Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина
план-конспект урока (5 класс) на тему

Агафонова Наталья Борисовна

Предварительный просмотр:

Урок ОДНКНР  5 класс

Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна»

Итоговый урок-викторина

                                                       ГБОУ СОШ№ 237

                                                                             Агафонова Наталья Борисовна

Цель:

  • Задачи урока: закрепить понятие :ратный подвиг, герой; выделить качества, присущие героям; доказать примерами подвиги известных героев, формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с историей данного вопроса, с историческими, художественными и  иными произведениями и документами.

Тип урока:  уроки рефлексии и
общеметодологической направленности;

Задачи: 

Образовательные:

  • углубить раскрытие темы  подвига во имя Отечества
  • познакомить с именами людей, защищавших Отечество в разные времена, больше узнать о подвиге лётчика А.Маресьева в годы В.О.войны.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической и художественной  литературы;
  • развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
  • развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  • содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
  • углубить раскрытие нравственных категорий ответственность, служение, любовь к Отечеству;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • формировать целостный, социально-ориентированный  взгляда на мир в его органичном единстве;  осознания место подвига в собственной жизни, необходимость жертвы чем-либо ради других или самого себя
  • формировать мотивацию к обучению и познавательной деятельности;
  • воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • быть терпимым к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные УУД. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Регулятивные  УУД:

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
  • прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
  • выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, и видео файл, иллюстрация);
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
  • осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.  

Предметные УУД:

  • уметь объяснять значение терминов «ратный подвиг», «герой»
  • расширить знания о  защитниках Отечества.  

Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

учебник  Н.Ф.Виноградова  «Основы духовно-нравственной  культуры народов России» 5 класс»;  методическое пособие для учителя ,

«YouTube» — видеохостинг,книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока.

Технологическая карта урока «ОДНКНР»

5 класс

«Жизнь ратными подвигами полна»

Этапы урока

Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

1. Организационный момент. Психологический настрой

Мотивирует учащихся на начало урока

- Все готовы к серьёзной работе. Займите свои рабочие места

Послушайте и посмотрите видеоклип: песня из фильма: «Офицеры»(можно не до конца)

Слайд2

Как вы думаете о чём эта песня?О ком эта песня?Учитель слушает ответы ребят.подводя к теме:подвиг.

На прошлых уроках  мы изучили тему:

Давайте вспомним какую?

Слайд3

Из этого предложения выделим слово подвиг:

слайд4-вспомните,что такое подвиг

 

- Жизнь нашего народа в разные времена бала полна угроз. Но что их объединяло?

Слайд5

 (великая любовь  к Богу, к людям, к Отечеству)

- Из история жизни защитников Отечества мы учимся у них таким качествам,

Слайд 6

как верность, вера, гордость, смелость, др. Сейчас я прочту вам отрывки из описания жизни и подвига  некоторых защитников Отечества с  которыми мы  познакомились на прошлом уроке, а вы постарайтесь определить о ком идет речь:

Слад7

  1. Илья Муромец
  2. Александр Невский
  3. Дмитирий Донской
  4. А.Покрышкин
  5. А.Мересьев
  6. З.Портнова

Приветствуют учителя и садятся.

Вступают в диалог с учителем

Варианты ответов:служба в армии,участие в войнах,служение Отечеству_защита Отечеству….

Сообщают тему урока «Жизнь ратными подвигами полна»

Обучающиеся отвечают.

Обучающиеся отвечают.

Обучающиеся отвечают.

Обучающиеся называют

2. Актуализация опорных знаний

Побуждает учащихся работать над формулированием цели и задач урока

- Мы продолжаем изучать новые имена Защитников Отечества, жизнь которых может быть названа подвигом.

 Это  воины. Посмотрите на слайд. Кто на них изображен?

- А как еще можно назвать святых воинов? (защитники земли Русской, герои)

 - Какое ключевое слово у нас получилось?

- Кто из вас знает, что такое ратный подвиг?

Слайд8

Слайд9( ролик о подвиге Покрышкина,можно показать

дополнительно,отрывком)

ПОДВИГ

Сравнивают, уточняют свою формулировку.

Ответы обучающихся

Изучение нового материала

3. Викторина по прочитанной книге

Организует работу по викторине с обучающимися, можно разбить детей на команды или группы

Составление синквейна к слову:ПОДВИГ

Слайд10

-

       

    ответы обучающихся

Работа в парах

Читают пример синквейна.

Предлагают варианты .

4. Физминутка

Организует проведение  физминутки

Дети под музыку делают  движения

В приложении по ссылке3

-А сейчас мы проведём мини-викторину по прочитанной книге.

Слайд11

Вспомни автора книги «Повесть о настоящем человеке»?

Борис Николаевич Полевой

Сдайд12

За сколько дней была написан книга (19)

Слайд13

Слайд14,15

Из биографии А.Маресьева

Вопрос:

Слайд16

 сколько сбитых самолётов было на счету А.Маресьева?

-4-

 

Слайд17

Какие события из биографии мы видим на иллюстрациях.Они написаны в книге?

Слайд18

Главный подвиг Маресьева

Слайд19

Вспомните : Что произошло дальше?

Слайд20

Железная воля.

1943 год.Назовите событие?

Слайд 22

читают

Слайд 23

Учитель

Рассказывает:

В 1944 году Маресьев дал согласие стать инспектором-летчиком в управлении вузов ВВС. За все время войны его боевая биография подвигов насчитывала 86 боевых вылетов и 11 сбытых самолетов врага. После своего выхода в отставку Маресьев А.П. постоянно поддерживал себя в хорошей физической форме, занимался плаваньем, катаньем на коньках, лыжах и велосипеде. 

Благодаря вышедшей в свет хрестоматийной «Повести о настоящем человеке», он стал широко известен по всей стране. На подвиге и примере мужества «настоящего человека» воспитывали подрастающее поколение. Маресьева Алексея Петровича много раз приглашали на встречи со школьниками. Умер герой 18 мая 2001 года за час до начала торжественного вечера, посвященного собственному 85-летию. Был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. 

Вопрос:

Слайд24
Чему научила вас эта книга ?

Слайд25,26

Ребята.посмотрим ролик.созданный ранее.о книге Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»

Просмотр ролика

Слайд27

Обучающиеся смотрят презентацию и видео файлы с вопросами.

Отвечают и читают слайд

Читают,

Обсуждают, и анализируют, делают вывод.

Варианты ответов.

Правильный: В то время будущий герой СССР уже состоял в 296-м авиационном истребительном полку. К 1942 г, когда Алексея перебросили на Северо-западный фронт, биография лейтенанта уже насчитывала четыре подвига в виде четырех сбытых вражеских самолета.

 

см. в приложении1 описание

Дети анализируют изображения и вспоминают содержание книги.

Читают слайд.

Идёт обсуждение.Ответы.

См.в приложении 2

Читают обучающиеся

Ответы детей

Отвечают на вопросы

 5. Закрепление знаний.

.

6. Рефлексия.

Слайд28

- Продолжи предложение.

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

По очереди отвечают на вопросы.

7. Домашнее задание

Слайд29

Выводит  домашнее задание на слайде

- Запишите в дневник домашнее задание.

1. Творческое задание: проект «Защитники Отечества» (рисунок или мини-сочинение)

Слайд30:Спасибо за внимание!

Записывают домашнее задание в дневники.

Приложение1

Но свой наиболее известный подвиг, легший в основу произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Маресьев Алексей Петрович совершил в апреле 1942 г. Истребитель Маресьева был сбит в одном из лесных районов Новгородской области, когда тот прикрывал советские бомбардировщики. Летчика тяжело ранило в обе ноги, но он смог совершить посадку. Территория вокруг была занята немцами и ему, раненому, сначала на ногах, а потом и ползком пришлось осторожно продвигаться в сторону линии фронта.
Покалеченные ноги болели, а питаться приходилось шишками, ягодами и корой деревьев. Через 18 суток обессилевшего Алексея встретили отец и сын из деревни Плав, приняли его за немца и поспешили уйти. После этого, уже еле живого мужчину обнаружили мальчики из той же деревни. Один из них позвал отца, который отвез раненого домой. Деревенские жители ухаживали за ним больше недели, но срочно была нужна профессиональная помощь, и вскоре тяжелобольного Маресьева отправили воздухом в московский госпиталь. Как позднее вспоминал эти факты из биографии отца сын Маресьева – Виктор, выходить раненого в госпитале не получилось и Алексея Петровича, практически полуживого, уже готовили к отправке в морг – началась гангрена и заражение крови. Случайно мимо умирающего проходил профессор Теребинский, который и спас ему жизнь, ампутировав обе ноги.
Казалось бы, конец всем подвигам и карьере летчика, но Маресьев Алексей Петрович и тут не позволил судьбе взять над ним верх. Еще в госпитале, а потом и в санатории этот волевой мужчина начал понемногу тренироваться для того, чтобы летать с протезами вместо ног. И чудо свершилось! В 1943 г. Маресьев прошел медкомиссию и был командирован в Ибресинскую летную школу в Чувашии, а в том же году совершил свой первый пробный вылет без ног. Все закончилось благополучно, поэтому Маресьев Алексей Петрович стал просить об отправке на фронт. В ответ поступило разрешение на службу в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк, хотя на боевые задания инвалида долго не пускали. Переживания Алексея заметил командир эскадрильи А. Числов и взял его с собой на боевое задание. Затем еще и еще, пока, наконец, доверие со стороны высшего начальства не возросло и его стали пускать в небо наравне с другими. 

Приложение 2 

Уже 20 июля 1943 года Маресьев Алексей Петрович совершил новый подвиг - спас жизни двум советским летчикам во время воздушного боя с перевесом сил на стороне фашистов. Во время этого боя были сбыты два немецких истребителя FW 190, которые прикрывали бомбардировщики. За этот подвиг 24 августа этого же года Маресьева А.П. наградили медалью «Золотая звезда» и удостоили звания Героя Советского Союза. Слава о нем разнеслась по всему фронту, а в полк героя стали наведываться корреспонденты, среди которых и был будущий писатель Б. Полевой, прославивший подвиг Маресьева на всю страну. 

Приложение3

Физминутка:Патриотическая: https://www.youtube.com/watch?v=mA8cQ2NENic




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории"Ратный подвиг донских казаков"

Урок истории в 8 классе посвящен подвигу донских казаков в Отечественной войне...

Жизнь ратными подвигами полна

О подвиге, на примерах выдающихся исторических личностях...

Жизнь ратными подвигами полна

Презентация( с использованием видеоматериала ) по ОДНКНР...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Жизнь ратными подвигами полна»

ОДНКНР  5 классФормирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при анализе  понятий «ратный подвиг», «герой»,...

Технологическая карта урока ОДНКНР " Ратный подвиг"

Цель урокаФормирование понятия о ратном подвиге и героях совершавших его в разные исторические периоды.Задачи1. Что такое ратный подвиг;2. Кто совершает ратные подвиги?;3. Какие бывают герои?...

Жизнь ратными подвигами полна

Тема урока: Жизнь ратными подвигами полна Образовательная система:ОДНКНРТип урока:Урок открытия нового знания...