Межпредметные связи и системное мышление как фактор нравственного воспитания в школе.
презентация к уроку по теме

Загородина Зоя Яковлевна

Чему в конечном счете обучают учащихся в школе? Тому,  как устроены и как взаимодействуют между собой огромное количество различных систем, которые составляют наш единый мир.

Школьный учитель, создавая межпредметные связи на базе смежных дисциплин, как правило действует в соответствии со своими знаниями, педагогическим опытом и интуицией. Однако в современной науке существует единая основа для межпредметных связей, общая даже для дисциплин, казалось бы, далеких друг от друга. Этой основой являются ключевые принципы общей теории систем или синергетики. Так как мы живем в мире систем, то знакомство с тем, как их закономерности описывает и классифицирует современная наука будет легким, интересным и полезным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межпредметные связи и системное мышление как фактор нравственного воспитания в школе.

«У человека нет времени нащупывать организацию мира методом проб и ошибок... Мы должны вычислять и проектировать будущее, опираясь на науку, на законы организации и самоорганизации».        

С.П. Курдюмов [http://spkurdyumov.ru/]

Школьный учитель, создавая межпредметные связи на базе смежных дисциплин, как правило действует в соответствии со своими знаниями, педагогическим опытом и интуицией. Однако в современной науке существует единая основа для межпредметных связей, общая не только для смежных научных дисциплин, но и для дисциплин на первый взгляд далеких друг от друга. Эта основа заложена практически в самом изучаемом в школе объекте.  

С чем в конечном счете знакомятся учащиеся  на уроках? С тем, как устроены и как взаимодействуют между собой огромное количество различных систем, которые составляют наш единый мир. Это системы природные, технические, социальные и многие другие.

Действительно, выпускники школы получив профессию, будут  ремонтировать, обслуживать, исследовать, лечить, управлять, создавать какие-либо из живых или искусственных систем. А для того, чтобы стать хорошим специалистом в своем деле, необходимо знать закономерности развития и работы не только тех систем, с которыми  он собирается работать, но и тех, с которыми они взаимосвязаны.

 Кроме этого, к великому сожалению, в современном мире возникли  новые проблемы. Они связаны с глобализацией экономических и политических,  технических и информационных систем, которые невозможно отделить друг от друга. Эти проблемы в скором будущем лягут на плечи тех, кто сегодня сидит за школьной партой. Следовательно, мы, взрослые, просто обязаны подготовить растущее поколение к решению данных проблем.

Герой фильма «Сказка странствий», средневековый лекарь, исследуя органы человека, сделал открытие, что каждый человек – это  целый мир, внутри которого по кровеносным сосудам  текут реки, его органы подобны материкам и островам, в этом мире в полном согласии живут тысячи крохотных существ – живых клеточек. Так и мы, люди, по мнению героя сказки, подобны клеточкам, живущим в едином живом организме имя которому –  Земля. Реки – это жилы, по которым течет ее голубая кровь, континенты – это ее сердце, легкие, почки …. Раз уж люди и государства являются частями одного организма – им лучше жить мирно, сотрудничая и помогая друг другу.

Подобное видение мира на первый взгляд кажется наивным и идеалистическим. Зачастую идеализм высмеивается. (К слову сказать, самый легкий способ убить хорошую идею – высмеять ее.)  Между тем стремление к идеалу имеет под собой крайне рациональное основание.  К примеру, почему большинство женщин хотели бы иметь идеальную фигуру? Почему мужчин привлекают женщины с идеальной фигурой? – Потому что у привлекательной женщины обычно  округлые бедра, значит, она может выносить и легко родить ребенка; грудь у нее достаточно развита, чтобы выкормить ребенка молоком; тонкая талия свидетельствует о  хорошем обмене веществ, следовательно, велика вероятность того, что ребенок родится здоровым; у привлекательной женщины длинные пышные волосы, значит,  можно будет укрыть ими ребенка в холодную погоду.

Другой пример. Большинство людей хотели бы иметь идеальную работу. Идеальная работа – это та работа, которая нравится и за которую платят хорошие деньги. Человек на любимой работе с легкостью приносит пользу и самому себе, и обществу. Если общество рассматривать как единый организм, а человека как его клеточку, то идеальное общество – это то общество, в котором все клеточки здоровы.  Организм заботится о нужных ему клетках, а они с удовольствием выполняют каждая свою работу на пользу организма. Иначе ведут себя только раковые клетки. Результат их поведения известен всем.

Таким образом, здравый идеализм – это  не пустые мечты, он направляет  каждого человека и общество к самому желательному (идеальному, лучшему) положению вещей.

Как сказанное относится к школьному образованию?

Сравним высказывания двух известных великих людей.

Дмитрий Сергеевич Лихачев: - «Человека создает средняя школа, высшая дает специальность» -

Теодор Рузвельт: -  «Человек, который никогда не ходил в школу, может украсть вагон, но если он учился в университете, то способен украсть всю железную дорогу».

Разница в данных  высказываниях позволяет понять, что в наше время перед школой стоит острая проблемная задача, а именно – как эффективно объединить между собой воспитательный и образовательный процессы, исходя из реалий современности. Одной лишь доброй воли гуманитариев и других школьных учителей в век отрицания идеалов и поклонения гедонизму, капиталу и «западным ценностям» не достаточно. Необходимы более веские доводы, основанные на достижениях современной науки.  

Примерно до середины прошлого века об идеалах рассуждали в основном т. наз. «лирики». Теперь к ним подключились и «физики». Отличие в рассуждениях гуманитарных и представителей точных научных дисциплин в том, что последние свои выводы обосновывают  математически и физически в соответствии с современной научной парадигмой. «Физики» совместно с «лириками» создали междисциплинарную область науки, одним из самых важных открытий которой является понимание того, что мир это единый целостный организм, в котором все взаимосвязано. Человек в этом мире является не сторонним наблюдателем, но одной из активных его частей, способной до определенной степени влиять на окружающую действительность. Эта область науки  называется общей теорией систем или же синергетикой (от греч. συνεργία – совместное действие).  

 

Синергетика

Синергетика появилась тогда, когда ученые разных наук поняли, что системы разные, а математические модели, описывающие их, законы и принципы, по которым системы существуют – одинаковы.

Синергетика является междисциплинарной сферой научного знания и отличается от отдельных научных дисциплин тем, что дает максимально полную систему понятий, общую не только для смежных, но и для дисциплин на первый взгляд далеких друг от друга.  

В настоящее время синергетика является не только наукой, но и мировоззрением, в рамках которого мир – это целостный сложный живой эволюционирующий организм. 

Предмет синергетики – это развивающиеся сложные открытые системы: физические, биологические, химические, социальные и другие.

Крестный отец синергетики – Герман Хакен в своей книге Синергетика пишет: «Синергетика занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем самой различной природы, таких как электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, механические элементы, фотоны, органы, животные и даже люди».

 В центре внимания синергетики находится согласованность взаимодействия отдельных частей при образовании структуры как единого целого.

Синергетику, которая занимается поисками единого в самых разнообразных системах, можно рассматривать как науку, стремящуюся возвратить единство в разрозненную картину мироздания.

Синергетика возникла не на ровном месте — она появилась как объединение на более высоком уровне знаний, идей и методов различных наук, у каждой из которых она заимствовала что-либо.

[Путь в синергетику. Экскурс в десяти лекциях. http://baguzin.ru/wp ]

Задачи синергетики – изучение и прогноз поведения объекта, явления или процесса.

Синергетика как современная научная парадигма способствует решению той задачи, которую остро ставит перед школой глобальная сложность и взаимосвязь современных проблемм. Синергетика способствует гуманитаризации естественнонаучных знаний, поскольку предоставляет строгую научную основу для выстраивания у учащихся целостной картины мира, формирующей глобальное мышление. Ведущие российские и зарубежные ученые (С.П.Курдюмов, В.И.Аршинов, В.Г.Буданов, Г.Хакен, Г.Г.Малинецкий,  и др.), создавшие интегративное синергетическое движение считают, что формирование глобального мышления необходимо для выживания человечества, его самосохранения, нормального функционирования и прогрессивного развития. [http://spkurdyumov.ru/category/education/]

Вопросы, на которые ищут и находят ответы ученые-синергетики:

  • Как «объять необъятное», получая образование?
  • Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?
  • Как преодолеть «пропасть двух культур» - естественнонаучной и гуманитарной?
  • Куда идет человечество на данной стадии развития?
  • Каковы надвигающиеся кризисы и как их преодолеть?

Сегодня синергетика рассматривается ведущими учеными не только как наука, но и как «социальный мегапроект, объединяющий своей методологией представления различных аспектов бытия культуры». В целях гуманитаризации естественнонаучных  знаний очень ценной является инициатива начинать конкретное знакомство с синергетикой со школьной скамьи. [В.Г.Буданов. http://www.bioinformatix.ru/sinergetika/sinergetika-istoriya-printsipyi-sovremennost.html]

Почему синергетику можно и нужно использовать в качестве основы межпредметных связей уже в школе?

  1. Основные положения синергетики можно и нужно использовать в школе потому что основные виды существующих систем изучаются именно в школе, а синергетика обнаружила и описывает универсальные принципы, свойственные всякой открытой системе, независимо от ее вида, конкретного содержания и сложности. Знание основных системных (синергетических) принципов способствует формированию систем понятий с опорой на научные факты, теории, законы, идеи, общие не только для смежных учебных дисциплин, но и для дисциплин на первый взгляд далеких друг от друга.
  2. Ввиду того, что существование системы любой природы возможно лишь в соответствии с ключевыми системными принципами, то именно их изучение естественно и удобно использовать как методологическую нить, неразрывно связывающую изучение любых системам, какой бы наукой они не описывались, в каком бы классе школы не изучались, на каком бы уровне организации материи не находились. Учащийся, знакомый с универсальными синергетическими принципами, лишь приступая к исследованию новой системы уже многое будет знать о ней самой.  
  3. Поскольку синергетика доказывает, что мы, люди, сами являемся живыми открытыми системами и живем в мире подобных систем, то знание принципов синергетики позволяет наиболее эффективно создавать межпредметные связи, формирующие у учащихся заинтересованное, эмоционально-личностное, отношение  к изучению мироздания как глобальной системы в которую он непосредственно включен.
  4. Синергетика, являясь точной математической наукой, имеет в своем арсенале еще и метафорический язык. Следовательно, любой школьный учитель, зная ключевые свойства и принципы систем, может объяснять  их учащимся не только с помощью уравнений, графиков, правил, но и с помощью сравнений, аналогий и метафор. Что позволяет развивать системное мышление даже у учащихся младших классов. Как пишет В.Г.Буданов, «методология междисциплинарных исследований это горизонтальная, трансдисциплинарная связь реальности – ассоциативная, с метафорическими переносами и символическими мотивами, несущая колоссальный познавательно-творческий заряд.»  [Буданов В.Г. «Синергетика: мировоззрение, методология, наука».   http://spkurdyumov.ru/category/education]

Почему синергетика способствует гуманитаризации естественнонаучных  знаний?

Универсальность свойств, присущих всем системам без исключения, дает возможность перейти  от природных к общественным закономерностям, позволяет использовать их при изучении человекомерных (социальных, политических, экономических и др.) систем. Как полагает И.Ю.Алексашина, в целостной системе «Человек и Мир» человек имеет особое значение, понимаемый, как целостная личность, реализующая свой творческий потенциал во взаимодействии с миром: природой, обществом, другими людьми.

Так как связи между естественнонаучными и гуманитарными учебными предметами в образовании нацелены  на формирование целостной системы знаний ученика о природе и обществе, то в процессе построения единой картины мира учащимся неизбежно будет вырисовываться место, роль, функции, возможности и ограничения, права и, конечно же, обязанности человека в мировой системе. Кроме того, целостное представление о мире на научной основе дает основания для большей верификации экологических и этический норм и правил, которых следует человеку придерживаться при взаимодействии со всем его окружающим.

Примечательно, что слова  «этика» и «экология» образовались от одного древнегреческого слова «дом». Сейчас этика – это свод правил, порождённых совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, предполагающих преодоление индивидуализма и агрессивности. Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей природной средой. Ее правила также предполагают преодоление индивидуализма и агрессивности, но уже в отношении между человечеством и другими живыми существами планеты. И в том, и в другом случае необходима синергия – совместное действие, сотрудничество по определенным правилам, определяющим наилучшее равновесие в глобальной системе под названием Земля.  

Синергетика предлагает рациональные основания для формирования правил, позволяющих человеку выжить в сложном изменяющемся мире. Она помогает понять, что в реальных условиях изолированных систем не существует, поэтому человека ошибочно считать сторонним наблюдателем мира. Он является одной из мыслящих и активных частей мира, которая не может на мир не влиять и  не может от него не зависеть. Следовательно, можно сделать вывод, который сделал много лет назад древний философ М.Фичино: «Всякая вещь в мире является либо причиной  направленной на нас, либо следствием, идущим от нас».

Кратко о синергетике, системах и системных принципах

Система представляет собой совокупность элементов и связей между ними. Понятие «элемент» означает минимальный, далее неделимый компонент в рамках системы. Элемент является неделимым лишь по отношению к данной системе, но сам по себе он может представлять сложную систему. Совокупность связей между элементами образует структуру системы. Сложные живые системы – системы нелинейные, так как регулируются с помощью обратных связей, идущих из внешней или внутренней среды.

 Синергетика свидетельствует, что все природные и социальные объекты представляют собой упорядоченные, структурированные, иерархически организованные системы, развивающиеся и взаимодействующие между собой по одним и тем же принципам.

К ключевым системным (синергетическим) принципам относят:

  1. Целостность системы (неразделимость ее на части)
  2. Открытость (способность к обмену энергией, веществом и информацией)
  3. Внутренняя неоднородность (наличие внутренней структуры, состав и характеристика частей)
  4. Иерархичность (каждая система принадлежит к системе более высокого уровня)
  5. Функциональность – наличие и реализация конкретной функции (нескольких функций), исходящей из наличия особого системного свойства, присущего данной системе.
  6. Целесообразность – наличие цели существования системы, ее миссия как помощь в достижении требуемого надсистеме результата.  
  7. Связи  внутренние (между частями) и внешние (с другими системами),   наличие уравновешивающие и усиливающих обратных связей.
  8. Согласованность (синергия) со средой. Существование в изменяющейся среде возможно лишь при способности к самоорганизации и наличии обратных связей.
  9. Нелинейность и сложность (невозможность описания системных процессов линейными уравнениями).

Подробные сведения о синергетике и ключевых системных принципах, необходимое и достаточное для проектирования межпредметных связях в школе, можно найти в учебниках для гуманитарных вузов Концепции современного естествознания.  Кроме того, в интернете в открытом доступе на сайте «Школы ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач, которая главным образом базируется на теории систем и обучает системному мышлению) выложено общее представление о системных законах и методы развития системного мышления учащихся школьных и дошкольных учреждений, написанные интересным и понятным учителю любого школьного предмета языком.

В общеобразовательной школе знакомство с понятием системы и системными закономерностями можно красной нитью провести практически сквозь все учебные предметы. Накопление, углубление и расширение знаний о системах способствует формированию устойчивого системного мышления. Постепенный перенос указанных знаний с природных и технических систем на системы «человекомерные» [Буданов] (экологические, социально-психологические, политические) будет способствовать формированию так необходимого в настоящее время глобального и гуманистического мышления.

Цели и задачи введения в образование межпредметных связей на основе ключевых системных принципов :  

Цель: Ознакомить учащихся со спецификой и общностью сложных процессов в окружающем мире на разных уровнях организации материи.

Задачи:

1) обучить учащихся универсальным системным принципам на материале школьных учебных программ;

2)  выработать у учащихся навыки системного мышления и способность распознавать системные закономерности в различных сферах человеческой жизнедеятельности.

Сверхзадача (по терминологии ТРИЗ – идеальный конечный результат): воспитание системно мыслящих граждан, способных устранять системные противоречия в самых различных жизненных сферах (в технике, экономики, экологии, политике и собственной жизни).  

Методы: межпредметные связи в обучении на основе ключевых принципов синергетики и ТРИЗ.

К данной статье в качестве примера построения межпредметных связей между школьными дисциплинами на основе системных (синергетических) принципов прилагается презентация Одна из удивительных особенностей нашего мира – обратные связи. Подобным образом можно «обыграть» любой из существующих системных принципов, используя подходящие темы двух и даже более учебных дисциплин. Понятно, что при этом сами учителями  осуществят сразу два ключевых принципа: синергию и самоорганизацию.

УДАЧИ В ВАШИХ НАЧИНАНИЯХ!

Литература

Список учебников и научно-популярных книг для знакомства с основами синергетики

  1. Алексашина. И. Ю. Естествознание (5, 10, 11 кл.). Учебник для общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение» - 2008. – 270 с.
  2. Алексашина И.Ю. Программа по естествознанию для 10—11 классов общеобразовательных учреждений / И.Ю. Алексашина [и др.]. — М.: Просвещение, 2007.
  3. Дж. О*Коннор «Искусство системного мышления». –  М.:  Альпина. 2006. – 256 с.
  4. Д. Медоуз. «Азбука системного мышления». — 2-е изд.- М. : БИНОМ. 2011, - 343 с.
  5. Капра Ф. «Паутина жизни». Новое научное понимание живых систем. М.: ИД «София», 2003.
  6. Прикладной системный анализ (наука и искусство решения проблем):  учебное пособие / Ф.П. Тарасенко. — М. : КНОРУС, 2010. — 224 с.
  7. Рузавин Г.И.  Учебник для вузов. «Концепции современного естествознания». М.: 2006. (см. также Садохин, )
  8. Сайт «Школа ТРИЗ» - Развитие системного мышления. http://triz.natm.ru/sistem/sis_01.htm 
  9. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. — Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003, - 320 стр.

Список книг о синергетике в образовании и для образования

  1. Алексашина И.Ю. Новая философия образования: пути и проблемы становления. Электронный журнал «Директор школы» - 2001.  № 1. С. 71-74. http://ecsocman.hse.ru/direktor/msg/178374.html 
  2. Буданов В.Г. Синергетические стратегии в образовании. // Синергетика и образование. — М.: РАГС, 1996.
  3. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. – М.: ЛКИ/ URSS, 2007. — 232 с.
  4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. – М.: «ЛИБРОКОМ», 2010
  5. Солодова Е.А. Концепция модернизации высшего образования России на основе синергетического мировоззрения // Синергетика образования. — М.: Прогресс-Традиция, 2007. - 592 с.

Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть. - Теодор Рузвельт


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одна из удивительных особенностей нашего мира – обратные связи ! 1

Слайд 2

Возможно ли у современного человека такое же видение мира, как у героя фильма «Сказка странствий», считающего что планета Земля – это живая система, которая устроена по тому же принципу что и человеческий организм? Возможно! Современные ученые считают, что мир – это живая глобальная система, состоящая из множества систем самых разных видов, размеров и сложностей, постоянно взаимодействующих между собой. Область науки, изучающая принципы взаимодействия и законы развития различных систем называется синергетика (от греч. συνεργία : – σύν – вместе и ἔργον – дело, труд, работа).

Слайд 3

Крестный отец синергетики – Герман Хакен в своей книге Синергетика пишет: «Синергетика занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем самой различной природы, таких как электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, механические элементы, фотоны, органы, животные и даже люди ».

Слайд 4

Синергетика (теория систем) появилась тогда, когда ученые разных наук поняли, что системы разные, а законы и принципы, по которым они существуют – одинаковы. В центре внимания синергетики находится согласованность взаимодействия отдельных частей при образовании любой системы как единого целого . Согласованность взаимодействия организуется благодаря наличию одного из универсальных системных (синергетических) принципов – принципа обратных связей . Без наличия обратной связи между связанными и взаимодействующими частями или системами невозможно организовать баланс и устойчивость их жизнедеятельности. 4

Слайд 5

Если посмотреть вокруг внимательно, то можно заметить, что, как говорили древние мудрецы, «ВСЕ ДВИЖЕТСЯ ПО КРУГУ!» Действительно, большинство природных процессов циклично. Круговорот веществ а в природе 5 Циклично сменяют друг друга утро, вечер, день и ночь, цикличны процессы обмена веществ и воды в природе и т.д. Эта цикличность обеспечивается благодаря наличию обратных связей, поддерживающих баланс и устойчивость природных систем.

Слайд 6

Что же такое обратная связь? Обратная связь – это связь выхода с входом. Если мы бросим камень, то он пролетит некоторое расстояние и упадет, никак не сопротивляясь этому. В данном случае обратная связь отсутствует. Если мы попытаемся дернуть кошку за хвост, обратной связью будут наши исцарапанные руки. 6 Обратная связь предполагает, что часть выхода из системы снова подается на ее вход или система использует информацию о выходе на предшествующем шаге, чтобы внести изменения в то, что она делает на следующем этапе.

Слайд 7

Мы даже не замечаем, что буквально живем и дышим в петлях обратной связи. Чувства голода и жажды создают уравновешивающую обратную связь, поддерживая постоянство химических веществ и влаги в нашем организме. 7 БИОЛОГИЯ

Слайд 8

Сложную деятельность живого организма невозможно описать, используя лишь принцип рефлекторной дуги. Необходимо понимание рефлекторного кольца. Рефлекторная дуга описывает лишь самое простейшее рефлекторное действие, например, единичное моргание при резком включении света в темной комнате. Рефлекторное кольцо – это рефлекторная дуга, замкнутая благодаря механизму обратной связи . Обратная связь обеспечивает постоянную передачу информации от исполнительного органа (например, от мышц) к командным центрам нервной системы, находящимся в мозге. Рефлекторное кольцо отражает обратную связь исполняющего органа с центром в мозге, контролирующим процесс достижения намеченной цели. БИОЛОГИЯ

Слайд 9

Принцип обратной связи присутствует в паровой машине, автоматизированных станках и других современных механизмах Регулятор Уатта –пример механической системы с обратной связью. http://roboticslib.ru/books/item/f00/s00/z0000002/st028.shtml Обобщенная схема устройств с обратной связью ФИЗИКА

Слайд 10

Закон обратной связи гласит: без наличия обратной связи между взаимосвязанными и взаимодействующими элементами, частями или системами невозможна организация эффективного управления ими. Действия этого закона можно отобразить схематически : Входная величина r действует на управляемый процесс и превращается в выходную величину с . Величина с при помощи канала обратной связи подается на вход, корректирует входную величину r и в виде управляющего сигнала m воздействует, но уже по-новому, на объект. Возникшая таким образом связь образует замкнутый контур. 10 Рис. 1 Информация для учителя

Слайд 11

Уравновешивающую обратную связь используем при езде на велосипеде 11

Слайд 12

Есть другой вид обратной связи – усиливающая Усиливающая обратная связь по принципу снежного кома И от нее нелегко будет укрыться Который может вызвать снежную лавину 12

Слайд 13

Усиливающая обратная связь усиливает в отношениях любые (и хорошие, и плохие) изменения 13 СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Слайд 14

Как улучшить уже испорченные отношения? Стоит одному изменить свое поведение к лучшему – и … порочный круг будет разорван. 14 1 2 3 Понять и простить 4 СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Слайд 15

Усиливающая обратная связь может создавать ВОЛШЕБНЫЙ круг 15 ОТНОШЕНИЯ С БЛИЗКИМИ

Слайд 16

Как обратная связь поможет усилить движение к собственному успеху? Подумай, все ли сделал как надо! 16 2 1 3 4 5 Понимание своей главной цели и разницы между желаемым и действительным играет роль хорошей усиливающей обратной связи. ЛИЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Слайд 17

Любая зависимость – это работа усиливающей обратной связи. Привыкание к списыванию домашних заданий, плохому настроению, сигаретам, спиртному, наркотикам – это результат усиливающей обратной связи. ЛУЧШЕ НЕ НАЧИНАТЬ! 17 ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ

Слайд 18

Зная как работает механизм обратных связей, мы можем найти ответы на многие глобальные вопросы современности. Мы сможем понять почему: чем больше выпускается машин, тем меньше скорость передвижения в городе; чем больше заводов выпускающих товары для облегчения нашей жизни, тем хуже экология, которая ее затрудняет; чем больше пьем лекарств, тем меньше они нам помогают; чем больше не хотим понять других, тем сильнее другие не хотят понимать нас. 18 Понимая, как и почему возникают проблемы, мы сможем решать и даже не допускать их.

Слайд 19

Заключение Что же следует знать, чтобы управлять своей жизнью? Мир – это большой организм, состоящий из множества частей, а человек – лишь одна из них. Ни одна часть мира не может измениться без того, чтобы не изменились другие ее части. Обратные связи – это зеркала, отражающие наше поведение. Управлять окружающим миром эффективнее всего, научившись управлять своим поведением, мыслями, чувствами. 19

Слайд 20

Список научно-популярных книг и учебников для знакомства с основами синергетики Капра Ф. « Паутина жизни». Новое научное понимание живых систем. М.: ИД «София», 2003. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии . — Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003, - 320 стр. Рузавин Г.И. Учебник для вузов. «Концепции современного естествознания ». М.: 2006. И. Ю. Алексашина. Естествознание (5, 10, 11 кл .). Учебник для общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение» - 2008. – 270 с. Сайт « Школа ТРИЗ» - Развитие системного мышления. http://triz.natm.ru/sistem/sis_01.htm Дж. О*Коннор « Искусство системного мышления ». – М.: Альпина . 2006. – 256 с. Д. Медоуз. « Азбука системного мышления ». — 2-е изд.— М. : БИНОМ. 2011, — 343 с.

Слайд 21

Спасибо за внимание! 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Духовно-нравственное воспитание в школе"

Презентация включает:Актуальность проблемы;Цель и задачи;Основные принципы организации духовно-нравственного развития и  воспитания;Основные источники нравственного опыта....

Использование межпредметных связей на уроках сельскохозяйственного труда в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Одним из условий решения задач совершенствования процесса обучения в специальной(коррекционной) школе является формирование знаний на межпредметной основе. Реализация межпредметных связей на уроках се...

Межпредметные связи в изучении предметов «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики», «Литература» и «Русский язык»

Эксперимент по введению нового предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики», проводимый в нашей школе, стал для нас интересным опытом, которым мы хотим поделиться с ...

Межпредметная связь математики и физики как фактор повышения мотивации к изучению предметов

Физика и математика неразрывно связаны между собой. Математика дает физике средства и приемы общего и точного выражения зависимости между физическими величинами, которые открываются в результате экспе...

Мышление - основополагающий фактор успешного обучения в школе

Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы по развитию мыслительных операций младших школьников...