Технологическая карта урока «Жизнь ратными подвигами полна» 2021 г.
методическая разработка по истории (5 класс)

Тема урока

  Жизнь ратными подвигами полна

класс

5 класс

Тип урока

«открытие» новых знаний

Замысел урока/занятия

 

Изучать ратные подвиги  нашего народа на основе краеведческого материала ( участие жителей с. Дубинино в Великой Отечественной войне)

Помочь детям соотнести понятие «ратный подвиг» и участие наших односельчан ( жителей с. Дубинино) в ВО войне

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выпускная работа

слушателя  Сопельниковой Надежды Васильевны

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«Жизнь ратными подвигами полна»

ФИО учителя: Сопельникова Надежда Васильевна

Район, название ОУ: Шарыповский район, Дубининская ООШ, филиал МБОУ Родниковской СОШ

Используемый УМК: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2018.

Учебный предмет, класс: Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс.

Тема урока

  Жизнь ратными подвигами полна

класс

5 класс

Тип урока

«открытие» новых знаний

Цель урока

 урока формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «ратный подвиг», «герой»,  «подвиг».

Задачи:

Образовательные:

помочь детям усвоить новые понятия «ратный подвиг», «герой»; углубить раскрытие темы – подвиг ратный;

Развивающие:

развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;

развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

углубить раскрытие нравственных категорий ответственность, служение, любовь к Отечеству;

формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Образовательные ресурсы

Виноградова Н. Ф. , Власенко В. И. , Поляков А. В. Основы духовно- нравственной культуры народов России 5 класс

 Москва , Изд–во «Вентана – Граф»  2017г. : учеб. для общеобразоват. учреждений .   Поурочно- тематическое  

 планирование    Виноградова Н. Основы духовно- нравственной культуры народов России 5 класс  Москва , Изд–во «Вентана – Граф»  2017г..Презентация  «Память»  ( прилагается)

  Словарь  С. И Ожегова , поговорки , пословицы , отрывки из  

 стихотворения , песня « Русь» А. Поветкин.   Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Замысел урока/занятия

Изучать ратные подвиги  нашего народа на основе краеведческого материала ( участие жителей с. Дубинино в Великой Отечественной войне)

Помочь детям соотнести понятие «ратный подвиг» и участие наших односельчан ( жителей с. Дубинино) в ВО войне

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

«Ратный подвиг», «герой»,  «подвиг» , патриот . День героев Отечества – 9 декабря . ( Георгий Победоносец )

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

Личностные

-концу урока/занятия ученик будет знать понятия : «Ратный подвиг», «герой»,  «подвиг» , патриот . День героев Отечества – 9 декабря . ( Георгий Победоносец ) подвиг односельчан- участников ВОвойны

- к концу урока/занятия ученик будет уметь: определять понятия подвиг,  ратный подвиг, патриотизм, Родина, Отечество, День  героев Отечества .

 Получат возможность научиться:

 работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения, основным нравственным и правовым понятиям, нормам и правилам, понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций;

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии,

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют устные ответы на поставленные вопросы; выражают собственное  мнение, учатся аргументированно его отстаивать.

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий, развивают  умения работать в группах, слушать собеседника, принимать точку зрения другого, анализировать свое поведение.

  1. Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. День Героев Отечества!  Этот праздник очень важен для современной России, ведь он включает  в себя весь исторический опыт и славные ратные традиции наших Вооруженных сил; объединяет историю воинских подвигов и героев армии России со дня ее создания, и до сегодняшних дней.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Обучающие

и развивающие

компоненты,

задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации со-взаимодействия на уроке

Универсальные учебные

действия

(УУД)

Формы контроля

I. Мотивация к учебной деятельности

Планирование деятельности на уроке

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Сформулируйте задачи, которые вам предстоит решить в ходе освоения темы

 Беседа  по вопросам :

-   Чтение  текста на  стр. 25 .

-  Как вы понимаете тему урока «Жизнь ратными подвигами полна»?

-  Какова цель нашего урока?

Для начала предлагаю составить план урока (заранее вспомнить)

  1. Повторим необходимые знания.
  2. Узнаем новое, сделаем вывод.
  3. Закрепим и будем применять полученные на уроке знания.

Готовы? Тогда в путь!

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний(повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

 

Ребята, что за мелодия звучала в начале урока?

(колокольный перезвон)

Колокольный звон- это символ России. Колокола звонили и в великие праздники, и тяжелую минуту испытаний.  Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов.

А героями наша земля была издавна богата.

 Отвечают
на вопросы

Фронтальная работа

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга.

1.Устные ответы

III. Изучение нового материала

- Работа с иллюстративным рядом

Работа   с записями по  событиям и персоналиям

Целеполагание

 

     

. Работа с терминами

.Работа с дополнительным материалом.

 Беседа .  

1.Презентация  «Жизнь ратными подвигами полна»

Обратите внимание на экран.

( На слайде портреты- Невский, Донской, Кутузов, Салават Юлаев, надо подписать портрет, имена ниже, общий список) (интерактив) )

 Кто изображён на портретах?  Ваша задача их правильно подписать.

(Ребята подходят: Портрет №1-А.Невский и «ведут» имя героя к портрету)

-Молодцы! С заданием справились. Оцените свою работу.

-Вспомните, чем прославились эти люди.

-Как вы думаете, что объединяет всех этих людей?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока. ( Подвиги. Или  Защитники Родины)

-Тема. «Жизнь ратными подвигами полна». Как вы понимаете эти слова?

-Какова цель урока?

Цель урока-  узнать о славных защитниках нашего Отечества и уточнить наши знания о ратном подвиге.

(Запись темы в тетрадь)

 Словарная работа

- Кого мы называем Защитниками Отечества? (те, кто совершает подвиги…)

- Объясните значение слова ПОДВИГ.

- Прочитайте, как значение этого слова объяснил  С.И.Ожегов   в толковом словаре. (Ученики  знакомятся со значением слова «подвиг»  в словаре). Один из учеников читает вслух.

(Слайд 6)

Подвиг-  Героический, самоотверженный поступок. (С.И.Ожегов)

  запишите в тетрадь

-А какие родственные слова вы можете подобрать к слову «подвиг»? (двигаться, движение).

- Куда движется человек, совершающий подвиг?  (к добру, к добрым делам и поступкам, в сторону от эгоизма, от корысти и жадности).

-  Подоберите слова, которые на ваш взгляд тесно связаны со словом «подвиг».

        На экране слово “Подвиг”. Ученики двигают слова связанные со словом подвиг (Родина, смелость, отвага,   храбрость, справедливость, добро, доблесть, самоотверженность, ратный).

- Что значит ратный подвиг?

Ратный – военный, боевой. (Запись в тетрадь)

 (Толковый словарь Ожегова С.И.)

-В разные исторические периоды наша Родина подвергалась нападениям врагов. В эти трудные времена Россия рождала множество героев, память о которых мы храним веками.

Оцените свою работу.

Поработаем в группах. Каждая группа работает над отдельной статьёй учебника. И готовит ответ на вопрос по предложенному плану на листе задания.

1 группа  с. 28-29  «Надежда Дурова»  

Вопросы 1. Зачем представительнице «слабого пола» - женщине воевать?

2. Может быть, ее роль в том, чтобы быть хозяйкой дома, воспитывать детей и вести домашнее хозяйство?

2 группа с. 29- 31 «Башкирские кавалеристы на войне 1812 года»

Вопросы 1. Какими качествами обладали воины - башкиры?

3 группа с. 31-32 «Всякий мужественный человек приносит славу своей Родине»

Вопросы 1. Какие чувства побуждают людей с ограниченными способностями здоровья вернуться к любимому делу?

4 группа  с. 32-33  «Александр Иванович Покрышкин »

Вопросы 1. Какие качества помогли  А.И Покрышкину, простому пареньку из Новониколаевска , стать национальным героем и гордостью России?

Отчет групп.

 Выходит представитель каждой группы, отвечает на проблемный вопрос.

Оцените свою работу

- О каких нравственных качествах человека говорят все приведенные в текстах примеры?

- Какую лепту вносили в победу над врагом люди разных народов и разных вероисповедовании?

- Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям?

- Что поддерживало людей в трудное для их страны время?

- Какие добрые дела для людей и своего Отечества может совершить человек сегодня?

Акцентирует внимание на основных моментах.

Прослушивание песни А. Поветкина  «Русь» ( слайд  2ой )

Какие ассоциации вызвала у вас эта песня?

Работа по картинной галерее

 «Назовите героев Отечества» и кратко охарактеризуйте их деятельность .

(слайды 3,4,5,6,7,8)

Организует  работу по изучению новых терминов:  герой ,патриот , подвиг ,  ратный подвиг  , День героев Отечества

 -  Что значит  Родина?

-  Что ты вкладываешь в понятие Отечество?

-  Что такое подвиг?

-  Что такое ратный подвиг?

-   Герой – это ?

-  Какими качествами должен обладать человек , любящий свою    Родину?

 - День героев Отечества – это….. ?

- Что вы знаете о Георгии Победоносце?

 

   

Опираясь на дополнительный раздаточный материал , назовите исторических деятелей и укажите события .

 

Предлагает ответить на следующие вопросы:

1.О каких нравственных качествах человека говорят все приведённые в текстах примеры?

2. Каков вклад  в победу над врагом людей разных народов и вероисповеданий?

3. Что поддерживало людей в трудное для их страны время?

 

 

1. Знакомятся
с новой информацией, задают

уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2. Отвечают
на вопросы, выполняют задание

Ответы детей

Защитники земли Русской.  Они совершали подвиги.

2. Отвечают
на вопросы,
работают
со словарем С. И. Ожегова

 

3.Самостоятельно знакомятся
с материалами рубрики, отвечают на вопросы.

.Краткие   устные    ответы  на  вопросы

Оценивают  себя

Оценивают свою работу

Ученики отвечают на вопросы,

Оценивают свою работу

 

1.Индивидуальная, фронтальная работа.

2.Индивидуальная, фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Самостоятельная работа

Индивидуальная и фронтальная работа .

Групповая работа

Личностные: осознают ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежность.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют  пошаговый контроль деятельности.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии
для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят  вопросы, обращаются
за помощью; формулируют свои затруднения;

предлагают помощь
и сотрудничество

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

2. Устные ответы.

3. Устные ответы, записи в тетради.

.

4. Устные ответы, записи в тетради

5. Устные ответы

Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Прочтение
и комментирование пословиц

Организует обсуждение пословиц:

1) Мы войны не хотим, но к войне (готовы)

2) К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется (глупец)

3) Тучам солнце не закрыть, войне мир не (победить)

4) Враг моего народа — мой (враг)

5) Смертью героя пал, а Родину не (продал)

6) Герой — за Родину (горой)

7) Кто за меч возьмется, тот от меча (и погибнет)

8) Кто за правду горой, тот настоящий (герой)

Выполняют
задание

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют  поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике .

Устные ответы

Рефлексия

Обобщающая беседа

Какая цель, задачи стояли в начале нашего урока? Смогли ли вы их достичь?

– Что нового вы сегодня узнали?

– Что запомнилось больше всего?

– Довольны ли вы своей работой?

 Отвечают на вопросы, оценивают свою работу
на уроке, эмоциональное состояние.

Домашнее задание

 Подготовить сообщение по теме: «Мой прадед – участник ВОвойны»

Конкретизирует домашнее задание.

 

Записывают домашнее задание  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь ратными подвигами полна

О подвиге, на примерах выдающихся исторических личностях...

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина

Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....

Жизнь ратными подвигами полна

Презентация( с использованием видеоматериала ) по ОДНКНР...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Жизнь ратными подвигами полна»

ОДНКНР  5 классФормирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при анализе  понятий «ратный подвиг», «герой»,...

Технологическая карта урока ОДНКНР " Ратный подвиг"

Цель урокаФормирование понятия о ратном подвиге и героях совершавших его в разные исторические периоды.Задачи1. Что такое ратный подвиг;2. Кто совершает ратные подвиги?;3. Какие бывают герои?...

Урок ОДНКНР 5 класс "Жизнь ратными подвигами полна"

Материал представлен конспектом  и презентацией к уроку ОДНКНР в  5 классе "Жизнь ратными подвигами полна".Цель:  Продолжить воспитание российской гражданской идентичности: па...