Страна Советов в 30-е годы
методическая разработка по истории (10 класс)

Созонова Татьяна Иосифовна

Урок в 10 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_sovetov_v_30-e_gody.docx879.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    МБОУ «Горковская СОШ»            

                     

                               Урок  - путешествие в 11 классе

Тема: «Страна Советов в 30-е годы»

                                                           

                                                         

                                                                     Учитель истории: Созонова Т.И.

                                                       с. Горки – 2017г.

Цель:

- определить особенности политического развития и духовного климата в СССР в 1930-е годы.

Личностные УУД:

- личностная позиция школьника

- формирование  потребности  в знаниях, пробуждение познавательного  интереса,

-  воспитание  толерантности; неприятия в  различных  проявлений насилия; формирование  понятия  ценности человеческой жизни, чувства ответственности за свои решения и поступки

Познавательные УУД:

- осуществление  поиска  информации с использованием учебника, сети интернет,

- умение извлекать необходимую информацию, выделять главное, выстраивать последовательность описываемых событий, делать вывод

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группах, общаться друг с другом, учитывая позицию собеседника;

- организация и осуществление  сотрудничества с учителем и сверстниками,

Регулятивные УУД:

- умение организовать деятельность; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

- планирование путей  достижения целей

Задачи:

  1. Определить причины массовых репрессий 1930-х годов прошлого века.
  2. Сформировать личное мнение учащихся о влиянии репрессий на судьбу народов нашей страны.
  3. Вызвать «разрыв», т.е. ощущение противоречия между официальным пропагандистским образом страны и реальной жизнью общества.
  4. Вызвать чувство сострадания к людям, которых коснулись репрессии, и чувство ответственности каждого за события, происходящие в стране.

Проблема урока. Понять, что же происходило на самом деле в нашей стране в 30-е годы и кто в этом виноват: Сталин и его окружение или всё общество в целом?

Эпиграф: : «Что царь или вождь - это главный злодей,

Придумали низкие лбы.
Цари погубили не больше людей,
Чем разного рода рабы»

И. Губерман

Средства обучения:

1. мультимедийная установка, компьютер, диски ;

(видеофрагменты:«Шахтинское дело», )

2. презентация к уроку

3. раздаточный материал (документы)

4. музыкальное оформление (песни 30-х годов)

5. книжная выставка «Архипелаг Гулаг» и др.

Основные понятия:

Тоталитарный режим, «враг народа», культ личности, репрессии.

Формы работы:

Групповая (3 группы) и индивидуальная (чередуются)

Предварительные задания:

1. Подготовить фрагмент поэмы «Реквием» А.А.Ахматовой.

2. Подготовить сообщения о культе личности Сталина, убийстве С.М.Кирове, жертвах «массовых репрессий» в армии и среди мирных жителях в 1937-1938гг (в том числе и в семьях учащихся)

Тип урока:                     Изучение новой темы

План изучения новой темы

  1. Организационный момент
  2. Мотивация
  3. Обращение к новой информации

IV. Интерактивная часть.

V.        Закрепление

VI.Рефлексия

VII. Подведение итогов.

Ход урока

I  Организационный момент

  1. Приветствие
  2. Озвучивание темы.
  3. Цели и задачи формулируют учащиеся самостоятельно.
  4. Объявить о форме работы ( групповая)
  5. Инструкция по заполнению рабочих листов

Что знал(а)?

Что узнал (а)?

Что хотел(а) бы узнать?

  1. Мотивация.

Рассмотреть две стороны жизни советского общества в 30-е годы, вспомнить о достижениях и узнаем,  о складывании репрессивной системы власти в СССР и роли в этом процессе И.В.Сталина, причинах и масштабах репрессий, жертвах и организаторов большого террора.

                         Обращение к проблеме урока.

Понять, что же происходило на самом деле в нашей стране в 30-е годы и кто в этом виноват:

Сталин и его окружение или всё общество в целом?

Эпиграф:

«Что царь или вождь - это главный злодей,

Придумали низкие лбы.

Цари погубили не больше людей,

Чем разного рода рабы.

И. Губерман

                                  Ход урока.

-  Я предлагаю вам сейчас послушать  фрагменты советских песен «Эх, хорошо в стране советской жить», «Широка страна моя родная». А на ваших столах лежат тексты этих песен.

Прослушав внимательно,  выясните, какой представляется наша страна в этих песнях, как в ней живётся?

  • ( в стране жить хорошо, страна любимая, в этой стране дышать привольно, молодым везде дорога, старикам почёт, радостно жить в этой стране,  поет песни, значит, не пропадет нигде,   вся страна строит)

- А теперь давайте посмотрим плакаты этого периода.

Какое настроение  царит здесь?

Итак, замечательная  страна, тысячи людей громко поют песни о счастливой жизни, с энтузиазмом трудятся.

- А сейчас послушайте  отрывок из поэмы Анны Ахматовой  «Реквием».

Это было, когда улыбался

Только мёртвый, спокойствию рад,

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И тогда, обезумев от муки,

Шли уже осуждённых полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки.

Звёзды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами чёрных «Марусь»

Вопросы учащимся:

- Какая страна здесь? Как назвала  поэтесса нашу страну?

- Какое настроение царит среди людей?    (упадническое, только мёртвый спокойствию рад)

В  основу поэмы легли факты личной биографии: в 1935 году сын Анны Ахматовой и Николая Гумилева Лев Николаевич Гумилев был арестован, затем в 1938.

На  мысль о создании этого произведения Анну Ахматову подтолкнула простая ленинградская женщина, с которой она столкнулась в тюремной очереди за хлебом.  Кто-то узнал Ахматову, и по очереди, в которой стояли утомленные, голодные и постоянно ожидающие ареста люди, пробежал шепот. И тогда неизвестная женщина обратилась к поэтессе, спросив шёпотом: (там все говорили шепотом):

- А это вы можете описать? И Анна Ахматова сказала:- Могу.

«Реквием» - это воплощение  народной трагедии, это крик «стомильонного народа», которому выпало жить в то время.

Итак, мы познакомились с двумя образами нашей страны.

-  В чём вы видите противоречие? С одной стороны - вдохновенный труд, радостное настроение, с другой страх, отчаяние.

Надеюсь, что вы догадались,  куда мы сегодня отправимся, и в какие годы? В СССР  -   в страну Советов в 30-е годы.

Тема так и звучит: «Страна Советов в 30-е годы». Запишите тему урока.

Мы попали в замечательную страну, но почему-то, когда в этой стране тысячи людей громко пели о счастливой жизни, с энтузиазмом трудились, тысячи других стонали от боли, выли от отчаяния и бессилия, и тихо даже беззвучно писали о том, что им пришлось пережить».

  • В чём вы видите проблему сегодняшнего урока?
  • Обращение к проблеме урока.
  • Понять, что же происходило на самом деле в нашей стране в 30-е годы и кто в этом виноват:  Сталин и его окружение или всё общество в целом?

Эпиграф:

«Что царь или вождь - это главный злодей,

  Придумали низкие лбы.

  Цари погубили не больше людей,

  Чем разного рода рабы.                             Иван Губерман

(Мы обязательно в конце урока к нему вернёмся)

 Беседа.Сейчас я предлагаю вспомнить,  каким было экономическое развитие СССР в 30-е годы?

        -  Каких успехов достигла промышленность в годы первых  пятилеток?

  • По объемам  промышленного производства    СССР вышел на 2-е место после США.      СССР   превратился из страны,  ввозящей  машины, в страну,  производящую машины   и оборудование.   Укрепилась обороноспособность страны, страна стала независимой экономически державой. Но такой скачок был куплен ценой отставания других отраслей  экономики, жизненный уровень оставался низким

- Какие крупнейшие объекты были построены в стране в 30-е годы? (Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Донбасс и Кузбасс, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы, Метрострой, Туркестано-Сибирская железная дорога, Беломорканал,

  • Каковы были результаты коллективизации?

(политика коллективизации привела к катастрофическим результатам – начался страшный голод (32-33), поголовье крупного рогатого скота и лошадей сократилось на треть, валовое производство зерна сократилось на 10% (29-34). Положение в деревне было сложным. На деревню смотрели как на поставщика дешёвого зерна, источник рабочей дешёвой силы. Государство постоянно увеличивало норму хлебозаготовок.  Несмотря на масштабы голода, за границу было вывезено 18 млн. ц. зерна, его поставки государству увеличились в 2 раза.  

-        Каким образом удалось достичь таких результатов?

(Стахановское движение, социалистические соревнования, самоотверженный труд, вера в светлое будущее.

Какой можно сделать вывод?

-В 30-е годы наша страна совершила гигантский рывок в своём развитии.   Этот скачок был осуществлён благодаря режиму, который сложился уже в 20-е годы.

 - Как назывался этот режим? (тоталитарный)

           Работа по карточкам.

Из предложенного списка выберите черты, характерные для тоталитарного государства и запишите в тетрадь.  

  • Жесткое централизованное регулирование экономики, политики и идеологии.
  • Присутствие некоторых элементов демократии.
  • Всеобщий контроль над обществом с помощью развитого репрессивного аппарата, тотальный террор.
  • Отсутствие какой-либо официальной идеологии.
  • Культ личности лидера.
  • Многопартийность.
  • Господство одной идеологии.
  • Легальная оппозиция власти.
  • Сращивание государственной власти и политической партии в единое целое.
  • Высокая степень развитости гражданского общества.
  • Поглощение личности коллективом, подчинение личных интересов общественным.
  • Складывание однопартийной системы.
  • Командно- административная система.
  • Запрет на любое инакомыслие.
  • Развитое рыночное хозяйство.
  • Контроль за средствами массовой информации

- Что же такое тоталитарный режим? политический режим, при котором государство

устанавливает тотальный контроль над всеми сферами жизни общества

 В стране установилась единая идеология, усилился контроль за средствами массовой информации, начались показательные судебные процессы, массовые репрессии. Первым показательным процессом было «Шахтинское дело».  (в 1928 году).

           

       Просмотр видеофрагмента  «Шахтинское дело».

         Беседа.

  • Где и когда проходил Шахтинский процесс? (в доме Союзов в Москве)
  • Кого судили и за что? (горных инженеров Донбасса, за «вредительство»)
  • Какой приговор вынес прокурор Вышинский? (5 человек расстрелять    как «врагов народа»)

Всего судили 53 шахтёра, половина из них отказались признать себя виновными, 10 частично.

  • Их обвинили в умышленной порче машин, затоплении шахт, поджогах производственных вооружений. Но обвинение строилось не на вещественных доказательствах, а на признаниях потерпевших.

В 1928 году был свёрнут НЭП. Положение экономики осложнилось. В каменноугольной промышленности из-за  перевыполнения планов и норм в ущерб безопасности труда участились крупные аварии и пожары. Обострились отношения среди рабочих шахт, между рабочими и специалистами. Недовольство рабочих высокими нормами поставок, низкой заработной  платы.

Речь прокурора Вышинского  люди восприняли  аплодисментами.

  • О чем это говорит? (о том, что люди поддерживали террор).

В 2000 году они были  реабилитированы.

Учитель:        А теперь давайте  вместе разберёмся,

что же на самом деле происходило в стране, и кто в этом виноват?

Вспомним, термины, которые вам будут встречаться. Мы знакомились с ними, когда изучали политическую систему в 20-е годы.

Гулаг - Главное Управление исправительно - трудовых лагерей

Политические репрессии - карательные меры, исходящие от государственных органов

ОГПУ - Объединенное Государственное Политическое Управление.

НКВД - Народный Комиссариат Внутренних Дел

Террор - политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами (преследование, убийство и т.д.).
Репрессия - ущемление в правах; карательная мера, наказание, применяемые государственными органами.
Культ личности - возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития, когда одна личность подменяет коллегиальное руководство страной, ликвидирует демократию, устанавливает диктаторский режим.

Сейчас мы будем работать в группах.

  1. Работа в группах по учебникам, документам, сети Интернет, дополнительным источникам.

Исследовательская работа в группах.

  1. Историки.  Почему  стало возможным установление культа личности Сталина?
  2. Правоведы.  Как вы думаете, зачем И.В. Сталину нужна была система политических репрессий?
  3. Политики. Репрессии в армии.

Выступление 1 группы.Установление культа личности Сталина.

1.Что такое культ личности Сталина?

2.Почему стало возможным установление культа личности Сталина?

3. Найдите высказывания в доп. источниках.

Культ личности - возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития.

К началу 30-х годов в Советском Союзе установился культличности вождя, власть в стране полностью сосредоточилась в руках ИосифаВиссарионовича Сталина (Джугашвили) и его ближайших соратников.

1)Сталинские наркомы:В.М.Молотов, К.Е.Ворошилов, В.В.Куйбышев, Г.К.Орджоникидзе были готовы выполнять все распоряжения Сталина, любыми средствами, не жалея ни себя, ни своих сотрудников.  В советских учреждениях установился круглосуточный режим работы.  И днём и ночью он вызывал к себе наркомов, давал задания, требовал отчёты о работе.  Вокруг каждого из соратников Сталина создавался свой маленький культ личности.Поддержка партийцев.

2)Сталин стал богом еще при жизни. Повсюду были его портреты и памятники. Его именем называли города, улицы, школы, заводы, колхозы, полки. С его именем связывали все победы в Октябрьской революции  и Гражданской войне, на стройках первых пятилеток, и в создании колхозов.

Вот строки со страниц "Правды" 1935-1939 гг.
- "Да здравствует тот, чей гений привел нас к невиданным успехам, великий вождь, друг и учитель - наш Сталин!"
- "Пусть живет и здравствует вечно наш отец родной - Сталин - Солнышко!"
- "Благородный образ Сталина - человека с головой ученого, с лицом рабочего, в одежде простого солдата - дорог и близок каждому".

Сталин - глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он  – учитель Вселенной. (Джамбул, казахский поэт)

Культ личности  формировался с детских лет, и делалось это очень талантливо, ненавязчиво. Газета «Пионерская правда» опубликовала в 1934 году колыбельную Льва Квитко.

Послушайте, какую колыбельную пела мама своему ребенку.

Опять я склонился к зеленой сосне.

Вдруг серые волки подкрались ко мне:

Раскрыли клыкастые пасти-

Вот- вот растерзают на части»

Не мог шевелиться от ужаса я…

Мамочка, мама, голубка моя!

Но Сталин узнал, что в лесу я стою

Разведал, услышал про гибель мою

И танк высылает за мною,

И мчусь я дорогой лесною

Мамочка, мама, голубка моя!

Настежь открыты ворота Кремля,

Кто- то выходит из этих ворот

Кто-то меня осторожно берет

И поднимает как папа меня

И обнимает как мама меня.

И сразу мне весело стало!

А кто это был?  Угадала?

Вот так создавались и вбивались в детские головы мифы об отце и лучшем друге советской детворы

Авторитет вождя, внушение.


3)В стране установилась единая идеология, усилился контроль за средствами массовой информации, начались показательные судебные процессы, массовые репрессии.
Сложился тоталитарный режим.

4)Сумел уловить настроения в обществе, выдвинутая идея построения социализма в стране оказалась привлекательнее идеи мировой революции.

Вера в светлое будущее

Вопрос: Почему стало возможным в нашей стране установление Культа

личности Сталина?

1) поддержка его со стороны партийцев

2) авторитет вождя

3) тоталитарный режим

4)вера в светлое будущее

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Учитель:Так формировался культ личности Сталина, который привёл к большому террору.   Поводом для его начала стало убийство члена Политбюро С.М.Кирова.

Сообщение о убийстве с. Кирова.  (слайд)

Сергей Миронович Киров являлся руководителем Ленинградской партийной организации.  

1 декабря 1934г. Киров погиб при странных обстоятельствах. Он был убит в тщательно охраняемом Смольном, убийцей- одиночкой Л.ВНиколаевым.

По мнению некоторых исследователей, убийство Кирова было организованно по указанию Сталина. Хотя прямых доказательств нет. Тем не менее таинственная гибель Кирова развязала Сталину руки для начала «Большого террора»

Следствие стали вести 10 дней, дела слушались без участия сторон. Приговор против «врагов народа» приводился в исполнение немедленно.

Репрессии затронули все слои общества.

Учитель: Самые трагические события приходятся на 1936 - 1937 гг. Это было время Большого террора.

___________________________________________________________________________

Выступление 2-й группы: Правоведы

1.Как вы думаете, зачем И.В.Сталину нужна была система политических репрессий?

-Над кем и когда были проведены политические репрессии?

-  Как   В. Молотов объяснял причины террора?

Политические процессы 1936-1938гг.

С 1936 по 1937гг прошли открытые политические процессы против элитыпартии.

В 1936 – над соратниками Ленина  - Зиновьевым,  Каменевым, в 1937 – второй процесс, осуждена группа «ленинской гвардии», в 1938 – состоялся третий процесс, где расстреляны Рыков, Бухарин.    Все они былиобъявлены «врагами народа».  Они на суде оговорили себя и былирасстреляны.В августе 1940 г. по приказу Сталина в Мексике убит Троцкий.

В.М.Молотов так объяснял причины “большого террора”: “1937 г. был необходим. Если учесть, что мы после революции рубили направо - налево, одержали победу, но остатки врагов разных направлений существовали, и перед лицом грозящей опасности фашистской агрессии они могли объединиться. Ведь даже среди большевиков были и есть такие, которые хороши и преданны, когда все хорошо, когда стране и партии не грозит опасность. Но если начнется что – нибудь, они дрогнут, переметнутся. Сталин, по-моему, вел очень правильную линию: пускай лишняя голова слетит, но не будет колебаний во время войны и после войны.”

По мнению Молотова, массовые репрессии были “профилактической чисткой” .

        -Почему осужденные оговаривали себя?

        -Что такое тройки? Какую роль выполнили «тройки»?

         -

Признательные показания выбивали с помощью пыток, угроз в отношенииродных и близких. Так называемых «врагов народа» обвиняли не воппозиционной политической деятельности, а прежде всего в шпионаже ивредительстве.

В феврале месяце 1938 г. Впервые  был введен так называемый “массовый конвейер”. “Массовый конвейер” состоял в том, что в специально отведенное помещение ставились лицом к стене десятки арестованных, которым специально назначенный дежурный по “конвейеру” не давал спать и ложиться до тех пор, пока они не согласятся дать показания, требуемые следователем. “Упорствующие” арестованные на “конвейере” подвергались также избиениям, заковыванию в наручники или связыванию. Установлено весьма большое количество случаев, когда арестованные выдерживались на “конвейере” по 30 – 40 суток без сна.
На этих массовых “конвейерах”, или, как их еще называли “конференциях”, периодически
устраивались поголовные избиения арестованных  сотрудниками, доходившими до изуверства, что почти все “сознавались” в шпионаже.

Сотрудники ОГПУ, вымогая показания у арестованных, выщипывали или из бороды, или из головы волосы, подкалывали иголками пальцы, вырывали ногти на руках, ногах и т.п.
Одним из самых возмутительных способов вымогательств показаний у арестованных, несомненно, являлся так называемый
допрос “на яме”. Если обвиняемый долго не сознавался, следователи  вывозили за город к месту приведения в исполнение приговоров и, имитировали расстрел. Такой допрос обычно заканчивался оговором десятков и даже сотен в большинстве ни в чем не повинных людей».

Тройки – внесудебные органы. В начале 1937г. было упрощено судопроизводство. Все местныеруководители получили разнарядки  - сколько людей им следовало арестовать.    Создавались специальные внесудебные «тройки» - куда входили:начальник Управления НКВД, начальник Управления милиции, областнойпрокурор. Теперь на раскрытие преступления давалось до 10 дней, дела слушались без участия адвокатов, да и суда часто не было. Человеку просто зачитывали приговор и требовали подписаться. Просьбы о помиловании запрещались. Приговоры о расстреле приводились в исполнение немедленно после их оглашения. Согласно постановлению правительства от 1935года, к уголовной ответственности теперь можно привлекать, начиная с 12-летнего возраста.

Массовый террор охватил не только партийных работников ивоенных, но и простых людей.

&28 с.203

Каким образом советское воспитание способствовало развитию доносительства и клеветы?  Какая атмосфера царила в обществе?

Донос на вышестоящих начальников, соседей по квартирам, сослуживцев становится средством передвижения по службе, получения квартиры.     80% репрессированных погибли вследствие доносов соседей, коллег по службе.

10 лет лагерей можно было получить за политический анекдот.

 анекдот.

«Сидят два человека в камере. Один другого спрашивает:

- Тебя за что посадили?

- За лень

- Как так? Работать не хочешь?

- Да, нет. Вечером на дне рождения хозяин рассказал анекдот про Сталина. Все гости вечером на него «донесли», а я поленился, думал утром схожу. Утром пришёл – оказалось последний. Вот и посадили.

 Наши писатели и поэты в своих произведениях наиболее ярко описали тему репрессий, где показали трагедию нашего народа.

Послушайте стихотворение Осипа Мандельштама. Ему предложили написать оду на Сталина к годовщине рождения. Он отказался.  

        Читает ученик.

 Стихи Осипа Мандельштама

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлёвского горца.

Его толстые пальцы как черви жирны

И слова как пудовые гири верны,

Тараканьи смеются глазища

И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет,

Как подкову, дарит за указом указ –

Кому в пах, кому в лоб,

Кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него – то малина

И широкая грудь осетина.

Выступление 3-й группы. Политики

  • Что стало поводом к началу репрессий в армии?
  • Какова была ситуация в Советской армии перед началом ВОВ?

Репрессии в армии:

В июне 1937 года состоялся суд над группой высших офицеров РККА, включая Михаила Тухачевского. Он  стремился   модернизировать военную технику, Ворошилов препятствовал этому, полагая что конница еще не отжила свой срок, тогда Тухачевский потребовал отставки Ворошилова.   Сталин воспринял это как «военный заговор». Сталин подозревал высшее военное руководство в заговоре против него. Впоследствии, советское руководство провело масштабные репрессии в отношении значительной части командного состава РККА. Примечательно, что из восьми человек, входивших в состав Специального судебного присутствия Верховного суда СССР, приговорившего обвиняемых по «делу Тухачевского» к смертной казни, пятеро (Блюхер, Белов, Дыбенко, Алкснис и Каширин) сами также впоследствии были расстреляны.Особенно большой количественный урон (в процентном отношении) понёс высший командный состав — начиная с командиров полков. Согласно справке А. И. Тодорского были репрессированы: 45 %

«Без  тридцать седьмого,  возможно, и не было бы вообще войны в 1941 году. В том, что Гитлер решил начать войну…. большую роль оказала оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошёл».

Как вы расцениваете слова маршала Советского Союза А. Василевского? На основе, каких фактов он заявляет о нереализованной возможности предотвратить войну. Согласны ли вы с его мнением?

                     -----------------------------------

- В чем состояла противоречивость Конституции 1936 года?

Ознакомьтесь с отрывками Конституции 1936 г. Глава 10. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

- Какого основополагающего права нет в тексте Конституции?(Право на жизнь)

-Какие права, напротив, в конституции есть, но существовали лишь формально? (свобода слова)

5 декабря 1936 г. была принята Конституция СССР – «Конституция победившего социализма», или ее называли Сталинской, которая действовала до 1977 года.  Закреплялось руководящее положение Коммунистической партии. Высшим органом власти и единственным законодательным органом Союза стал Верховный Совет СССР, получивший те права, которые раньше имели Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза

Глава Х
Основные права и обязанности граждан

Статья 118. Граждане СССР имеют право на труд.

 Статья 119. Граждане СССР имеют право на отдых.

Статья 120. Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также - в случае болезни и потери трудоспособности.

Статья 121. Граждане СССР имеют право на образование.

Статья 122. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.

Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного сСтатья 123. Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом.

Статья 124. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом:

а) свобода слова,

б) свобода печати,

в) свобода собраний и митингов,

г) свобода уличных шествий и демонстраций.

Статья 126. В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи,

Статья 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.

Статья 128. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.

Статья 129. СССР предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу.

Статья 130. Каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.

Статья 131. Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность,

_______________________________________________________________________

 Работа  с документами

Учитель. А теперь возьмите документы, работа с ними позволит вам получить дополнительную информацию о масштабах репрессий.

Задание 2-й группе: Из открытого письма Сталину. (Приложение №2)

– Сравните письма Ф.Ф.Раскольникова и гражданина Г.Е.Осипова. - Как вы считаете, почему попытки отдельных людей, например Ф.Раскольникова, разоблачить Сталина и призвать к ответственности не имели успеха?

-Можно ли сказать, что письмо Г.Е.Петрова отражает настроение общества?

VI Закрепление

Вернёмся к проблеме нашего урока:

- Кто же был виновен в массовых репрессиях:

Для того, чтобы понять, кто же был виноват в происходящем Сталин, Ежов, НКВД или общество в целом?

(Люди вовсе не «гневно осуждают «врагов народа», как об этом говорит автор, а с безучастными, равнодушными , запуганными лицами аплодируют, с опаской оглядываясь по сторонам)

(Склонить учащихся к тому, что всё общество, и каждый человек в отдельности виновны в происходящем, хотя многие обвиняют Сталина)

Обращение к эпиграфу:     «Что царь или вождь это главный злодей
        Придумали низкие лбы.

Цари погубили не больше людей,
Чем разного рода рабы        »

И. Губерман

  • Какой смысл вложил автор в данное высказывание?
  • Кого он называл рабами?

Учитель подводит итог и говорит свою версию.

(Люди могут быть не только рабами других людей, а и «рабами» своего страха и даже

«рабами» своего равнодушия.)

VII           Рефлексия.

  • Какие чувства вы испытали во время урока?
  • Какие выводы вы для себя сделали?
  • Возможно ли повторение подобного? Почему?
  • Когда вышел указ президента Б.Н.Ельцина  «Об установлении Дня памяти жертв

    политических репрессий»    (1991г. 30 октября)

VIII.  Подведение итогов:Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание.

Альтернативные задания: Написать эссе на одну из тем.

  1. Какие цели преследовал Сталин, организуя открытые показательные процессы?
  2. «В ответе ли мы за происходящее в стране в наши дни?»

Литература:

  1. И.В.Сталин Краткая биография, М…,1947г
  2. «Сталинские репрессии» Великая лож XXв. Д.Ю.Лысков
  3. «Архипелаг Гулаг» А.И.Солженицын
  4. Сталин: время, люди, империя- о правде «репрессий» 1937г.

Stalinism.ru O pravde-repressiy-1937.

  1. www.wikipedia.org - свободная энциклопедия
  2. Фонды историко- краеведческого музея г. Камышина
  3. Архивные документы (приложение)

Самоанализ урока по истории.

Тема: Урок – путешествие «Страна Советов в 30-е годы XX века».Занятие включено в раздел «Советская модель модернизации».

Класс: 11 (профильный)

Учитель: Созонова Т.И.

Цель:

- определить особенности политического развития и духовного климата в СССР в 1930-е годы.

Задачи:

  1. Определить причины массовых репрессий 1930-х годов прошлого века.
  2. Вызвать «разрыв», т.е. ощущение противоречия между официальным пропагандистским образом страны и реальной жизнью общества.
  3. Вызвать чувство сострадания к людям, которых коснулись репрессии, и чувство ответственности каждого за события, происходящие в стране.

Предметные - определить особенности политического развития и духовного климата в СССР в 1930-е годы.

Метапредметные -  развивать креативные умения и коммуникативные  навыки, умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Личностные - воспитывать толерантность; неприятие различных  проявлений насилия; формировать понятие  ценности человеческой жизни, чувства ответственности за свои решения и поступки.

Личностные УУД:

- личностная позиция школьника

- формирование  потребности  в знаниях, пробуждение познавательного  интереса

Познавательные УУД:

- осуществление  поиска  информации с использованием учебника, сети интернет,

- умение извлекать необходимую информацию, выделять главное, выстраивать последовательность описываемых событий, делать вывод

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группах, общаться друг с другом, учитывая позицию собеседника;

- организация и осуществление  сотрудничества с учителем и сверстниками,

-

Регулятивные УУД:

- умение организовать деятельность; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

- планирование путей  достижения целей

Оборудование урока: учебник В.А. Шестакова «История России 20 – начало 21 века», мультимедийное оборудование, дополнительный материал: документы, литература, раздаточный материал, музыкальное оформление

Содержание урока:

  Соответствует учебной программе, поставленным задачам.

Тип и структура урока: урок изучения нового материала, связанный   с предыдущей темой, с использованием элементов проблемного обучения.

    Урок построен  в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.  На мобилизационном этапе  учащиеся  с помощью  иллюстративного материала, музыкального сопровождения   определили тему урока, выявили проблему. Таким образом, была сформирована потребность в знаниях. Затем ученики включились в активную деятельность. Новый материал они  изучали, работая в группах. С помощью учебника, дополнительных источников, сети Интернет провели исследовательскую работу и  выполнили проблемные задания. Таким образом, они сначала, отвечая на вопросы, выполнили действие, а затем выясняли, решали проблему, работая в группе.

Закрепление нового материала было проведено с помощью  задания у доски, ребята создали  характеристику политической системы в 30-е годы.

Многие периоды истории ХХ века наполнены событиями, не имеющими однозначных оценок в современной исторической науке и до настоящего времени являются дискуссионными. И сегодня ученики в конце занятия решали именно такую проблему, выражали свою точку зрения.

Считаю, что логическая связь между различными этапами урока была выдержана.  Этапы урока были взаимосвязаны между собой, чередовались разные виды деятельности. Умственные действия подкреплялись практическими.

Учебное время использовалось эффективно, запланированный объём был выполнен.

Общие результаты:

План урока выполнен, цели реализованы

Положительно оцениваю то, что

Удалось реализовать поставленные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская «Образовательная программа комбинаторного типа по общей физической подготовке «Путешественник», утверждена решением районного Экспертного совета по инновационной деятельности (протокол №37 от 17.03.2010 года).

Комплексная образовательная программа разработана Леонтьевой С.А., учителем физической культуры высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовате...

Авторская педагогическая разработка «Образовательная программа комбинаторного типа по патриотическому воспитанию «Юный спасатель» (срок реализации 2 года) (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 15 ноября 2011 года)

Содержание «Образовательной программы комбинаторного типа по  патриотическому воспитанию «Юный спасатель» имеет физкультурно-спортивную, туристскую направленность,  рассчитана на два года об...

Литературная страничка "По секрету всему свету о "Вредных советах" Г. Остера"

Стихотворения Г.Остера для воспитания безопасного поведения учащихся....

Глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов анонсировал, что курс, включающий начальную военную подготовку, появится во всех школах страны в следующем 2023 учебном году

80% граждан РФ положительно отнеслись бы к введению в школах начальной военной подготовки. Об этом свидетельствуют результаты опроса Фонда общественного мнения.Отрицательно к введению курса НВП для шк...

Выступление на педагогическом совете 29.03.2022 года Информационно–коммуникационная технология в воспитательной системе классного руководителя с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя...

Анализ результатов школьного этапа ВсОШ в динамике за последние два года (Выступление на педагогическом совете в ноябре 2021 года)

Итоги школьного этапа ВсОШ 2021-22 учебного года в графиках и таблицах, анализ результатов по предметам для последующего обсуждения на предметных методических объединениях....

Анализ результатов муниципального и школьного этапов ВсОШ в 2023-24 учебном году (презентация к выступлению на педагогическом совете 16 января 2024 года)

Итоги муниципального и школьного этапов ВсОШ в 2023-24 учебном году в таблицах и графиках для последующего обсуждения на предметных кафедрах...