Статья "Проблемы нравственного воспитания в школе"
статья

Ермаченко Наталья Николаевна

Проблемы нравственного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

       Формирование взглядов и убеждений современных школьников является одной центральных задач воспитательного процесса. Именно в этом возрасте происходит выработка мировоззрения, с которым молодые люди идут по жизни после окончания школы. Интеллектуальный уровень любой страны можно охарактеризовать уровнем образованности и воспитанности молодого поколения. И это не столько уровень полученных знаний и эрудиции, это, скорее всего, именно уровень мировоззрения человека. Оно, конечно, формируется сначала в семье, и только потом в образовательных учреждениях.

       Задача воспитания подрастающего поколения становится особенно острой в переходный период, характерный для нынешней России. Современная школа изменилась невероятно быстрыми темпами – новые технологии, новые методики, новые учебники. Поменялось отношение к ученику – он отдельная личность, которая должна начинать строить свою карьеру еще в школе. Однако инновационные процессы столкнулись с резким обострением воспитательных проблем. Они возникли, прежде всего, из-за экономической нестабильности и духовного дисбаланса в нашем обществе. Высокая культура оказалась невостребованной, ее во многом заменили материальные ценности и низкопробные суррогаты массовой культуры. Но, несмотря на то, что в России новые политические и экономические отношения, это не меняет главного – государству по-прежнему просто необходимы граждане, обладающие не только практическими научными знаниями, но и высокой нравственно культурой, граждане, способные строить свою жизнь в соответствии с интересами общества и государства.

      На современных педагогов ложится очень большая ответственность, а задача нравственного воспитания обладает повышенной сложностью, так кК осуществлять ее необходимо зачастую вопреки тем установкам, которые преподносятся детям в обществе средствами массовой информации, а иногда и самими родителями. Кроме того, возникает вопрос: как корректно использовать религиозные основы в процессе обучения, на каких уроках осуществлять нравственное воспитание.

       На мой взгляд – это предметы гуманитарного цикла: потенциальные возможности истории, литературы, обществознания очень велики. И педагог-словесник, и педагог-историк имеют уникальную возможность активно влиять на развитие подрастающего поколения силой своего живого слова, а не новомодными компьютерными технологиями. Но, несомненно, любой другой урок, внеклассные мероприятия и даже перемена могут иметь повод для того, чтобы преподать детям урок нравственности.

       Не менее главными воспитательными методами, помимо литературных и исторических примеров, могут быть внушения, призывы, диалоги и беседы. Еще А.С. Макаренко писал о воспитательных беседах, как об очень важном элементе всего воспитательного процесса. «Я помню, - говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моралью тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе».

      Педагог должен создать условия для введения ученика в культуру, помочь в ней сориентироваться, не навязывая при этом своих взглядов, а вступать в диалог, внимая не только к мышлению, но и к эмоциональному миру человека, создавать проблемные ситуации ценностного выбора. Успешность выполнения этой задачи во многом зависит от готовности педагогов к подобным методам и формам общения. Учитель, конечно, должен быть готов стать духовным наставником личности, чтоб создавать подобное подобным. Личность педагога  накладывает отпечаток на личность ученика. Как сказал когда-то Уинстон Черчилль: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Но соответствующая подготовка учителя – это тоже серьезная проблема. Трудности, с которыми столкнулась школа, на мой взгляд, косаются и самих учителей, их внутреннего мира, жизненных ориентиров и ценностных установок. Школьный педагогический коллектив молодеет, опытные и мудрые педагоги уходят на пенсию, а им на смену приходят люди, далеко не всегда обладающие необходимыми умениями и навыками, и, к сожалению, не стремятся их получить.

      Введение в школе нового предмета «Основы религиозной и светской этики» не получится большой поддержки среди родителей, так как многие из них опасаются насаждения закона божьего, хотя такой цели, конечно, государство перед собой не ставило. К моему великому сожалению, курсы подготовки педагогов, которые я имела возможность посещать, свелись к формальному подходу, попытке научить нас тому, что мы и так прекрасно знаем. И возможно ли вообще преобразовать духовный мир педагогов за столь короткий период времени и на курсах, которые проводились после окончания рабочего дня? Педагог должен сам понимать свое предназначение, самосовершенствоваться и помогать совершенствоваться своим ученикам, приобщая их к искусству, литературе, истории. Нельзя не согласиться, что справиться с этой задачей могут далеко не все.

     Кроме того, проблема подготовки педагогов тесно связана с еще одной – учителя чрезмерно перегружены, испытывают страх перед бесконечными  проверками. Им необходимо вести огромную документацию, одновременно к бумажному журналу прибавился электронный. Классное руководство также требует большого напряжения моральных и физических сил. Многие нововведения в школе оторваны от ее реальной действительности. Тогда как школьный учитель должен быть не простым исполнителем, а соавтором. Когда ученые и чиновники разрабатывают методики педагогической работы, не спрашивая и не советуясь с учителями, то это может приводить к отчуждению и непониманию, а зачастую и к категорическому неприятию всяческих нововведений. Перестраивать систему образования нужно совместно и чиновникам и учителям, и родителям. Чиновники должны понимать, что никакие инструкции, ни какие приказы не смогут заставить учителя «отдать» детям свою душу, если не будет личной его заинтересованности в образовательном процессе. Учитель должен быть сам высоконравственным  человеком, творческим и ищущим, но при этом не думающим, где бы ему подработать, чтобы прокормить свою семью.

     Таким образом, нравственное воспитание нашего подрастающего поколения тесно связано с духовно-нравственным развитием и мироощущением и самих педагогов, которым предстоит осуществлять этот очень не простой процесс в современных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Духовно-нравственное воспитание в школе"

Презентация включает:Актуальность проблемы;Цель и задачи;Основные принципы организации духовно-нравственного развития и  воспитания;Основные источники нравственного опыта....

Доклад "Нравственное воспитание учащихся школы VIII вида"

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношени...

Духовно-нравственное воспитание в школе: проблемы и перспективы

"Воспитание из всех святых дел – самое святое»Святитель Феофан Затворник»...

Аналитическая информация по духовно-нравственному воспитанию в школе

отчёт  о  проделанной  работе  в  рамках  духовно-нравственного  воспитания  в  школе....

Межпредметные связи и системное мышление как фактор нравственного воспитания в школе.

Чему в конечном счете обучают учащихся в школе? Тому,  как устроены и как взаимодействуют между собой огромное количество различных систем, которые составляют наш единый мир.Школьный учитель, соз...

Духовно-нравственное воспитание в школе для детей и подростков с девиантным поведением (Из опыта работы)

Дорогие Коллеги!Хочу предложить Вашему вниманию свою работу по Духовно-нравственному воспитанию подростков с девиантным поведением.Для справки: Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от о...

Проектная деятельность в рамках процесса духовно-нравственного воспитания в школе

Из опыта работы. Проектная  деятельность в рамках процесса  духовно-нравственного воспитания в школе. ...