Встреча миров.Великие географические открытия.
методическая разработка по истории (7 класс)

Точиева Марина Курешовна

Урок и презентация по теме: Встреча миров. Великие географические открытия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта учителя истории и обществознания

МБОУ СОШ  № 3 с.Чермен

Точиевой М.К.

Тема урока

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Дата урока

Образовательные

ресурсы

учебник «Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб.для общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 319 с.; пакет с рабочим материалом; проектор; мультимедийная презентация.

Цель

Создать условия для знакомства с периодом Великих географических открытий и началом колонизации европейцами новых земель

Задачи

Образовательная: способствовать изучению открытия Америки Х. Колумбом, кругосветной экспедиции Ф. Магеллана; создать условия для исследования западноевропейской колонизации «новых» земель и значения Великих географических открытий

Развивающая: способствовать развитию межпредметной связи с курсом географии, умению обосновывать свои суждения, давать определения понятиям, объяснять изученные положения на конкретных примерах

Воспитательная: способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей

Технологии

Личностно–ориентированное обучение, проблемное обучение, ИКТ, технология развития критического мышления, прием «Инсерт»

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый метод

Форма организации учебного процесса

Индивидуальная, парная, фронтальная

Основные вопросы изучения материала

1. Открытие Америки Колумбом

2. Кругосветное путешествие Магеллана

3. Западноевропейская колонизация Нового Света и Азии

4. Значение Великих географических открытий

Персоналии

Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан

Основные даты

1492 г. – открытие Колумбом Америки. 1519-1521 гг. – кругосветное путешествиепортугальского мореплавателя Фернана Магеллана.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся: определять значение Великих географических открытий в образовании единой мировой цивилизации; объяснять значение деятельности исторических личностей изучаемой эпохи,  описывать нравственные ценности, которыми они руководствовались.

Получат возможность: анализировать; делать выводы, оценивать деятельность исторических личностей данной эпохи; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Познавательные: используют ранее изученный материал для решения познавательных задач; формулируют при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности; планируют при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы.

Регулятивные: самостоятельно оценивают степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Коммуникативные: выявляют позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания; организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работают индивидуально и в группе

Излагают свою точку зрения, аргументируют ее в соответствии с возрастными возможностями; формулируют ценностные суждения по изучаемой проблеме; следуют этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями

Организационная структура урока

Этапы урока

Время

(мин.)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

            Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации работы на уроке

Формы контроля

I. Мотива-

ция (само-определение)

к учебной деятельности

2

Подготовка обучающихся к уроку

Проверяет явку обучающихся, готовность учащихся к уроку

Повторяют домашнее задание

II. Актуали-зация знаний

10

1. Беседа по теме: «Технические открытия и выход к Мировому океану»

2. Сообщения учащихся по темам: «Технические открытия и изобретения XV-XVI вв. и их значение»; «Экспедиции португальцев в Индию во второй половине XV в.»

1. Организует беседу по вопросам:

- Укажите причины поиска европейцами морского пути в Индию.

- Назовите технические изобретения XV-XVI вв. опишите их последствия.

- Укажите экспедиции португальцев в Индию во второй половине XV в. Покажите эти экспедиции на карте

2. Слушает сообщения, задает вопросы

1. Отвечают на вопросы, работают с картой

2. Слушают сообщения, задают вопросы, обсуждают услышанную информацию, высказывают свое мнение

1. Фронтальная

2. Индиви-

дуальная, фронтальная

1. Устный опрос

Рассказ

III. Изучение нового материала

27

1. Работа с текстом п 1. «Нашли материк, доселе еще не открытый никем» (Приложение 1.) и с презентацией

(Слайды 3-8)

2. Работа с таблицей (Приложение 2.)

3. Беседа по результатам выполненной работы

4. Работа с текстом учебника «Земля шар!» на стр. 22 и с презентацией

(Слайды 9-10)

5. Работа с текстом учебника на стр. 22-23 и с презентацией

(Слайд 11)

6. Работа с текстом «Значение Великих географических открытий» на стр. 22-23

7. Обсуждение значений Великих географических открытий

1. Организует самостоятельную работу учащихся, поясняет задание

2. Организует самостоятельную работу учащихся, поясняет задание

3. Организует беседу по вопросам:

- Какая информация из текста была известна?

- Что нового узнали?

- Какая информация из текста идет вразрез с имеющимися представлениями о изучаемом вопросе?

- Что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее?

4. Организует работу над текстом, озвучивает задания:

- определить цель экспедиции Магеллана;

- изучить траекторию движения экспедиции (дата, географический объект);

- проанализировать результат экспедиции.

5. Организует работу над текстом, озвучивает задания:

- определить, кто и почему принял участие в заселении новых земель;

- дать определение слову «колония»;

- найти информацию, раскрывающую причину сравнительно легкого покорения американских народов конкистадорами;

- определить цели конкистадоров

6. Поясняет задания, выполняемые учащимися, контролирует их выполнение, проводит индивидуальный контроль

7. Задает вопросы

1. Изучают текст. Во время чтения текста карандашом ставят маркировочные знаки после каждого абзаца или предложения.

– Знаком “галочка” (v) отмечают в тексте информацию, которая уже известна ученику.

– Знаком “плюс”(+) отмечают новое знание, новую информацию.

– Знаком “минус” (–) отмечают то, что идет вразрез с имеющимися представлениямио изучаемой теме.

– Знаком “вопрос” (?) отмечают то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

2. Заполняют таблицу сведениями из исследуемого текста, где значки используются в качестве заголовка граф таблицы.

3. Отвечают на вопросы

4. Знакомятся с текстом учебника, отвечают на вопросы

5. Знакомятся с текстом учебника, отвечают на вопросы

6. Изучают текст учебника, на основании проведенного анализа, выписывают значения Великих географических открытий

7. Отвечают на вопросы, рассуждают

1. Индиви-

дуальная

2. Индиви-

дуальная

3. Фронталь-

ная

4. Индиви-

дуальная

5. Индиви-

дуальная, фронтальная

6. Работа в паре

7. Фронталь-ная

1. Работа с текстом, с использованием приема «Инсерт»

2. Работа с таблицей

3. Устные ответы

4. Записи в тетради

5. Устные ответы

6. Записи в тетради

7. Устные ответы

IV. Первич-ное осмыс-ление и закрепление

2

Ответы на вопросы учебника 1-3 на стр. 25

Поясняет задания, выполняемые учащимися

Отвечают на вопросы

Индиви-

дуальная

Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

4

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

- Как Великие географические открытия повлияли на изменение торговых путей?

- Как Великие географические открытия повлияли на изменение бытовых условий европейцев?

- Как Великие географические открытия сказались на экономическом положении Европы?

1. Отвечают на вопросы.

2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Оценивание работы учащихся на уроке

VI. Домаш-нее задание

2

Параграф № 2, работа с историческим источником на стр. 26, ответы на вопросы 25-26; по желанию подготовить сообщения о Х. Колумбе, Ф. Магеллане

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуаль-

ная

Использованные источники:

1. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 7 класс. – М.: ВАКО, 2016. – 208 с. – (В помощь учителю).

2. Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания / К.Н. Николаевна, Н.Г. Угрина [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/602943/

3. Учебник «Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб.для общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 319 с.

Приложение 1.

Вы уже знаете, что идея найти путь в Индию через «море Мрака» давно будоражила умы всех, кто ощущал в себе предпринимательский дух. Человеком, яростно добивавшимся осуществления этого проекта, был выходец из Генуи Христофор Колумб (1451—1506).

Великие христианские короли Фердинанд и Изабелла остро нуждались в деньгах — после долгой войны с арабами за полное освобождение Испании (Реконкисты) королевская казна была пуста. Наряду с жаждой золота существовало и стремление распространить христианство на народы, исповедующие другие религии и живущие за пределами Пиренейского полуострова. Эти причины склонили католических королей пойти на организацию морской экспедиции, доверив руководство ею Христофору Колумбу.

17 апреля 1492 г. Фердинанд и Изабелла подписали с Колумбом договор, согласно которому в случае удачи он назначался вице-королём «всех островов и материков, которые он лично и благодаря своему искусству откроет или приобретёт в этих морях-океанах». Он также получит звание адмирала и десятую часть дохода со всех товаров, «которые будут куплены, обменены, найдены или приобретены»; он и его наследники будут возведены в дворянское достоинство. В случае неудачи Колумб не получит ничего.

Деньги на экспедицию были выделены, но это отнюдь не означало решения всех проблем. Теперь надо было найти моряков, готовых плыть по неизвестному маршруту, поддержать у них веру в успех этого плавания.

Экспедиция, состоявшая из опытных моряков (по разным оценкам, их было от 90 до 150 человек), на трёх судах: «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» (флагманский корабль, на котором находился Колумб) — на рассвете 3 августа 1492 г. вышла из испанского порта Палое и взяла курс на Канарские острова. Страх перед неизвестностью не оставлял моряков, внушал недоверие и адмирал-чужестранец. Несмотря на то что первые 33 дня плавания погода стояла благоприятная, матросы несколько раз пытались поднять мятеж.

Наконец, 12 октября 1492 г. с каравеллы «Пинта» раздался выстрел — это был сигнал. Матрос увидел огонь — костёр, горевший на берегу неизвестной земли, оказавшейся небольшим островом, который адмирал назвал Сан-Сальвадор (Святой Спаситель), на нём водрузили флаг испанских королей. Исследовав остров, корабли взяли курс на юг, и вскоре были открыты острова Гаити и Куба.

Колумб не сомневался, что это Индия, и жителей вновь открытых земель стали называть индейцами.

Первое плавание Колумба, результатом которого явилось открытие для европейцев многих островов Карибского моря, продолжалось 225 дней. В ходе экспедиции её участники обнаружили явление отклонения магнитной стрелки при прохождении через магнитный меридиан, устойчивые ветры южных широт — пассаты.

В результате следующих трёх экспедиций были открыты Центральная Америка и северное побережье Южной Америки. До конца своих дней Христофор Колумб верил, что проложил новый путь в Индию. Однако королевскую чету не очень удовлетворяли результаты деятельности адмирала, так как хотя золото в Испанию и поступало, но не в таком количестве, как ожидалось.

В 1504 г., вернувшись в Испанию из четвёртого и последнего путешествия, адмирал узнал, что его покровительница королева Изабелла умерла. Больше им никто не интересовался, и последние годы жизни он провёл в безвестности, всеми забытый и больной. Признание заслуг пришло к мореплавателю через несколько десятилетий после его смерти.

«Эти страны следует называть Новым Светом». Новый материк, открытый Колумбом, вначале стали называть Вест-Индией, т. е. Западной Индией. Лишь позднее его назвали Америкой. Почему так случилось?

Мореплаватель Америго Веспуччи, флорентиец на испанской службе, охваченный всеобщим интересом к новым землям, совершил туда путешествие. В 1503 г. он писал своему знакомому: «Эти страны следует называть Новым Светом. У наших предков о них не было никакого представления, и, по мнению всех, это самое новейшее открытие».

В 1505 г. письма Веспуччи были напечатаны в Германии, а затем вышла книга с описанием его путешествий. Имя Америго Веспуччи стало популярно среди образованных людей Западной Европы, ведь из его писем они впервые узнали об открытиях Колумба. Позднее эти земли всё чаще стали связывать с именем Веспуччи и называть Америкой.

Приложение 2.

Открытие Америки

«V» – информация, которая известна

«+» - новая информация

«-» - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями о изучаемой теме

«?» - непонятная информация требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....

Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная разработка урока характерна для учащихся 5 класса по учебнику Географии Н. Петровой и Максимовой ....

Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».

Открытый урок  по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия  и их последствия»....

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия

Дает представление у учащихся о ВГО,  характеризует особенности и значения ВГО для дальнейшего развития мировой истории....

Презентация :Встреча миров.Великие географические открытия.

Презентация к уроку истории : Встреча миров. Великие географические открытия....

Тема урока: «Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.»

Урок изучения нового материала, с опорой на межпредметные знания.Проблемный метод, исследовательский метод, работа с историческими источниками;  фронтальная и групповая работа...