План-конспект урока истории в 8 классе "Внутренняя политика Александра III"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Матирко Вера Валентиновна

План-конспект урока истории в 8 классе "Внутренняя политика Александра III".

 Цель урока: Выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III     – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ  предыдущего царствования

  Задачи урока:                

 - обучающие: формирование представления об основных направлениях  внутренней политики Александра III   и обстоятельствах,   оказавших решающее воздействие на нее;

     - развивающие:  развивать умение работать с текстом и выделять главное,   сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия;

       - воспитательные: развивать умение оценивать других людей и их деятельность   через категории гуманности и непредвзятости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План-конспект урока101.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Внутренняя политика Александра III

  1. ФИО:  Матирко Вера Валентиновна
  2. Место работы: БОУ «Крайчиковская СШ» Колосовского муниципального  района, Омской области
  3. Должность:  учитель истории и обществознания
  4. Предмет:  история
  5. Класс:  8
  6. Тема: Внутренняя политика Александра III,
  7. Базовый учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России XIX век 8 класс, М.: «Просвещение» 2010 год.
  8. Цель урока: Выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III     – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ  предыдущего царствования
  9. Задачи урока:                

 - обучающие: формирование представления об основных направлениях  внутренней политики Александра III   и обстоятельствах,   оказавших решающее воздействие на нее;

     - развивающие:  развивать умение работать с текстом и выделять главное,   сравнивать,      обобщать, определять и объяснять понятия;

       - воспитательные: развивать умение оценивать других людей и их деятельность   через категории гуманности и непредвзятости.

10. Тип урока:   Урок – изучения новой темы.

11. Формы работы  учащихся: работа с ЭОР; работа с текстом; составление краткого конспекта; сравнение, анализ, обобщение.

12. Необходимое техническое  оборудование: 5 персональных компьютеров,

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Время

I

Организационный этап

Подводит учащихся к постановке цели и задач урока.

С помощью учителя определяют цель и задачи урока.

2 мин.

II

Личность

Александра III (работа в парах)

Учитель представляет ЭОР,

Предлагает ответить на вопросы: (1-я пара по первой сцене) Каковы особенности воспитания и обучения наследника престола?; (2-я пара по второй сцене). Кто занимался обучением и воспитанием  будущего царя?; (3-я пара по третьей сцене) Какими чертами характера обладал  Александра III? Его отношение к семье. (4-я пара по четвертой сцене) Александра II прозвали царем-освободителем за отмену крепостного права. Александра III – миротворцем. Почему? (5-я пара по пятой сцене) Какие обстоятельства оказали решающее воздействие на внутреннюю политику царя?

Подводит итог.

Смотрят, слушают, записывают годы правления Александра III, каждая пара отвечает на свой вопрос и готовит  выступление.

10 мин

III

Самостоятельная работа в группах по основным направлениям внутренней политики  Александра III

Консультирование

Работают с текстом учебника, выписывают реформы по своему направлению.

14

мин

IV

Представление и проверка результатов самостоятельной работы

Проверка результатов; контроль.

Представляют свои результаты устно, слушают одноклассников.

10 мин

V

Анализ реформ, выводы.

Предлагает ученикам ответить на вопрос: можно ли деятельность Александра III назвать контрреформами, которые полностью ликвидировали реформы предыдущего царствования?

Сравнивают, делают выводы.

5 мин

VI

Домашнее задание.

2

мин

VII

Рефлексия

Отвечают на вопросы

2

мин

Приложение к плану-конспекту урока

Внутренняя политика Александра III

 

Перечень используемых  на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления

Гиперссылка

1

Личность

Александра III

Информационный

Иллюстрации, текст

Личность Александра III

Ход урока

I Организационный этап

       Тема нашего урока «Внутренняя политика Александра III». Некоторые историки характеризуют этого императора как контрреформатора в отличие от его отца великого реформатора Александра II, отменившего крепостное право. Давайте определим цель  нашего урока.

(- Выяснить, действительно ли  его деятельность - это контрреформы, т. е. период ликвидации реформ предыдущего царствования).

       Исходя из цели урока: какие задачи нам нужно будет решить?

(- Познакомиться с направлениями и содержанием внутренней политики Александра III.

- Сравнить его политику с политикой Александра II и выяснить  отменил он его законы или нет).

II  Личность Александра III

      Что бы лучше понять деятельность этого царя,  давайте познакомимся с его личностью. Откройте ЭОР «Личность Александра III»

(Работа в  парах. Каждая пара получает инструкцию).

1. пара   «Воспитание». Вопрос: Каковы особенности обучения и воспитания Александра III? (К роли наследника престола его начали готовить только в 20 лет. До этого он обучался и воспитывался как военный. Много внимания уделяли изучению иностранных языков)

2. пара   «Учителя». Вопрос:  Кто занимался обучением и воспитанием  будущего царя? (Я.К.Грот – профессор словесности, М.А.Корф – писатель, С.М.Соловьев – знаменитый историк, К.П.Победоносцев – профессор права, М.И.Драгомилов – генерал, Б.А.Перовский – генерал)

3. пара   «Личность». Вопрос: Какими чертами характера обладал  Александра III? Его отношение к семье. (Александра III искренне верил в бога, был прост в общении. Он участвовал в русско-турецкой войне, успешно командовал Рощукским отрядом. Его жена датская принцесса Дагмара в православии Мария Федоровна. Очень любил жену и детей, в браке был счастлив).

Штрихи к портрету царя. (Мини-сообщения, которые учащиеся приготовили по заданию учителя)

4.пара   «Миротворец»  Александра II прозвали царем-освободителем за отмену крепостного права. Александра III – миротворцем. Почему? (Всячески старался избежать войн)

5.пара   Сцена №2. Вопрос:  Какие обстоятельства оказали решающее воздействие на внутреннюю политику царя? ( Большое влияние оказало убийство его отца революционерами.  Александра III всю жизнь боролся с крамолой, ограничил права местного самоуправления и университетов,  не допускал возможность конституционных преобразований, не согласился помиловать цареубийц).  

       Итак, учитывая обстоятельства смерти  Александра II, что стало главной задачей царствования Александра III? ( Подавление революционного движения).

III. Внутренняя политика Александра III

Следующий этап  нашей работы – знакомство с внутренней политикой Александра III.  Познакомьтесь с  содержанием параграфа с.208-214. Какие вопросы пытался решить Александр III? (Пытался решить крестьянский вопрос, рабочий вопрос, боролся с крамолой, пытался укрепить положение дворянства, решить проблемы в области просвещения и печати, национальный вопрос)    

Самостоятельная работа в парах по плану:

Дата

Название закона, его основное содержание

 Задание: делая конспект, помечайте специальными значками те законы, которые, на ваш взгляд, отменяли или ограничивали реформы Александра  II

      1. пара  «Попытки решения крестьянского вопроса»

(- 28 декабря 1881 г.  – закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов и прекращении временнообязанного состояния; снижение выкупных платежей на один рубль;

-  Отмена подушной подати;

-  Упорядочение сбора податей, введение должности податных инспекторов, сбор сведений о платежеспособности населения;

-  1882 г. приняты меры для смягчения малоземелья крестьян: учрежден Крестьянский банк, который давал льготные кредиты для покупки земли, облегчена аренда государственных земель;

-  1889г. Закон о переселениях – переселенцам предоставляли различные льготы;

-  1893 г. Закон, ограничивавший возможность выхода крестьян из общины, передел общинных земель и их продажу).

2. пара   «Начало рабочего законодательства»

(-  1882 г. Закон о запрете труда детей до 12 лет, от 12 до 15 лет – не более 8 ч.;

-  1886г. закон, ограничивающий размер штрафов, о запрете расплачиваться с рабочими товарами из фабричной лавки, введение специальных расчетных книжек с условиями найма и ответственности рабочих  за участие в стачках.)

3. пара   «Меры по борьбе с крамолой»

(-  1881 год Закон о предоставлении права министру внутренних дел объявлять любой район страны на «исключительном положении» со всеми последствиями;

-  Создание «охранки» в задачу которой входила слежка за противниками власти).

Объясните значение терминов: крамола, реакция.

4. пара   «Политика в области просвещения и печати»

(-  1884 г. Новый университетский устав, лишавший университеты автономии, контролировать содержание обучения, увеличение в двое платы за обучение, запрет студенческих организаций;

-  1887 г. Закон о «кухаркиных детях»

-  По настоянию Победоносцева  закрытие земских школ и замена их церковноприходскими, с низким уровнем обучения;

-  Закрытие высших женских курсов;

-  1882 г. Образование совещания из 4-х министров, которые имели право запрещать выход любого печатного органа;

-  1884 г. Чистка библиотек).

5. пара   «Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление»

(-  1885 г. Открытие Дворянского банка, который предоставлял льготные кредиты помещикам для поддержания хозяйств;

-  1885 г. Закон о земских участковых начальниках. Он отменял мировых посредников, уездные по крестьянским делам присутствия  и мировой суд;

-  1890 г. Положение о губернских земских учреждениях. При избрании земств земледельческая курия становилась чисто помещичьей, и для нее снижался имущественный ценз, а для городской курии он повышался;

-  1892 г. Закон о праве вмешательства властей в городское самоуправление).

6. пара «Национальная и религиозная политика Александра III»

(-  Православная церковь поставлена в исключительное положение, преследование сектантов и буддистов;

-  1882г. Запрет евреям селиться внегородов и местечек, сокращалась черта оседлости, ограничивалось право евреев заниматься любой профессиональной деятельностью (например, адвокатской), приобретать недвижимое имущество в сельской местности.

- Полякам-католикам  закрыт доступ к  государственной  службе)

Объясните значение термина: черта оседлости.

IV Проверка результатов самостоятельной работы. Анализ реформ и вывод.

Итак, была ли внутренняя политика Александра III контрреформами, т.е. периодом ликвидации реформ предыдущего царствования? (Говорить о ликвидации реформ 60-70-х годов неправильно. Это скорее было ограничение некоторых реформ, но не ликвидация. Например: 1. Закон, ограничивавший возможность выхода крестьян из общины, передел общинных земель и их продажу. 2. Новый университетский устав, лишавший университеты автономии, увеличение в двое платы за обучение,3 Закон о «кухаркиных детях», затруднявший поступление в университеты детей из низших сословий, 4. закрытие земских школ и замена их церковноприходскими, с низким уровнем обучения;5. Закрытие высших женских курсов; 6. отмена мировых посредников и мирового суда)

V Домашнее задание: параграф 29-30 с.208-214, вопросы с. 214, конспект-таблица «Реформы  Александра III» (завершить начатое на уроке)

Дата

Название закона, его основное содержание

VI Рефлексия

1. Я выполнял задания с интересом   ДА           НЕТ

2. Задания показались мне    ЛЕГКИМИ        ТРУДНЫМИ

3. Я старался выполнять задания как можно лучше    ДА        НЕТ

4. Трудности вызвали у меня вопросы:

5. Моя отметка себе.

Задания

Пара №1

1. Работа с ЭОР  «Воспитание»   вопрос: Каковы особенности обучения и воспитания Александра III?

2. Работа с текстом учебника с.208 «Попытки решения крестьянского вопроса»

Дата

Название закона, его основное содержание

Пара №2

1. Работа с ЭОР  «Учителя» вопрос:  Кто занимался обучением и воспитанием  будущего царя?

2. Работа с текстом учебника с.209 «Начало рабочего законодательства»

Дата

Название закона, его основное содержание

Пара №3

1. Работа с ЭОР «Личность» вопрос: Какими чертами характера обладал  Александра III? Его отношение к семье. 

2. Работа с текстом учебника с.210 «Меры по борьбе с крамолой»

Дата

Название закона, его основное содержание

Объяснить значение понятий: «крамола», реакция.

Пара №4 1. Работа с ЭОР  «Миротворец»  Александра II прозвали царем-освободителем за отмену крепостного права. Александра III – миротворцем. Почему?

2. Работа с текстом учебника с.211 «Политика в области просвещения и печати»

Дата

Название закона, его основное содержание

Пара №5

1. Работа с ЭОР  Сцена №2 вопрос:  Какие обстоятельства оказали решающее воздействие на внутреннюю политику царя?

2. Работа с текстом учебника с.212 «Укрепление положения дворянства»

Дата

Название закона, его основное содержание

Пара №6

1. Работа с ЭОР  Сцена №2 вопрос:  Какие обстоятельства оказали решающее воздействие на внутреннюю политику царя?

2. Работа с текстом учебника с.213 «Национальная и религиозная политика Александра III »

Дата

Название закона, его основное содержание

Объяснить значение понятия – черта оседлости.

Рефлексия

1. Я выполнял задания с интересом   ДА           НЕТ

2. Задания показались мне    ЛЕГКИМИ        ТРУДНЫМИ

3. Я старался выполнять задания как можно лучше    ДА        НЕТ

4. Трудности вызвали у меня вопросы:

5. Моя отметка себе.

……………………………………………………………………………………………………

Рефлексия

1. Я выполнял задания с интересом   ДА           НЕТ

2. Задания показались мне    ЛЕГКИМИ        ТРУДНЫМИ

3. Я старался выполнять задания как можно лучше    ДА        НЕТ

4. Трудности вызвали у меня вопросы:

5. Моя отметка себе.

……………………………………………………………………………………………………...

Рефлексия

1. Я выполнял задания с интересом   ДА           НЕТ

2. Задания показались мне    ЛЕГКИМИ        ТРУДНЫМИ

3. Я старался выполнять задания как можно лучше    ДА        НЕТ

4. Трудности вызвали у меня вопросы:

5. Моя отметка себе.

……………………………………………………………………………………………………

Рефлексия

1. Я выполнял задания с интересом   ДА           НЕТ

2. Задания показались мне    ЛЕГКИМИ        ТРУДНЫМИ

3. Я старался выполнять задания как можно лучше    ДА        НЕТ

4. Трудности вызвали у меня вопросы:

5. Моя отметка себе.

…………………………………………………………………………………………………….

Рефлексия

1. Я выполнял задания с интересом   ДА           НЕТ

2. Задания показались мне    ЛЕГКИМИ        ТРУДНЫМИ

3. Я старался выполнять задания как можно лучше    ДА        НЕТ

4. Трудности вызвали у меня вопросы:

5. Моя отметка себе.

……………………………………………………………………………………………………..

Рефлексия

1. Я выполнял задания с интересом   ДА           НЕТ

2. Задания показались мне    ЛЕГКИМИ        ТРУДНЫМИ

3. Я старался выполнять задания как можно лучше    ДА        НЕТ

4. Трудности вызвали у меня вопросы:

5. Моя отметка себе.

Штрихи к личности Александра III

       Отношения цесаревича с профессорами были особого рода. Он мог по своей воле отменить или перенести лекцию, ссылаясь на свои высокие обязанности. Мог сказать «Я прошу вас сегодня ко мне не заходить, так как я решительно не успел приготовить к сегодняшнему дню»   (Твардовская В.А.  Александр III)/

       Александр III  интересовался музыкой,  изобразительным искусством, историей, был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его председателем, занимался собиранием коллекции предметов старины и реставрации исторических памятников.     (Твардовская В.А.  Александр III)/

С Александром Александровичем однажды произошел такой случай, о котором рассказал Кропоткин. Между наследником и одним офицером произошел конфликт. Офицер этот был откомандирован Милютиным в США, чтобы заказать ружья для русской армии. Их выбор наследнику не понравился, он раскритиковал привезенные ружья. Цесаревич дал полный простор своему характеру. И стал грубо говорить с офицером. Тот, вероятно, ответил с достоинством. Тогда великий князь пришел в настоящее бешенство и обругал офицера скверными словами. Офицер немедленно ушел и прислал Александру Александровичу письмо, в котором требовал, чтобы великий князь извинился. Он прибавил, что если через 24 часа не получит извинения, то застрелится. «Я видел его, - свидетельствует Кропоткин, - у своего друга в тот день, он ежеминутно ждал, что прибудет извинение. На другой день, его не было в живых».

      Александр II, рассердился на сына, приказал ему идти за гробом до могилы. Но даже этот страшный урок, по словам Кропоткина,  не излечил  молодого человека от романовской надменности и запальчивости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг."

Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг." В презентации показаны основные направления внутренней политики императора Александра I d 1801-1806 гг., его основ...

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

План-конспект урока. Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816—1825 гг.

План-конспект урока. Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816-1825 гг....