречье (&13, с.65)

 

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности  ученика (на уровне учебных действий – УУД)

Древние цивилизации Месопотамии

Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии

Условия жизни и занятия населения

Рассказывать:

 об условиях жизни и занятиях населения, крупнейших городах Древней Месопотамии

Города-государства

Мифы и сказания

Объяснять, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире

Письменность

Характеризовать источники рассказывающие о древних цивилизациях (материальные и письменные источники)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pourochnyy_plan_drevnee_dvureche.doc935 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ново-Онохойская основная общеобразовательная школа»

671300, РБ, Заиграевский район, п. Онохой, ул. Школьная, 33

                                                                                           Школьный методический день

                                                                                      Открытый урок по истории (5 класс)

Древнее Двуречье

                                                                        Выполнила: Архипова В.А.,

                                                                        учитель истории и обществознания

п. Онохой

2020-2021 учебный год

История Древнего мира

5 класс

РАЗДЕЛ II. Древний Восток

ГЛАВА 5. Западная Азия в Древности

Тема урока: Древнее Двуречье (&13, с.65)

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности  ученика (на уровне учебных действий – УУД)

Древние цивилизации Месопотамии

Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии

Условия жизни и занятия населения

Рассказывать:

 об условиях жизни и занятиях населения, крупнейших городах Древней Месопотамии

Города-государства

Мифы и сказания

Объяснять, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире

Письменность

Характеризовать источники рассказывающие о древних цивилизациях (материальные и письменные источники)

Цель урока: познакомить учащихся с природой, климатическими условиями; местоположением на карте Древнего Двуречья; анализировать исторический документ на элементарном уровне; работать с исторической картой; сравнивать географическую среду Египта и Двуречья. формировать умение  

Тип урока: изучение нового материала

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Подготовка школьников к восприятию новой темы
  3. Изучение нового материала
  4. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения (восстановление дат, понятий, теоретических выводов, отработка новых познавательных приемов, тренировочных упражнений, картографии, хронологических задач)
  5. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровнях (решение познавательных задач, проблем, групповые отчеты)
  6. Организация домашнего задания

Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карта, дидактические материалы.

                                                          ХОД УРОКА

I Орг. момент (проверка наличия учащихся и готовность к уроку). Приветствие.

II Подготовка школьников к восприятию новой темы

 

       Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.

?  С каким государством мы с вами познакомились на прошлых уроках? (Египет)

   Мы узнали о природе, климате Древнего Египта, о людях, которые населяли эту страну и о том, чем они занимались.  Мы узнали, что самым могущественным человеком в Египте был фараон и именно ему подчинялись все жители страны. А также, что Египет был одной из самых ранних цивилизаций Древнего Востока.

?  Что мы понимаем под словом цивилизация? И чем цивилизация отличается от первобытного общества?

(Цивилизация - объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления; наличие письменности, городов, государств)

   

III Изучение нового материала

            Недалеко от Египта, на территории Западной Азии раскинулось еще одна страна, еще одна цивилизация - Древнее Двуречье (или Междуречье.)  

Работа с картой:

  1. Давайте посмотрим на карту и найдем на ней страну, называемую Двуречьем. Как вы думаете, почему, она получила такое название? (она лежит между двумя большими реками)
  2. Какие крупные реки находятся в этой стране? (Евфрат и Тигр)
  3. Предположите маршрут путешествия из Египта в Междуречье. Какие страны и земли придется пройти путешественнику? (из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находится Палестина, Финикия, Сирия по пустыне можно добраться до реки Евфрат)

Сегодня на территории, где протекают эти реки, располагаются современные государства - Турция, Сирия и Ирак.

  1. Где берут начало   реки Евфрат и Тигр? (Обе реки берут начало в горах Закавказья и текут с севера на юг в Персидский залив)
  2. Какая местность по берегам рек Евфрат и Тигр? (местность делится как бы на две части: на севере – гористая и каменистая, а на юге – совсем ровная (обширная и плоская равнина) и камней нет)

*Давайте с вами дадим определение ГП стране, с которой мы только что познакомились:

  Двуречье (или Междуречье) – это территория (страна), расположенная между реками Евфрат и Тигр.

            Долгое время историки считали, что самое древнее государство на нашей Земле - Египет. Но после археологических раскопок в долине рек Тигра и Евфрата ученые в один голос сказали: «История начинается в Южном Двуречье, в Шумере!»

*Ребята, какими должны быть природные и климатические условия, чтобы в этом месте раньше всех на Земле зародилось государство, и появилась цивилизация?

Чтобы проверить правильность наших предположений нам надо воспользоваться достоверной информацией.  

   Известный древнегреческий   историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей.

Работа с историческим источником:

Геродот. История.

      Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мед.

Вопросы к документу:

  1. Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (плодородная)
  2. Какие культуры выращивали жители этой страны? (можно еще добавить, что шумеры возделывали виноградники, яблоневые сады, выращивали огурцы, лук, чеснок, фасоль)

Работа с информацией по природным и климатическим условиям:

          Весной, когда в горах тает снег, реки разливаются и, подобно Нилу, оставляют на равнине наносы плодородного ила. Но, в отличие от Нила, Тигр и Евфрат разливаются бурно, случались наводнения, приносившие большой вред людям.

          После спада воды наступает нестерпимая жара – до 50 градусов в тени. В низинах образуются болота, на возвышенностях земля превращается в корку, покрытую трещинами. Нет в Междуречье ни металлов, ни камня, ни строительного леса.

Вопросы:

  1. Можно ли такие условия назвать благоприятными для земледелия и жизни людей? (нет)
  2. Что помогло создать людям цивилизацию?

        Первые цивилизации возникли не в самых благоприятных для жизни человека и хозяйственного развития районах, в них жаркий и засушливый климат, мало природных богатств.

        Цивилизации появились там потому, что разливы рек несли плодородный ил и постоянно обогащали почву. При этом для развития земледелия   требовался совместный труд многих людей, а значит, и организующая сила, то есть государственная власть.

(Обе цивилизации – Древний Египет и Древнее Двуречье названы речными цивилизациями)

Работа с историческим источником:

Геродот. История.

193…Земля же ее орошается дождем мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).

…Все Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды.

Орошение (ирригация) — подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, и увеличение её запасов в корнеобитаемом слое почвы в целях увеличения плодородия почвы. 

         Более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были очень правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти трудолюбивые люди постепенно превратили унылую малоприспособленную для жизни равнину в цветущий сад, изрезанную дамбами и каналами и основали в Двуречье крупные центры, города-государства.

Работа с картой: (стр.33)

1. Посмотрите на карту и скажите, как назывались эти города? (Ур и Урук)

    Давайте предположим, что могли представлять собой эти города-государства?

  Работа с иллюстрацией: стр. стр.66

Опишите то, что вы видите на иллюстрации?

(-река, каналы, растительность;

-хижины и загоны для скота;

-главные занятия;

-колесная повозка)

            Как вы думаете, кто по мнению древних шумеров, мог помогать им в их занятиях? (боги)

Физкультминутка

Давайте, попробуем “оживить” хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

 

Кистями рук делаем “фонарики”

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

Работа в группах:

1 группа «Религия древних жителей Двуречья»

2 группа «Религия древних жителей Двуречья»

3 группа «Письменность древних жителей Двуречья»

4 группа «Письменность древних жителей Двуречья»

Представление выполненной работы

III. Закрепление изученного материала

      Рефлексия                               Я узнал

                               

                                Я понял                                Я удивлен

IV.Подведение итогов урока и д/з.

  Состав группы ______________________________________________________

                                  «Религия древних жителей Двуречья»                п.3 стр.67

 Мы с вами продолжаем наше путешествие по Древнему Двуречью, по его красивым, величественным городам. Давайте остановимся на одной из площадей… Посмотрите… как вы думаете, что это за сооружение?

         ___________________              

  1. Что такое храм? _________________________________________________
  2. Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями?  ___________
  3. Во что верили древние египтяне?___________________________________
  4. Какой вывод можно сделать, о верованиях древних шумеров, если в их городах тоже строились храмы? ___________________________________

_______________________________________________________________

   У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы:

ШАМАШ –  _________________________________________________________

СИН – ______________________________________________________________

ЭА – ________________________________________________________________

ИШТАР – ___________________________________________________________

  1. Почему основные почитаемые боги Двуречья так или иначе были связаны с явлениями природы?  ___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов?

_______________________________________________________________

  1. Подумайте, какую роль играли жрецы в Двуречье?

Состав группы ______________________________________________________

                                  «Религия древних жителей Двуречья»                

Задание:  1. Прочитайте текст.

 Мы с вами продолжаем наше путешествие по Древнему Двуречью, по его красивым, величественным городам. Давайте остановимся на одной из площадей… Посмотрите… как вы думаете, что это за сооружение?

         ___________________              

       В центре города возвышался храм-башня в виде ступенчатой пирамиды,  уходящий ступенями в небо – зиккурат. Стены были наклонены так, что, казалось, храм может  воспарить над песками в облака. Каждый этаж  зиккурата имел свой цвет. В Уре нижний этаж был черным, а следующий – красным, а третий – белым. Еще выше находился сам храм, святилище бога. Он сверкал синей глазурью и позолотой. Цвета были не просто украшением, они изображали устройство Вселенной. Черный цвет символизировал  подземное царство, красный – землю, а белый и синий с позолотой небо и солнце.

       Этажи не имели внутренних помещений и служили огромными пьедесталами храма. При раскопках Ура археологи  обнаружили  два хорошо сохранившихся этажа зиккурата. Нижний этаж имеет высоту 15 метров, иначе говоря, он с 5-этажный дом. Этажи соединяются прямыми  лестницами, ведущими на самый верх.  Жрецы, поднимавшиеся на вершину зиккурата, вели наблюдения за небесными светилами и составляли календарь, вычисляли сроки лунных и солнечных затмений.  

        Главный жрец храма часто был и вождем-правителем города. Сначала его избирало народное собрание или совет старейшин города. Но затем между городами-государствами начались войны  за землю и воду каналов.  Захватив соседний город, победители забирали в рабство женщин и подростков

(полезных слуг), убивали мужчин (опасных соперников) и детей (лишних нахлебников).

          Кроме одежд жреца, правитель стал носить  золотой шлем и золотой кинжал. Он передает свою власть по наследству и именует себя «господином» - царем-жрецом города.

2. Перескажите ребятам кратко содержание  текста.

3. Проиллюстрируйте свой рассказ рисунком.

4. Какое поведение правителей вызвало у вас возмущение?__________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состав группы ______________________________________________________

                       «Письменность древних жителей Двуречья»        

В Древнем Двуречье  существовало особое письмо, которое называлось –  __________________________________________________________________

Работа с текстом учебника: &13 п. 4 стр.67-68   

     

  1. На чем писали в Древнем Двуречье? _________________________________________
  2. На что похожа клинопись Древнего Двуречья? ________________________________
  3. Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? _________________________
  4. Где учились клинописи древние шумеры? _____________________________________
  5. Кого называли «отец школы»?_______________________________________________
  6. Кого называли «сыновья школы»? ___________________________________________
  7. Кто такой «человек с палкой»?______________________________________________

2

Состав группы ______________________________________________________

                       «Письменность древних жителей Двуречья»        

Задание: 1. Прочитайте текст.

Глиняные книги. Важнейшим признаком  цивилизации является письменность. Была она и у шумеров. Они лепили из глины  небольшие таблички и тростниковыми палочками ставили  на них оттиски в виде клиньев. Изобретенное шумерами письмо называется клинописью. Как и египтяне, шумеры начали с рисунков, и так же, как у египтян, рисунки постепенно превратились в знаки. Чтобы научиться читать и писать, требовались многие годы. Клинописи обучали в специальных писцовых школах.

         Глина - вечный материал. Таблички прекрасно сохранились до нашего времени. Их сейчас находят археологи при раскопках. На них – списки царей, царские указы, хозяйственные документы, долговые расписки, частные письма, а также мифы и поэтические сказания. Большой текст  записывали на нескольких табличках. Таблички нумеровали и на каждой проставляли общее название глиняной книги. Тысячи лет клинопись хранила свою тайну, пока в первой половине XIX  (19) века она не была расшифрована учеными. Научная работа над расшифровкой  клинописи продолжается и в наши дни.

2. Обсудите вместе, что историки смогли узнать о древних шумерах, обнаружив глиняные таблички? ______________________________________

__________________________________________________________________

3. Как эти документы подтверждают, что 5 тысяч лет назад у шумеров уже была цивилизация? _________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Перескажите ребятам кратко  содержание текста.

2

Работа с историческим источником:

Геродот. История.

193…Земля же ее орошается дождем мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).

…Все Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мед.

Вопросы к документу:

  1. Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (плодородная)
  2. Какие культуры выращивали жители этой страны?

____________________________________________________________________

Исторический источник:

Геродот. История.

       Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мед.

 

Информация о природных и климатических условиях Двуречья:

          Весной,  когда в горах тает снег, реки разливаются и, подобно Нилу, оставляют на равнине наносы плодородного ила. Но, в отличие от Нила, Тигр и Евфрат разливаются бурно, случались наводнения, приносившие  большой вред людям.

          После спада воды наступает нестерпимая жара – до 50 градусов в тени. В низинах образуются болота, на возвышенностях  земля превращается в корку, покрытую трещинами. Нет в  Междуречье ни металлов, ни камня, ни  строительного леса.

____________________________________________________________

Физкультминутка

Давайте, попробуем “оживить” хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

 

Кистями рук делаем “фонарики”

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭОРы в образовательном процессе. План - конспект урока: "Древнее Двуречье"

Древнее Двуречье  урок №1 в разделе «Западная Азия  в древности» . При изучении этой темы применяются ФЦИОР «Древнее Двуречье». Учащиеся просматривают презентацию, отвечают на воп...

Древнее Двуречье

Презентация создана на основе конспекта урока: Поурочные планы по истории Древнего мира (к учебнику Вигасна)...

Древнее Двуречье

Это урок изучения нового материала.Цель:Познокомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья...

Урок по истории древнего мира "Древнее Двуречье"

Урок в 5 классе на тему  «Древнее Двуречье» разработан в соответствии с поурочным планированием по учебнику Вигасина, Годера.Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока:Дидактическая: форми...

Методическая разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"

Данный урок позволит учащимся в полной мере освоить данный материал и даст представление о появление первых государств в древнем Двуречье....

Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"

Данная презентация даст полное представление о первых жителях Древнего Двуречья и их основных занятиях....