Феодальная раздробленность на Руси. Основные государственные образования и их особенности
план-конспект урока по истории (10 класс)

Урок по истории России 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл feodalnaya_razdroblennost_10_klass.docx55.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Феодальная раздробленность на Руси. Основные государственные образования и их особенности

Цели урока:

  • зная из предыдущего урока причины феодальной раздробленности на Руси, выявить ее особенности и последствия для русских земель;
  • обеспечить усвоение учащимися особенностей развития основных государственных образований периода феодальной раздробленности: Новгородской земли, Галицко-Волынского  и Владимиро-Суздальского княжеств;
  • развивать у учащихся умение выявлять причинно-следственные связи данного процесса, умение работать с картой и историческими источниками.

Задачи урока:

  1. через работу в группах выявить особенности экономического и политического развития наиболее значимых государственных образований, сложившихся на Руси после ее распада;
  2. используя карту, выявить умение безошибочно определять географическое положение каждого из государственных образований;
  3. используя компьютерные технологии, ознакомиться с выдающимися памятниками архитектуры данного исторического периода;
  4. в ходе коллективного обсуждения определить последствия периода феодальной раздробленности для страны;
  5. на основе анализа полученной информации научиться применять исторические знания в разных жизненных ситуациях.

Тип урока: комбинированный с элементами исследовательской работы

Формы, приемы, методы: фронтальная работа, работа в группах, составление конспекта урока в форме таблицы «Главные политические образования периода феодальной раздробленности», подготовленные учащимися презентации.

Основные понятия и термины: феодальная раздробленность, феодальный иммунитет, Великий князь, республика, бояре, монархия, посадник, тысяцкий, архиепископ, ограниченная монархия, вече. 

Оборудование:

  1. карта «Русские княжества в ХII –XIII вв.»
  2. мультимедийный проектор
  3. компьютер
  4. схема «Управление в Новгородской республике»
  5. схема «Управление Владимиро-Суздальской земли»
  6. таблица «Положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности на Руси»
  7. презентации учащихся: «Новгородская земля», «Владимиро-Суздальское княжество», «Галицко-Волынское княжество»
  8. итоговая таблица «Главные государственные образования периода раздробленности»

Государственные образования

Особенности экономического развития

Особенности политического развития

Новгородская земля

Владимиро – Суздальское княжество

Галицко - Волынское княжество

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Знать:

  • причины феодальной раздробленности;
  • особенности экономической и политической жизни Новгородской земли, Галицко-Волынского и Владимиро-Суздальского княжеств;
  • узнавать культурные достопримечательности Руси данного периода;
  • определять последствия феодальной раздробленности для страны.

Уметь:

  • работать с картой;
  • работать в группе;
  • объяснять, что период раздробленности есть закономерный период в истории феодальных государств и он не означает упадка страны, хотя и имеет негативные последствия для страны;
  • давать анализ историческим документам.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Дает установку на активную работу по заданной теме.

Приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя;

Организуют свое рабочее место

Включение учащихся в деловой ритм

Постановка цели и задач урока

Объявляет тему урока, которая посвящена знакомству с наиболее крупными государственными образованиями периода феодальной раздробленности - Новгородской земли, Галицко-Волынскому и Владимиро-Суздальскому княжествам. Предлагает учащимся составить таблицу

Учащиеся делают в тетради таблицу:

Линии сравнения

Новгородская земля

Владимиро-Суздальское княжество

Галицко-Волынское княжество

Географическое положение

Особенности экономического развития

Особенности политического развития

Достижения в области культуры

Личностные: мобилизация внимания;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Регулятивные: саморегуляция

Актуализация знаний

Используя фронтальный опрос, выясняет причины феодальной раздробленности на Руси.

Отвечают на следующие вопросы:

  1. Какой период охватывает феодальная раздробленность? (12-15 вв).
  2. Какое событие свидетельствовало о том, что основы феодальной раздробленности уже заложены? (княжеский съезд в Любиче в 1097г.).
  3. Дата начала раздробленности является условной, но назовите событие, после которого летописец записал: «и раздрася вся русская земля» (смерть Мстислава Великого в 1136 г. - сына Владимира Мономаха).
  4. Назовите экономические причины феодальной раздробленности.
  5. Назовите социально-политические причины феодальной раздробленности.
  6. Назовите внешние причины феодальной раздробленности

Личностные:

быстрое включение в деловой ритм;

Познавательные: воспроизводят по памяти ранее полученную информацию и оперируют ей;

Коммуникативные: высказывают свое мнение;

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Усвоение новых знаний

Учащиеся накануне получали задания по группам:

1 группа – готовила материал относительно особенностей развития Новгородской земли;

2 группа – Владимиро - Суздальское княжество

3 группа – Галицко - Волынское княжество.

Основные вопросы заданы в таблице.

Проверяется работа всех трех групп. Если требуется уточнение каких- либо данных, то подключается учитель. По мере знакомства с материалом заполняется таблица. Отрабатывается и умение работать с картой.

По итогам работы, делаются соответствующие выводы. (смотреть приложения).

В заключение, учитель, пользуясь схемой «Политическая структура», делает общий вывод:

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО

КНЯЗЬ

                 

                   ВЕЧЕ                             БОЯРСТВО

                                           

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

                 ВЕЧЕ                              БОЯРСТВО

                                                                 

                                     КНЯЗЬ

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

ВЕЧЕ – КНЯЗЬ – БОЯРСТВО

Личностные: умение подойти к заданию творчески, вступать в дискуссию, анализировать, отстаивать свою точку зрения;

Познавательные: структурирование знаний, поиск важной информации, работа с источниками;

Коммуникативные:

Владение монологической формой речи, умение полно и четко выражать свои мысли

Рефлексия учебной деятельности

Учитель обращается к учащимся с просьбой выразить свое мнение от урока. Что нового они узнали? Что особенно их заинтересовало? Каковы последствия феодальной раздробленности?

Учащиеся делают вывод о том, что феодальная раздробленность есть закономерный период в истории феодальных государств, но считать это время временем упадка нельзя, так как с распадом государства на уделы не было утрачено сознание единства русской земли. Княжества продолжали жить по общим законам Русской правды, в рамках одной православной митрополии, единые по культуре и языку. Однако, распад страны на уделы и усобицы отразились на военной мощи страны.

  В качестве домашнего задания, учащиеся получают работу с таблицей, которую они заполняли на уроке, а также изучение карты.

Принимают учебную задачу

Приложение №1. Схема «Устройство Новгородской республики»

Приложение №2. Схема «Устройство Владимиро-Суздальского княжества»

Приложение №3 «Последствия феодальной раздробленности на Руси»

Положительные последствия

Отрицательные последствия

  • Развитие городов
  • Развитие ремесла
  • Летописание в княжествах
  • Заселение неосвоенных земель
  • Развитие внутренней торговли
  • Развитие культурной жизни
  • Усиление местного аппарата управления и др.
  • Междоусобные войны
  • Постоянное дробление княжеств(1132 -15; в начале 13 века – 50; к концу века – 250)
  • Ослабление обороноспособности страны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

повторительно-обобщающий урок в 6 классе по теме"Феодальная раздробленность на Руси"

Повторительно-обобщающий урок в 6 классе по истории России  - тема "Феодальная раздробленность на Руси", урок-путешествие, н6асущенный разнообразными заданиями...

урок по истории «Феодальная раздробленность Киевской Руси»

Обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии феодального строя, его характерных чертах. Решать проблемные задачи, работать с картой....

Феодальная раздробленность на Руси

Феодальная раздробленность на Руси...

Повторительно-обобщающий урок в 6 классе по теме "Феодальная раздробленность на Руси"

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Феодальная раздробленность на Руси” в результате которого учащиеся должны сделать вывод о “+” и “–” влиянии монголо-татарского нашествия на Русь....

Феодальная раздробленность на Руси в XII – XIII веках

Повторительно-обобщающий урок в 10 классе.  Цели урока:I. Обучающие (дидактические):осмыслить и закрепить теоретические знания, полученные в ходе проведенных уроков, а именно усвоить историч...

Феодальная раздробленность на Руси

Владимиро-Суздальская Русь. Модульное обучение. Возникновение самостоятельных княжеств в XII-XIII вв. Возникновение самостоятельных княжеств на Руси в XII-XIII веках. Новгородская боярская респ-ка. Но...