Главные вкладки

    План-конспект урока истории в 8 классе "Внутренняя политика Александра III"
    план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

    Матирко Вера Валентиновна

    План-конспект урока истории в 8 классе "Внутренняя политика Александра III".

     Цель урока: Выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III     – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ  предыдущего царствования

      Задачи урока:                

     - обучающие: формирование представления об основных направлениях  внутренней политики Александра III   и обстоятельствах,   оказавших решающее воздействие на нее;

         - развивающие:  развивать умение работать с текстом и выделять главное,   сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия;

           - воспитательные: развивать умение оценивать других людей и их деятельность   через категории гуманности и непредвзятости.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon План-конспект урока101.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока

    Внутренняя политика Александра III

    1. ФИО:  Матирко Вера Валентиновна
    2. Место работы: БОУ «Крайчиковская СШ» Колосовского муниципального  района, Омской области
    3. Должность:  учитель истории и обществознания
    4. Предмет:  история
    5. Класс:  8
    6. Тема: Внутренняя политика Александра III,
    7. Базовый учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России XIX век 8 класс, М.: «Просвещение» 2010 год.
    8. Цель урока: Выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III     – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ  предыдущего царствования
    9. Задачи урока:                

     - обучающие: формирование представления об основных направлениях  внутренней политики Александра III   и обстоятельствах,   оказавших решающее воздействие на нее;

         - развивающие:  развивать умение работать с текстом и выделять главное,   сравнивать,      обобщать, определять и объяснять понятия;

           - воспитательные: развивать умение оценивать других людей и их деятельность   через категории гуманности и непредвзятости.

    10. Тип урока:   Урок – изучения новой темы.

    11. Формы работы  учащихся: работа с ЭОР; работа с текстом; составление краткого конспекта; сравнение, анализ, обобщение.

    12. Необходимое техническое  оборудование: 5 персональных компьютеров,

    Этап урока

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    учеников

    Время

    I

    Организационный этап

    Подводит учащихся к постановке цели и задач урока.

    С помощью учителя определяют цель и задачи урока.

    2 мин.

    II

    Личность

    Александра III (работа в парах)

    Учитель представляет ЭОР,

    Предлагает ответить на вопросы: (1-я пара по первой сцене) Каковы особенности воспитания и обучения наследника престола?; (2-я пара по второй сцене). Кто занимался обучением и воспитанием  будущего царя?; (3-я пара по третьей сцене) Какими чертами характера обладал  Александра III? Его отношение к семье. (4-я пара по четвертой сцене) Александра II прозвали царем-освободителем за отмену крепостного права. Александра III – миротворцем. Почему? (5-я пара по пятой сцене) Какие обстоятельства оказали решающее воздействие на внутреннюю политику царя?

    Подводит итог.

    Смотрят, слушают, записывают годы правления Александра III, каждая пара отвечает на свой вопрос и готовит  выступление.

    10 мин

    III

    Самостоятельная работа в группах по основным направлениям внутренней политики  Александра III

    Консультирование

    Работают с текстом учебника, выписывают реформы по своему направлению.

    14

    мин

    IV

    Представление и проверка результатов самостоятельной работы

    Проверка результатов; контроль.

    Представляют свои результаты устно, слушают одноклассников.

    10 мин

    V

    Анализ реформ, выводы.

    Предлагает ученикам ответить на вопрос: можно ли деятельность Александра III назвать контрреформами, которые полностью ликвидировали реформы предыдущего царствования?

    Сравнивают, делают выводы.

    5 мин

    VI

    Домашнее задание.

    2

    мин

    VII

    Рефлексия

    Отвечают на вопросы

    2

    мин

    Приложение к плану-конспекту урока

    Внутренняя политика Александра III

     

    Перечень используемых  на данном уроке ЭОР

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления

    Гиперссылка

    1

    Личность

    Александра III

    Информационный

    Иллюстрации, текст

    Личность Александра III

    Ход урока

    I Организационный этап

           Тема нашего урока «Внутренняя политика Александра III». Некоторые историки характеризуют этого императора как контрреформатора в отличие от его отца великого реформатора Александра II, отменившего крепостное право. Давайте определим цель  нашего урока.

    (- Выяснить, действительно ли  его деятельность - это контрреформы, т. е. период ликвидации реформ предыдущего царствования).

           Исходя из цели урока: какие задачи нам нужно будет решить?

    (- Познакомиться с направлениями и содержанием внутренней политики Александра III.

    - Сравнить его политику с политикой Александра II и выяснить  отменил он его законы или нет).

    II  Личность Александра III

          Что бы лучше понять деятельность этого царя,  давайте познакомимся с его личностью. Откройте ЭОР «Личность Александра III»

    (Работа в  парах. Каждая пара получает инструкцию).

    1. пара   «Воспитание». Вопрос: Каковы особенности обучения и воспитания Александра III? (К роли наследника престола его начали готовить только в 20 лет. До этого он обучался и воспитывался как военный. Много внимания уделяли изучению иностранных языков)

    2. пара   «Учителя». Вопрос:  Кто занимался обучением и воспитанием  будущего царя? (Я.К.Грот – профессор словесности, М.А.Корф – писатель, С.М.Соловьев – знаменитый историк, К.П.Победоносцев – профессор права, М.И.Драгомилов – генерал, Б.А.Перовский – генерал)

    3. пара   «Личность». Вопрос: Какими чертами характера обладал  Александра III? Его отношение к семье. (Александра III искренне верил в бога, был прост в общении. Он участвовал в русско-турецкой войне, успешно командовал Рощукским отрядом. Его жена датская принцесса Дагмара в православии Мария Федоровна. Очень любил жену и детей, в браке был счастлив).

    Штрихи к портрету царя. (Мини-сообщения, которые учащиеся приготовили по заданию учителя)

    4.пара   «Миротворец»  Александра II прозвали царем-освободителем за отмену крепостного права. Александра III – миротворцем. Почему? (Всячески старался избежать войн)

    5.пара   Сцена №2. Вопрос:  Какие обстоятельства оказали решающее воздействие на внутреннюю политику царя? ( Большое влияние оказало убийство его отца революционерами.  Александра III всю жизнь боролся с крамолой, ограничил права местного самоуправления и университетов,  не допускал возможность конституционных преобразований, не согласился помиловать цареубийц).  

           Итак, учитывая обстоятельства смерти  Александра II, что стало главной задачей царствования Александра III? ( Подавление революционного движения).

    III. Внутренняя политика Александра III

    Следующий этап  нашей работы – знакомство с внутренней политикой Александра III.  Познакомьтесь с  содержанием параграфа с.208-214. Какие вопросы пытался решить Александр III? (Пытался решить крестьянский вопрос, рабочий вопрос, боролся с крамолой, пытался укрепить положение дворянства, решить проблемы в области просвещения и печати, национальный вопрос)    

    Самостоятельная работа в парах по плану:

    Дата

    Название закона, его основное содержание

     Задание: делая конспект, помечайте специальными значками те законы, которые, на ваш взгляд, отменяли или ограничивали реформы Александра  II

          1. пара  «Попытки решения крестьянского вопроса»

    (- 28 декабря 1881 г.  – закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов и прекращении временнообязанного состояния; снижение выкупных платежей на один рубль;

    -  Отмена подушной подати;

    -  Упорядочение сбора податей, введение должности податных инспекторов, сбор сведений о платежеспособности населения;

    -  1882 г. приняты меры для смягчения малоземелья крестьян: учрежден Крестьянский банк, который давал льготные кредиты для покупки земли, облегчена аренда государственных земель;

    -  1889г. Закон о переселениях – переселенцам предоставляли различные льготы;

    -  1893 г. Закон, ограничивавший возможность выхода крестьян из общины, передел общинных земель и их продажу).

    2. пара   «Начало рабочего законодательства»

    (-  1882 г. Закон о запрете труда детей до 12 лет, от 12 до 15 лет – не более 8 ч.;

    -  1886г. закон, ограничивающий размер штрафов, о запрете расплачиваться с рабочими товарами из фабричной лавки, введение специальных расчетных книжек с условиями найма и ответственности рабочих  за участие в стачках.)

    3. пара   «Меры по борьбе с крамолой»

    (-  1881 год Закон о предоставлении права министру внутренних дел объявлять любой район страны на «исключительном положении» со всеми последствиями;

    -  Создание «охранки» в задачу которой входила слежка за противниками власти).

    Объясните значение терминов: крамола, реакция.

    4. пара   «Политика в области просвещения и печати»

    (-  1884 г. Новый университетский устав, лишавший университеты автономии, контролировать содержание обучения, увеличение в двое платы за обучение, запрет студенческих организаций;

    -  1887 г. Закон о «кухаркиных детях»

    -  По настоянию Победоносцева  закрытие земских школ и замена их церковноприходскими, с низким уровнем обучения;

    -  Закрытие высших женских курсов;

    -  1882 г. Образование совещания из 4-х министров, которые имели право запрещать выход любого печатного органа;

    -  1884 г. Чистка библиотек).

    5. пара   «Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление»

    (-  1885 г. Открытие Дворянского банка, который предоставлял льготные кредиты помещикам для поддержания хозяйств;

    -  1885 г. Закон о земских участковых начальниках. Он отменял мировых посредников, уездные по крестьянским делам присутствия  и мировой суд;

    -  1890 г. Положение о губернских земских учреждениях. При избрании земств земледельческая курия становилась чисто помещичьей, и для нее снижался имущественный ценз, а для городской курии он повышался;

    -  1892 г. Закон о праве вмешательства властей в городское самоуправление).

    6. пара «Национальная и религиозная политика Александра III»

    (-  Православная церковь поставлена в исключительное положение, преследование сектантов и буддистов;

    -  1882г. Запрет евреям селиться внегородов и местечек, сокращалась черта оседлости, ограничивалось право евреев заниматься любой профессиональной деятельностью (например, адвокатской), приобретать недвижимое имущество в сельской местности.

    - Полякам-католикам  закрыт доступ к  государственной  службе)

    Объясните значение термина: черта оседлости.

    IV Проверка результатов самостоятельной работы. Анализ реформ и вывод.

    Итак, была ли внутренняя политика Александра III контрреформами, т.е. периодом ликвидации реформ предыдущего царствования? (Говорить о ликвидации реформ 60-70-х годов неправильно. Это скорее было ограничение некоторых реформ, но не ликвидация. Например: 1. Закон, ограничивавший возможность выхода крестьян из общины, передел общинных земель и их продажу. 2. Новый университетский устав, лишавший университеты автономии, увеличение в двое платы за обучение,3 Закон о «кухаркиных детях», затруднявший поступление в университеты детей из низших сословий, 4. закрытие земских школ и замена их церковноприходскими, с низким уровнем обучения;5. Закрытие высших женских курсов; 6. отмена мировых посредников и мирового суда)

    V Домашнее задание: параграф 29-30 с.208-214, вопросы с. 214, конспект-таблица «Реформы  Александра III» (завершить начатое на уроке)

    Дата

    Название закона, его основное содержание

    VI Рефлексия

    1. Я выполнял задания с интересом   ДА           НЕТ

    2. Задания показались мне    ЛЕГКИМИ        ТРУДНЫМИ

    3. Я старался выполнять задания как можно лучше    ДА        НЕТ

    4. Трудности вызвали у меня вопросы:

    5. Моя отметка себе.

    Задания

    Пара №1

    1. Работа с ЭОР  «Воспитание»   вопрос: Каковы особенности обучения и воспитания Александра III?

    2. Работа с текстом учебника с.208 «Попытки решения крестьянского вопроса»

    Дата

    Название закона, его основное содержание

    Пара №2

    1. Работа с ЭОР  «Учителя» вопрос:  Кто занимался обучением и воспитанием  будущего царя?

    2. Работа с текстом учебника с.209 «Начало рабочего законодательства»

    Дата

    Название закона, его основное содержание

    Пара №3

    1. Работа с ЭОР «Личность» вопрос: Какими чертами характера обладал  Александра III? Его отношение к семье. 

    2. Работа с текстом учебника с.210 «Меры по борьбе с крамолой»

    Дата

    Название закона, его основное содержание

    Объяснить значение понятий: «крамола», реакция.

    Пара №4 1. Работа с ЭОР  «Миротворец»  Александра II прозвали царем-освободителем за отмену крепостного права. Александра III – миротворцем. Почему?

    2. Работа с текстом учебника с.211 «Политика в области просвещения и печати»

    Дата

    Название закона, его основное содержание

    Пара №5

    1. Работа с ЭОР  Сцена №2 вопрос:  Какие обстоятельства оказали решающее воздействие на внутреннюю политику царя?

    2. Работа с текстом учебника с.212 «Укрепление положения дворянства»

    Дата

    Название закона, его основное содержание

    Пара №6

    1. Работа с ЭОР  Сцена №2 вопрос:  Какие обстоятельства оказали решающее воздействие на внутреннюю политику царя?

    2. Работа с текстом учебника с.213 «Национальная и религиозная политика Александра III »

    Дата

    Название закона, его основное содержание

    Объяснить значение понятия – черта оседлости.

    Рефлексия

    1. Я выполнял задания с интересом   ДА           НЕТ

    2. Задания показались мне    ЛЕГКИМИ        ТРУДНЫМИ

    3. Я старался выполнять задания как можно лучше    ДА        НЕТ

    4. Трудности вызвали у меня вопросы:

    5. Моя отметка себе.

    ……………………………………………………………………………………………………

    Рефлексия

    1. Я выполнял задания с интересом   ДА           НЕТ

    2. Задания показались мне    ЛЕГКИМИ        ТРУДНЫМИ

    3. Я старался выполнять задания как можно лучше    ДА        НЕТ

    4. Трудности вызвали у меня вопросы:

    5. Моя отметка себе.

    ……………………………………………………………………………………………………...

    Рефлексия

    1. Я выполнял задания с интересом   ДА           НЕТ

    2. Задания показались мне    ЛЕГКИМИ        ТРУДНЫМИ

    3. Я старался выполнять задания как можно лучше    ДА        НЕТ

    4. Трудности вызвали у меня вопросы:

    5. Моя отметка себе.

    ……………………………………………………………………………………………………

    Рефлексия

    1. Я выполнял задания с интересом   ДА           НЕТ

    2. Задания показались мне    ЛЕГКИМИ        ТРУДНЫМИ

    3. Я старался выполнять задания как можно лучше    ДА        НЕТ

    4. Трудности вызвали у меня вопросы:

    5. Моя отметка себе.

    …………………………………………………………………………………………………….

    Рефлексия

    1. Я выполнял задания с интересом   ДА           НЕТ

    2. Задания показались мне    ЛЕГКИМИ        ТРУДНЫМИ

    3. Я старался выполнять задания как можно лучше    ДА        НЕТ

    4. Трудности вызвали у меня вопросы:

    5. Моя отметка себе.

    ……………………………………………………………………………………………………..

    Рефлексия

    1. Я выполнял задания с интересом   ДА           НЕТ

    2. Задания показались мне    ЛЕГКИМИ        ТРУДНЫМИ

    3. Я старался выполнять задания как можно лучше    ДА        НЕТ

    4. Трудности вызвали у меня вопросы:

    5. Моя отметка себе.

    Штрихи к личности Александра III

           Отношения цесаревича с профессорами были особого рода. Он мог по своей воле отменить или перенести лекцию, ссылаясь на свои высокие обязанности. Мог сказать «Я прошу вас сегодня ко мне не заходить, так как я решительно не успел приготовить к сегодняшнему дню»   (Твардовская В.А.  Александр III)/

           Александр III  интересовался музыкой,  изобразительным искусством, историей, был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его председателем, занимался собиранием коллекции предметов старины и реставрации исторических памятников.     (Твардовская В.А.  Александр III)/

    С Александром Александровичем однажды произошел такой случай, о котором рассказал Кропоткин. Между наследником и одним офицером произошел конфликт. Офицер этот был откомандирован Милютиным в США, чтобы заказать ружья для русской армии. Их выбор наследнику не понравился, он раскритиковал привезенные ружья. Цесаревич дал полный простор своему характеру. И стал грубо говорить с офицером. Тот, вероятно, ответил с достоинством. Тогда великий князь пришел в настоящее бешенство и обругал офицера скверными словами. Офицер немедленно ушел и прислал Александру Александровичу письмо, в котором требовал, чтобы великий князь извинился. Он прибавил, что если через 24 часа не получит извинения, то застрелится. «Я видел его, - свидетельствует Кропоткин, - у своего друга в тот день, он ежеминутно ждал, что прибудет извинение. На другой день, его не было в живых».

          Александр II, рассердился на сына, приказал ему идти за гробом до могилы. Но даже этот страшный урок, по словам Кропоткина,  не излечил  молодого человека от романовской надменности и запальчивости.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

    На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

    Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг."

    Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг." В презентации показаны основные направления внутренней политики императора Александра I d 1801-1806 гг., его основ...

    План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

    План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

    План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»

    План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»    Учитель: Кузнецова М...

    План – конспект «открытого» урока истории в 6 классе по теме «Восточные славяне»

    Цель урока:   усвоение первоначальных знаний о занятиях,  быте, верованиях, общественном устройстве восточных славян.Планируемые  образовательные результаты·...