Классный час "Мы видим войну их глазами"
классный час по истории (10 класс)

Кадры Великой Отечественной войны глазами фотографов военного времени

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_vidim_voynu_ih_glazami.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Свияжская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

Зеленодольского муниципального района

Республики Татарстан

Урок памяти: «Мы видим войну их глазами»

Фотографам и кинооператорам Великой Отечественной войны посвящается

Выполнил: Моховик Николай Дмитриевич

Учитель истории I категории

Свияжской ВСОШ ЗМР РТ

Зеленодольск, 2021

Урок  памяти

Мы видим войну их глазами

Фотографам и кинооператорам Великой Отечественной войны посвящается

(Слайд 1,2)

Слайд 3

На протяжении всего военного времени на фронте, на передовой, в тылу, усердно трудились фотографы и кинооператоры  того времени. Благодаря их работе мы можем наблюдать весь ужас Великой Отечественной. Их работы наполнены трагизмом, истинной эмоцией, неподдельной человеческой сущностью. Многие не вернулись с этой войны. Их негативы бережно сохраняли солдаты до возвращения на Родину.  

Слайд 4

Военные фотографы, они, также, воевали… Только в их руках была не винтовка и граната, а фотокамера, которая, порой, «выстреливала» не хуже снайперской винтовки.

Вооружившись фотоаппаратом, они вместе с солдатами сражались за то, чтобы никто не забывал горькие уроки войны. В канун 70-ой годовщины Великой Отечественной войны мы предлагаем вспомнить советских военных фоторепортёров и их знаменитые работы.

Слайд 5

Евгений Халдей (1916—1997)

Легендарный советский фотограф, который прошёл вместе со своим фотоаппаратом  все 1418 дней войны от Мурманска до Берлина.

Кадры Евгения Халдея 1941 – 1946 годов, запечатлевшие войну от объявления о нападении Германии на СССР до Нюрнбергского процесса, обошли весь мир и приведены в качестве иллюстраций в бесчисленных учебниках, документальных книгах и энциклопедиях.

Слайд 6

Силу фотоискусства он понял ещё в 12 лет, сделав свой первый снимок городской церкви на самодельный фотоаппарат из бабушкиных очков и картонной коробки. Вскоре церковь была разрушена, и фотография Халдея стала единственным воспоминанием о ней.

Через несколько лет, работая чистильщиком в паровозном депо, он купил в рассрочку свой первый аппарат «Фотокор-1» и был приглашён работать фотокорреспондентом.

За свою продолжительную карьеру он сделал немало кадров, самый популярный из которых — «Знамя Победы над Рейхстагом».

Слайд 7

Эта фотография тиражировалась миллионными экземплярами и стала символом победы советского народа в Великой Отечественной войне. Однако история создания этого снимка, как выяснилось, очень сомнительна. Евгений Халдей не скрывал, что снимок был постановочным. Флаг фотограф Халдей соорудил ещё в Москве, где ему дали задание ехать в Берлин. У завхоза Фотохроники ТАСС он одолжил красное полотно, нашёл портного, который за несколько часов сшил из него флаг со звездой, серпом и молотом, а древко нашлось на чердаке захваченного Рейхстага. Приехав в Берлин 2 мая, Халдей попросил нескольких солдат помочь. Так на легендарном снимке были увековечены Алексей Ковалёв (Украина), Абдулхаким Исмаилов (Дагестан) и Леонид Горичев (Белоруссия).

Фактически, этот кадр был специально организован для советской прессы. Ну что же, даже Егоров и Кантария признавались, что не были первыми, кто водрузил знамя над Рейхстагом. Однако фото Халдея было сделано в реальных военных условиях и его ценность невозможно оспаривать, впрочем, как и ценность других его работ.

Слайды 8 – 24

Военные фото Евгения Халдея

 

Слайд 25

Дмитрий Бальтерманц (1912–1990)

С 14 лет Дмитрий Николаевич Бальтерманц пробовал свои силы в самых разных областях. Он подрабатывал в типографии «Известий», помогая оформлять уличные витрины и таская аппаратуру мэтров фотографии того времени. Он также работал наборщиком в типографии, киномехаником, помощником архитектора. Словом, о карьере фотографа мечтать не приходилось, тем более что Бальтерманц стал преподавателем математики в Высшей военной академии вскоре после окончания университета.

Но быстро изменил своё решение. Мир искусства, в котором крутился Бальтерманц, предопределил его призвание. И как только « Известия» предложили ему сделать репортаж о вводе советских войск на территорию Западной Украины, Бальтерманц согласился. И на фронт он был направлен в качестве фотокорреспондента газеты «Известия».

Слайд 26

«Дмитрий Бальтерманц часто говорил, что его поколение фотографов не умело снимать войну, и он бы отдал что угодно, чтобы не учиться этому».

В январе 1943 года был тяжело ранен в ногу. Но уже в 1944 году Бальтерманц возвращается на фронт в качестве фотокорреспондента армейской газеты «На разгром врага».

Он известен своими репортажами, посвященными строительству противотанковых укреплений под Москвой, обороне, военным действиям в Крыму, битве под Сталинградом. Бесспорна, самая известная его работа — «Горе».

Слайды 27 – 37    Военные фото Дмитрия Бальтерманца

Поскольку публикация фотографий во время войны регламентировалась целями оптимистической пропаганды, многие трагичные эпизоды войны, запечатлённой Бальтерманцем, были напечатаны только во времена хрущёвской оттепели. Их публикация принесла фотографу мировую славу.

Слайд 38

Макс Альперт (1899—1980)

Один из родоначальников отечественной репортажной фотографии Альперт, в отличие от мастеров начала столетия, стремился уйти от шаблонов фотожурналистики в пользу более живых и объективных снимков, чтобы зритель «прочувствовал» реальность происходящего.

С началом Великой Отечественной войны работал корреспондентом Фотохроники ТАСС и Совинформбюро.

Снимки Альперта стали одним из символов документальной летописи Великой Отечественной войны. Например, фотография под названием «Комбат».

Слайд 39

Фото «Комбат» сделано 12 июня 1942 года около села Хорошее Луганской области. Название было дано фотографии по ошибке. При съёмке практически в очаге кровопролитных военных действий осколок снаряда разбил объектив фотоаппарата. Добравшись до окопа, Макс Альперт решил, что плёнка испорчена. Позже, проявляя кадры, он увидел, что кадр получился превосходным. Альперт вспомнил, как слышал в том бою, что по цепи передали «Комбата убили», и решил, что он сфотографировал именно командира батальона. На самом деле, по общепринятой версии на снимке запечатлён младший политрук Алексей Ерёменко, поднимающий бойцов в атаку. Через несколько секунд после того, как был сделан снимок, Ерёменко погиб.

Эпизод из жизни. Писатель Константин Симонов, исколесивший в качестве военкора  «Красной Звезды» с Максом Альпером немало фронтовых дорог, вспоминал, как  в начале 1945 года в Чехословакии они заблудились по пути к участку наступления и решили срезать по снежному полю, объехав «какие-то непонятные загородки». Когда прибыли на место. Их все поздравляли, объяснив, что так помечают минное поле.

Известны и другие классические снимки войны, сделанные Максом Альпертом.

Слайд 40 – 48     Военные фото Макса Альперта

Слайд 49

Марк Марков-Гринберг (1907—2006)

Марк Борисович Марков-Гринберг получил признание ещё в 30-е годы за прославление советской реальности.

                 

В сентябре 1941 года был отправлен рядовым на фронт. Связистом участвовал в боях, но всегда фотографировал — фиксировал моменты боев и редкие минуты отдыха. В июле 1943 года политотдел армии направил его корреспондентом в армейскую газету «Слово бойца».

После войны до демобилизации в 1953 году в звании капитана служил фотокорреспондентом в «Красноармейской иллюстрированной газете».

Слайд 50 – 56     Военные фото Маркова-Гринберга

Слайд 57

Аркадий Шайхет (1898—1959)

Аркадий Шайхет — не менее знаменитый фоторепортёр Советского Союза, который страстно любил своё дело и ради удачного ракурса был готов на любой риск.

Как шутили между собой советские репортёры: «Жив ты или помер, важно то, что в номер». Шайхет редко прибегал к съёмке с уровня человеческого глаза и в поисках новой выразительности взбирался на колокольни, крыши и деревья. Известен факт, как фотограф в поисках нужного кадра свалился с фермы под крышей Киевского вокзала, но успел сделать снимок, за что-то ухватившись.

Одним из первых его военных снимков стала фотография «Станция метро Маяковская во время бомбардировок».

Слайд 58

Фото: Станция метро Маяковская во время бомбардировок

Слайд 59

В годы Великой Отечественной войны А.Шайхет был фотокорреспондентом газеты «Фронтовая иллюстрация». Снимал практически все важнейшие операции, в том числе битвы под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, взятие Берлина. Шайхет участвовал в боях наряду с красноармейцами, а в сражении под Кёнигсбергом вместе с шофёром на редакционном грузовике вывез с поля боя пятнадцать раненых, за что был награждён орденом Красного Знамени.

Слайд  60 – 64    Военные фото Аркадия Шайхета

Слайд 65

Всех военных фотокорреспондентов, внесших свой вклад в документальное отражение событий Второй мировой войны, и не перечислить. Многие из них участвовали в боях наравне с солдатами и не вернулись домой.

Слайд 66

Фронтовые кинооператоры Великой Отечественной войны

Ни один художественный фильм, не сможет полностью передать ту атмосферу боя и того военного времени, как документальный фильм, снятый военными кинодокументалистами, порой с риском для жизни.

Эта документальная эпопея о Великой Отечественной войне будет интересна всем тем, кто не равнодушен к прошлому своей родины, семьи и помнит о Великой Победе и подвиге советского народа.

Слайд 67

Советские кинохроникеры, работая в очень трудных условиях, деля с бойцами, офицерами и партизанами все тяготы ратной жизни, день за днем, шаг за шагом фиксировали боевой путь Советской Армии до Берлина.

С первых же дней войны во фронтовых съемках кинохроники принимало участие более ста пятидесяти операторов, среди которых были и ветераны кинохроники, и мастера военного репортажа, побывавшие на фронтах гражданской войны в Испании и Китае, и «зеленая» молодежь, только что окончившая ВГИК, и операторы художественной кинематографии, взявшие в руки репортерские кинокамеры.

Слайд 68

Первые съемки военной кинохроники начались через три дня после вторжения немецко-фашистских войск на советскую землю. Последние были сделаны в сентябре 1945 года, в момент разгрома войск империалистической Японии.

Слайд 69

Операторы-хроникеры участвовали в опаснейших боевых операциях, снимали в боевых самолетах, в танках. Они были под Москвой в тех исторических боях, в которых Советская Армия нанесла первое тяжелое поражение фашистским захватчикам. Они снимали на переднем плане бои у Волги и на Курской дуге, их забрасывали в глубокий тыл противника, где они участвовали в рейдах партизанских отрядов.

Вооруженные легкими камерами – «кинопулеметами», они в составе отрядов автоматчиков участвовали в ближних боях. Многие из них, выполняя свой профессиональный долг, отдали жизнь в боях за Родину.

Слайд 70

Молодой кинооператор, воспитанница ВГИКа  Мария Сухова, смертельно раненная, вертела ручку аппарата до того момента, пока не потеряла сознание.

Смертью героев пали операторы-фронтовики В. Сущинский, В. Муромцев, П. Быков.

Слайд 71

 О фронтовом операторе В. Сущинском сделан документальный фильм, который невозможно смотреть без волнения. В картине есть момент, когда кадр с изображением боя останавливается, и дальше идет черная пленка – изображение пропало. Это был момент гибели оператора, когда вражеская пуля разорвала его сердце…

Неподалеку находился оператор Николай Быков. Он кинулся на насыпь и вынес друга из зоны артиллерийского огня. Сущинский умер в медсанбате. А через несколько дней и Николай был убит во время съемок. С поля боя тело Николая выносил его новый напарник Маматкул Арабов. Владимир Сущинский и Николай Быков пали смертью героя в боях за Бреслау. Оба они были похоронены с воинскими почестями на польской земле.

Слайд 72

Много лет спустя, когда Америка увидела фильм «Неизвестная война» фронтового оператора Романа Кармена, газета «Стар» написала: «Ни одна картина не смогла передать так мощно и так живо всю разрушительность войны. Этот фильм в изображении борющейся России не имеет себе равных. Кадры, снятые непосредственно на полях сражения мужественными кинооператорами, шедшими в первых рядах и бесстрашно делавшими свое огромное важное дело, выходят по своему значению далеко за пределы исторической хроники».

Слайд 73

Общий метраж негативов военных съемок составил три с половиной миллиона метров. Если бы состоялся просмотр всего снятого, то киносеанс длился бы без перерыва более ста суток.

Чем дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны, тем дороже и значительнее становится для нас то, что было снято фронтовыми кинооператорами.

Слайд 74

Согласно различным данным, несколько сотен кино- и фотокорреспондентов погибли в ходе Второй Мировой войны во время боевых действий, делая свою работу прямо под огнем противника.

Спасибо Вам, бесстрашные служители Мельпомены за то, что не боялись работать под вражеским обстрелом, под бомбежкой немецких бомбардировщиков. За то, что спустя многие десятилетия мы можем наблюдать плоды вашего труда. Наблюдать и помнить

Слайд 75

Много лет прошло, много сказано слов, много пролито слез, многое забыто. Но кадры военных кинохроник  и  фотографии хранят память о тех страшных днях — от первого и  до победного. (Просмотр документально видеоролика под песню «День Победы»)

Список литературы

  1. Великая Отечественная война в объективе выдающихся фоторепортеров: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20200511/1569983038.html

  1. Документальная кинохроника во время Великой Отечественной войны: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/1256525/istoriya/dokumentalnaya_kinohronika_vremya_velikoy_otechestvennoy_voyny

  1. К 70-летию Великой Победы: 25 советских фотокорреспондентов : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosphoto.com/best-of-the-best/sovetskie_fotokorrespondenty_voennyh_let-3546

  1. Кинематограф Великой Отечественной войны: время героев и гениев: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://topwar.ru/74312-kinematograf-velikoy-otechestvennoy-voyny-vremya-geroev-i-geniev.html

  1. Они снимали «За Родину!» : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://old.kinoart.ru/archive/2000/05/n5-article27

  1. Профессия - военный фотокорреспондент: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://topwar.ru/6965-professiya-voennyy-fotokorrespondent.html

  1. Фотографы Великой Отечественной войны: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fishki.net/3866921-fotografy-velikoj-otechestvennoj-vojny-maks-alypert.html

  1. Фотографы Великой Отечественной войны: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lifeonphoto.com/2019/06/fotografy-velikoj-otechestvennoj-vojny-evgenij-xaldej/

  1. Фотокорреспонденты военного времени: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://surgut.bezformata.com/listnews/fotokorrespondenti-voennogo-vremeni/88357981/

  1. Фронтовая кинолетопись: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vuzlit.ru/546433/frontovaya_kinoletopis


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Война в глазах ребенка и командира боевого орудия (на основе дневника сержанта Советской Армии И.Н. Короткого)

Восстановление событий ВОВ по дневнику сержанта И.Н. Короткого и воспоминаниям ребенка войны Щебланиной Т.С.СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕглава 1. крымский район в годы войны... 51.1. Освобождение Голубой л...

Классный час Будущая профессия - моими глазами

Классный час Будущая профессия - моими глазами...

Разработка классного часа "Со слезами на глазах"

"ПОБЕДИВШИЕ СУДЬБУ". ЖИЗНЬ И ЛЮБОВЬ ЗИНЫ ТУСНОЛОБОВОЙЧасто при встречах с молодежью я рассказывал про ваш подвиг, подвиг простого советского человека, патриота своей Родины, который в тяжелый час, ког...

Классный час «Будущая профессия - моими глазами»

разработка конспекта классного часа по выбору профессий в 9 классе...

Различные виды гимнастик для глаз

В данной работе рассмотрены разные виды гимнастик для глаз для поддержания зрения в норме и коррекции, их отличительные черты и особенности ....