Рабочий лист по истории России тема "Монгольская империя изменение политической карты мира"
методическая разработка по истории (6 класс)

Чайка Наталья Васильевна

В работе предствавлены задания для работы с источниками и текстом учебника с целью оценки продуктивного чтения материала. Работа с картой   просит заштриховать место первого сражения между монголо-татарами и русско-половецким войском.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_list_mongolskaya_imperiya_.docx330.31 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочий лист к уроку

 “Монгольская империя и изменение политической карты мира”

План.

  1. Образование державы Чингисхана
  2. Начало завоевательных походов Чингисхана
  3. Битва на Калке
  4. Историческое наследие Монгольской империи.

Ход работы

  1. Образование монгольской державы

Задание № 1 (н) – необходимый уровень – «хорошо»  Документ Ян В.Г. «Чингисхан»

«Среди воинственных татарских ханов один, по имени Темучин, отличался особой удачей в битвах, жестокостью к врагам и стремительностью в нападениях. Ему было уже пятьдесят лет, когда ханы провозгласили его великим каганом и подняли его на «белом войлоке» почета в надежде, что Темучин будет исполнять желания знатнейших ханов. Но Темучин подчинил всех своей воле, разгромил и обратил в рабство непокорные племена, а их вождей сварил живыми в котлах…chingiz

Тяжелыми шагами и неуклюжими ухватками он похож на медведя, хитростью – на лисицу, злобой – на змею, стремительностью – на барса, неутомимостью – на верблюда. Все ханы и простые воины боятся его больше пожара или грома, а если он прикажет десяти воинам напасть на тысячу врагов, то воины бросятся, не задумываясь, так как они верят, что победят…»

Вопрос к документу: Какими личными качествами обладал Чингисхан

(……………………………………………………………………………………….....)

Задание №2. Заполните пропуски, в тексте используя учебник  стр.4-5

В _______ году на курултае монгольской знати талантливый полководец Темучин был провозглашен  ____________________ и назван __________________.  В _______ веке произошло образование  Монгольского государства. Чингисхан создал свод законов «Великая Яса». Столица его государства находилась в г.________________.

  1. Причины завоевательных походов

Задание №3.(П)  - повышенный уровень, «отлично».   Прочитайте и проанализируйте текст 1 и текст 2. Вставьте пропуски и сделайте вывод о причинах завоевательных походов монголо-татар.

Текст 1- « …В то же время захватнические планы Чингисхана были связаны с особенностями хозяйства его державы. Его основу составляло развитое кочевое скотоводство. Это вынуждало монголов постоянно передвигаться по степям в поисках новых пастбищ для десятков тысяч лошадей. Но не менее важным было наличие огромной армии. Содержать которую не смог бы ни один правитель. Она должна была обеспечивать себя сама путём непрерывных войн с соседями и захвата военной добычи. Монгольская армия была не только многочисленной, но и чётко организованной, прекрасно вооружённой…»

Текст 2- «…В 1227 году держава Чингисхана была поделена между его сыновьями на несколько больших территорий- улусов. Западный улус был предназначен  старшему Джучи. Он простирался от Иртыша на востоке до «последнего моря» на западе. То есть по замыслу Чингисхана, к улусу Джучи была отнесена вся Европа. Но её нужно было ещё покорить. После смерти Чингисхана завоевание Европы стало ближайшей целью монголов. Их военная мощь значительно превосходила силы русских княжеств и их соседе

Причины завоевательных походов:

Наличие…………………………, которая должна была самостоятельно себя содержать. Поиск новых…………………..Стремление ………………………к обогащению.Желание……………………………………………………………..

Задание № 4 (П)  - повышенный уровень, «отлично». Прочитайте документ. П. Карпини. «История монголов»

«О разделении войск скажем таким образом: Чингисхан приказал, чтобы во главе десяти человек был поставлен один (и он по-нашему называется десятником), а во главе десяти десятников был поставлен один, который называется сотником, а во главе десяти сотников был поставлен один, который называется тысячником, а во главе десяти тысячников был поставлен один, и это число называется у них тьма. Во главе же всего войска ставят двух вождей или трех, но так, что они имеют подчинение одному. Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один, или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются (убивают), и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются: и, говоря кратко, если они не отступают сообща, то все бегущие умерщвляются; точно так же, если один, или двое, или больше смело вступают в бой, а десять других не следуют, то их также умерщвляют, а если из десяти попадают в плен один или больше, другие же товарищи не освобождают их, то они также умерщвляются. Оружие же все по меньшей мере должны иметь такое: два или три лука, или по меньшей мере один хороший, и три большие колчана, полные стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые... У некоторых из них есть копья, и на шейке железа копья они имеют крюк, которым, если могут, стаскивают человека с седла… Железные наконечники стрел весьма остры и режут с обеих сторон наподобие обоюдоострого меча; и они всегда носят при колчане напильники для изощрения стрел. Вышеупомянутые железные наконечники имеют острый хвост длиною в один палец, который вставляется в дерево. Щит у них сделан из ивовых или других прутьев, но мы не думаем, чтобы они носили их иначе, как в лагере и для охраны императора и князей, да и то только ночью. Есть у них также и другие стрелы для стреляния птиц, зверей и безоружных людей, в три пальца ширины. …Если случайно противники удачно сражаются, то татары устраивают им дорогу для бегства, и сряду, как те начнут бежать и отделяться друг от друга, они их преследуют и тогда во время бегства убивают больше, чем могут умертвить на войне. Однако надо знать, что, если можно обойтись иначе, они неохотно вступают в бой, но ранят и убивают людей и лошадей стрелами, а когда люди и лошади ослаблены стрелами, тогда они вступают с ними в бой. Укрепления они завоевывают следующим способом. Если встретится какая крепость, они окружают ее; мало того, иногда они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом они весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или на ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха; сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска, и одно сменяет в бою другое, так что они не очень утомляются. И если они не могут овладеть укреплением таким способом, то бросают на него греческий огонь; мало того, они обычно берут иногда жир людей, которых убивают, и выливают его в растопленном виде на дома; и везде, где огонь попадет на этот жир, он горит, так сказать, неугасимо».

Задания: 1. Подчеркните прямой линией виды вооружения монголов. 2. Подчеркните волнистой линией особенности ведения боя. 3. Подчеркните пунктирной линией правила воинской дисциплины.

Работа с учебником стр.4-5: Выпишите причины военных успехов Чингисхана:

1.____________________________

2.____________________________

3,____________________________

  1. Битва на реке Калка

Задание  5(П)  - повышенный уровень, «отлично»:  Прочтите документ.  Из «Галицко-Волынской летописи» (Битва на Калке)

«Пришло неслыханное войско, безбожные моавитяне, называемые татарами; пришли в землю половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них Юрий Кончакович не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты — до реки Днепра. Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. И вот, когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали русским князьям: «Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете». Был совет всех князей в Киеве, и решили на совете так: «Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей». На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславович Галицкий — они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского не было. …И съехалось тут с ними все кочевье половецкое, и черниговцы приехали, киевляне и смоляне и иных земель жители. И когда переходили Днепр вброд, то из-за множества людей не видно было воды… Около самой реки Калки встретились татары с русским и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком… Сам же он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: «Вооружайтесь!» Мстислав Романович и другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда. Сошлись полки вместе. …Даниил крепко боролся, избивая татар. Увидел это Мстислав Немой, подумав, что Даниил ранен, сам бросился на них… Когда татары обратились в бегство, Даниил избивал их со своим полком, но новые полки сразились с нами. За грехи наши побеждены были русские полки… Побеждены были все русские князья. Такого же никогда не бывало. Татары победили русских людей из-за прегрешений христиан…»

Задания и вопрос: 1. Подчеркните одной чертой причины поражения русских князей, которые называет летописец. 2. Подчеркните волнистой линией мотив, который послужил причиной объединенного похода русских князей и половцев против монголов. 3. Как вы думаете, почему против монголов выступили не все русские князья, например, Юрий Суздальский не участвовал в съезде в Киеве и в походе? 4. Покажите на карте место сражения 1223 г.

Откройте учебник на стр. 7.   Проведите исследование: почему русские князья потерпели поражение?   Какой вывод должны были сделать русские князья?

5.1 (н) – необходимый уровень – «хорошо»  Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором располагалось место битвы на Калке в 1223 г. (подсказка учебник стр.8)

C:\Users\User\Desktop\get_file.png

4.        Историческое наследие Монгольской империи. (н) – необходимый уровень – «хорошо»  

4.1.Перечислите государства, которые были завоеваны татаро-монголами

4.2.Заполните таблицу

Отрицательные последствия завоевания монголами других государств

Положительные последствия завоевания монголами

других государств


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Политическая карта мира.Изменения на ПКМ.

Что такое ПКМ, виды изменений на ПКМ, основные этапы формирования ПКМ . ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

Рабочий лист по истории России 8 кл "Отечественная война 1812 г"

Рабочий лист удобно использовать для проверки знаний обучающихся....

Конспект урока в 6 классе. Тема: Монгольская империя и изменение политической карты мира

Тип и вид урока Изучение нового материала Образовательная задача: объяснить устройство монгольского государства как  условие успешных завоеваний;Развивающая задача: определить общее и особен...

Тест № 2 (6 класс) Тема: "Монгольская империя и изменения политической карты мира"

Тест № 2 «Монгольская империя и изменения политической карты мира» (§ 15) по истории России для 6 класса. Автор:Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов,П.С.Стефанович, А.Я.Токарева .Задание &ndash...

Монгольская империя и изменение политической карты мира

Тема: Монгольская  империя и изменение политической карты мираИсточник: История России. 6 класс (учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Орг...

Рабочий лист по истории России, тема "Опричнина"

Рабочий лист по истории России, тема "Опричнина"...