Методичемкая разработка мероприятия "Живые стрки памяти"
методическая разработка по истории

Сценарий мероприятия, посвященного ВОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации

городского округа Истра

МОУ «ЛИЦЕЙ  Г. ИСТРА»

Методическая разработка мероприятия

«Живые строки памяти»

Автор: Мельникова С.В.,

учитель истории и обществознания

2020г.

Пояснительная записка.

 

Актуальность темы:

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.

Изменения военно-политической обстановки в мире требует отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни.

В настоящее время государством предпринимаются меры по возрождению системы военно-патриотического воспитания детей и подростков.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. 

Цели:

  • Воспитать у школьников патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны, готовность к жертвенным поступкам во имя семьи и Родины.
  • Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве и отваге.
  • Формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.
  • Учить детей ценить мир на Земле.

 

Задачи:

Образовательные

1) Погрузить детей в атмосферу военного времени.

2) Расширить знания школьников старшего звена о событиях 1941-1945 гг.

3) Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

4) Познакомить с произведениями, воспевающими мужество, стойкость и героизм советского солдата.

Воспитательные

1) Воспитание у учащихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.

2) Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.

3) Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.

4) Воспитание честности, благородства, сострадания.

5) Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.

6) Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.

Развивающие

  1. Развивать интерес к изучению истории.
  2. Расширить область знаний,
  3. Обогатить словарный запас обучающихся.

Место мероприятия в системе воспитательной работы:

Данное мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей, направлено на реализацию поставленных целей и задач, занимает важное место в моей системе воспитательной работы по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания.

СЦЕЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «Живые строки памяти»

На сцене темно, горит прожектор, на фоне кинохроники чтец

Чтец (молодой парень начла 40-хгг):

Ой, какие светлые дали!
Ой, какой голубой разлив!
Только я сегодня печален
И поэтому молчалив...

Жизнь,которой мы так гордились,
Не лежит на нашем пути,
Видно мы не затем родились,
Чтобы счастье свое найти...

Скоро мир, что широк и розов
Превратится в кромешный ад,
Скоро крылья чужих бомбовозов
Голубое небо затмят.

Озаренные солнцем славы
Закаленные в дни войны,
Легионы чужой державы
Перейдут рубежи страны.

Где-то первый залп всколыхнется,
Где-то вспыхнет первый пожар.
Кто-то первый в землю уткнется,
Кто-то первый примет удар.

Позабудьте сказки и были
И не тешьте себя мечтой-
Войны, все, которые были,
Перед этой будут - ничто.
 .......................
Будет враг разбит и рассеян,
Но какой жестокой ценой.
Долго будет плакать Россия,
Вспоминая великий бой...

Не для маршей и не для гимнов
Над кладбищенскою травой, -
Мы родились, чтоб жить и гибнуть
С непокорною головой.

Но прекрасно все понимая,
Но готовый идти на рать,
В этот солнечный вечер мая
Я совсем не хочу умирать.
На сцене зажигается свет, стоит мебель, староста класса ждет одноклассников, накрывает на стол.

Ст: (Смотрит на часы на руке). С минуты на минуту гости пожалуют…Нашему классу доверили подготовить праздник ко Дню Победы. Я пригласила одноклассников к себе. Полагаю, что в непринужденной домашней обстановке репетиция пройдет продуктивнее.

(звенит звонок, входят одноклассники, здороваются, рассаживаются около стола)

Ст.- Может чайку, ребята? Или сначала почитаем сценарий.

У4: Сначала дело, потом безделье..

У5: Тогда начинайте, кто первый  по сценарию ?

У6: Добрый день, уважаемые зрители. Сегодня 8 мая, ровно 75 лет назад в этот день в предместье Берлина Карлсхорсте, в присутствии представителей командований армий СССР, США, Англии и Франции представители поверженной Германии подписали акт о безоговорочной капитуляции. В ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков, 9 мая 1945 года, было объявлено днем всенародных торжеств -  Днем Победы.

У10: В  мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о  безоговорочной капитуляции фашистской Германии и победоносном окончании войны в Европе.

У3: И сегодня мы перелистаем страницы героического подвига
      нашего народа в борьбе с фашизмом…

У5: Такою все дышало тишиной,

          Что вся земля еще спала, казалось.

           Кто знал, что между миром и войной

           Всего каких-то пять минут осталось.

Раздается звук взрыва, девочки с визгом прячутся под стол,роняя книги с этажерки мальчики бросаются к окну, смотреть, что произошло. Возвращаются к столу, успокаивают девчонок.

Ст: Мамочки, у меня сердце в пятки от страха ушло.

У9: Вылезайте, трусихи! Это на соседней улице старый жилой дом
      ломают,   чтобы построить деловой центр…

Девочки возвращаются за стол

поднимая книги У3 находит письмо-треугольник.

У3: Ой, а что это ?

Ст: (отбирая письмо, читает)  "Любимый мой, единственный,

У10: (с интригующей ухмылкой) Хм..А это уже интересно….Любимы….Единственный..

Ст: (продолжает) Я похоронку никому не покажу, я всё равно буду тебя ждать. Твоя Мотя" ..

Мотя?...(задумчиво)Так звали мою прабабушку. Мне бабушка рассказывала. Ей в войну 8 лет было. Но это письмо я не видела. Бабушки уж почти полгода как нет… От нее на память осталась эта скатерть (показывает на стол) и несколько книг, которые мы не рогали… (радостно)А теперь еще и письмо моей прабабушки!..(с грустью и сожалением)Вот только спросить о нем уже некого…

У6: А я из рассказов своей бабушки Кати знаю, что служила она на фронте медицинской сестрой. Правда, попала туда обманом. За счет высокого роста она скрыла свой возраст. А было ей всего 12 лет, когда началась Великая Отечественная война.

У9: Бедняжка! Сколько ужаса ей пришлось пережить. Я в книжке читал, как стонали раненые, как много было крови, как раненым ампутировали конечности…(морщится от ужаса).

У6: Она была счастлива помогать своему народу в борьбе с  
  агрессором, но ее обман с возрастом раскрыли и отправили  
   домой.

У4: И что, на этом ее подвиг закончился?

У6: Вовсе нет. Ты только представь. Тебе 12. Ты приходишь домой, а дома, в котором ты еще недавно ел горячий мамин борщ и уплетал за обе щеки бабушкины пирожки, нет. Вот и Катя увидела свой дом разрушенным.

     К великой радости оказалось, что родные не пострадали. Им пришлось жить у соседей, но и там бабушка не осталась без дела. Каждое утро она, прячась в кустах или за деревьями подсматривала и подслушивала за фашистами, а вечером уходила в партизанский отряд и передавала услышанное партизанам.

     Те, в свою очередь, направляли добытые ею сведения в штаб армии. За свой маленький вклад в большую победу моя бабушка награждена двумя медалями.

У2: А моей бабушке Аделине было всего 6 лет, когда началась война. Их эвакуировали, но она тоже внесла свой вклад в   победу над фашизмом. Она написала письмо в газету.

У4: В газету, в 6 лет?! Сама? Не может быть! Мне было восемь,  
когда я писал письмо Деду Морозу, и то, без маминой помощи не справился. А тут – в газету.

Ст: Да. Я и представить себе не могу, как это у нее получилось…

Гаснет свет, вкл.прожектор, за столом сидит девочка и пишет

Дев: Я Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по печатному.

Гитлер выгнал меня из города Сычевки Смоленской области. Я хочу домой. Маленькая я , а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда поедем домой. Мама отдала деньги на танки. Я собрала на куклу 122 рубля25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем маленьким детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка»….

Включается свет

У10: И что стало с этим письмом?

У2: Это письмо напечатали в газете «Омская правда» 25 февраля  1942г. Все малыши области откликнулись. А потом из Кремля пришла телеграмма с благодарностью за собранные деньги от Красной Армии за подписью САМОГО ТОВАРИЩА СТАЛИНА!!!

А для моей семьи самое трагическое событие Великой Отечественной войны- это гибель моих прапрадедушки и прапрабабушки.

Когда фашистские войска захватили Каменец – Подольск, что в Украине, вся их семья оказалась под угрозой смерти. К счастью, мой прадедушка Ниса Альшан, смог вывезти жену и детей из города, а , вот, своих родителей, Абрама Альшан и Розалию Кейтель, не успел. Фашисты создали в городе гетто, куда согнали всех евреев, чтобы предать их мучительной смерти.

27 августа 1941года узникам гетто сказали, что город эвакуируют, но моя прапрабабушка Розалия знала, что ждет их всех. Она не плакала и не молила оккупантов о помиловании. Она встала впереди всех евреев, чтобы пройти с ними последние шаги. Ведь, если еврейскому народу придется сгинуть навсегда, думала Розалия, так пусть он умрет с честью и достоинством…

Я и представить себе не могу, как было тяжело моей прапрабабушке осознавать, что она больше никогда не увидит своих детей, не обнимет внуков…

В длинных колоннах евреев вели к холмам к северу от города. Полицейские выстроили людей в цепочки и заставили бежать. Все ценные вещи нужно было оставить на земле, а некоторых даже заставили раздеться. Многих из них расстреляли, кому-то досталась пуля голову. Жертв хоронили в ямах, выкопанных тут же, некоторые были погребены заживо.

От Розалии Кейтель не осталось ничего. Ни могилы, ни признания… Только туманные воспоминания моего дедушки. Прапрадед Абрам был убит в том же гетто.

Всего за 4 последних дня августа 1941года в Каменец-Подольске фашистские войска расстреляли 23 тысячи 600 евреев.

У5: Как это не справедливо!  Нельзя уничтожать людей по национальному признаку!

У12: А моя прабабушка Александра помогала во время войны детям евреев. Она была женой «врага народа». Перед самой войной она  смогла устроиться ввоспитательницей в детский сад. Когда Черкассы оккупировали нацисты, садик расформировали, но моей прабабушке удалось создать на его месте приют для бездомных детей. Она хорошо знала немецкий и смогла убедить руководство оккупационной администрации, что такой приют нужен.

В детском доме собралось 70 детей, из них 25 – из еврейских семей. В документах моя прабабушка записывала их украинцами, греками, татарами. Когда полицаи, набранные из местных жителей, стали приходить в приют с проверками, моя прабабушка снова смогла убедить администрацию не делать этого, как когда-то убедила в необходимости создать детский дом. Ей повезло: гебитскомиссар оказался детдомовцем и проверки прекратились. Позже дочь Шулежко рассказывала, как ее мать придумала способ отвести от детей подозрения раз и навсегда. Она повела воспитанников креститься в Троицкую церковь, предварительно договорившись со священником. Обратно дети возвращались со свечками в руках, чтобы весь город видел – дети в приюте крещеные, а значит, не евреи.

Из соображений безопасности выходить за пределы приюта и разговаривать с посторонними детям не разрешали – чтобы кто-нибудь из горожан не донес в полицию. А когда маленьких воспитанников и сотрудников приюта решил прийти поздравить с Новым годом гебитскомиссар, Александра узнала об этом заранее и успела подготовиться. Чтобы замаскировать еврейских детей, им сделали костюмы с париками, накладными усами, очками. После утренника гебитскомиссар раздал детям подарки и уехал.

Все дети из ее приюта выжили. Мою прабабушку они называли мамой. После войны некоторых из них нашли и забрали родственники, кого-то усыновили, но многие еврейские дети остались в городском детдоме и после школы разъехались.

У9: Да…Не каждая женщина ценой собственной жизни решится спасать такое количество чужих детей….

У5: (обращаясь к У10) Эй, подруга, ты что загрустила ?

У10: У меня  все родные в войну погибли. Осталась в живых одна моя бабушка Таня. Она была самым младшим ребенком в семье. Ее отец и старшие братья погибли на фронте. А когда я ее спрашивала о Великой отечественной войне, она вспоминала только, как мама плакала, получая похоронки сначала на старшего сына, потом на мужа, а затем и на остальных трех сыновей. Утрата близких и мамины слезы-- самое страшное воспоминание о войне для моей бабушки.

Гаснет свет, прожектор

Мать:Ой, зачем ты, солнце красное,
все уходишь —
не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
сын,
не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
прилечу орлицей быстрою…
Отзовись,
моя кровиночка!
Маленький.
Единственный…

Белый свет не мил.
Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое,
Зорюшка моя.
Горюшко мое,—
где ж ты?
Не могу найти дороженьки,
чтоб заплакать над могилою…
Не хочу я
ничегошеньки —
только сына милого.
За лесами моя ластынька!
За горами — за громадами…
Если выплаканы
глазыньки —
сердцем плачут матери.
Белый свет не мил.
Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое,
Зорюшка моя.
Горюшко мое,—
где ж ты?

Чтец: (обращаясь к матери)

Зажги свечу ты в память о погибших!

Огонь святой вмиг павших оживит...

Увидишь вновь людей, так жизнь любивших...

Их только память наша воскресит!

У 5:День Победы. И в огнях салюта
Будто гром: — Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек!

        Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света
И живых, отчаянно живых!

У8:Зажги свечу ты в память о погибших!

О тех, кто жизнь свою не пощадил.

О тех, кто пал, о них – не долюбивших,

Кто от беды и слез людей собой прикрыл.

У 7:У любого где-то дом иль хата,
Где-то сад, река, знакомый смех,
Мать, жена… А если неженатый,
То девчонка — лучшая из всех.

        На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час уже шестьсот!..

        И вот так четыре горьких года,
День за днем — невероятный счет!
Ради нашей чести и свободы
Все сумел и одолел народ.

У 3:Зажги свечу ты в память о погибших!

И пламя болью сердце обожжет...

Зажги свечу ты в память о погибших!

     В душе …и никогда не задувай

Включить свет

Список использованной литературы

1. Абрамов А.М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. Издание второе. Советский писатель.- М., 1975

2. Поэзия   военных летwww.otvoyna.ru/proza3.htm 

http://victory.rusarchives.ru / Победа 1941-1945 на портале «Архивы России»

http://www.rusarchives.ru / Портал Архивы России

http://www.otvoyna.ru/index.htm Великая Отечественная война


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка вечера, посвященного памяти А.С. Пушкина

Гений А.С. Пушкина привлекает к себе людей самых разных возрастов. Привить любовь учащихся к великому русскому поэту призван предлагаемый материал к вечеру, посвященному памяти А.С. Пушкина....

Методическая разработка "Быть достойным памяти предков!"

Методическая разработка посвящена 70 летию со дня Великой Победы над фашисткой Германией. Эта разработка включает краеведческий материал....

Методическая разработка "Быть достойным памяти предков!"

Методическая разработка посвящена 70 летию со дня Великой Победы над фашисткой Германией. Эта разработка включает краеведческий материал....

Методическая разработка внеклассного события "Памяти павших будьте достойны"

КЛАССНЫЙ ЧАС«ПАМЯТИ ПАВШИХ БУДЬТЕ ДОСТОЙНЫ!»Цель: создать условия для осознания участниками мероприятия нравственной ценности патриотизма, формирование и развитие патриотических чувств.Задачи:·...

разработка классного часа "Памяти юных героев посвящается"

Литературно-музыкальная композиция, посвященная юным героям-разведчикам в Великой Отечественной войне...

Методическая разработка внеклассного события "Памяти павших будьте достойны"

Внеклассное мероприятие«ПАМЯТИ ПАВШИХ БУДЬТЕ ДОСТОЙНЫ!»Цель: создать условия для осознания участниками мероприятия нравственной ценности патриотизма, формирование и развитие патриотич...

Методическая разработка внеклассного мероприятия памяти подвига Зои Космодемьянской.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАЯНДАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. М.Б. УБОДОЕВА» ...