Внеклассное мероприятие "Памяти павших будьте достойны"
методическая разработка (8, 9 класс) на тему

 К участию приглашаются учащиеся 8-9 классов общеобразовательных школ района, представители историко-патриотических, краеведческих музеев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_dop.obraz_.detey_.makarova_e.v.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ«Карасинская основная общеобразовательная школа имени Шарафутдинова

Зиннура Талгатовича » Аксубаевского муниципального района РТ.

                             

           

Внеклассное мероприятие

                                     

                                  «Памяти павших будьте достойны»

                                                                                         

Макарова Елена Васильевна,

учитель первой квалификационной категории

                                                                  2016 год.

Викторина «Памяти павших будьте достойны», посвященная годовщине победы в Сталинградской битве

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

1.Формирование и развитие личности, обладавшей качествами гражданина-патриота Родины

2.Воспитание интереса у детей к истории Отечества и подвигу народа в годы Великой Отечественной войны.

3.Воспитание у учащихся 7- 9 классов сознательного чувства ответственности за Родину.

Участники

К участию приглашаются учащиеся 9 классов общеобразовательных школ района, представители историко-патриотических, краеведческих музеев

Празднично украшен зал, расставлены столы, за которые садятся команды (их пять).

Звучит музыка.

В е д у щ и й. Товарищи ветераны! Команды района, победившие в первом туре игры, прибыли.

Звучит песня «На Мамаевом кургане тишина ... » (муз. Г. Пономаренко, сл. В.Бокова).

Герои Сталинграда ... Священная земля волжской твердыни, пропитанная их кровью, смешанная с осколками смертоносного материала, стала вечной свидетельницей подвига советских воинов, отстоявших честь и независимость нашей Родины в мужественной борьбе с врагом. Здесь, на легендарном Мамаевом кургане, 15 октября 1967 года был открыт ансамбль-памятник, сооруженный в знак благодарности отцам за их великий подвиг, воздвигнутый как символ любви Матери-Родины к своим верным сынам. В честь великого подвига героев на кургане зажжен Вечный огонь славы.

Всем павшим в боях Сталинградской битвы мы посвящаем нашу игру.

Представляем жюри ...

Оценка каждого этапа производится по пятибалльной системе.

Сейчас команды передадут свои изготовленные эмблемы в жюри для оценки.

Итак, наш первый этап (игра по типу «Что? Где? Когда?»), это вопросы по Сталинградской битве.

Звучит сигнал.

В е д у щ и й. Второй этап. Сейчас ко мне подойдут капитаны команд и выберут себе по карточке. Обсудят вопросы и письменные ответы передадут в жюри. В карточке вы можете подчеркнуть правильный ответ или расставить по порядку правильность расположения ответа. 30 секунд пошли ... Время.

Звучит сигнал.

В е д у щ и й. Третий этап. А сейчас музыкальный конкурс. Вы прослушаете отрывки мелодий из песен о войне, на листочке запишите их название, если вспомните, чьи слова и музыка, а также строчки из песен, и передадите жюри для оценки вашего ответа.

Звучат мелодии. Звучит сигнал.

Я сейчас достану тайный ящик бойца. Вы должны угадать, что в нем находится ...

Жюри подводит итоги. Звучит сигнал.

Четвертый этап. Какие вы знаете пословицы о войне? Вам раздадут по два конверта. В них находятся пословицы, но слова перепутаны. Вы должны собрать их за одну минуту. Время пошло ... Все. Передавайте ответы в жюри.

Звучит сигнал.

У вас было домашнее задание: подготовить 2-3 музыкальных номера. Сейчас вам нужно вытянуть жребий, какая команда будет исполнять свои номера первой и в какой последовательности-остальные. Прошу…

Этап закончен. Жюри подводит итоги. Звучит сигнал.

В е д у щ и й. Пятый  и последний наш конкурс. Нужно правильно и как можно быстрее сложить письмо в треугольник - в таком виде оно приходило с фронта. А жюри оценит вас и подведет итог всей игры. Начали ... Спасибо.

Пока жюри подводит итоги, зрители смотрят музыкальные номера или слушают музыку, которая звучит в зале.

Звучит сигнал.

Итак, слово предоставляется жюри, которое объявит победителя.

Слово жюри.

Викторина закончена. Спасибо всем!

Вопросы и ответы по I этапу («Сталинградская битва»)

  1. Когда образовался Сталинградский фронт? (12 июня 1942 г.)
  2. Назовите, сколько людей, орудий, танков и самолетов участвовало в Сталинградской битве. (Более 2 млн. человек, 26 тыс. орудий и минометов, более 2 тыс. танков и штурмовых орудий, 2 тыс. самолетов.)
  3. Когда ставка приняла решение разделить Сталинградский фронт на два фронта: Сталинградский и Юго-Восточный? (5 августа 1942 г.)
  4. Назовите протяженность Сталинградского фронта. (800 км.)
  5. Назовите период самого кровопролитного, самого упорного сражения, которое вошло в историю как «Оборона Сталинграда». (С 13 сентября 1942 г. по 19 ноября 1942 г.)
  6. Сколько времени длилось Сталинградское сражение? (6,5 месяцев: с июля 1942 г. по февраль 1943 г.)
  7. Какая армия врага была взята в плен русскими и кто ею командовал? (6-я армия, командовал ею фельдмаршал Фридрих Паулюс.)
  8. Назовите командующего Сталинградским фронтом. (Генерал Андрей Иванович Еременко.)
  9. Скажите, каков был план взятия Сталинграда фашистами? (Командующий 6-й армией Паулюс разработал план захвата Сталинграда. Намечалось взять железнодорожный вокзал и Мамаев курган - самую высокую точку города. Овладев вокзалом, фашисты рассчитывали проникнуть в центр города и пройти к Волге. А с высоты кургана предполагалось держать под огнем весь город.)
  10. Назовите два основных периода, на которые делится ход Сталинградской битвы. (Оборонительный - с 17 июля по 19 ноября 1942 г.; наступательный - с 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г.)
  11. Назовите основные армии фашистского блока, которые были разгромлены под Сталинградом. (6-я немецкая армия, 4-я танковая немецкая армия; 8-я итальянская, 3-я и 4-я румынские, 2-я венгерская армии.)
  12. Почему враг так стремился прорвать оборону Сталинграда? ( Враг хотел захватить Кавказ и выйти к Волге в центр России, то есть он получил бы необходимое ему топливо и продовольствие.)
  1. Какие оборонительные рубежи были выстроены для того, чтобы не пропустить врага в город? (Внешний - протяженностью 500 км; средний - 150 км; городской - свыше 45 км.)
  2. Каково было соотношение сил на Сталинградском фронте к концу июля 1942 г.? (Советские войска - 187 тыс. человек, 360 танков, 337 самолетов, 7900 орудий и минометов; неприятельские войска - 250 тыс. человек, 740 танков, 1200 самолетов, 7500 орудий и минометов.)
  3. Чем закончилась Сталинградская битва и каково ее историческое значение? (Сталинградская битва закончилась победой советских войск. Теперь инициатива военных действий была вырвана из рук фашистов. Наши войска перешли в наступление по всем фронтам. Весь мир понял, что победа над фашизмом не за горами.)
  4. Под каким девизом сражались советские воины и почему был выбран именно этот девиз? ( «(За Волгой для нас Земли нет!». Взяв Сталинград, немцы прорвались бы в центр России и получили бы топливо и необходимое продовольствие, что было важно иметь для любой армии.)
  5. Как советское правительство оценило выдающийся подвиг солдат и офицеров в Сталинградской битве? (127 воинам присвоено звание Героя Советского Союза, десятки тысяч солдат награждены правительственными наградами, более тысячи солдат награждены медалью «(За оборону Сталинграда» .)
  6. Как называлась операция по разгрому немецко-фашистских войск на Среднем Дону? (Операция «(Сатурн» .)
  7. Какие потери понес немецко-фашистский блок в ходе Сталинградского сражения? (Враг потерял около 1,5 млн убитыми, ранеными, плененными и пропавшими без вести, то есть четвертую часть сил, которыми располагал тогда немецко-фашистский блок на советско-германском фронте.)
  8. Как называлась операция по деблокированию войск под Сталинградом, которую спланировали немцы, и кто был ее командующим? (Операция «Зимняя гроза», командующий группой армий «Дон» Манштейн.)

Вопросы и ответы по 11 этапу: задания по карточкам

Карточка №1

  1. Соотнесите государственные символы и века, в которые они появились.

Герб Гимн Флаг

ХI век XV век XIX век

(Гимн. - XIX век; герб - XV век; флаг - ХI век.)

  1. В 1994 году был установлен День Государственного флага РФ. Какого числа? (подчеркнуть)

а) 12 декабря (День Конституции); б) 12 июня (День Независимости);

в) 12 августа (День Государственного флага РФ).

  1. Первый официальный гимн России в 1815 году - это: а) Молитва русских на слова В. А. Жуковского;

б) Торжественно-патриотическая песнь композитора А. Ф. Львова;

в) Русская песня. Музыка М. и. Глинки.

Карточка № 2

  1. Что относится к ключевым государственным символам? (подчеркнуть)

а) государственный гимн; б) государственный Флаг; в) государственный герб; г) столица государства;

д) государственные награды; е) эмблема;

ж) семейная символика.

  1. Что означают цвета государственного флага? (подчеркнуть) а) белый - свобода, воздух, простор;

б) синий - Богородица (покровительница России), Троица, озера и реки России;

в) красный - Красная площадь Москвы, красота, державность (смелость, великодушие).

  1. Впервые герб появился на Руси как государственный герб на ...

а) шевроне гусарской формы; б) войсковой печати;

в) знаке для берестяной грамоты.

Карточка №3

  1. Государственный герб. Что это такое? Напиши. (Официальная эмблема государства может быть частью государственного флага. Его изучает историческая дисциплина - геральдика.)
  2. Вспомните все гимны России.

а) «Боже, храни королю>, поэт - В. А. Жуковский;

б) «Боже, царя храни», поэт - В. А. Жуковский, композитор - А. Ф. Львов, 1833 г. (самый краткий);

в) «Русская марсельеза», 1917 г.;

г) «Интернационал», текст Э. Патье, А. Я. Коца, музыка П. Дегейтера;

д) «Союз нерушимых республик свободных», 1944 г.; текст С. Михалкова и Г. Эль-Регистана, музыка А. В. Александрова;

е) «Патриотическая песня», 1991 г., музыка М. И. Глинки; ж) в 2001 г. государственным гимном России снова становится гимн на музыку М. И. Глинки с обновленным текстом С. Михалкова «Россия - священная наша держава».

  1. Российский государственный флаг ныне представляет собой полотнище из трех равновеликих полос. Вспомни и соотнеси цвета горизонтальных полос:

        а) красный;         д) зеленый;

        б) желтый;         е) оранжевый;

        в) синий;         ж) белый;

        г) голубой;         з) черный.

(Белый - верх; синий - середина; красный - низ.)

Карточка № 4

  1. Государственный флаг. Что это такое? Напиши. (Полотнище, олицетворяющее суверенитет государства.)
  2. Где можно услышать Государственный гимн? (На олимпиадах, соревнованиях, торжественных собраниях, военных парадах, во время принятия присяги, в новогоднюю ночь, на государственном радиовещании.)
  3. После Великой Октябрьской социалистической революции (1917) был утвержден особый государственный флаг России. Как он выглядел? Напиши. (Красное полотнище. Надпись «РСФСР» и золотые перекрещенные серп и молот.)

Карточка № 5

  1. Где встречается Государственный герб? Напиши. (Н а печатях, бланках государственных органов, денежных знаках.)
  2. Где можно увидеть Государственный флаг? Напиши. (Н а зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консульств за рубежом; судах, плавающих в открытом море и территориальных водах иностранных государств; в рабочем кабинете Президента РФ; в знак траура флаг должен быть приспущен.)
  3. Государственный гимн. Что это такое? Напиши. (Торжественная песнь.)

Вопросы и ответы по 111 этапу: музыкальный конкурс

  1. «Вставай, страна огромная». («Священная война», сл. Лебедева-Кумача, муз. Александрова.)
  2. «Темная ночь, только пули свистят по степи». («Темная ночь», сл: Агапова, муз. Богословского.)
  3. «Синенький скромный платочек». («Синий платочек»), сл.

Максимова, муз. Петербургского.)

  1. «Бьется в тесной печурке огонь». («В землянке», сл. Суркова, муз. Листова.)
  1. «С берез неслышен, невесом - слетает желтый лист»). («В лесу прифронтовом», сл. Исаковского, муз. Блантера.)
  2. «Шумел суровый брянский лес»). («Шумел суровый брянский лес», сл. Софронова, муз. Каца.)
  3. «Дымилась роща под горою»). («На безымянной высоте», сл. Матусовского, муз. Блантера.)
  4. «На позиции девушка провожал а бойца»). («Огонек», сл.

Исаковского, муз. Никоненко.)

  1. «Расцветали яблони и груши»). («Катюша», сл. Софронова, муз. Каца.)
  2. «День победы, как он был от нас далек»). («День Победы», сл. Харитонова, муз. Тухманова.)

Вопросы и ответы по IV этапу: тайный ящик

  1. Какой известный предмет лежит в тайном ящике? Этот жестяной предмет использовали бойцы во время войны. А вы его назовете через одну минуту. (Фляжка.)
  2. В нашем ящике лежит предмет, который был очень необходим бойцу в суровые годы войны в зимнее время. Ответ от вас мы услышим через минуту. (Носки.)
  3. Без какого предмета не могли обойтись солдаты во время войны. Подсказка: про это существует песня военных лет. Что за предмет лежит в нашем ящике? (Спички.)
  4. В нашем ящике лежат очень маленькие предметы, без которых не мог обойтись солдат в дни войны для содержания формы в порядке. Названия этих предметов вы нам дадите через минуту. (Иголка с нитками.)
  5. В тайном ящике лежит предмет, который приносит радость солдатам и их родственникам в дни войны. Что это за предмет? (Письмо с фронта.)

Вопросы и ответы по V этапу: пословицы по военной тематике

  1. Кто Родине верен, тот в бою примерен.
  2. Бой красен мужеством, а товарищ - дружеством.
  1. Русскую заповедь знай, в бою не зевай.
  2.    Мужественный пеняет на себя, а трусливый - на товарища.
  1. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
  2. Смелость города берет.
  3. Сиденьем города не берут.
  4. Храброму смерть не страшна.
  5. Мир стоит до рати, а рать - до мира.
  6. Иль грудь в крестах, иль голова в кустах.

Список литературы

1.Внешкольник: Информационно-методический журнал.М,.2003,№2,№9

2.Воспитание школьников.М.,2003.№1

3.Степанищев А.Т.История Отечества: преподавание в школе.М.,2004

4.Об организации  деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации// Внешкольник.М.,2002.№7

5.История Отечества.ХХ век:Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.-М.:000 «Торгово-издательский дом «Русское слово-РС,2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Памяти павших будем достойны!».

Памяти наших прадедов, дедов, памяти вечно молодых солдат и офицеров, павших на фронтах Великой Отечественной войны посвящается. Не дают уснуть нашей памяти и предать забвению самое страшно...

Социальный проект "Пямяти павших будьте достойны"

Представлен отчет социального проекта , реализованного в МОУ СОШ № 38 (7а и 11 классы)...

Сценарий музыкально-литературной композиции Памяти павших будьте достойны!

Использованный музыкальный материал: « Победный марш»слова и музыка Е.Никоновой,« Священная война» муз. А Александрова, сл.. В. Лебедева-Кумача, «Русь непокорная» муз.,слова В. Шурака, «Сини...

Внеклассное занятие «Памяти павших будьте достойны!»

Эпиграф«Нельзя научиться любить живых,если не умеешь хранить память о павших».Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский.  Ход классного часаКлассный руководитель : Давайте прочтем слова марш...

Методическая разработка внеклассного события "Памяти павших будьте достойны"

КЛАССНЫЙ ЧАС«ПАМЯТИ ПАВШИХ БУДЬТЕ ДОСТОЙНЫ!»Цель: создать условия для осознания участниками мероприятия нравственной ценности патриотизма, формирование и развитие патриотических чувств.Задачи:·...

Методическая разработка внеклассного события "Памяти павших будьте достойны"

Внеклассное мероприятие«ПАМЯТИ ПАВШИХ БУДЬТЕ ДОСТОЙНЫ!»Цель: создать условия для осознания участниками мероприятия нравственной ценности патриотизма, формирование и развитие патриотич...

«Памяти павших будьте достойны!» Открытое внеклассное мероприятие, посвященное 73-ей годовщине Великой Победы

Открытое внеклассное мероприятие, посвященное 73-ей годовщине Великой   Победы «Памяти павших будьте достойны!»...