Мышление - основополагающий фактор успешного обучения в школе
статья

Кузнецова Екатерина

Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы по развитию мыслительных операций младших школьников

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №2»

Теоретические основы с практическим компонентом

Мышление – основополагающий фактор успешного обучения в школе.

Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы по развитию мыслительных операций младших школьников

Подготовила:

учитель-дефектолог

Кузнецова Екатерина Валериевна

г. Тихвин

2022

Мышление – это сложный психический процесс, характеризующийся

обобщенностью и опосредованностью. Оно позволяет познавать как наглядные связи, отношения объектов, явлений, так и их сущность.

Мышление условно подразделяют на логическое и образное – это 2 основные ветви развития, за которые отвечают разные полушария. Также оно бывает теоретическое и практическое, раскрытое и интуитивное, общепринятое и самостоятельное.

Выделяют 7 основных видов мышления:

Паралогическое. Примитивное, появляется на первых этапах формирования человеческих мыслей;

Творческое. Заключается в возможности отойти от общепринятых понятий, создать что-либо новое;

Словесно-логическое. Основывается на словесной коммуникации.

Наглядно-образное. Предполагает осознание происходящего в целом и его деталей;

Наглядно-действенное. Предполагает не только осознание, но и конкретные действия;

Практическое. Предполагает наличие четкой цели, алгоритма действий;

Теоретическое. Заключается в возможности не только поиска решения, но и определения алгоритма действий, который поможет решить целую череду подобных задач.

На современном этапе развития образования, многие педагоги часто сталкиваются  со школьниками, которые в силу своей психической или физической незрелости встречаются с проблемами усвоения школьной программы. Такие проблемы чаще всего возникают из-за нарушения интеллектуальной деятельности, как следствие различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития. Увеличение неуспеваемости и не усвоение детьми предлагаемых образовательных программ обучения заставляет предположить о существовании различных форм психической недостаточности, проявляющихся в условиях повышенных учебных требований.

Включение в работу учителем-дефектологом занятий, по развитию мыслительных операций, способствует лучшему усвоению школьной программы детьми, имеющими трудности  в ее овладении.

На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы:

· уровень развития внимания;

· уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок);

· уровень развития речи;

·уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов).

Успех школьного обучения  будет очевиден при формировании мышления в следующих направлениях:

  • Умение сравнивать и сопоставлять события, факты и явления. Также сюда относится критическое мышление, которое ставит происходящее под сомнение;
  • Абстракция мысли – умение переходить от детального анализа к обобщенному с использованием образных понятий;
  • Умение конкретизировать – процесс противоположный абстракции, предполагает умение отойти от образов, направить мысли в одну точку;
  • Умение анализировать – разбирать целостную ситуацию на детали с возможностью осмыслить каждую из них;
  • Умение синтезировать – собирать в единое целое отдельные составляющие событий и явлений;
  • Умение использовать стратегические навыки – находить алгоритмы действий, проводящие к достижению цели.

Обратите внимание! Большое значение имеет хорошая грамотная речь как словесная, так и письменная. Само мышление невозможно без способности изъяснить свои мысли, поэтому первые шаги на пути к развитию – грамотность, тренировка речи, пополнение словарного запаса.

Тренинг по быстрому развитию абстрактного и креативного мышления для взрослых и детей:

В течение дня необходимо обращать внимание на рекламные вывески, объявления, афиши, на которых есть фото или картинки. Для каждой из них нужно придумать 2-3 описания: почему такой цвет, что делают люди на фото, что они сделают дальше. Необходимо проявить внимательность и отметить каждую деталь;

Парадоксальные ответы. Понятным вещам нужно дать необычное объяснение. Например, в детстве кто-то думал, что деревья качаются и создают ветер, а не наоборот. Нужно найти несколько очевидных явлений и сделать новую интерпретацию;

Игра «да и нет». Участвуют 2 человека, которые поочередно должны загадать что-либо (фильм, картина, блюдо), второй должен задавать наводящие вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»;

Рисование вверх ногами. Нужно выбрать любую картинку, перевернуть и скопировать её. Важно не задумываться, копировать линии и фигуры интуитивно;

Сочинять рассказ. Нужно выбрать несколько слов, на основе которых сочинить рассказ. Игра помогает улучшить сообразительность.

Полезные развивающие упражнения Упражнения на развитие мышления не занимают много времени, некоторые из них можно делать по дороге на работу. Можно чередовать методики для творческого и логического развития.


Обратите внимание! Творческое мышление развивают любые виды декоративно-прикладного искусства и ручная работа: рисование, вязание, лепка.
Эффективные упражнения для развития логического мышления:

Определить без весов, сколько приблизительно весит одеяло, ваза, стул и т. д. Можно определять расстояние, рост, размеры кабинета. Этот метод заставляет мозг концентрироваться;

Собирание мозаики. Принимать участие могут взрослые и дети;

«Кодирование» – игра для 2 и более человек. Нужно выбрать известную песню или произведение и описать сюжет, не называя главных героев. Чем сложнее и запутаннее описание, тем лучше;

Нужно выбрать любое слово и мысленно прочитать его наоборот;

Тренировать логику помогут кроссворды, ребусы и настольные игры. Для детей подойдут загадки.

Обратите внимание! Развитию логики способствуют игра в шахматы, шашки, решение примеров и задач, а также чтение детективов.

Школьник недостаточно развит, если:

Он плохо читает;

Он не может пересказать смысл прочитанного или услышанного;

У него несвязанная по смыслу речь, он не может сформулировать мысль;

У него плохая память;

Не умеет считать, не знает простых вещей: цвета, название предметов.

Обратите внимание! У ребенка могут быть дефекты речи, не связанные с умственным развитием. Выявить речевые отклонения, дать рекомендации и определить методы лечения может только логопед.

Хорошо развитое мышление необходимо как программисту, так и частному предпринимателю. Школьник и студент не смогут преуспеть на учебе без умения рассуждать, делать выводы и усваивать информацию. Независимо от возраста, занимаемой должности и социального статуса, свой мозг нужно регулярно тренировать и всесторонне развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья как основополагающий фактор успешной социализации дошкольника.

Глобальные перемены в жизнедеятельности современного мира в политической, экономической и социальной сферах постепенно создают необходимость в переосмыслении теории и практике воспитания и...

Моделирование ситуации общения как главный фактор успешности обучения и повышения иноязычной компетенции учащихся.

Данная работа посвящена проблеме формирования навыков говорения обучающихся.Раскрываются главные аспекты и этапы речевой деятельности и факторы успешности влияющие на неё....

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ

Визуализация учебной информации сейчас актуальна как никогда в образовательном процессе.  Визуализация информации - сегодня это весьма распространенное явление нашей жизни....

Мотивация как фактор успешности обучения иностранному языку в системе СПО

Статья посвящена проблеме мотивации обучения иностранному языку в системе СПО....

Доклад по теме Управление познавательной деятельностью обучающихся в группе продленного дня и положительная мотивация как один из факторов успешного обучения в классе.

       Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют свою специфику в обучении. Она касается особенностей восприятия учебного материала, организ...

Здоровый образ жизни как фактор успешности обучения школьников

ВведениеЗдоровье населения является комплексной характеристикой, отражающей воздействие на человека факторов внешней среды (социально-экономических, экологических, климатогеографических и др.). По дан...