Конспект открытого урока по истории в 10 классе на тему: «Культура и самосознание народа».
план-конспект урока по истории (10 класс)

Тотикова Нелли Хасановна

Показать развитие и своеобразие культуры осетин в XVв.- первой половине XVIIIв.

   Показать, как в материальной культуре проявились черты феодально-раздробленного состояния Осетии.

  Сформировать мыслительные умения (анализ, синтез, абстрагирование).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_i_samosoznanie.docx255.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им.А.Коцоева с.Гизель»

МО-Пригородный район

Конспект открытого урока по истории

в 10 классе на тему:

«Культура и самосознание народа»

http://www.marshruty.ru/Img.ashx?T=A&D=81bc3679490b4c209fb84aa0852ed9a6&F=0019a_%20%D0%9E%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B8.JPG&S=XL&R=1258914392

Учитель истории и обществознания

Тотикова Нелли Хасановна

2018 г.

Конспект урока по истории Осетии в 10 классе

на тему: «Культура и самосознание народа».

Цель урока:

 1. Показать развитие и своеобразие культуры осетин в XVв.- первой половине XVIIIв.

  2. Показать, как в материальной культуре проявились черты феодально-раздробленного состояния Осетии.

  3.Сформировать мыслительные умения (анализ, синтез, абстрагирование).

Метод обучения: проблемно-развивающий.

Тип урока: семинар (проектирование)

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска

План семинара.

  1. Материальная культура:
  • Поселения;
  • Жилища (башни, сакли);
  • Национальная кухня осетин;
  • Ремесло.
  1. Быт и нравы.
  2. Духовная культура:
  • Фольклор Северной Осетии.
  • Верования.
  • Музыка.

«Что ж из того, что Родина - мала?

Клочок земли, зажатый меж горами.

Не оттого ли нам она мила,

Что предками посеянное пламя

Взошло в сынах кострами доброты».

И.Гурджибекова.

Ход урока.

1.Вводное слово учителя.

Ребята, на сегодняшнем семинаре мы с вами должны разобрать тему «Культура и самосознание народа». В путешествии в прошлое и выясним, как они жили, чем занимались, что их волновало и было для них важным. Итак, вперед к интересным поискам.

2. Групповая работа.

1 группа. На интерактивной доске начинается демонстрация слайдов ,характеризующих развитие материальной культуры осетин. Учащиеся отмечают, что материальная культура осетин характеризуется яркими особенностями, выработанными веками и отличается большим сходством с материальной культурой соседних народов Северного Кавказа и Грузии, что свидетельствует о существовании тесных и длительных связей между ними. Поселения осетин формировались на протяжении многих веков.

Осетины населяли самые высокогорные и труднодоступные  места, где имелась хоть малейшая возможность к существованию. Осетинские селения обычно не имели улиц, их заменяли узкие, кривые переулки, по которым можно было пройти лишь пешеходу или проехать верхом на лошади. Центром общественной жизни осетинского села являлась обычно площадь (ныхас), на котором решались все важные вопросы. Далее учащиеся отметили, что осетинские поселения снабжались множеством башен: сторожевыми, боевыми и жилыми. Сторожевые башни располагались в местах, удобных для наблюдения, жилые башни строились непосредственно в селениях и составляли собственность целого рода. В случае опасности они служили убежищем для всех членов рода.

Ребята дали убедительную характеристику и боевым и жилым башням, отметив, что все сооружения возводились из камня местной породы,  нетесанного, но слегка обитого, камни укреплялись известковым раствором.

Учащиеся также отметили, что крупные феодалы жили  в замках-галуанах, которые состояли из боевых башен, жилых и хозяйственных построек, обнесенных высокой каменной стеной и были надежным средством защиты.

Что же касается простых людей, они жили в хадзаре, который являлся и кухней и спальней, стены возводились или на фундаменте, или на скалистом грунте.

2 группа раскрыла и  продемонстрировала вопросы быта и нравов у осетин , отметив, что общественный быт был патриархально-феодальный, в нем главную роль играл феодал, который являлся законодателем общественной жизни.

Все спорные правовые вопросы в Осетии решались старейшинами, самосудом или третейским судом. Учащиеся также отметили, что старшие пользовались особым уважением и почитанием. Большим уважением пользовалась женщина, ее появление останавливало самую жестокую схватку.

Воздержанность в пище, мужество, воинская доблесть, сдержанность в чувствах- эти качества считались лучшими.

В Осетии осуждали и карали тех, кто проявлял трусость, неуважение к старшим, пьянство, гостеприимство считалось обязанностью каждого осетина. Молодые люди в присутствии старших стояли и молча слушали, им не полагалось вступать в разговор без приглашения.

Вопрос учителя: Итак, мы познакомились с бытом и нравами осетин. Ребята, как вы думаете, что следует продолжить в сегодняшних традициях? О чем не следует забывать?

При раскрытии вопроса о национальной кухне учащиеся показали презентацию осетинской кухни и схожесть ее с соседними народами, что свидетельствует об их тесном общении.

Были показаны слайды об осетинских костюмах, о видах ремесла.

Учащиеся пришли к выводу, что материальная культура осетин была своеобразная, отличалась самобытностью.

В то же время было много схожего с культурой народов Кавказа - одежда, ремесло, кухня, жилище.

Далее с презентацией о развитии духовной культуры выступили участники 3 группы, которые утверждали, что до середины XVIII века у осетин преобладали языческие верования. Каждый род имел святого, дзуар, свое святилище, священные рощи или деревья.

Всеми осетинами почитались бог грома и молнии Уацилла, бог воды и моря-Донбеттыр, бог ветра-Галагон.

Особенно почитали языческие святилища Реком и др. Наряду с язычеством в Осетии бытовали традиции раннего христианства, идущего от Алании.

Сказывалось также христианское влияние Грузии.

Для осетин был характерен культ предков и культ домашнего очага.

В.С.Миллер писал в «Осетинских этюдах», что «Сафа осетины считают покровителем цепи домашнего очага.

Учащиеся рассказывают о самобытности осетинского фольклора. В устных и поэтических произведениях ярко выражена воля и решимость народа к освобождению от гнета, создается много исторических песен, воспевающих доблесть и подвиг тех, кто не щадил своей жизни за Родину.

В ходе совместного обсуждения учащиеся пришли к единому выводу.

Вывод: Культура осетин XV-XVIIIвв. отражала феодально-раздробленное состояние Осетии. В то же время существовало много общего с культурой других народов Кавказа: в быту, культуре, устном народном творчестве.

В культуре Осетии XVIII века наступил важный переломный момент. Благодаря установлению связей с Россией произошли существенные перемены в социально-экономической жизни края, осетинский народ поднялся на новую ступень в своем развитии, обрел свою письменность и создал первую школу.

 

Заключение: музыкальное сопровождение (осетинские ритмы)

Подводятся итоги урока, комментируются оценки.

Домашнее задание: п.28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

Открытый урок для 9 класса по теме "С.Юлаев - герой народа".

Сценарий открытого урока на тему "С.Юлаев - герой народа"....