Изучение Великой Отечественной войны на уроках истории как фактор патриотического воспитания подрастающего поколения.
статья по истории

Мартынова Людмила Витальевна

Изучение темы Великой Отечественной войны - это благодатный источник нравственного воспитания. Этому способствует приглашение на урок ветеранов, использование видеозаписей, презентаций, кинофильмов. На уроках учим учеников работать с материалами СМИ, анализировать их, делать выводы и обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл martynova_l.v._statya_izuchenie_istorii.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение Великой Отечественной войны на уроках истории как фактор патриотического воспитания подрастающего поколения.

Мартынова Людмила Витальевна, учитель истории

ГОУ ЛНР «Лутугинская специализированная СШ»

А.Твардовский писал: «Нет героев от рождения - они рождаются в боях»[5]. Фронтовики никогда не говорят, что они не боялись, что им не было страшно. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство воинского долга, пример товарищей? - вот поле для обсуждения с учащимися на уроках. Фронтовикам не нужны политические спекуляции на тему войны, они, да и все мы, устали от бесконечных переписываний истории.

Великая Отечественная война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины!

Все мы в долгу перед той частью советского общества, которая сражалась в тылу. И подвиг её должен занять на уроках истории подобающее место. Все моральные основания для этого есть: речь идёт о действительно славной странице истории Отечества.

Историк на уроках не предсказывает будущее. Он задаёт вопросы, которые помогают понять смысл сегодняшних событий, увидеть место человека в них, осознать, что мы живём в истории. Уроки истории - уроки жизни. История - прекрасное средство развития личности на основе знаний прошлого. Она позволяет развивать способность критически анализировать прошлое , делать собственные выводы на основе самостоятельной работы с историческими источниками по Великой Отечественной войне. На уроки истории возлагались и возлагаются задачи нравственного, патриотического  воспитания личности. Учащиеся на уроке - это соратники, поэтому преподавание материала по Великой Отечественной войне необходимо строить так, чтобы ученики учились формулировать вопросы и ставить их на такой интеллектуальной высоте, когда ученик и учитель находятся в одинаковом положении. Отсюда - неизбежность совместного поиска. Без полемики нет движения жизни. Подлинный спор - показатель расцвета педагогического процесса. Так, на уроке истории при изучении Сталинградской битвы совместно с учащимися исследуем вероятные версии причин победы советского народа во время этого сражения и выбираем наиболее значимые для понимания оценки событий тех дней; ученики продолжают развивать исследовательские умения при работе с дополнительными источниками.

Изучение темы Великой Отечественной войны - это благодатный источник нравственного воспитания. Этому способствует приглашение на урок ветеранов, использование видеозаписей, презентаций, кинофильмов. На уроках учим учеников работать с материалами СМИ, анализировать их, делать выводы и обобщения.

В историческом образовании дело не только в знании фактов, событий, дат и прочего. Есть убеждения, нравственные ценности, а также примеры для подражания. Отдельный акцент Сухомлинский сделал на особенностях проведения бесед о героизме народа в годы Великой Отечественной войны. «В этом отношении, - говорил В. Сухомлинский, - наиглавнейшим является умение найти и вложить в юные души моральные ценности нашей Отчизны и всего человечества. Определив, что нужно передать, воспитатель задумывается над тем, как настроить своих воспитанников на восприятие моральных ценностей. И потому прежде, чем рассказать о героях Великой Отечественной войны, нужно самому осмыслить самую суть гражданской красоты, доблести и подвига, чтобы передать юным гражданам свое собственное восхищение моральной красотой людей. Это очень важное правило воспитательного влияния педагога на коллектив»[4].

В целях патриотического воспитания очень важно давать на уроках живые образы героев Великой Отечественной войны (полководцев, офицеров, солдат, партизан, тружеников тыла), раскрывать идейные и нравственные мотивы их героизма. Надо, чтобы учащиеся знали правду о войне, о тех суровых испытаниях, которые выпали на долю советских людей. При изучении темы нужно широко привлекать документы, воспоминания, фронтовые письма, кино- и фотоматериалы, произведения художественной литературы, звукозаписи. На уроках звучат песни Великой Отечественной войны, фрагмент Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича или «Реквием» Д. Б. Кабалевского на стихи Р. Рождественского[2]. Все это помогает создать на уроке эмоционально – взволнованную обстановку и тем самым усилить воспитательное воздействие изучаемого материала. При изучении темы можно использовать поисковую деятельность школьников, подготовку ими небольших устных сообщений и письменных рефератов с привлечением научно – популярной и мемуарной литературы, находить материалы о выпускниках школы – участниках боевых действий, о своем поселке, городе, районе в годы войны.

Для того чтобы помочь учащимся увидеть «большую историю» в «малой», проследить основные события Великой Отечественной войны в таком сугубо личностном ракурсе, как история отдельной семьи, заблаговременно, до начала изучения темы, можно дать задание для самостоятельной исследовательской работы «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны». Ученики гордятся своими близкими, им нравится выполнять такого рода задание и ссылаться на исторический опыт своих предков. Привлечение краеведческих сведений пробуждает не только интерес к истории родного края, но и вызывает чувство гордости за земляков, за свою малую Родину[1]. Эмоциональному восприятию помогает также привлечение на уроке отрывков из стихотворений, посвященных войне. После этого перед учащимися ставится вопрос: «Какие идейные и моральные качества советских людей с большой силой проявились в ожесточенных сражениях в начале войны?» И предлагается включить в свой ответ конкретные примеры. Это же задание дается учащимся и для домашней работы.

На уроке «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» большое впечатление на учащихся производит рассказ о 28 героях - панфиловцах, которые прикрывали один из важных участков фронта на Волоколамском шоссе. Среди них были люди разных национальностей: русские, украинцы, казахи, киргизы, и потому их подвиг – пример боевой дружбы народов нашей страны[3].

Особое внимание на уроках истории необходимо уделять подвигам Александра Матросова, Зои Космодемьянской, Алексея Маресьева, как примеру безграничной преданности Родине, мужества и героизма, самопожертвования, презрения к врагам.

Говоря о героизме защитников Сталинграда, рассказывать о призыве снайпера – комсомольца Василия Зайцева: «За Волгой для нас земли нет!», об удивительной стойкости и мужестве советских бойцов во главе с сержантом Я.Ф.Павловым, длительное время оборонявших один из домов Сталинграда, о героической обороне Мамаева кургана. Подчёркивая при этом, что чем сложнее становилась обстановка, тем ярче проявлялись замечательные черты советских воинов: сила духа, стойкость, воинское умение, воля к победе. Каждый воин, сражавшийся в Сталинграде, был героем.

На уроках «Завершение разгрома немецко-фашистской армии. Капитуляция гитлеровской Германии» в целях усиления нравственного аспекта изучаемого материала привести факты, показывающие исключительную сложность Берлинской операции и героизм советских воинов, проявленный в боях за Берлин. В частности, внимание школьников обращается на документ учебника – «Знамя победы над Рейхстагом». Необходимо показать, что советские воины пришли в Германию не как мстители, за те злодеяния, которые совершили гитлеровцы на советской земле, а как освободители Европы, в том числе и самого немецкого народа от фашизма.

Таким образом, эмоциональность при изучении истории, вовлечение учащихся в активную исследовательскую деятельность помогают лучше усваивать материал и делают предмет изучения более интересным и познавательным.

Эмоциональный настрой, безусловно, не только делает полученные знания прочными, но и способствует формированию у будущих самостоятельных граждан активной жизненной позиции.

И горит Вечный огонь, подтверждая: “Имя твое — неизвестно, подвиг твой — бессмертен!”. Все они воевали не за собственное благополучие, воевали за свободу Родины, боролись за независимость народа. Потому и бессмертны они. Ведь человек жив до тех пор, пока о нем помнят. В нашей жизни много праздников - светлых, веселых, торжественных, волнующих, великих, но ни один из них не может сравниться с праздником Победы в Великой Отечественной войне. Давно был этот счастливый и волнующий день в истории нашей страны, выдающийся день для всех наших соотечественников. Уже 75 лет прошло с того героического времени.

Пусть те немногие участники Великой Отечественной войны, которые дожили до наших дней, видят, знают, что их дело, их подвиги, гибель их товарищей были не напрасны, что память о них не угасла, и отблески тех боевых лет будут освещать путь новых поколений. А День Победы всегда будет оставаться великим днем, единственным праздником, который встречают с радостным замиранием сердца и одновременно — со слезами на глазах.


Список литературы

  1. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
  2. Левкина Т. Патриотическое воспитание при изучении отечественной истории // Воспитание школьников. – 2007. – №10. – С. 36-38.
  3. Не гордись, но извлекай урок! – Педагогика и история /периодическое издание/ ». Электронный ресурс. Режим доступа: https://his.1sept.ru/view_article.php?ID=201000605
  4. Сухомлинский В. А. Электронный ресурс. Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000033/st007.shtml
  5. Твардовский А.Т. «За далью даль». Электронный ресурс. Режим доступа: http://booksonline.com.ua/view.php?book=64971


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понимание роли героических личностей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как один из приемов историко-патриотического воспитания подрастающего поколения

В данной статье поднимается проблема понимания учащимися 10-х классов роли исторических личностей (М.Кутузова, Багратиона, Д.Давыдова и др.) в романе Л.Н.Толстого "Война и мир", героическое ...

Героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения на уроках истории

Героико-патриотческое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач в многонациональной стране.«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь...

Теоретические основы изучения специфики патриотического воспитания подрастающего поколения при занятиях борьбой

Воспитание - одно из важнейших условий дальнейшего развития нашего государства и одна из главных задач о воспитания.Понятие патриотизма в педагогике означает отношение человека к своему народу, своей ...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...

Изучение темы Великой Отечественной войны на уроках истории и внеурочной деятельности

сложные аспекты изучения вопросов ВОВ на уроках истории и внеурочной днеятельности...