Конспект урока "Образование государства Русь"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Мосина Екатерина Александровна

Конспект урока "Образование государства Русь" для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-6rus.docx38.45 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА РУСЬ.

ХОД УРОКА

1. К 7-9 векам нашей эры наши предки славяне заселили  значительную часть великой  Русской равнины, доходя на севере почти до Финского залива, а на юге – до Черного моря.  Мы знаем что во главе племен стояли правители- князья, главной задачей которых было поддержание внутреннего порядка и защита подвластной территории от внешних врагов.

2. Посмотрите на доску. Прочитайте записи на доске, что характеризую все эти слова?

( это признаки государства)

1. Единая территория

2.Власть 

3.Законы

4.Войско

5.Налоги 

 О чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Правильно!

О образовании государства у восточных славян.

Наша задача с Вами познакомиться с процессом формирования Древнерусского государства, определим вместе  причины  его создания, узнаем дату его образования.

 Приступаем к изучению темы нашего урока.

тема урока: Образование государства Русь.

3. Ребята, откройте учебник на странице 41, вы видите карту «Русь в IX- XI вв.» Назовите мне соседей восточных славян: на юге – Византия, на востоке – Волжская Булгария, на севере – появились новые соседи - варяги (так называли жителей Скандинавии).

Итак, давайте теперь выясним с Вами вместе, почему у восточных славян начало формироваться государство. Какие же были главные  причины для того, чтобы у славян появилось государство.

4. А) Причины  возникновения государства у славян.

Процесс образования государства довольно длительный, но неизбежный. Его проходят все народы в своей истории.

Но государство не возникает по воле одного человека, для этого нужны объективные причины. Для того чтобы понять, при каких обстоятельствах возникает государство выполним с вами задания.

  • Каждый ученик в классе  получит раздаточный материал с  текстами
  • Прочитаете текст, и опираясь на него предположите какая могла быть  причина  создания русского государства.

Текст 1

В IX веке главную роль в жизни восточных славян стала играть торговля. Через русские земли проходили важные торговые пути того времени  Волжский торговый путь и путь «из варяг в греки». Оба они обеспечивали торговлю стран Европы с Востоком, с Византией, с южными и западными славянами и др.странами. Особенно выгодной была торговля со странами Востока. Пряности, шелковые и парчовые ткани, драгоценности, изделия ремесленников шли через земли Руси на Запад.

         Активная торговля, пересечение торговых путей.  (Путь из варяг в греки,  прочитать в учебнике , стр.34-35)

Текст 2

С развитием торговли возникали специальные поселения, куда привозили для продажи купцам местные звероловы свою добычу, а бортники – мёд. В дальнейшем эти поселения превращались в города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Смоленск и Полоцк – у кривичей, Любеч – у радимичей, Новгород – у ильменских славян. В города переселились ремесленники.

Возникновение городов, развитие в них ремесла

Текст 3

У восточнославянских племён были опасные соседи. На юге в низовьях Волги Хазарский каганат подчинял себе и собирал дань с полян, северян, радимичей, вятичей. На севере – кривичи, чудь, меря, славяне новгородские были подчинены варягам и обложены данью. Купцы постоянно опасались нападения со стороны печенегов – степных кочевников. Купцы стали нанимать и вооружать для охраны своих судов и складов специальных людей, которые были объединены в дружины. Во главе дружины стоял военачальник – князь.

Необходимость в защите от врагов.

Текст 4

Города становились центрами торговли и защиты от внешних врагов. В городах собирались люди из разных мест, племен.  В городе  постепенно вырабатывались единые для всех правила поведения. Право устанавливать и поддерживать порядок, осуществлять власть переходило к князьям. Города подчиняли себе близлежащие территории. Возникали местные княжения, то есть территории, где признавалась власть одного князя, так было у полян, славян, дреговичей, кривичей, древлян, ильменских славян.

Возникали местные княжения, которые подчинялись одному князю.

Запись в тетради: Причины возникновения государства у славян:

1.Активная торговля, торговый путь «Из варяг в греки»

2.Возникновение городов, развитие в них ремесла

3.Необходимость в защите от врагов – опасных соседей

4.Возникали местные княжения, которые подчинялись одному князю.

Б) О создании государства у славян.  

Задание: Прочитайте отрывок из «Повесть временных лет» на стр. 42 и выберите доказательства (цитаты) о том, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы.

  • Кто откликнулся на приглашение славян прийти и править ими? - Варяжские братья князья Рюрик, Синиус и Трувор в 862 г.

 Старший из братьев Рюрик прибыл в Новгород, Синеус в  Белоозеро, а Трувор в Изворск.

Запись в тетради: 862г – призвание Рюрика, условное начало русской государственности.

Задание. Стр.36-37, прочитать

 Познакомьтесь с таблицей «Различные теории о возникновении государства у восточных славян»

Норманнская

Центристская

Славянская

Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян.

Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира

Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы.

Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.

Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства.

Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.

Современные учёные придерживаются различных взглядов о возникновении древнерусского государства.

Большинство учёных историков придерживаются центристской теории.

В) Образование Древнерусского государства в 882 году.

  • В 879 году в Новгороде после 15-летнего правления умирает Рюрик.  Оставив власть над северными землями и опеку над малолетним сыном Игорем на своего родственника, воеводу Олега. Олег становится регентом – временным правителем при малолетнем князе.
  • Став князем Олег принял решение завладеть южными землями и Киевом. В Киеве как мы знаем, правили варяжские воины Аскольд и Дир.
  • Что было дальше мы узнаем из отрывка документа Н.Летописца – «Повести временных лет»

Г) Работа с  текстом учебника стр.39-40 прочитать.

Ответить на вопросы:

1.В каком году Олег отправился в поход на Киев?

2.Как Олег поступил с Аскольдом и Диром?

3.Как Вы думаете, почему Олег так с ними поступил?  Подтвердите  цитатой из текста.

  • Аскольд и Дир были убиты на месте. А Олег стал править в Киеве.
  • В 882 г. Олег объединяет Новгород и Киев в русское государство. Киев объявляет Матерью городов русских. Историки считают эту дату образованием Древнерусского государства.  Киев столицей земель Олега.
  • В результате объединения двух центров восточных славян: южного - во главе с Киевом, северного - во главе с Новгородом, образовалось государство Русь с центром в Киеве – Древнерусское государство. (учебник с. 41 карта)

Записать в тетрадь:

882 г. – образование Древнерусского государства. Столица – г.Киев.

ВЫВОД:

  • В конце IX века сложилось государство восточных славян - Русь. Процесс формирования государства был закономерным, это результат изменений, происшедших во внутренней жизни восточнославянских племен, ускоренный внешним фактором - нападением варягов на северо-западные земли и хазар на южные.

5. Домашнее задание

1.Изучить параграф 4, 5 пункты – 1,2.

2.Подготовиться к пересказу параграфов.

Работа с текстом

Прочитайте текст и опираясь на него

сформулируйте причины  создания Древнерусского государства

Текст 1

В IX веке главную роль в жизни восточных славян стала играть торговля. Через русские земли проходили важные торговые пути того времени  Волжский торговый путь и путь «из варяг в греки». Оба они обеспечивали торговлю стран Европы с Востоком, с Византией, с южными и западными славянами и др.странами. Особенно выгодной была торговля со странами Востока. Пряности, шелковые и парчовые ткани, драгоценности, изделия ремесленников шли через земли Руси на Запад.

______________________________________________________________________________________

Работа с текстом

Прочитайте текст и опираясь на него

сформулируйте причины  создания Древнерусского государства

Текст 2

С развитием торговли возникали специальные поселения, куда привозили для продажи купцам местные звероловы свою добычу, а бортники – мёд. В дальнейшем эти поселения превращались в города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Смоленск и Полоцк – у кривичей, Любеч – у радимичей, Новгород – у ильменских славян. В города переселились ремесленники.

_______________________________________________________________________________________

Работа с текстом

Прочитайте текст и опираясь на него

сформулируйте причины  создания Древнерусского государства

Текст  3

У восточнославянских племён были опасные соседи. На юге в низовьях Волги Хазарский каганат подчинял себе и собирал дань с полян, северян, радимичей, вятичей. На севере – кривичи, чудь, меря, славяне новгородские были подчинены варягам и обложены данью. Купцы постоянно опасались нападения со стороны печенегов – степных кочевников. Купцы стали нанимать и вооружать для охраны своих судов и складов специальных людей, которые были объединены в дружины. Во главе дружины стоял военачальник – князь. Возникла необходимость в защите от врагов.

_______________________________________________________________________________________

Работа с текстом

Прочитайте текст и опираясь на него

сформулируйте причины  создания Древнерусского государства

Текст 4.

Города становились центрами торговли и защиты от внешних врагов. В городах собирались люди из разных мест, племен.  В городе  постепенно вырабатывались единые для всех правила поведения. Право устанавливать и поддерживать порядок, осуществлять власть переходило к князьям. Города подчиняли себе близлежащие территории. Возникали местные княжения, то есть территории, где признавалась власть одного князя, так было у полян, славян, дреговичей, кривичей, древлян, ильменских славян.

_______________________________________________________________________________________

Ответить на вопросы:

1.В каком году Олег отправился в поход на Киев?

2.Как Олег поступил с Аскольдом и Диром?

3.Как Вы думаете, почему Олег так с ними поступил?  Подтвердите  цитатой из текста.

____________________________________________________________________________________

Ответить на вопросы:

1.В каком году Олег отправился в поход на Киев?

2.Как Олег поступил с Аскольдом и Диром?

3.Как Вы думаете, почему Олег так с ними поступил?  Подтвердите  цитатой из текста.

_______________________________________________________________________________________

Ответить на вопросы:

1.В каком году Олег отправился в поход на Киев?

2.Как Олег поступил с Аскольдом и Диром?

3.Как Вы думаете, почему Олег так с ними поступил?  Подтвердите  цитатой из текста.

____________________________________________________________________________________

Ответить на вопросы:

1.В каком году Олег отправился в поход на Киев?

2.Как Олег поступил с Аскольдом и Диром?

3.Как Вы думаете, почему Олег так с ними поступил?  Подтвердите  цитатой из текста.

_______________________________________________________________________________________

Ответить на вопросы:

1.В каком году Олег отправился в поход на Киев?

2.Как Олег поступил с Аскольдом и Диром?

3.Как Вы думаете, почему Олег так с ними поступил?  Подтвердите  цитатой из текста.

_______________________________________________________________________________________

Ответить на вопросы:

1.В каком году Олег отправился в поход на Киев?

2.Как Олег поступил с Аскольдом и Диром?

3.Как Вы думаете, почему Олег так с ними поступил?  Подтвердите  цитатой из текста.

_______________________________________________________________________________________

Ответить на вопросы:

1.В каком году Олег отправился в поход на Киев?

2.Как Олег поступил с Аскольдом и Диром?

3.Как Вы думаете, почему Олег так с ними поступил?  Подтвердите  цитатой из текста.

_______________________________________________________________________________________

Работа с  текстом учебника стр.39-40 прочитать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: Распад государства Русь. Галицко- Волынское княжество

Материал для проверки домашнего задания....

Презентация к уроку истории России в 6 классе по теме "Образование государства Русь"

Презентация содержит основные понятия, имена, даты, репродукции, карты по теме "Образование государства Русь". В презентации есть оглавление и навигация по ней, в конце содержатся  вопросы для за...

Образование государства Русь

Конспект урока истории в 6 классе на тему: "Образование государства Русь"...

Конспект урока истории «Русь в середине XII – начале XIII вв.», 6 класс

Представленный урок повторения и обобщения является заключительным в изучении раздела «Русь в середине XII – начале XIII вв.» УМК Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токар...

План урока истории "Формирование государства Русь"

План проведения урока истории в 6 классе по теме "Формирование государства Русь"...