Использование инновационных технологий на уроках истории» (модель «Перевернутый класс»)
опыты и эксперименты по истории (8 класс)

 В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока. Поэтому, основная цель учителя- создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников, для появления интереса к изучению предмета. Эта цель может быть достигнута, если использовать новые технологи,которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, в том числе модель «перевернутый урок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perevernutyy_klass.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование инновационных технологий на уроках истории» (модель «Перевернутый класс»)

Расскажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне самому сделать это – и я пойму.

Китайская пословица

Пекпулатова А.В.

Учитель истории и обществознания

МОУ «Сернурская СООШ №1»

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………….........3-4
  2. Концептуальная часть…………………………………………………….…..5
  3. Практическая часть………………………………………………………….6-8
  4. Заключение………………………………………………………………………9
  5. Список литературы……………………………………………………………10
  6.  Приложение…………………………………………………………………11-13

Введение

Страшно подумать, но классно-урочная система, которую Ян Амос Коменский ввел в практику образования почти 400 лет назад, уже не столь актуальна. Четыреста лет учитель входил в класс и начинался урок, который все эти годы проходил по одному и тому же сценарию: проверка домашнего задания, затем объяснение новой темы. Но вот появился в нашей жизни компьютер, и – революция свершилась! Поток информации в современном мире оказался настолько стремителен, что  приходится «бежать со всех ног, чтобы только оставаться на том же месте». А уж чтобы двигаться вперед…

Поэтому сам собой возник вопрос, возможно ли в этих условиях учить детей так же, как мы это делали вчера. Правильно ли сегодня делать так: учитель добывает знания и передает их ученику, а ученик пассивно их воспринимает. Сейчас все абсолютно уверены, что для современной школы необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия. Они должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у ребят навыков критического анализа информации, планирования своей деятельности и эффективного воплощения идей. Иначе говоря, из пассивного поглотителя знаний ребенок должен превратиться в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика.

Актуальность инновационной деятельности

Современные  дети  сильно  изменились  по  сравнению  с  тем  временем, когда  создавалась  ныне  действующая  система образования.  В  первую  очередь  изменилась  социальная  ситуация  развития  детей  нынешнего  века: резко  возросла  информированность  детей; современные  дети  мало  читают; характерна  ограниченность  общения  со  сверстниками.

Современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Современный учитель, идя на урок, прежде всего обеспокоен не тем, как подать готовые знания, а как организовать познавательную деятельность учащихся.

 В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока. Поэтому, основная цель учителя- создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников, для появления интереса к изучению предмета. Эта цель может быть достигнута, если использовать новые технологи,которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, в том числе модель «перевернутый урок».

Научно-методическое обоснование

В национальной системе образования России приоритетным является компетентностный подход, который является одним из ведущих направлений в мировой образовательной практике. Основной целью компетентностного подхода в образовании является формирование способности к самообразовательной деятельности. Проведение «перевернутых уроков» в полной мере соответствует прохождению всех этапов становления самообразовательной компетентности. Именно перевернутые уроки дают возможность учителю погрузить учащихся в самостоятельное изучение нового материала.

Новизна и теоретическая значимость

В условиях информатизации образования школ проведение перевернутых уроков дает возможность рассматривать процесс обучения как активное вовлечение учащихся в конструирование своих собственных знаний и умений, самостоятельное выстраивание целеполагания в самообразовательной деятельности. Тем самым учащиеся осознают ответственность за свое обучение.

Практическая значимость данной системы: стимулируется процесс обучения методами системно-деятельностного подхода: система способствует активизации мышления учащихся.

                                  Условия возникновения и становления опыта

  • Внедрение новых педагогических технологий в работу;
  • создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т.д.;
  • постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся;
  • накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег;
  • наблюдение выраженной обратной связи в виде неподдельного интереса детей к изучению предметов.

Концептуальная часть

Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Уже более десяти лет во всем мире, а с прошедшего учебного года и в нашей стране, используется технология смешанного обучения. Моделей смешанного обучения уже в сегодняшней нашей практике существует немало. Но наибольшую популярность приобрел так называемый перевернутый класс.

Основная цель применения технологии «Перевернутый класс» заключается в такой организации учебной работы, при которой происходит:

  1. Формирование универсальных учебных действий.
  2. Развитие личностных качеств и общей культуры учащегося.
  3. Понимание ценности образования, внутренней мотивации и ответственности за свое обучение.

Однако, если выстраивать урок по традиционным, устоявшимся правилам, то у обучающихся далеко не все эти компетенции могут быть сформированы. Так возникла необходимость вовлечения учащихся в активную учебную деятельность с помощью «Перевернутого класса».

Несколько лет назад американские педагоги-новаторы Аарон Самс и Джонатан Бергманн, исследуя проблему активности учащихся, предложили свое решение и провели занятие «наоборот». Что они сделали? «Перевернули» урок: учащиеся с лекционным материалом ознакомились дома, просматривая тематические ролики в интернете, а традиционное домашнее задание выполнили на следующий день в классе, общаясь с одноклассниками и учителями. Иными словами, основные учебные действия поменялись местами: то, что раньше было классной работой, ребята освоили в домашних условиях, а то, что было домашним заданием, стало предметом рассмотрения в классе. Главной целью урока было «перевернуть» не работу в классе и работу дома, а пассивное и активное получение знаний учащимися. Цель была достигнута, урок прошел очень активно.

Вскоре педагогами была выпущена книга под названием «Перевернуть занятие, или как достучаться до каждого ученика на уроке». Исследуя концепцию технологии «переворота», они пришли к выводу, что на уроке необходимо применять индивидуальную и групповую деятельность и учитывать особенности детей: ведь кто-то больше любит писать, кто-то читать, а кто-то слушать. На основе подобных особенностей учитель должен группировать учеников по интересам для выполнения тех или иных заданий, а потом смешивать их для того, чтобы они могли поделиться опытом и помочь освоить своим одноклассникам новый вид восприятия информации. Материалы исследований Самса и Бергманна стали чрезвычайно популярны во всем мире.

Практическая часть

Среди популярных форм классной работы в такой модели, которые я использую на своих уроках – выполнение упражнений, дискуссии, презентация проектов. Таким образом, на уроке акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону её исследования.

Для меня мотивирующим фактором использования данной технологии стало наличие проблемы, с которым мне  приходилсь сталкиваться в ежедневной работе:

  • Пассивность учащихся, их нежелание самостоятельно работать.
  • Многие ученики нацелены исключительно на зазубривание учебного материала. (Вызубрил, ответил и забыл!)
  • У учителей практически нет времени для того, чтобы уделить внимание отдельным ученикам, осуществить индивидуальный подход, так нужно провести опрос, поставить отметки, а потом значительную часть времени посвятить объяснению нового материала.

Во-вторых, на обычном уроке трудно достичь высокого уровня владения учащимися материалом. Американский психолог Б. Блум в своей пирамиде целей выделил 6 уровней: знание(перечисляет, воссоздаёт, показывает, представляет, демонстрирует, вспоминает); понимание (объясняет, описывает своими словами, обосновывает, приводит примеры); применение (использует, решает, экспериментирует, делает прогноз); анализ (анализирует, находит связь, классифицирует, упорядочивает, сравнивает, группирует, систематизирует); синтез ( обобщает, конструирует, комбинирует, интегрирует, создаёт, выражает гипотезу); оценка ( критически оценивает, выбирает, тестирует, делает выводы, принимает решения).

Какого уровня пирамиды достигают ученики, которых учим? В большинстве- второго. Фокус внимания учителя и учеников сосредоточены на более низких ступенях. Главное для нас – чтобы ученик запомнил и понял! На большее не хватает просто времени! И что мы делаем? Мы пытаемся поднять учеников выше с помощью домашних заданий, то самое сложное (применение, анализ, синтез и оценка) им приходится делать самостоятельно!!!  Нужно ли в этом случае удивляться, что многие дети просто не могут выполнить домашнее задание и списывают. Или вызубрили параграф, чтобы пересказать – ответили на репродуктивные вопросы. В результате – низкое качество знаний.

В-третьих, ограничиваем возможности реализации компетентностного подхода!

Исходя из вышесказанного, обучение следует перевернуть.

Обучение в рамках модели ПК происходит следующим образом:

  1.  Готовится несколько видеолекций в неделю (это могут быть и готовые материалы из сети Интернет).
  2. Обучающиеся смотрят данные видеолекции дома. Особенности просмотра заключаются в следующем:

- ученик осваивает материал в индивидуальном темпе;

-отсутствуют временные ограничения;

-возможность общаться со сверстниками и учителем, используя систему онлайновых дискуссий.

3. Урочное время используется для выполнения практических работ или другой учебной деятельности.

Обучающиеся могут делиться на мини-группы не только по уровню подготовленности, но тех, кто больше любит смотреть, читать или писать. Сначала нужно использовать те навыки, которые у них наиболее развиты: условных читателей садят вместе читать книги, писатели будут делать какие-то пометки, а предпочитающие визуальный контент – смотреть видео. Затем следует попробовать развивать и другие способности: группы можно перемешать, таким образом у детей откроются иные перспективы мышления и восприятия информации.

Возможно ли такое в рамках традиционного урока?  Конечно, с определёнными  ограничениями.

Рекомендации по данной модели обучения:

1. «Перевёрнутый класс» надо вводить постепенно. Нужно, чтобы ребята были к нему готовы: нельзя просто взять и вывалить новую тему в те же видеолекции. Скорее всего, это приведёт к тому, что половина класса просто не сделает домашнее задание или не поймёт, что от них требуется.

2. Не обязательно вручную записывать видеолекции. Гораздо полезнее, когда ученики самостоятельно дома изучают тему. Изначально передо мной стояла задача — научить их знакомиться с историей в первозданном виде, а не только с помощью адаптированных текстов в учебниках. В школе поселка трудно получить доступ к первоисточникам: здесь сложно посетить музеи, научные центры и крупные библиотеки. Поэтому я давала детям ссылку на Президентскую библиотеку имени Б. Н. Ельцина, там достаточно много неадаптированных книг. Им нужно было получить из этих первоисточников сведения, которые можно использовать на уроках.

3. Мотивация у учеников появится не сразу,поэтому для начала надо давать интересные темы, которые вроде бы нестандартны, но всё равно позволяют получить какую-то информацию. Например, я предлагал ученикам посмотреть видеолекции с интересными фактами о правителях. Причём не обязательно про политику, а, например, про их личную жизнь или происхождение.

4. Несмотря на то, что я стараюсь давать дополнительные материалы или первоисточники, на уроке я работаю с учебником. Это важно, потому что ученики видят, как эти темы преподносятся современными историками. Учебник  адаптирован под тот минимум, который нужно знать, а ещё под возраст школьников. Когда ученики поймут, что история и обществознание — это не скучно, у них будет мотивация. Тогда уже можно давать теорию на дом.

5. Планирование – вообще ключевой момент в деятельности учителя при смешанном обучении, в отличие от традиционного, в котором оно недооценивается. Деятельность учителя складывается прежде всего из планирования, непосредственной работы в классе и оценивания детских достижений. При смешанном обучении он должен четко сформулировать ожидаемые результаты и сразу же продумать, как он будет проверять достижения учеников. И процесс пойдет, только когда эта связка существует.

Преимуществами модели ПК является:

  1. Учителя располагают большим временем, чтобы помочь обучающимся объяснить разделы, вызвавшие затруднения.
  2. Обучающиеся не испытывают неловкости или смущения, просматривая один и тот же материал несколько раз, пока не поймут его, после просмотра видеоматериала дети записывают возникшие вопросы, и учитель разбирает эти вопросы отдельно.
  3. Учитель на уроке имеет возможность качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса.
  4. Использование  образовательных возможностей Интернет пространства, общения между учащимися способствует формированию у детей критического мышления, ответственности за собственное обучение, других интеллектуальных способностей и ключевых компетенций.

Как и у любого метода обучения, у него есть свои плюсы и минусы. Учитель должен продумывать, насколько та или иная тема важна в курсе, насколько эти знания можно «перевернуть». Есть некоторые темы, которые для этого просто не подходят.

От обычной классной системы полностью уйти нельзя. Всё зависит от того, что учитель видит в «перевёрнутом» обучении. Если содержательно ваши уроки от этого ничем не дополняются, то большой пользы от «перевёрнутого класса» просто нет.

Какие же трудности, связанные с переворотом, возникают у участников учебного процесса?

  • Требуется больше времени для планирования и подготовки учителя.
  • Трудности привлечения в учебный процесс отдельных категорий учащихся.
  • Предполагается постоянный доступ учащихся к компьютерам и интернету.
  • Неравные возможности доступа учащихся к сети интернет.
  • Домашнее задание является обязательной частью урока.
  • Критическая оценка учебной деятельности.
  • Трудно привыкнуть к новой технологии обучения.
  • Большая первичная нагрузка.

Мотивирующим фактором решения проблем и трудностей, связанных с «переворотом», и с которыми учитель сталкивается в своей ежедневной работе, является изменение роли всех участников образовательного процесса. Происходит понимание того, что для осмысленного обучения необходима активная позиция обучаемого, самостоятельно-познавательная деятельность, в ходе которой приобретаются знания из собственного пережитого опыта, не являющиеся заученными из учебника. При этом, учителю важно понять, что его роль заключается не в том, чтобы провести урок, передать знания, а затем проверить домашнее задание. Его роль заключается в создании учебной ситуации для самостоятельной, свободной, творческой познавательно-исследовательской деятельности учащихся. Такой ситуации, работая в которой они будут ответственными за свое обучение. Новое всегда интереснее открывать самому! Однако, увы! Работать по-новому сегодня готовы лишь очень немногие российские педагоги. «Это не вопрос техники, это вопрос педагогики». А раз так, то тут вывод может быть только один: учитель должен изменится сам, регулярно совершенствоваться.

Таким образом, Модель ПК позволяет возложить ответственность за знания ученика на его собственные плечи, тем самым давая ему стимул для дальнейшего творчества, направляя процесс обучения в русло практического применения полученных знаний.

Закючение

Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре.

Система образования должна быть основана на максимальной свободе обучающихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, грамотно работать с информацией (уметь собирать факты, анализировать, обобщать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, делая аргументированные выводы).

Эти задачи возможно решить при условии:

- вовлечения каждого ученика в активно-познавательный процесс;

- четкое осознание учеником, где, каким образом, как эти знания могут быть применены;

- умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки.

 Технологии смешанного обучения лишь небольшая часть из существующих в современной образовательной практике. Естественно нет необходимости знать все, достаточно выбрать 1-2 приемлемые для себя и апробировать их в своей практической деятельности. Чем больше мы воспитываем успешных учеников, тем больше мы понимаем, что работаем качественно.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (русская пословица).

Список литературы

  1. Андреева Н. Смешанное обучение – это «суп из топора». [Электронный ресурс] // Образовательный портал Newtonew.com. URL: https://newtonew.com/tech/blending-learning-sup-iz-topora (дата обращения: 24.11.2020).
  2. Гальченко М. «Перевернутый класс» - окно в обучение 21 века! [Электронный ресурс] // Вебинар площадка eTutorium. URL: https://etutorium.ru/blog/perevernutyj-klass (дата обращения 25.11.2020).
  3. Дидактор. Педагогическая практика. Три основных модели и три подхода в обучении. [Электронный ресурс] // URL: http://didaktor.ru/tri-osnovnyx-modeli-i-tri-podxoda-v-obuchenii/ (дата обращения 24.11.2020).
  4. Долготова Т.В. Смешанное обучение – инновация XXI века. [Электронный ресурс] // Интерактивное образование. Информационно-публицистический образовательный журнал. URL: https://u.to/A5RmGg (дата обращения 24.11.2020).
  5. Шведченко А. Что такое «перевернутый класс» и как эту методику используют в России. [Электронный ресурс] // Мел. Медиа про образование и воспитание детей. URL: https://mel.fm/shkola/928534-flipped_classroom (дата обращения 25.11.2020).

Приложение

«Сценарий» одного учебного занятия по модели "Перевернутый класс".

  1. Наименование предмета (курса, дисциплины): История
  2. Тема учебного занятия: Повторительно-обобщающий урок «Русское государство в IX – XVI веках»
  3. Цели занятия:

Образовательная: обобщить знания учащихся по курсу Истории России с древнейших времен до конца 16 века. Закрепить знания исторических понятий, процессов, персоналий истории данного периода.

Развивающая: продолжить обучение навыкам обобщения и анализа

информации.

Воспитательная: воспитывать интерес к истории, чувство гордости и

патриотизма.

4. Ключевые понятия для самостоятельного изучения:

1) Основные даты из истории России периода от Древности до конца 16 века.

2) Определение таких понятий как: родоплеменные отношения, соседская община, государство, варяги, феодализм, религия, христианство, натуральное хозяйство, феодальная раздробленность, иго, централизация, приказ, воевода.

  1. Формат материала для самостоятельного изучения (учебное видео, презентация, учебный текст).

Видеоурок «Повторительно-обобщающий урок «Русское государство в IX – XVI веках», презентация на ту же тему, отрывок из «Повести временных лет»:

«Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку… будет мне врагом»… С радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир… на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ…», следующий текст:

«В лето 1237. Зимою пришли… на Рязанскую землю лесом безбожники татары и… захватили ее…, попленили Рязань всю и сожгли и князя их убили. Схваченных же одних рассекали, других стрелами расстреливали, а иным назад руки связывали. Много церквей огню предали, монастырей и сел сожгли... потом пошли на Коломну. В ту же зиму. Пошел [князь] Всеволод… против татар и сошлись около Коломны, и была сеча великая, и убили у Всеволода воеводу Еремея Глебовича и иных мужей много... и прибежал Всеволод во Владимир с малой дружиной, а татары пошли к Москве. В ту же зиму взяли Москву татары и воеводу убили Филиппа Нанка…, а князя Владимира Юрьевича схватили… В ту же зиму. Выехал [князь] Юрий из Владимира с малой дружиной, оставив вместо себя сыновей своих Всеволода и Мстислава, и пошел на Волгу с племянниками своими с Васильком, и со Всеволодом, и с Владимиром и стал на [реке] Сити станом, ожидая к себе брата своего Ярослава с полками и Святослава с дружиною своею».

6. Сложные моменты, которые будут рассмотрены в аудитории.

Преподаватель предлагает вспомнить Европейские государства, с которыми Русь поддерживала контакты. Определить их форму правления. Зарождение государственной власти и появление первых государств – период существования единого Древнерусского государства. Раздробленность – существование отдельных княжеств: Киевского, Владимирского, Полоцкого и других. Формирование единого централизованного государства – объединение русских земель вокруг Московского княжества.

Но политические последствия ига – стремление князей к получению ярлыков на правление и сопровождавшая все это борьба - способствовали зарождению единоличной власти.

7. Формат заданий для аудиторной работы с преподавателем.

1) Преподаватель предлагает учащимся вспомнить хронологию российской истории в изученный период. Сравнить ее с таковой в Западной Европе. Найти общее и различное.

Исторический путь, пройденный Россией во многом похож на историю других государств и народов. Но ввиду многих особенностей: отсутствие влияния античных цивилизаций, соседство с кочевыми народами, обширные малозаселенные пространства, суровый климат, менталитет восточных славян и их соседей, повлиявших на формирование Русского государства и народа, делают историю России особенной, не похожей как на западные, так и на восточные общества.

2) Преподаватель предлагает учащимся разделиться на две группы и составить таблицы:

1. «Россия и страны Запада» – общие черты и различия.

2. «Россия и страны Востока» – общие черты и различия.

3) Преподаватель предлагает ответить на вопросы:

1. Какие события описываются в отрывке из «Повести временных лет»?

2. Какое значение имело принятие христианства для Руси?

3. Какие религии исповедовали соседи русских земель?

4) Преподаватель предлагает вспомнить:

С кем из соседей у Руси были постоянные конфликты?

Значительный след в истории России оставила борьба с внешними врагами. Восточнославянские земли постоянно подвергались вражеским атакам, как с запада, так и с востока. В упорной борьбе русские земли смогли сохранить свою свободу и независимость.

5) Предлагает ответить на вопросы по прочитанному тексту (текст приводится выше):

1. Можно ли на основании приведенного отрывка увидеть главную причину поражения русских войск в борьбе с нашествием Батыя?

2. Если «да», то назовите основные причины поражения.

3. При помощи текста определите, какие потери понесли русские земли в ходе нашествия.

4. Предлагает вспомнить причины установления ига и его последствия.

Даже опустошительное монгольское иго, длившееся почти 240 лет, было свергнуто. Это нашествие также сыграло свою роль в истории. Хозяйство и культура страны были отброшены на многие годы назад. Понадобилась уйма времени и упорного труда, чтобы восстановить былую силу и дух. Иго в значительной степени повлияло и на формирование российской государственности.

6) Преподаватель предлагает вспомнить:

1. Этапы формирования государства.

2. Назвать его признаки.

В целом, этапы формирования государства у восточных славян были такими же, как в Западной Европе. Преподаватель предлагает вспомнить Европейские государства, с которыми Русь поддерживала контакты. Определить их форму правления. Зарождение государственной власти и появление первых государств – период существования единого Древнерусского государства. Раздробленность – существование отдельных княжеств: Киевского, Владимирского, Полоцкого и других. Формирование единого централизованного государства – объединение русских земель вокруг Московского княжества.

Но политические последствия ига – стремление князей к получению ярлыков на правление и сопровождавшая все это борьба - способствовали зарождению единоличной власти.

7) Преподаватель предлагает учащимся:

1. Вспомнить порядок управления в Византии.

2. Дать ответ на вопрос: «почему византийские порядки были более близки русским правителям».

Так же влияние Византии, где власть императора была неограничена, способствовало формированию самодержавия в России. Постоянная внешняя угроза со стороны соседей тоже влияла на складывание сильной центральной власти. В конечном итоге, государственная власть стала влиять на многие стороны жизни общества России.

8) Учащимся предлагается групповая работа по составлению кратких характеристик:

1. «Европейский и русский город в 9 – 16 веке»

2. «Феодальные отношения в Европе и России»

3. «Крестьяне на Руси и в Европе»

Так же ввиду менее развитых по сравнению с остальной Европой феодальных отношений, вассальные отношения сменились подданническими. Это означало, что вся земля государства принадлежит монарху и все население является только его подданными.

9) Преподаватель предлагает учащимся написать эссе на тему:

«Самый прославленный правитель России в 9 – 16 веках».

При подведении итогов нельзя не вспомнить значимые личности этого периода, благодаря которым события российской истории развивались именно таким образом, как оно есть.

Князь Рюрик – с его именем связывают начало русской государственности.

Князь Владимир Святославич – при нем произошло крещение Руси. Александр Невский – князь, знаменитый русский полководец и государственный деятель, отразивший агрессию шведов.

Дмитрий Донской – великий князь Владимирский, руководитель русского войска в Куликовской битве.

Иван III Васильевич – при котором произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и ее превращение в центр общерусского государства.

Иван IV Грозный – первый русский царь, значительно расширил территорию страны, провел централизацию и многие реформы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация "Инновационные технологии на уроках истории и обществознания. Использование ИКТ"

В презентации помещен материал портфолио учителя истории и обществознания. Он будет полезен тем, кто подает на высшую категорию или собирается участвовать в ПНПО...

Использование инновационных технологий на уроках истории и обществознания

Из опыта работы.  Краткое описание педтехнологий, применяемых учителем на уроках....

Методическая разработка-урок по модели "Перевернутый класс" 2019

Урок иностранного языка по модели "Перевёрнутый класс", февраль 2019 г....

Использование инновационных технологий на уроке истории.

Данный материал дает представление о эффективной технике визуализации мышления через составление ментальных карт. Это не традиционный способ организации мышления обучающихся....

Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: модель «Перевернутый класс».

Для современной школы необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия. Они должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у ребят нав...

Использование инновационных технологий на уроках истории и обществознания

Аннотация. В статье рассматривается необходимость использования инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания в школе.Ключевые слова: уроки истории и обществознания, иннов...

Использование инновационных технологии на уроках истории и обществознания

Использование инновационных технологий на уроках истории и обществознания...