Урок истории 8 класс Сфинкс, неразгаданный до гроба (Внутренняя политика Александра I)
план-конспект урока по истории (8 класс)

Дремина Екатерина Владимировна

Урок построен в рамках требований ФГОС. Содержание урока, формы, методы и приемы работы способствуют критическому осмыслению внутренней политики Александра 1

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Сфинкс, неразгаданный до гроба…

Тип урока: урок решения учебной задачи, урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок проблемных поисков

Цели урока:

Образовательная: Определить характер внутренней политики АлександраI   в соотношении с социально-экономическим развитием страны. Подвести учащихся к пониманию крепостнической сущности политики самодержавия  в начале XIX века. Создать условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных  с попыткой реализации либеральных преобразований в стане 1815-1825гг. Выяснить причины отказа от реформ, раскрыть их историческое значение для будущего развития России.

Развивающая: способствовать формированию исторического мышления, формировать умения и навыки работы с  различными историческими источниками, умение обобщать, систематизировать учебный материал, делать выводы находить альтернативные варианты решения поставленных проблем, проводить сравнительный анализ содержания документов, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее.

Воспитательная: способствовать воспитанию гражданской позиции личности, неравнодушной к судьбе Отечества, пониманию значимости личностного отношения к изучаемым событиям.

Стандарты второго поколения ставят на первое место формирование Универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение учащимися ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.  Программа курса «История России XIX век» обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. В логике системно-деятельностного подхода предметные, личностные и метапредметные способы действий формируются комплексно.

Предметными результатами в рамках изучения данной темы является формирование следующих умений.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Приемы, методы, формы работы, используемые на уроке.

-указывать хронологические рамки  правления Александра I и даты важнейших государственных мероприятий  в эпоху царствования Александра I.  

Составление ленты времени на доске

Характеризовать личность Александра I, оценивать и анализировать его государственную деятельность.

Анализ фрагментов исторических документов, высказываний современников, историков, анализ фрагментов поэтических произведений,  чтение и анализ статей учебника, работа со справочной литературой. Работа с фактами

Объяснять смысл понятий: сфинкс, инстанция, аракчеевщина, военные поселения

Работа с дополнительной литературой, словари, учебник, объяснение учителя.

Раскрывать какие ожидания существовали в русском обществе после войны с Наполеоном и заграничных походов?

Прием персонификации, работа с дополнительными источниками информации.

Анализировать и давать оценку разрабатываемым проектам отмены крепостного права и Конституции в период царствования Александра I

Работа с текстом учебника, анализ  фрагментов исторических документов, составление таблиц, схем.

Анализировать причины отказа от либеральных реформ

Анализ статей учебника, фрагментов исторических документов, , установление логической связи с событиями данного периода в Европе

Определять роль военных поселений в и деятельности Аракчеева в данный исторический период

Работа с дополнительной литературой, подготовка сообщения, анализ видеофрагмента

Сравнивать государственную деятельности Александра I до войны 1812 года и после войны

Анализ результатов внутренней политики императора в разные периоды времени по заданным критериям

- метапредметными результатами в рамках изучения данной темы является формирование следующих умений.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Приемы, методы, формы работы, используемые на уроке.

Регулятивные УУД  (характеризуют необходимые умения самостоятельно осуществлять учебно-познавательную деятельность)

Умение определить тему

Анализ и понимание смысла высказываний разных исторических деятелей, творческих личностей об одном человеке

Умение осуществлять целеполагание, формулировать учебную задачу

Объяснение смысла метафоры

Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Рабочий лист урока

Умение планировать деятельность, определяя пути и способы решения учебной задачи, оценивая качество учебной деятельности в процессе самостоятельной работы.

Разноуровневые задания для групп

Познавательные УУД

Формирование умений работать с разными источниками информации

Учебные статьи, исторический документ, высказывания историков и современников, видеоматериалы

Использовать и определять понятия

Статьи учебника, работа со словарями

Устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику изучаемым событиям, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, делать выводы

Анализ фрагментов исторических документов, содержания учебного материала, анализ исторических событий на основе видеоряда

Анализировать полученную информацию в соответствии с поставленной учебной задачей, систематизировать материал и представлять его в разных графических, словесных, знаковых формах

Работа по составлению таблиц, опорных схем, устные ответы на поставленные вопросы.

Коммуникативные УУД

Умение организовать учебное сотрудничество, совместную деятельность с одноклассниками  при работе в группах, учителем.

Дифференцированные задания в группах, предполагающие распределение совместной работы

Умение слушать, анализировать, давать оценку работе участникам группы

Формулировать и аргументировать свое мнение и собственную позицию по изучаемым вопросам

Умение строить диалогическую речь, обмениваться информацией, приводить доказательства, доводы в защиту собственной позиции при при формулировании выводов.

Общие вопросы классу. Логическая связь заданий в группах

все задания урока на разных этапах урока предполагают подведение итогов, аргументированных выводов

- личностными результатами в рамках изучения данной темы является формирование следующих умений.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Приемы, методы, формы работы, используемые на уроке.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками  в процессе УД

Групповая работа , требующая коллективного решения учебной задачи, формулировка заданий, обеспечивающая проблемный диалог

Формирование способности учащихся  к саморазвитию и самостоятельному добыванию знаний.

Формирование умений преодолевать трудности в  случае затруднений в процессе учебной деятельности.

Определение собственной позиции  фактам прошлого в период царствования Александра I

Осуществляется через реализацию проблемно-поисковых методов, обеспечивающих мотивацию вовлечения учащихся в активную деятельность

Ход урока:        

Орг. Момент. (дети рассаживаются в 2 группы, приветствуют гостей. Сегодня на уроке нам понадобиться:

- учебники, атласы, рабочие материалы, фрагменты исторических документов, толковые словари, отличный положительный настрой на изучение новой темы. Итак, приступаем.

  1. Современники в отношении личности данного государственного деятеля высказывались следующим образом:
  • «Сущий прельститель…» М. М. Сперанский.
  • «Истинный византиец… - тонкий, притворный, хитрый» - Наполеон Бонапарт
  • «Двуликий Янус…» - А. С. Пушкин
  • «Сфинкс, неразгаданный до гроба…»   Петр  Андреевич  Вяземский

- К личности какого государственного деятеля эпохи XIX века относятся данные высказывания? (к личности Александра I)

Александр I всегда был загадкой для современников. И современники, и потомки до настоящего времени личности Александра I дают разноречивые оценки, нет однозначного взгляда и на его государственную деятельность.

Я полагаю, что высказывание П. А. Вяземского «Сфинкс, неразгаданный до гроба…»    будет являться темой обсуждения на уроке в отношении государственной деятельности Александра I. «Сфинкс, неразгаданный до гроба…»   - что несет за собой эта метафора? Какие смыслы включает?

- Объясните , как вы понимаете смысл понятия Сфинкс? (высказывания детей, работа со словарем) Значение слова Сфинкс:

1. Каменное изваяние лежащего льва с человеческой головой, олицетворяющее власть фараона в Древнем Египте.

2. Крылатое чудовище с туловищем льва, головой и грудью человек, задававшее неразрешимые загадки и душившее тех, кто эти загадки разгадать не мог (в древнегреческой мифологии)

3. разг. Человек, отличающийся таинственностью, загадочностью.

- Какую проблему на уроке мы должны разрешить, опираясь на высказывание П. А. Вяземского? (Почему Александра I Вяземский называет сфинксом, в чем его таинственность, загадочность)

-Назовите хронологические рамки царствования Александра I. (1801-1825гг) –появляется лента времени на доске

        

     Первые шаги молодого императора показали всей России то, что Александр I решительно настроен осуществить в стране ряд крупнейших государственных  преобразований.

- Перечислите первые мероприятия Александра I. (продолжается работа с хронологическим рядом)

- Какой характер носили первые преобразования Александра ? (либеральные реформы)

-Назовите основы либерального направления.

        Гражданские права и свободы

        Конституция        Выборный представительный  

        орган власти

- Какие цели преследовал Александр I, осуществляя попытку либеральных преобразований? (ограничение самодержавия путем создания выборного представительного органа власти, ограничение крепостничества, развитие просвещения и образования)

          Реформаторские начинания приостановила война с Наполеоном Бонапартом, в которой Россия одержала блестящую победу. Победа над могучим противником в Отечественной войне 1812 года и Заграничные походы русской армии закончились полным разгромом наполеоновской Франции. Россия подняла международный авторитет своей страны на небывалую высоту. Общее для всех слоев Российского общества может быть передано словами А. С. Пушкина : «Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове «Отечество»! как сладки были слезы свидания! С каким единодушием мы соединяли чувство народной гордости и любви к государю! А для него какая была минута!»

-Какая ответственность ложилась на императора России после великих побед? ( восстанавливать хозяйство страны, поднимать экономику, продолжать реформы в области просвещения и образования, решить окончательно вопрос отмены крепостного права, реформировать гос. Устройство страны и тд.)- учитель делает меловые записи на доске.

- К какому направлению государственного курса относится решение вышеперечисленных задач? (внутренняя политика государства)

-На какой главный вопрос урока мы должны ответить, изучая тему урока? (.... в чем особенности внутренней политика Александра 1 после войны с Наполеоном)

  1. Используя разные источники информации нам необходимо выяснить, что ожидало общество от Александра I после  великих побед над Наполеоном. Выскажите  ожидания с позиции:

        Солдата        сокращение срока службы

        крестьянина        отмены крепостного права

        свободомыслящее дворянство        Конституции

        консервативное дворянство        сохранение старых монархических устоев.

- Проанализируйте, есть ли в ожиданиях общества противоречия, или все слои населения предполагают дальнейшее развитие России по прогрессивному пути? (противоречие  проявляется между консервативным дворянством  и остальными слоями общества)

   План урока:

  1. Ожидания Российского общества после великих побед над Наполеоном.
  2. Новый этап деятельности Александра I (1815-1825)
  3. Основные итоги внутренней политики Александра I
  4. Личность Александра I в оценках современников и историков.

Мы  ответили на первый вопрос нашей темы. Переходим ко второму пункту плана.

- На какие вопросы мы должны найти ответы, изучая новый этап деятельности Александра I в послевоенное время? Какие вопросы стояли наиболее остро перед страной?  ( 1 вопрос – вопрос отмены крепостного права, 2 вопрос – вопрос введения Конституции и ограничения самодержавия. Какие меры были приняты в процессе реформирования страны, какие политические деятели находились рядом и императором, результаты реформ)

Работаем в группах.

Результат работы групп.  Оценка внутриполитического курса Александра I во втором десятилетии XIX века.

С точки зрения критического мышления, удалось ли осуществить реформирование страны в либеральном направлении ?

Первая группа – рассматривает вопросы введения Конституции. (разбивается на подгруппы , определив сложность задания)

Задание 1. Прочитайте статью учебника на странице 40, подготовьте ответы на вопрос, внесите их в бланк ответа:

  1. Назовите время утверждения Конституции Царства Польского _______ответ_______________
  2. На каких условия Конституция была дарована Царству Польскому?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Объясните смысл понятия имущественный ценз

Задание 2.  Проанализируйте фрагменты  исторических  документов  и ответьте на вопросы.

Из тронной речи Александра I при открытии первого польского сейма в 1818 г.

          Устройство, уже существовавшее в вашем крае, дозволило мне ввести немедленно то, которое я даровал вам, руководясь правилами свободных учреждений, не перестававших быть предметом моих забот и     которых благодетельное влияние надеюсь я, с помощью Божией, распространить на все страны, попечению моему вверенные.        Таким образом, вы мне подали средство явить моему отечеству то,  что я уже с давних лет ему приуготовляю и чем оно воспользуется, как  начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости.

                                      Цит. по: История отечества. Люди, идеи, решения. М., 1991. С. 265.

Дворянство услышало от царя, что правила «законно-свободных учреждений» были предметом его «непрестанных помышлений», что он считает их не более и не менее как «спасительными», и более того, надеется распространить их «спасительное действие» на все подвластные ему народы. Оказывалось, что Александр I «с давних пор приуготовлял» России конституцию. {Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия. М, 1990, С. 19-20.)

  1. Чем являлось с точки зрения Александра I, введение Конституции в Царстве Польском, для дальнейшей истории России?
  2. На основе документа сделайте вывод об отношении императора к Конституции. Каковы были дальнейшие намерения Александра относительно конституционного устройства?
  3. Можно ли считать эти взгляды либеральными?

- Каково значение Конституции,  дарованной Польше императором Александром I ? (это первая в истории Российского государства Конституция, самая либеральная конституция)

- Как отреагировало общество на выступление Александра I на Польском Сейме? (все работают с документами на слайде) Проанализируем некоторые высказывания современников.

А. П. Ермолов: «Я думаю, судьба не доведет нас до унижения иметь поляков за образец, и все останется  при одних обещаниях …перемен.  Напрасно думают, что дворянство много потеряет от перемен: оно сыщет способ извлечь пользу из своего положения, а потеряют одни правители, лишаясь дворянства, яко подпоры….»

М. М. Сперанский: «….помещики, класс людей, без сомнения просвещеннейший, ничего более в сей речи не видят, как свободу крестьян…»

Н. М. Карамзин: «Варшавские речи сильно отозвались в молодых сердцах. Спят и видят Конституцию»

Задание 3.     Прочитайте  статью учебника на странице 41 и проанализируйте документ.

           Из Уставной грамоты Российской империи ст. 12 (извлечение)  

       Государь есть единственный источник всех властей гражданских, политических, законодательных и военных.

       Государь есть верховная глава общего управления империи.

                                                   Цит. по: История отечества: Люди, идеи, решения. С. 267.

  1. Как назывался проект Конституции Н.Н. Новосильцева ?______________________
  2. На основе данных статьи учебника составьте схему  государственного устройство по проекту Н. Н. Новосильцева

  1. Какой тип политического устройства возник бы в России в случае реализации проекта (конституционная монархия). В чем вы видите ограниченность проекта? (сохраняется огромная власть императора, не рассматривается вопрос отмены крепостного права)
  2. Как вы думаете, почему проект не  был реализован Александром I?

Вторая  группа – рассматривает вопросы отмены крепостного права. (разбивается на подгруппы , определив сложность задания)

Задание 1.  Проанализируйте статьи учебника на странице 46, пункт №2,3, ответьте на вопросы в бланке ответов

  1. В какой части России осуществился первый опыт освобождения крестьян от крепостной зависимости (Прибалтика, показ на карте)
  2. Какой политический деятель занимался разработкой проекта отмены крепостного права в России, в чем его положительные и отрицательные стороны, заполните таблицу.

+

-

  1. Крестьяне получали землю
  2. Освобождались за счет казны
  3. Освобождались помещиками добровольно
  1.  Низкие темпы освобождения крестьян
  2. Очень маленький земельный надел (2 десятины)
  3. Больше осуществлялся в интересах помещиков

3)Сравните проект Аракчеева с Указом о Вольных хлебопашцах. В чем видите сходство и различие? (сходство: добровольное освобождение помещиками, освобождение с землей)

Различие: проект Аракчеева предусматривал  освобождение крестьян за счет  скупки в казну закладываемых имений)

  1. Реализовался ли проект и почему?

Задание 2:  Подготовьте сообщение о создании военных поселений и проанализируйте документ на странице 50 «Современники о военных поселениях» (тема доклада дана ученику заранее)

1)Причины создания военных поселений

2) Была ли  эффективной система организации труда в военных поселениях? (нет, много времени посвящалось военной муштре, процветала палочная дисциплина) Примером может служить фрагмент художественного фильма  о  военных поселениях (просмотр фильма – 1 минута)

    3)Какие настроения существовали в обществе в отношении военных поселений? (общество было против военных поселений, об этом свидетельствуют многочисленные восстания, возникают тайные общества, которые обсуждают этот вопрос, но консервативное дворянство поддерживало Александра I в проводимой политике в отношении военных поселений и они просуществовали до 1850 г.)

Задание 3:Проанализируйте фрагменты  документов и дайте характеристику политическому деятелю Аракчееву А. А. , определите его  роль  и значение его деятельности в истории государства первой четверти 19 века

  1. …У него был большой организаторский талант, и во всяком деле он вносил строгий метод и порядок, которые он старался поддерживать строгостью, доходившей до тиранства…. Тем не менее у Аракчеева было два больших достоинства. Он был беспристрастен в деятельности суда и крайне бережлив на казенные деньги…»

Россия в мемуарах. Аракчеев: свидетельства современников. М.2000,с.30

2)»…Было бы странно назвать его человеком добрым; он был неумолим к таким проступкам как взяточничество или нерадение на службе. Тому, кто пробовал его обмануть…он никогда не прощал, но оказывал снисхождение к ошибкам, в которых ему признавались откровенно, и был человеком безукоризненно справедливым, в бесполезной жесткости его никто не в праве упрекнуть…»

Россия в мемуарах. Аракчеев: свидетельства современников. М.2000,с.255

3)»В жизни моей  я руководствовался всегда одними правилами. Никогда не рассуждать по службе, когда не спрашивали моего совета и всегда исполнять приказания с буквальной точностию, посвящая все время и силы мои службе царской.»

                                                       Россия в мемуарах.         Аракчеев.А. А. там же с.262

      С 1815-1824 гг Аракчеев сосредоточил в своих руках огромную власть, заслужил прозвища «змей», «всесильный временщик». Известна эпиграмма Пушкина «Всей России притеснитель, губернаторов мучитель… Полон злобы, полон мести, без ума, без чувств, без чести» Время его властвования в России 1816-1825гг называют аракчеевщиной. В этот период он фактически руководил Государственным Советом и деятельностью министерств.. В это период ужесточается цензура, ужесточается контроль за учебными заведениями, 1822г- подтверждается право ссылать крестьян в Сибирь и запрещается жаловаться на господ, разгром Казанского и Петербургского университетов, преследования студентов-вольнодумцев. (все события периода отмечаются на ленте времени)

- Предположите, почему это период назван аракчеевщиной, почему Аракчеев возглавляет высшие государственные органы управления, принимает важнейшие государственные решения? (Александр отходит от государственного управления, уходит в религию, много путешествует, склонен к мистицизму (определение на стр. 45)

         На следующем этапе подведем итоги внутренней политики Александра1.

       - Сравните внутреннюю политику императора до Отечественной войны 1812 года и после. Какой можно сделать вывод (на первом этапе – стремление к либеральным преобразованиям, на втором – отказ от либеральных преобразований и поворот к реакции)  - все мероприятия внутренней политике по ходу обсуждения появляются на ленте времени на доске.

    - выскажите свое мнение в отношении внутренней политики Александра 1 ( противоречивая, непоследовательная)

     -какие реформы царствования вы считаете главными и почему?

- Удалось ли решить Александру главные вопросы государства, реализовал ли он проекты, разработанные Аракчеевым и Новосильцевым? Почему?  (….)

     Император стремился осуществить либеральные преобразования в стране, но в силу ряда причин вынужден был от них отказаться.

---Определим причины отказа от реформ, анализируя высказывания современников и историков.

«Одним слово, главной причиной, не позволившей освободить крестьян и попытаться изменить политический строй уже в н. XIX в., оказалось сопротивление подавляющей части дворянства.. Самодержавный монарх.. решительно исключал саму мысль о возможности давления на дворян… ».

Историк С. В. Мироненко

«… Но образ вступления на престол  оставил в душе Александра невыносимую тяжесть, с которой он пошел в могилу».

Н. И. Греч

«Происшествия 1812,13,14, 15 годов, равно как предшествовавших и последовавших времен, показали… столько революций  совершенных, столько переворотов произведенных, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить. Нынешний век ознаменовался революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно одно и то же… Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать…».

                                                      П. И. Пестель (декабрист)-

«Где их взять?...Вдруг все не сделаешь, помощников нет…».

Александр 1

Причины отказа от реформ:

  1. Сопротивление подавляющей части дворянства.
  2. Боязнь разделить участь Павла 1, боязнь дворцового переворота
  3. Революционное движение в Европе
  4. Отсутствие  политически грамотных и способных людей
  5. Император не нашел в России серьезной поддержки своим замыслам
  6. Личные качества императора. (выбрать из списка личностных качеств те, которые относились к Александру 1) – список на рабочих листах: подозрительность, уверенность, принципиальность, хитрость, лицемерие, грубость, фанатизм, двуличие, скрытность и др.

  1. Что дало стране царствование Александра 1?

Что Российское общество ожидало                                                          что получило

От правления Александра 1        в итоге правления

-Отмены креп. права                                                                    - укрепление самодержавия

- введение Конституции        -усиление крепостничества

- демокр. свободы        образование тайных обществ

.. Правительство Александра было правительством крепостников, и Россия к концу его царствования в основе социально-экономического политического строя оставалась такой же крепостнической монархией, какой она была и в 1801 году…

                                                      Анатолий Васильевич Предтеченский (советский историк

Вернемся к высказыванию Петра  Андреевича Вяземского. Какой смысл вложен в него?

Александр1 одна из самых  загадочных и противоречивых  личностей в истории своей страны. Многие  его поданные, терялись в  догадках о его роли в истории Государства Российского. О нем и ныне спорят. До конца никому не открыл своих мыслей о будущем России.  Александр 1 упустил свой шанс осуществить  важнейшие государственные реформы. Россия продолжала безнадежно топтаться на месте, все более отставая от цивилизованного мира, но несмотря на это  - это был этап , который готовил почву для крупнейших государственных преобразований.

Если через 10 лет  при встрече с вами я спрошу  какого императора России называют Сфинксом, неразгаданным до гроба?  Кого вы назовете?

Общее задание для всех - §       , напишите размышление -заметка на тему «Правление Александра I. Реформы и реакция: что преобладало?»

«Почему  русский народ прозвал Александра I   Благословенным»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сущий прельститель…» М. М. Сперанский «Истинный византиец…- тонкий, притворный, хитрый…» Наполеон Бонапарт «Двуликий Янус…» А. С. Пушкин «Сфинкс, неразгаданный до гроба…» П. А. Вяземский

Слайд 2

Александр I Павлович – Российский император (1801-1825гг)

Слайд 3

3. (разг.) Человек, отличающийся таинственностью, загадочностью

Слайд 4

«Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове «Отечество »! Как сладки были слезы свидания! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю !» А.С. Пушкин

Слайд 5

Крестьяне Отмена крепостного права Солдаты Сокращения срока службы Свободомыслящее дворянство Конституция Консервативное дворянство Сохранение старых монархических устоев Ожидания Российского общества после войны

Слайд 6

План урока: Ожидания Российского общества после великих побед над Наполеоном. 2. Новый этап деятельности Александра I (1815-1825) 3. Основные итоги внутренней политики Александра I 4. Личность Александра I в оценках современников и историков.

Слайд 7

«Польский эксперимент». Неприкосновенность личности; Свобода печати; Запрет на лишение имущества и ссылку без решения суда; Использование польского языка во всех правительственных учреждениях; Государственные должности занимают только подданные Царства Польского Конституция гарантировала:

Слайд 8

император Сейм законодательная Польская и российская знать. От городов и дворянства Присяга на верность Нижняя палата Имущественный и возрастной ценз Верхняя палата Нижняя палата

Слайд 9

«Польский эксперимент». Как восприняло общество речь Александра I ? … Помещики, класс людей без сомнения просвещенный, ничего более в сей речи не видят как свободу крестьян..» М.М. Сперанский «Варшавские речи сильно отозвались в молодых сердцах. Спят и видят Конституцию…» Н.М. Карамзин «Я думаю, судьба не доведет нас до унижения иметь поляков за образец… Напрасно думают, что дворянство много потеряет от перемен… потеряют одни правители, лишась дворянства, яко подпоры…» А. П. Ермолов

Слайд 10

Николай Николаевич Новосильцев Русский государственный деятель в царствование Александра I, граф, член «Негласного комитета «…человек , ума необыкновенного, обладающий обширными сведениями и замечательным даром слова…» П. В. Долгоруков

Слайд 11

Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность. Реформаторский проект Н.Н. Новосильцева «Уставная грамота Российской Империи» 1820г. Суверенитет императорской власти парламент …без одобрения парламента царь не мог издать ни одного закона. 1 палата 2 палата Царь Право внесения проектов законов.

Слайд 12

Алексе́й Андре́евич Аракче́ев Русский государственный и военный деятель, граф. С 1815 года руководил Государственным Советом и деятельностью министерств.

Слайд 13

АРАКЧЕ́ЕВЩИНА - режим неограниченного полицейского деспотизма, произвола военщины в начале XIX в. в России (по имени Аракчеева - министра-временщика в царствование Александра I). Наказание шпицрутенами

Слайд 14

Причины неудачи реформ Историк С.В. Мироненко «Одним слово, главной причиной, не позволившей освободить крестьян и попытаться изменить политический строй уже в н. XIX в., оказалось сопротивление подавляющей части дворянства». Н.И. Греч «… Но образ вступления на престол оставил в душе Александра невыносимую тяжесть, с которой он пошел в могилу». «…Нынешний век ознаменовался революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно одно и то же… дух преобразования заставляет, так сказать, умы клокотать…». Александр I «Где их взять?...Вдруг все не сделаешь, помощников нет…». Почему так и не удалось провести назревшие реформы? Александр I П. И. Пестель

Слайд 15

Причины отказа от реформ? Сопротивление подавляющей части дворянства; Боязнь разделить участь Павла I ; Революционное движение в Европе; Отсутствие политически грамотных и способных людей; Личные качества императора;

Слайд 16

Что дало стране царствование Александра I ? Что Российское общество ожидало? Что Российское общество получило? 1.Отмены крепостного права; 2. Введение Конституции; 3. Демократические права и свободы; Укрепление самодержавия; Усиление крепостничества; Образование тайных обществ;

Слайд 17

Правительство Александра I было правительством крепостников, и Россия к концу его царствования в основе социально-экономического и политического строя оставалась такой же крепостнической монархией, какой она была и в 1801 году…». А. В. Предтеченский

Слайд 18

Дома: §6, вопросы 1-6; § 7, вопрос 4 Размышление-заметка на тему «Правление Александра I . Реформы и реакция» «Почему русский народ прозвал императора Александра I Благословенным»



Предварительный просмотр:

Первая группа – рассматривает вопросы введения Конституции.

Задание 1. Прочитайте статью учебника на странице 40, подготовьте ответы на вопрос, внесите их в бланк ответа:

  1. Назовите время утверждения Конституции Царства Польского. Покажите на карте территорию Царства Польского ________________________________________________________________________
  2. На каких условия Конституция была дарована Царству Польскому?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Объясните смысл понятия имущественный ценз

Задание 2.  Проанализируйте фрагменты  исторических  документов  и ответьте на вопросы.

Из тронной речи Александра I при открытии первого Польского Сейма в 1818 г.

          Устройство, уже существовавшее в вашем крае, дозволило мне ввести немедленно то, которое я даровал вам, руководясь правилами свободных учреждений, не перестававших быть предметом моих забот и     которых благодетельное влияние надеюсь я, с помощью Божией, распространить на все страны, попечению моему вверенные.        Таким образом, вы мне подали средство явить моему отечеству то,  что я уже с давних лет ему приуготовляю и чем оно воспользуется, как  начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости.

                                   Цит. по: История отечества. Люди, идеи, решения. М., 1991. С. 265.

Дворянство услышало от царя, что правила «законно-свободных учреждений» были предметом его «непрестанных помышлений», что он считает их не более и не менее как «спасительными», и более того, надеется распространить их «спасительное действие» на все подвластные ему народы. Оказывалось, что Александр I «с давних пор приуготовлял» России конституцию. {Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия. М, 1990, С. 19-20.)

  1. Чем являлось с точки зрения Александра I, введение Конституции в Царстве Польском, для дальнейшей истории России?
  2. На основе документа сделайте вывод об отношении императора к Конституции. Каковы были дальнейшие намерения Александра относительно конституционного устройства?
  3. Можно ли считать эти взгляды либеральными?
  4. - Каково значение Конституции,  дарованной Польше императором Александром I ?

Задание 3.     Прочитайте  статью учебника на странице 41 и проанализируйте документ.

                  Из Уставной грамоты Российской империи ст. 12 (извлечение)  

       Государь есть единственный источник всех властей гражданских, политических, законодательных и военных.

       Государь есть верховная глава общего управления империи.

                                                   Цит. по: История отечества: Люди, идеи, решения. С. 267.

  1. Как назывался проект Конституции Н.Н. Новосильцева ? Когда он был создан?________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. На основе данных статьи учебника составьте схему  государственного устройство по проекту Н. Н. Новосильцева.

  1. Какой тип политического устройства возник бы в России в случае реализации проекта.  В чем вы видите ограниченность проекта?   Как вы думаете, почему проект не  был реализован Александром I?

Вторая  группа – рассматривает вопросы отмены крепостного права.

Задание 1.  Проанализируйте статьи учебника на странице 46, пункт №2,3, ответьте на вопросы в бланке ответов

  1. В какой части России и когда  осуществился первый опыт освобождения крестьян от крепостной зависимости, покажите эти территории на карте. ________________

_____________________________________________________________________

  1. Какой политический деятель занимался разработкой проекта отмены крепостного права в России, в чем его положительные и отрицательные стороны, заполните таблицу.

+

-

3)Сравните проект Аракчеева с Указом о Вольных хлебопашцах. В чем видите сходство и различие? Реализовался ли проект и почему?

Задание 2:  Подготовьте сообщение о создании военных поселений и проанализируйте документ на странице 50 «Современники о военных поселениях»

1)Причины создания военных поселений __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Была ли  эффективной система организации труда в военных поселениях?

3)Какие настроения существовали в обществе в отношении военных поселений?

Задание 3:Проанализируйте фрагменты  документов и дайте характеристику политическому деятелю Аракчееву А. А. , определите его  роль  и значение его деятельности в истории государства первой четверти 19 века

  1. …У него был большой организаторский талант, и во всяком деле он вносил строгий метод и порядок, которые он старался поддерживать строгостью, доходившей до тиранства…. Тем не менее у Аракчеева было два больших достоинства. Он был беспристрастен в деятельности суда и крайне бережлив на казенные деньги…»

Россия в мемуарах. Аракчеев: свидетельства современников. М.2000,с.30

2)»…Было бы странно назвать его человеком добрым; он был неумолим к таким проступкам как взяточничество или нерадение на службе. Тому, кто пробовал его обмануть…он никогда не прощал, но оказывал снисхождение к ошибкам, в которых ему признавались откровенно, и был человеком безукоризненно справедливым, в бесполезной жесткости его никто не в праве упрекнуть…»

Россия в мемуарах. Аракчеев: свидетельства современников. М.2000,с.255

3)»В жизни моей  я руководствовался всегда одними правилами. Никогда не рассуждать по службе, когда не спрашивали моего совета и всегда исполнять приказания с буквальной точностию, посвящая все время и силы мои службе царской.»

                                                       Россия в мемуарах.         Аракчеев.А. А. там же с.262


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории России 8 класс. Тема: "Внутренняя политика Александра I "

Царствование Александра Павловича - ярчайшая эпоха русской  истории. Во время царствования Александра представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александро...

Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг."

Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг." В презентации показаны основные направления внутренней политики императора Александра I d 1801-1806 гг., его основ...

Конспект урока истории в 8 классе по теме: "Внутренняя политика Александра Первого"

Конспект урока истории в 8 классе по теме: "Внутренняя политика Александра Первого"...

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Внутренняя политика Александра I в 1801- 1806 годах»

В первый год XIX в . на российский престол вступил новый император - сын Павла I Александр I ....

План-конспект урока истории в 8 классе "Внутренняя политика Александра III"

План-конспект урока истории в 8 классе "Внутренняя политика Александра III". Цель урока: Выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III     – эт...

технологическая карта урока истории по теме Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.Цели урока:образовательные:- познакомить с основными направлениями политикиАлександра1 в 1815...