Методическая разработка внеклассного события "Памяти павших будьте достойны"
методическая разработка (9, 10, 11 класс)

Савченко Сергей Владимирович

Внеклассное мероприятие

«ПАМЯТИ ПАВШИХ БУДЬТЕ ДОСТОЙНЫ!»

Цель: создать условия для осознания участниками мероприятия нравственной ценности патриотизма, формирование и развитие патриотических чувств.

Задачи:

·        исследовать ценностное проявление патриотических чувств через соприкосновение с исторической темой, связанной с деятельностью организации «Молодая гвардия»;

·        способствовать принятию обучающимися базовых нравственных ценностей, главной из которых является ПАТРИОТИЗМ;

·        развивать  нравственную сферу обучающихся в процессе погружения в тему;

·        нравственно стимулировать развитие патриотических чувств;

·         развивать творческие, коммуникативные способности обучающихся;

Формы работы: индивидуальная,  групповая, фронтальная, коллективная.

Методы: проблемно-диалогический. личностно-ориентированный, исследовательский.

Подход: системно-деятельностный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_0.docx37.89 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ПАМЯТИ ПАВШИХ  БУДЬТЕ ДОСТОЙНЫ!»

Цель: создать условия для осознания участниками мероприятия нравственной ценности патриотизма, формирование и развитие патриотических чувств.

Задачи:

  • исследовать ценностное проявление патриотических чувств через соприкосновение с исторической темой, связанной с деятельностью организации «Молодая гвардия»;
  • способствовать принятию обучающимися базовых нравственных ценностей, главной из которых является ПАТРИОТИЗМ;
  • развивать  нравственную сферу обучающихся в процессе погружения в тему;
  • нравственно стимулировать развитие патриотических чувств;
  •  развивать творческие, коммуникативные способности обучающихся;

Формы работы: индивидуальная,  групповая, фронтальная, коллективная.

Методы: проблемно-диалогический. личностно-ориентированный, исследовательский.

Подход: системно-деятельностный.

В разработке использован материал с сайта «Молодая гвардия»

Звучит отрывок из «Реквиема» Рождественского.

ТРЕК НАЧАЛО

Звук колокола. Какие чувства вызывает у вас этот звук? Издавна на Руси колокол сообщал о трагедии, о беде. Такая беда нависла над нашей Родиной в июне 1941 года. 72 года  мы с вами живем под мирным небом!  Но пришло время, когда, действительно, пора бить в набат! Сейчас происходит самое страшное и необъяснимое с точки зрения здравого смысла – это попытки современных политиков переписать историю, заставить мир поверить в придуманные факты, например, о мнимой  оккупации советскими войсками территории Германии и Украины.

  • Как вы думаете, чем  грозят современным людям попытки переписать историю?
  • Как вы думаете, зачем нужно именно в вашем возрасте иметь правильное представление об исторической правде?

ТРЕК «СЛУШАЙТЕ!» (отрывок из «Реквиема»)

Павшие имеют право на правду! Они обращаются к вам, молодому поколению, с призывом, именно сейчас! Миллионы героев отдали свои жизни во имя спасения Отчизны. Имена многих мы знаем, но есть и такие герои, чьи имена  современным школьникам, к сожалению, неизвестны. Нами был проведен социологический опрос, целью которого было следующее: выяснить, знают ли учащиеся нашей школы героев-подростков, юношей и девушек, которые, несмотря на юный возраст, смогли стать  Героями  Советского Союза. О ком я сейчас говорю?

О молодогвардейцах.

Анализ результатов соцопроса показал, что современные школьники практически не знают, кто такие молодогвардейцы. 80% опрошенных ответили, что молодогвардейцы – это участники современного политического  движения. Вот так, прошло 72 года, а важные страницы истории исчезают из памяти!

ТРЕК КНИГА

(В руках книга «Молодая гвардия» А. Фадеева)

Вы знаете, вот эту книгу однажды, несколько лет назад, мне принес мой ученик. Сказал: «Алена Юрьевна, я нашел книгу на остановке. Возьмите, может, она Вам пригодится!» Да. Эта книга мне пригодилась! Во времена моей школьной жизни! Мы, взрослой поколение, выросли на таких книгах, в которых воссоздавался образ героев. Может, поэтому мы так ответственно относимся ко многим вопросам исторической памяти!? Мы помним имена героев, в нашем сознании навсегда остался облик героев-патриотов. Думаю, что и вы узнали их имена, прикоснулись к героическим страницам жизни молодогвардейцев, лишь в процессе подготовки к классному часу.

Попробуйте сформулировать цель нашего классного часа!

Молодогвардейцы... Это были не картинные герои, а жизнелюбивые с ребячьими недостатками и проказами мальчишки и девчонки, только что ставшие юношами и девушками. Да разве думали они о смерти, о героизме такой ценой? И, может быть, главный их подвиг в том, что они сумели повзрослеть, когда пришло время?!

Итак, мы сегодня попытаемся воссоздать образ тех юношей и девушек, которые в далеком 42 году смогли встать на защиту своей Родины. В процессе работы я предлагаю вам проанализировать, прочувствовать, а вы смогли бы проявить такую степень ответственности за судьбу Отечества. А поможет нам искусство: музыка, отрывки из легендарного фильма «Молодая гвардия» и, конечно, стихи.

Дома каждая группа готовила свой материал о героях. Давайте попробуем сформулировать кратко: Молодогвардейцы – это…

ТРЕК «НЕ ПУГАЙТЕСЬ» (отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского)

Сильные, смелые, бесстрашные, не успевшие в большинстве своем  познать радость любви, не сумевшие продолжить свой род!  Но сохранившие эту возможность для новых поколений!

  • С каким призывом обращаются к нам герои?

Они имеют право спросить вас, достойные ли вы потомки? Не напрасны ли были их жертвы во имя Родины? Сможете ли в минуту опасности встать на ее защиту!

Я напомню вам, что есть понятие: базовые национальные нравственные ценности. Назовите их:

патриотизм —

справедливость,

 милосердие,

честь,

достоинство;

гражданственность

 свобода совести и вероисповедания;

любовь и верность,

здоровье,

 уважение к родителям,

уважение к труду,

целеустремлённость и настойчивость;

нравственный выбор,

смысл жизни,

эстетическое развитие, этическое развитие;

мир во всём мире, многообразие культур и народов,

  • Что отличает российского человека? (любовь к Родине)

Так любить Отечество, как это умеют делать россияне, думаю, мало, кто умеет. Так преданно защищать интересы Родины, как это сделали молодогвардейцы, способен не каждый!

Итак, давайте попробуем погрузиться в атмосферу того июльского времени, когда на территории современной Украины возникла организация «Молодая гвардия». Попробуем понять, что двигало мальчишками и девчонками, забывшими  о личном во имя общего.

  • Им было по 16-19 лет. О чем они мечтали?

Отрывок из стихотворения Павла Когана, поэта военного времени, причитает Илья.

Мы были всякими, любыми,

Не очень умными подчас,

Мы наших девушек любили,

Волнуясь, мучась, горячась.

Мы были всякими, но мучась,

Мы понимали: в наши дни

Нам выпала такая участь,

Что пусть завидуют они!

  • Как вы думаете, кого имел в виду поэт «Пусть завидуют они»?

Давайте увидим этих героев, воссозданных в фильме 1948 года, снятом почти сразу после великих событий.

ОТРЫВОК ИЗ ФИЛЬМА «Молодая гвардия» (сцена с бегущими к реке девочками)

Можно ли утверждать, что эти девочки особенные? Совершенно обычные девчонки! И необычные по силе своего характера. Давайте вспомним, где происходили эти события?

Краснодон. Донбасс. Когда сейчас анализируешь современные политические реалии, недоумеваешь, неужели на этой земле опять зверствуют нацисты? Тогда,  в 1942-1943 годах на оккупированной фашистами территории Украины, началась героическая борьба юных героев.  Как вы думаете, что послужило точкой отчета создания  организации «Молодая гвардия»?

ОТРЫВОК ИЗ ФИЛЬМА (казнь шахтеров)

Да. После того, как фашисты пытками и казнями старались сломить волю советского народа, после зверской расправы над мирными людьми, когда были живьем закопаны 32 краснодонских шахтера, в сознании молодых людей сформировалась убежденность в  необходимости борьбы, борьбы подпольной.

  • Почему?
  • Как относились молодогвардейцы к Родине?

ЛЮБОВЬ (ключевое слово размещается на доске)

  • Что еще, помимо любви к родине, объединяло этих юношей и девушек?

КОМСОМОЛ

Итак, перед нами комсомольцы:

  1. Олег Кошевой.
  2. Ульяна Громова.
  3. Любовь Шевцова.
  4. Сергей Тюленин.

Давайте познакомимся с ними поближе! Пусть они оживут в нашей памяти!

  1. ОЛЕГ КОШЕВОЙ (текст выступления в приложении)
  • Как вы думаете, почему Олег Кошевой первым начинает нашу эстафету памяти?
  • Каким вы его увидели?
  • Какие качества характера являются определяющими у этого героя?
  • А есть ли в вас эти качества?

РЕФЛЕКСИЯ

  1. УЛЬЯНА ГРОМОВА (текст выступления в приложении)
  • Чем поражает вас эта девушка?
  • Какие качества характера в её личности главные?
  1. ЛЮБОВЬ ШЕВЦОВА (текст выступления в приложении)
  • Чем удивляет Люба?
  • Какие качества характера определяющие?
  1. СЕРГЕЙ ТЮЛЕНИН (текст выступления в приложении)
  • Назовите главные качества характера Сергея.
  • Тюленин был, судя по воспоминаниям современников, не совсем прилежным и дисциплинированным учеником. Почему он изменился?

Ребята, а молодогвардейцы мечтали о подвиге?

Нет, не это было главным в их поступках. Давайте услышим их клятву!

КЛЯТВА МОЛОДОГВАРДЕЙЦЕВ. (отрывок из фильма)

Выступление ученицы (+музыкальное сопровождение)

Юные патриоты свято выполняли клятву. Они в бою добывали оружие, уничтожали врага и технику; писали листовки, в которых рассказывалось о том, какие потери несет враг, какие города освобождены и развешивали их в городе. Организовывали диверсии на складах с оружием. Взлетали на воздух фашистские машины, пропадали без вести гитлеровские солдаты и офицеры. Боевая группа под руководством Сергея Тюленина уничтожила вражескую автоколонну. Из Волченского концлагеря молодогвардейцы освободили более 70 пленных. 7 ноября 1942г. над городом реяли красные флаги. Целый день фашисты не могли их снять, так как молодогвардейцы повесили табличку «Заминировано». Юные патриоты сожгли «биржу труда», там находились списки тех, кого должны были угнать в Германию. От немецкой неволи молодогвардейцами были спасены более тысячи людей. Их героизм вселял уверенность советским людям. Те видели, что врага уничтожают, и верили в победу.

    Во второй половине декабря 1942г. началось отступление немецких войск, разгромленных на Волге, день и ночь через Краснодон тянулись длинные обозы. Радость переполняла сердца краснодонцев, близился конец «нового порядка». Немцы всячески пытались скрыть свои поражения на фронте.

    Молодогвардейцы готовились к самой важной операции — вооруженному восстанию, чтобы прийти на помощь нашим войскам во время освобождения Краснодона. Но не пришлось юным мстителям встретить освободителей, потому что в их рядах оказался предатель, и начались массовые аресты. Гестаповцы подвергали арестованных молодогвардейцев нечеловеческим пыткам.

  • Многие молодогвардейцы были казнены!

ЗВУЧИТ ОТРЫВОК «РАЗВЕ ПОГИБНУТЬ ТЫ НАМ ЗАВЕЩАЛА»?

Родина приняла их подвиг! Для нее эти мальчики и девочки стали настоящими защитниками, для которых горе Родины стало их горем, правда – их правдой, а слава – их славой! Слава через нечеловеческие страдания!

  • Но они остались до конца верными клятве молодогвардейцев. Под пытками не выдали своих товарищей.
  • Как вы думаете, почему они не выдали своих товарищей?

(ОТВЕТСТВЕННОСТЬ) (ключевое слово размещается на доске)

. . . . Гитлеровцев раздражала поэтическая приподнятость Вани Земнухова и они старались вытравить её особо зверскими пытками...

. . . .Их раздражала яркая красота Ульяны, и они изощрялись в уничтожении этой красоты.. . «С запрокинутым бледным лицом и волочащимися по полу косами Улю швырнули к стене. Она застонала, и попросила Лилю Иванихину поднять кофточку, очень жгло. Лиля в ужасе отпрянула и заплакала: на спине Ули горела пятиконечная звезда.»

. . . .Их раздражал презрительный взгляд Олега Кошевого, поседевшего от мук, но не сдавшегося.

. . . .Их раздражали крепко сжатые губы худенького Сергея Тюленина, которого пытали вместе с матерью.

 . . . Их раздражала Любка-артистка и её песни, звучавшие в камере, на допросах, во время пыток — и её пытали дольше всех.

  • А вы смогли бы так стойко хранить данное слово?

(рефлексия)

  • Прочувствовать весь ужас зверств фашистов нам поможет стихотворение Мусы Джалиля, которое прочитает Маша Кулеш.
  • Молодогвардейцы были готовы к любым жертвам, подвигам во имя Родины.

ГОТОВНОСТЬ К ЖЕРТВАМ, К ПОДВИГУ (ключевое слово размещается на доске)

  • А вы готовы стойко защищать интересы Отчизны, встать на ее защиту, если придет беда?
  • Какие качества характера для этого есть у вас? Рефлексия  
  • Давайте попробуем обобщить все, что было сказано! Какие качества характера проявили молодогвардейцы? Вам поможет материал на дочке.

ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СУДЬБУ ОТЧИЗНЫ, ГОТОВНОСТЬ К ЛЮБЫМ ЖЕРТВАМ, ПОДВИГАМ ВО ИМЯ СПАСЕНИЯ РОДИНЫ.

  • В какое главное для каждого гражданина понятие входят эти нравственные ценности?
  • ПАТРИОТИЗМ 

Патриотизм - 1. Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. 

  • Попытайтесь сформулировать ответ на вопрос: почему мы сегодня говорим именно о молодогвардейцах?

(РАБОТА СНАЧАЛА ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, ЗАТЕМ Я ПРЕДЛАГАЮ ОБСУДИТЬ В ГРУППЕ И ВЫСКАЗАТЬ ОДНО МНЕНИЕ)

Работа в группах.

Да, мы сегодня говорим о героях. Мы услышали клятву молодогвардейцев, юных патриотов. Вы, уверена, тоже любите нашу Родину, своими делами доказываете преданность её идеалам. Попробуем сформулировать клятву патриотов России.

Работа в группах.

Чтение клятвы

Итак, вы, молодое поколение, будущая опора российского государства, должны быть нравственно чистыми, с правильно сформированными духовными ценностями, исторической памятью, и тогда никакие внешние геополитические игры не сломят нашу страну! Главное – помнить своих героев! И стараться быть достойными потомками!

  • Как бы вы сейчас сформулировали тему нашего классного часа?

ПАМЯТЬ СИЛЬНЕЕ ВРЕМЕНИ.

ПАМЯТИ ПАВШИХ – БУДЬТЕ ДОСТОЙНЫ!

Очень хочется, чтобы все, что вы сегодня прочувствовали, стало определяющим в вашей жизни! Будьте достойными памяти!

ПОМНИТЕ (отрывок «РЕКВИЕМ»)

Я предлагаю вашему вниманию отрывок из написанного мною стихотворения.

Нас возвышающая память

Позволит выстоять в веках,

Сберечь потомкам чести знамя,

Хранить завет отцов в сердцах.

Мы будем помнить поименно,

Всех, кто отчизну защищал,

Кто сделал вновь ее свободной,

Кто жизнь за родину отдал!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Даша:

Олег Кошевой родился 8 июня 1926 года в городе Прилуках Черниговской области. В школе № 1 имени А. М. Горького, где учился Олег, он познакомился с будущими молодогвардейцами, которые стали его близкими друзьями.

Кошевой увлекался произведениями М. Горького, Т. Шевченко,  Н. Островского.

Герои любимых книг учили его самому святому чувству - любви к Родине.  

Когда началась война, Олегу шел шестнадцатый год. В марте 1942 года его приняли в ряды Ленинского комсомола. Он усиленно готовит себя к защите Родины, изучает боевое оружие, внимательно следит за сообщениями с фронта.

    В июле Олег эвакуировался, но уйти далеко не удалось, и он возвращается в Краснодон, где уже хозяйничали фашисты, свирепствовал "новый порядок": расстрелы, аресты ни в чем не повинных людей.

Катя:

    В августе 1942 года в Краснодоне нелегально стали создаваться антифашистские группы из числа активных комсомольцев и молодежи. Одну из таких групп возглавил Олег Кошевой. В конце сентября родилась подпольная комсомольская организация "Молодая гвардия". Для руководства ее деятельностью был создан штаб. В его состав вошел и Олег Кошевой.

Вот так повествует об этом фильм «Молодая гвардия»

ОТРЫВОК ИЗ ФИЛЬМА (КЛЯТВА)

    Олег Кошевой участвовал во многих боевых операциях: распространение листовок, разгроме вражеских автомашин, сборе оружия.    В начале января 1943 года в Краснодоне начались аресты. Вскоре Олега задержала полевая жандармерия. При обыске у него нашли печать "Молодой гвардии", несколько чистых бланков временных комсомольских удостоверений.

Дима:

  Героически держался Олег Кошевой на допросах. Раскаленным железом, плетьми, самыми изощренными пытками враги не смогли поколебать воли и стойкости молодогвардейца. Во время одной из пыток, превозмогая страшную боль, Олег выкрикнул: "Все равно вы погибнете, фашистские гады! Наши уже близко!" От пережитого в тюремных застенках у шестнадцатилетнего комиссара поседели волосы. Но он остался гордым и непокоренным, не предал своих товарищей и то святое дело, за которое боролся.

    9 февраля 1943 года гитлеровские палачи расстреляли Олега Кошевого в Гремучем лесу. После освобождения Ровеньков молодогвардеец похоронен в братской могиле жертв фашизма в центре города Ровеньки в сквере имени "Молодой гвардии".

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 года члену подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" Олегу Васильевичу Кошевому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Юля:

Ульяна Громова родилась 3 января 1924 года в поселке ПервомайкеКраснодонского района.    Училась отлично, переходила из класса в класс с Похвальными грамотами.

     В марте 1940 года она вступила в ряды ВЛКСМ. Ульяна была десятиклассницей, когда началась Великая Отечественная война. К этому времени "у нее уже сложились твердые понятия о долге, чести, нравственности. Это была волевая натура".

    В период оккупации Анатолий Попов и Ульяна Громова организовали в поселке Первомайке патриотическую группу молодежи, которая вошла в состав "Молодой гвардии".  Накануне 25-й годовщины Великого Октября вместе с Анатолием Поповым Ульяна вывесила красный флаг на трубе шахты № 1- бис.

Илья:

Ульяна Громова была решительной, отважной подпольщицей, отличалась твердостью убеждений, умением вселить уверенность в других. Эти качества с особой силой проявились в самый трагический период ее жизни, когда в январе 1943 года она попала в фашистские застенки.

    С достоинством держала себя Ульяна Громова на допросах, отказавшись давать какие-либо показания о деятельности подпольщиков.

    "...Ульяну Громову подвешивали за волосы, вырезали на спине пятиконечную звезду, прижигали тело каленым железом и раны посыпали солью, сажали на раскаленную плиту. Пытки продолжались долго и беспощадно, но она молчала. Когда, после очередных избиений, следователь Черенков спросил Ульяну, почему она держит себя так вызывающе, девушка ответила: "Не для того я вступила в организацию, чтобы потом просить у вас прощения; жалею только об одном, что мало мы успели сделать! Но ничего, быть может, нас еще успеет вызволить Красная Армия!..." Из книги А.Ф. Гордеева "Подвиг во имя жизни"

Даша:

После жестоких пыток 16 января 1943 года ее казнили палачи и бросили в шурф шахты № 5.

Похоронена в братской могиле героев на центральной площади города Краснодона.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 года член штаба подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" Ульяна Матвеевна Громова посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

Катя:

Любовь Шевцова родилась 8 сентября 1924 года в поселке Изварино Краснодонского района.  Она с детства отличалась живым и веселым характером, мечтала стать артисткой, но началась война.

    В феврале 1942 года Люба Шевцова вступила в ряды комсомола.

  После окончания школы партизан летом 1942 года Шевцова была оставлена для связи в одной из подпольных групп, действовавших в оккупированном Ворошиловграде. В ее обязанности входило передавать в Центр разведданные, собранные подпольщиками.

     Шевцова распространяла листовки, вела разведку, добывала медикаменты. Вместе с Сергеем Тюлениным в декабре участвовала в поджоге биржи труда. Смелая операция молодогвардейцев спасла от угона в Германию около двух тысяч юношей и девушек Краснодонского района.

  Дима:

  По заданию штаба Люба неоднократно ездила в Ворошиловград, Каменск и другие населенные пункты, осуществляя связь с партизанами.

    8 января 1943 года Любу Шевцову арестовала краснодонская полиция. Фашисты давно разыскивали ее как советскую радистку, поэтому, стремясь узнать от нее шифры и явки, мучили отважную подпольщицу особенно долго и жестоко. Но они ничего не добились. 31 января Любу Шевцову вместе с другими молодогвардейцами  под усиленным конвоем доставили в окружную жандармерию.  

Её допрашивали, били, потом  кидали в холодную камеру. Волевой нрав, жизнерадостность и хладнокровность Любы выводили из себя фашистов. Измученная, она ещё находила силы петь в камере песни, подбадривать товарищей

Юля:

После пыток и издевательств ее расстреляли в Гремучем лесу 9 февраля. На казнь Люба шла с гордо поднятой головой. Перед гибелью она передала на волю слова, которые звучат завещанием оставшимся в живых: "Передайте всем, что я люблю жизнь. Впереди у советской молодежи еще не одна весна и не одна золотая осень. Будет еще чистое, мирное голубое небо и светлая лунная ночь, будет еще очень хорошо на нашей дорогой и близкой, всеми нами любимой Советской Родине". Похоронена Любовь Шевцова в братской могиле жертв фашизма в центре города Ровеньки в сквере имени "Молодой гвардии".

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 года члену штаба подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" Любови Григорьевне Шевцовой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Илья:

Сергей  Тюленин родился 12 августа 1925 года в Орловской области. В 1926 году Тюленины переехали в Краснодон.

        После окончания семи классов Тюленин пытался поступить в лётную школу в городе Ворошиловграде, выпускником которой был Гастелло, но не прошел по возрасту.

    С первых дней оккупации Сергей Тюленин с группой ребят боролся с фашистами, распространял листовки. Он вошел в штаб созданной организации, которая по его предложению была названа "Молодой гвардией". В ее рядах подпольщик Сергей Тюленин становится комсомольцем.

    Штаб "Молодой гвардии" дает группе Тюленина ряд боевых заданий, с которыми она блестяще справляется. Отважная пятерка Сергея разгоняет за Шевыревкой скот, совершает нападение на вражеский обоз. В ночь с 6 на 7 ноября 1942 года молодогвардеец Сергей Тюленин с боевыми товарищами вывесил флаг на школе № 4 имени К. Е. Ворошилова.

Даша:

        В январе 1943 года Сергей переходит линию фронта. Во время боев на Каменско-Краснодонском направлении подпольщик попадает в плен. Бежит из-под расстрела и, раненный в руку,   25 января возвращается в Краснодон. Через два дня по доносу предателя он был схвачен полицией.

    В конце января 1943 г. привели на очередной допрос Сергея. По свидетельству бывшего следователя полиции Черенкова, "он был изуродован до неузнаваемости, лицо покрыто синяками и распухло, из открытых ран сочилась кровь. Тут же вошли три немца и вслед за ними явился переводчик, вызванный Соликовским. Один немец спросил полиция Соликовского, что это за человек, которого так избили. Соликовский объяснил. Немец, как разъяренный тигр, ударом кулака сбил Сергея с ног и кованными немецкими сапогами стал терзать его тело. Он со страшной силой наносил ему удары, топтал и рвал на куски его одежду вместе с телом. Вначале этой страшной пытки Тюленин подавал признаки жизни, но вскоре он умолк и его замертво выволокли из кабинета". Необычайная стойкость, бесстрашие и выдержка Тюленина бесили гитлеровцев и вызывали у них чувство бессилия и растерянности. Катя:

Бывший начальник краснодонского жандармского поста Отто Шен на следствии признал, что "Тюленин держал себя на допросе с достоинством, и мы удивлялись, как могла у еще молодого человека выработаться такая крепкая воля. По-видимому, презрение к смерти породило в нем твердость характера. Во время пыток он не проронил ни слова о пощаде и не выдал никого из молодогвардейцев".

31 января семнадцатилетнего участника "Молодой гвардии" фашисты сбросили в шурф шахты № 5. Похоронен в братской могиле героев на центральной площади города Краснодона.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 года члену штаба подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" Сергею Гаврииловичу Тюленину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Памяти павших будем достойны!».

Памяти наших прадедов, дедов, памяти вечно молодых солдат и офицеров, павших на фронтах Великой Отечественной войны посвящается. Не дают уснуть нашей памяти и предать забвению самое страшно...

Социальный проект "Пямяти павших будьте достойны"

Представлен отчет социального проекта , реализованного в МОУ СОШ № 38 (7а и 11 классы)...

Сценарий музыкально-литературной композиции Памяти павших будьте достойны!

Использованный музыкальный материал: « Победный марш»слова и музыка Е.Никоновой,« Священная война» муз. А Александрова, сл.. В. Лебедева-Кумача, «Русь непокорная» муз.,слова В. Шурака, «Сини...

Внеклассное занятие «Памяти павших будьте достойны!»

Эпиграф«Нельзя научиться любить живых,если не умеешь хранить память о павших».Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский.  Ход классного часаКлассный руководитель : Давайте прочтем слова марш...

Внеклассное мероприятие "Памяти павших будьте достойны"

К участию приглашаются учащиеся 8-9 классов общеобразовательных школ района, представители историко-патриотических, краеведческих музеев....

Методическая разработка внеклассного события "Памяти павших будьте достойны"

КЛАССНЫЙ ЧАС«ПАМЯТИ ПАВШИХ БУДЬТЕ ДОСТОЙНЫ!»Цель: создать условия для осознания участниками мероприятия нравственной ценности патриотизма, формирование и развитие патриотических чувств.Задачи:·...

«Памяти павших будьте достойны!» Открытое внеклассное мероприятие, посвященное 73-ей годовщине Великой Победы

Открытое внеклассное мероприятие, посвященное 73-ей годовщине Великой   Победы «Памяти павших будьте достойны!»...