Конспект урока по теме: «Россия в годы правления Александра I: альтернативы развития».
план-конспект урока по истории (9 класс)

Захарьина Лариса Анатольевна

В матриале представлена возможность проведения обобщающего урока с использованием сетевых ресурсов Интернет. Технологии: проблемное обучение в сочетании с проектными методами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Захарьина Л.А.,

МБОУ «Школа-гимназия»

Г.Ярцева Смоленской области

Конспект урока

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 9-м классе по теме:

«Россия в годы правления Александра I: альтернативы развития».

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся в рамках темы «Россия в первой четвери XIX века».

В соответствии с ФГОС ООО следует выделить следующие цели урока:

  • Образовательная  - формирование предметных УУД (закрепление знаний по истории России первой четверти XX века). Применение умений работы с различными источниками информации в новой учебной ситуации (учебная конференция). (Интегрирующая: Обучение работы с ресурсами Сети по предложенному алгоритму);
  • Развивающая – формирование метапредметных УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных;
  • Воспитательная – формирование и развитие личностных УУД, т. е. положительное отношение к учению, деятельности, осваивать новые виды деятельности, идентификация себя с принадлежностью к России( на  примере исторического деятеля Александра I (муки совести, связанные с участием в перевороте против своего отца, двойственность натуры императора, связанная с воспитанием; терзания, связанные  с невыполненными замыслами преобразований – ответственность перед народом, обществом) и др.

Образовательные технологии: сочетание проблемного обучения с проектными методами работы на уроке (составление мини-проекта в виде презентации), ИКТ (работа с сетевыми ресурсами).

 Оборудование урока: компьютерный класс или несколько компьютеров с возможностью выхода в Интернет и установленным пакетом программ MS Office, Интернет-ресурсы:    

http://projects.goldenforests.ru/autumnball2006/ сайт проекта “Золотая осень» представляет разнообразные материалы по истории России первой половины XIX века.

http://magister.msk.ru/library/history/history1htm/ Классические произведения русских историков (Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского и др.).

http://www.moskowkremlin.ru/romanovs.htm/ Виртуальная экскурсия, рассказывающая о династии Романовых. Хронология, персоналии, современники, важнейшие события, регалии и личные вещи. Коллекция изображений и фотографий. Создана на основе CD-ROMa «Династия Романовых»

http://www.rulex.ru/ Сетевое издание Русского биографического словаря.

http://www.krugosvet.ru/  Сайт энциклопедии «Кругосвет»

http://window.edu.ru/window_catalog/files/r22113/pspu024.pdf/ В книге Е. П. Иванова «История Отечества: Проблемы. Взгляды. Люди» предложен комплекс важнейших, на взгляд авторов, проблем истории нашей страны, с точки зрения дореволюционных, советских и современных историков на эти проблемы.

 Задания для групп:

Задание 1-й группе

Александра I просвещенные современники называли «Сфинксом, не разгаданным до гроба», «Лукавым византийцем», народ дал ему  другой эпитет «благословенный». Опираясь на материалы, представленные в Сети, объясните причины появления таких противоречивых оценок. Представьте подборку высказываний, характеризующих личность Александра I. Приведите факты политической биографии царя, подтверждающие эти характеристики.

Задания 2-й группе

Проанализируйте либеральные начинания Александра I  с точки их замысла и практической реализации. Представьте проведенный анализ в табличной форме. Как вы полагаете, можно ли проследить связь между политической свободой и освобождением крестьян? Приведите аргументы в подтверждение собственной позиции.

Задание 3-й группе

Имя М. М. Сперанского принадлежит плеяде реформаторов, государственных мужей, предлагавших проект государственного переустройства страны. Император Франции Наполеон был согласен отдать за него одно из завоеванных королевств, а Александр I отправил его в отставку.

Используя ресурсы Сети, дайте оценку политической деятельности Сперанского. В виде схемы представьте подготовленный им проект государственного устройства страны. Определите основные отличия проекта Сперанского от подобных проектов, предлагаемых Н. Н. Новосильцевым – П. А. Вяземским и декабристами.

Задание 4-й группе

По материалам сети Интернет подготовить презентацию на тему: «Крестьянский вопрос в период царствования Александра I». Обратите внимание на необходимость сравнения проектов отмены крепостного права Н. С. Мордвинова и П. А. Аракчеева, анализ мероприятий, проведенных Александром I в этом вопросе.

Форма проведения урока: учебная конференция по проблемным вопросам. Форма организации работы на уроке: групповая.

Работа с использованием ресурсов Сети организуется в группах по 4-6 человек.

При анализе найденных материалов учащиеся могут руководствоваться следующими рекомендациями:

  1. Внимательно изучить карту сайта;
  2. Определить главную идею сайта;
  3. Выявить основные понятия, факты, имена, даты, фото, фоно и видео материалы, представленные на сайте;
  4. Проанализировать аргументацию авторов найденных материалов;
  5. Сопоставить содержания сайта с имеющимися знаниями, а также с другими источниками;
  6. Сформулировать обобщенные выводы, причинно-следственные связи, логическую цепочку суждений и умозаключений;
  7. Представить анализ сайта в виде сообщения, ответа на вопрос, составления схемы, таблицы и т. п.

Ход урока:

Структура урока

Деятельность учителя и учащихся

1.Оргмомент

Корректирует внимание учащихся на теме урока

2. Целеполагание, мотивация

Совместное целеполагание: 1.повторить материал о либеральных замыслах Александра I; 2.закрепить умения работать с различными источниками информации, в т. ч. Интернет-ресурсами;, 3.решить проблемные задания, предложенные группам, сделать выводы: почему Александр I не смог решить насущных задач своего правления). Учитель сообщает, что лучшие группы не только получают оценку «отлично» за урок по истории, но и получают звание «знаток работы с Интернет-ресурсами».

3. Актуализация

Учитель сообщает, что урок будет проходить в форме конференции, на которой учащимся предлагается выступить с ответами по предложенным проблемным вопросам (заданиям), но использовать следует не только полученный в ходе уроков материал учебника истории, но и привлечь исторический материал ресурсов Интернет по предложенным адресам. С памяткой работы с подобными ресурсами вы ознакомлены. Кто не помнит, они находятся у вас на столах. Работа проходит в группах, следует внимательно слушать руководителя группы, который определяет функцию каждого в группе. Итак, приступайте! На работу отводится до 8 мин с учетом того, что часть работы учащиеся выполнили дома и на предыдущих уроках.

4. Выступления учащихся по предложенным вопросам, встречные уточняющиеся вопросы учащихся других групп, учителя.

1-я группа должна подобрать материал, характеризующий личность Александра I как противоречивую, объяснить причины появления противоречивых оценок личности и деятельности Александра I. В основном, это работа с книгой Е. П. Иванова «История Отечества: Проблемы. Взгляды. Люди». Примерные ответы учащихся должны содержать следующую информацию данной книги:

 - Раздвоенность личности можно объяснить воспитанием  мальчика, он находился между двух огней: бабкой, Екатериной II, которая хотела сделать его императором в обход его отца Павла  и своим отцом, «Гатчинским пленником», любителем муштры и всего военного. Это вносило полный разлад в душу мальчика, а потом и юноши. Он стал скрытным, фальшивым, изворотливым, лицемерным. По признанию современников «Умел покорять себе умы и проникать в души других, утаивая собственные ощущения и помыслы» (М. А. Корф), «Властитель слабый и лукавый…» (А. С. Пушкин)

 -  Его воспитанием и образованием. По словам В. О. Ключевского, будущий император «был воспитан хлопотливо. Но не хорошо, и не хорошо именно потому, что слишком хлопотливо». Из всех воспитателей центральное место занимал швейцарец Лагарп, увлекавшийся идеями французских просветителей, эти идеи он передавал Александру, но не связывал их с реалиями русской жизни. Следует отметить, что эти идеи о благе человечества, гнусности рабства и деспотизма оставили глубокий след в душе будущего императора, вспомним попытки проведения конституционной реформы и отмены крепостничества. Но эти идеи наталкивались на положение императора как абсолютного самодержца и побеждал в нем самодержец. Хотя и с некоторыми уступками себе. Например, Александр I вводит жесточайшие военные поселения со словами: «Военные поселения будут существовать, хотя бы для этого пришлось выложить труппами всю дорогу от Петербурга до Новгорода». И этот же человек, получив донос в 1821 году о тайных обществах, бросил его в камин со словами: «Не мне подобает карать». Ведь заговорщики добивались того,

 о чем говорил Александр в начале своего царствования.

Образование Александр получил слабое, так как его рано женили – в 16 лет. Навыков серьезной умственной работы Александр не получил. Он не привык к серьезному, терпеливому, организованному труду. А. С. Пушкин пишет о нем «Плешивый щеголь, враг труда».

 -  Но современники об этом конечно  не знали. Историк Кизеветтер пишет: «В глазах большинства современников Александр представлял собой лучезарное видение какой-то небесной духовной красоты», госпожа де Сталь, поклонница конституции пишет: «Ваша душа  - лучшая конституция для вашего народа». Природные свойства Александра I  и недостатки  образования не позволили ему создать свою, оригинальную систему взглядов. Поэтому он увлекался теми людьми, которые эту систему имели. Например, М. М. Сперанский. Они на него влияли. Но о полном подчинении нет речи.

Видимо, поэтому Александр I делал попытки реформирования, но, ни одой реформы до конца не провел (разве образование и финансы): « Все делает наполовину» (М. М. Сперанский). Здесь сыграл свою роль и нерешительный характер Александра I и отвлеченность от практики его взглядов, и его положение абсолютного  монарха, ограниченного в своих действиях консервативным дворянством (чиновничьим и военным).

При наличии времени учитель может задать вопрос проблемного характера – Почему Александр много путешествовал? А также уделял большее внимание внешнеполитическим вопросам? - А. С. Пушкин написал по этому поводу эпиграмму: «Всю жизнь провел в дороге и умер в Таганроге». На первый взгляд, вопрос не имеет отношения к взглядам Александра I. Но Иванов Е. П.  предполагает, что к этому подталкивали трудности управления и преобразования и желание отвлечься от невыполнимых задач на внутреннем поприще.

2-я группа, в ответе должно присутствовать  приблизительно следующее содержание:

1. Первые 10 лет правления Александра получили название в исторической литературе «Эпоха либерализма», А. С. Пушкин назвал их «Дней Александровых прекрасное начало», так как в эти годы были осуществлены некоторые реформы и сделаны попытки проведения самых насущных;

2. Нужно назвать основные либеральные реформы и реформу государственного управления, проведенные Александром I: “Указ о вольных хлебопашцах», реформа в области образования, печати, создание министерств вместо коллегий, Создание Государственного Совета, финансовая реформа;

3. Отметить, что только реформы в области государственного управления, просвещения были проведены до конца. Так, были основаны Университеты в Петербурге, Тарту(Дерпте), Казани, Харькове. 19 октября 1811 года был открыт Царкосельский лицей. Был принят новый Университетский устав, по которому Университеты получили автономию. В начальной школе ввели бесплатное обучение. В то же время ни один конституционный проект, даже самый умеренный не был реализован.  Вопросы уточняющего характера:

 - Почему создание Государственного Совета не поколебало основ самодержавия? Почему его создание не вызвало сопротивление дворянства?

 - Уточните еще раз, какие учебные заведения были созданы при Александре I? Как изменилось положение высших учебных заведений при Александре I?

3–я группа  более подробно освещает вопрос необходимости конституционного переустройства государства. В выступлении должны содержаться следующие сведения:

 - Характеристика  личности М. М. Сперанского как сильного, умного государственного деятеля и его проекта государственного переустройства: существенные черты проекта – разделение властей – исполнительная власть принадлежит министерствам; законодательная -  представительным (выборным) собраниям всех уровней, во главе с Государственной думой, с правом обсуждения законопроектов, которые затем передаются в Гос. Совет и императору; судебная власть принадлежит Сенату и нижестоящим выборным судам; социальная структура по Сперанскому: дворянство, «среднее сословие» (купцы, мещане, государственные крестьяне), «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, мастеровые, прислуга). Проект Сперанского т. о. предполагал ограничение монархической власти думой довольно незначительное, но структура государственного управления менялась за счет появления выборных учреждений и хотя правом выбора обладали только свободные и имущие слои – это был шаг к конституционному переустройству.

 - Краткой характеристики проекта Н. Н. Новосильцева – П. А. Вяземского, его отличии от проекта Сперанского: двухпалатный законосовещательный орган (сенат и Посольская палата); исполнительная власть и судебная назначается императором (у Сперанского нижестоящие суды – выборные); кроме того, страна делилась на 12 наместничеств,  в каждом из которых был выборный сейм. Однако проект тоже был отклонен. Причины?

 - Краткой характеристики проектов декабристов, в которых были черты предыдущих двух проектов. Самым радикальным проектом был проект «Русская правда» П. И. Пестеля., который предполагал республиканскую форму правления.

Дополнительные вопросы: По каким причинам не были реализованы проекты Сперанского и Новосильцева? Что случилось с умнейшим человеком эпохи Александра I?

4-я группа должна представить презентацию на тему: «Крестьянский вопрос в период царствования Александра I». Презентация должна содержать материал об «указе о вольных хлебопашцах», и проектах отмены крепостного права А. А. Аракчеева и Н. С. Мордвинова.

 - Почему все проекты носили печать незавершенности и половинчатости? Улучшилось ли положение крестьян в период царствования АлександраI? Почему же народ прозвал его «Благословенным»?

5.Творческий итог урока -  это таблицы, схемы, презентации, выполненные учащимися.

Общие выводы, подведение итогов урока должны содержать не только выводы групп по проблемным заданиям, но и общую формулировку. Она может звучать следующим образом:

1. Во время правления Александра I стояли насущные задачи преобразования не только в области государственного управления, но  и в социально-экономическом, политическом и гражданском строе России;

2. Александр I, несомненно, имел искреннее намерение реформировать страну, имея конечной целью отмену крепостного права, введение правовой системы и конституции; либеральные идеи, заложенные в его душе веком Екатерины II, веком Просвещения не были для него пустым звуком;

3.  Но реформаторские усилия царя не завершились коренными преобразованиями (за исключением области просвещения, печати, государственного преобразования – министерства, Гос.Совет)

4. Причин тому несколько:

  • Положение абсолютного монарха, развращенность неограниченной властью мешали систематическому проведению реформ;
  • Значительная доля мечтательности. Отвлеченность от реальной жизни, объясняемые отчасти воспитанием и недостатком хорошего образования для государственного деятеля;
  • Но главная причина в сопротивлении дворянства, его косности. Эгоизме и групповых интересах аристократии, пассивности и апатии народных масс.

Рефлексия

Составление синквейна, (Предлагается вариант, составленный на уроке 8-классниками):

1. Александр I

2. Cамодержец, либерал (либеральный, противоречивый)

3. Реформировать, не реформировать,. путешествовать

4. «Властитель слабый и лукавый»

 5. «Все делает наполовину».

При наличии времени можно ответить на вопрос: чему новому вы научились на учебной конференции?

Использованные источники и ресурсы:

  1. Важенин А. Г. Конспекты уроков для учителя истории. История России, XIX век. 8 класс. Москва, Владос-пресс, 2001
  2.  Козленко С. И. , Саплина Е. В. Профильное обучение и современные образовательные технологии. Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2007
  3. Ляшенко Л.М., Волобуев О.В., Симонова Е.В. История РоссииXIX-начало XX века. 9 кл. – М.: Дрофа, 2016

Интернет-ресурсы:

 http://projects.goldenforests.ru/autumnball2006/ http://magister.msk.ru/library/history/history1htm/ 

http://www.moskowkremlin.ru/romanovs.htm/ 

http://www.rulex.ru/ 

http://www.krugosvet.ru/  Сайт 

http://window.edu.ru/window_catalog/files/r22113/pspu024.pdf/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник тестов по теме "Россия в годы правления Александра II".

Тесты созданы по микротемам "Крестьянская реформа", "Либеральные реформы 60-х-70-х г.г.", "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права", "Общественное движение", "Реовлюцион...

Тема урока: Экономическое развитие России в годы правления Александра III (с использованием краеведческого материала)

Авторы: учителя истории Аборкина И.Н., Егорова О.А. Цели урока:Образовательная: выяснить основные направления экономической политики С. Ю. Витте, на примере краеведческого материала показать, что...

Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".

Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...

Презентация у уроку истории России "Экономическое развитие России в годы правления Александра III".

Презентация к уроку истории России "Экономическое развитие России в годы правления Александра III"....

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в годы правления Александра I»

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в годы правления Александра I»Разработан и проведен Аминовой И.А.Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала.Образовательная: закрепить матер...

Методическая разработка урока в 8 классе "Экономическое развитие России в годы правления Александра III"

Методическая разработка урока по истории России в 8 классе "Экономическое развитие России в годы правления Александра III"...

Итоговое тестирование по теме «Россия в годы правления Александра I"

Итоговое тестирование по теме «Россия в годы правления  Александра I....