урок по истории «Феодальная раздробленность Киевской Руси»
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Сомова Елена Викторовна

 

Обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии феодального строя, его характерных чертах. Решать проблемные задачи, работать с картой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_obobshchenie.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс. История

Урок – обобщение по теме «Феодальная раздробленность Киевской Руси»

Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии феодального строя, его характерных чертах. Решать проблемные задачи, работать с картой.

2. Развивать историческое мышление, точно отвечать на поставленные вопросы.

3. Способствовать формированию нравственных чувств, познавательного интереса к истории.

Эпиграф: «Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывающий несколько новых зерен – княжеств»                    (Рыбаков Б.А.)

Учитель: Сомова Е.В.

План урока (на доске)

  1. Основные периоды феодального строя.
  2. Основные черты феодального строя.
  3.  Город – важнейший элемент феодального общества.
  4. Последствия феодальной раздробленности.

Ход урока

I  Организация класса.

II Работа над темой урока.

Доска: I Таблица «Периоды развития феодального строя»

I   Раннефеодальное гос-во IX-XII вв.

II  Феодальная раздробленность XII-XV вв.

III Централизованное гос-во XV-XVII вв.

 IV Разложение феодальных отношений и зарождение капиталистических отношений XVII-XIX вв.

Вопросы: 1) Какой период в истории Киевской Руси мы уже изучили?

2) Какой период феодального строя изучаем?

3) Какая из предложенных карт соответствует I период?

4) Какая карта соответствует периоду?

Работа с картой «Раннефеодальное гос-во Киевской Руси в IX-XII вв.

Вопросы: 1. Показать границы реннефеодального гос-ва Киевской Руси?

2. Походы князя Святослава.

3. Путь из «варяг в греки».

Работа с картой «Борьба Киевской Руси с иноземными завоевателями в XIII В.

Вопросы: 1) На какие княжества распалась Киевская Русь?

2) Место вторжения немецких и шведских феодалов.

3) Битва на реке Калке.

4) I и II походы хана Батыя на Русь.

Проблемное задание: Что общего между Киевской Русью и империей Карла Великого?

  1. Периоды Развития государства.
  2. Формы правления
  3. Завоевательские походы.

Много сделали киевские князья для укрепления государственной власти, роста международного авторитета и укрепления обороноспособности страны. Вам уже известны многие их имена.

Проблемное задание: Прослушайте рассказы о князьях (без указания имени). Попробуйте узнать о каком князе идет речь в рассказе.

  1. Князь Игорь
  2. Владимир Мономах
  3. Александр невский

(рассказы представлены  учениками)

II Отличительные черты феодального строя.

Вопросы: 1) Назовите отличительные черты феодального строя (ученики зачитывают в тетради слова, выписанные из учебника дома характеризующие черты феодального строя) 3-4 ученика.

Обобщаем:

1. Класс феодалов и зависимых крестьян.

2. Феодальная собственность на землю.

3. Личная зависимость крестьян.

4. Феодальные повинности.

5. Господство натурального хозяйства.

6. Усобицы.

7. Господство религии.

Вопрос: Почему феодальный строй более прогрессивен по сравнению с предыдущим строем? (отвечают 3-4 ученика)

Обобщаем: 1) Труд зависимых крестьян более производителен.

2) Более совершенны орудия труда.

3) Имеются узлы прочности – феодальные вотчины.

Вопрос: Каковы причины феодальной раздробленности (2-3 ученика называют).

Обобщаем: 1) Слабые экономические связи.

2) Господство натурального хозяйства.

3) Стремление бояр отсидеться в вотчинах.

4) Дальнейшее развитие феодальных отношений.

5) Рост и развитие городов.

III Задание:  Докажите, что город стал важнейшим элементом феодального общества?  (рассказывает 1 ученик)

Проблемное задание: Прослушайте рассказ без названия о древних городах. Укажите и назовите их.

  1. Киев
  2. Козельск
  3. Новгород

(рассказы представляют 3 ученика. Это их творческая работа, рассказы оформлены на альбомных листах).

Пока класс отгадывает город, у доски 1 ученик составляет таблицу.

IV «Последствия феодальной раздробленности К. Руси в XII-XIII вв.»

Положительные

Отрицательные

Расцвет хозяйственной жизни

Усобицы

Расцвет городов

Конфликты князей и бояр

Расцвет культуры

Дробление княжеств между наследниками

Сохранение единого языка.

Ослабление обороны

Легче наводить и управлять порядком.

Нарушение политического единства страны

Вопросы:

  1. Проверьте, правильно ли заполнена таблица?
  2. У кого есть дополнения, исправления?
  3. Подумайте, препятствовал ли период феодальной раздробленности до нашествия м-т. историческому процессу?
  4. Объясните содержание эпиграфа к уроку
  5. Давайте сделаем окончательный вывод о роли феодальной раздробленности на исторический процесс?
  6. Проверьте правильность своего вывода. (учебник   параграф 13 с. 63-64)

V Итоги:

  1. Заключительное слово учителя.
  2. Оценки отвечающим.
  3. Д/з параграф 19 п. 1 план вопроса «Последствия монголо-татарского нашествия».