Урок истории в 7 классе по теме "Культура России в XVII в."
план-конспект урока по истории (7 класс)

Конспект урока истории России в 7 классе по теме "Культура России в XVII в." Учебник История России: XVI - конец XVII в. 7 класс - Андреев И.Л., Федоров И.Н., Амосова И.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_xvii_v._7_klass.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: КУЛЬТУРА РОССИИ В XVII ВЕКЕ

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель и задачи урока: познакомить учащихся с развитием русской культуры в XVII веке; определить основные особенности развития культуры России XVII в.; характеризовать факторы, влияющие на развитие культуры XVII в.

Планируемые результаты: 

  • предметные: формировать понятийный аппарат, применять исторические знания для характеристики отечественной культуры XVII в.;
  • метапредметные: планировать пути достижения целей, развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения, овладевать основами самоконтроля, самооценки;
  • личностные: формирование уважения к культурным и историческим памятникам России.

Оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал, учебник История России: XVI - конец XVII века. 7 класс - Андреев И.Л., Федоров И.Н., Амосова И.В. 

Основные понятия: обмирщение культуры, Славяно-греко-латинская академия, парсуна, жанр, русское узорочье, нарышкинское барокко.

План урока.

1. Литература

2. Архитектура

3. Изобразительное искусство

4. Просвещение и образование

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

Вспомните основные исторические события XVII века. (ответы учащихся)

Конфликты и потрясения «бунташного» XVII века нашли свое отражение и в культуре.

Формулирование темы и целей урока.

Создание проблемной ситуации: В XVII веке отечественная культура приобретает новые черты: происходит заимствование европейских достижений и уменьшается церковное влияние. Мы выясним, почему это происходило.

III. Открытие нового знания.

Постановка учебной задачи.

На основе содержания видеоролика и п. 29 учебника выполните задания маршрутного листа. (Приложение).

Просмотр фильма по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/2042/main/

Первичное усвоение новых знаний

Выполнение заданий маршрутного листа. (см. Приложение)

IV. Проверка понимания и закрепление новых знаний 

Фронтальная работа с классом по проверке заданий маршрутного листа.

Вопросы и задания для самых внимательных.

1) О ком идет речь? Религиозный и культурный деятель, писатель, поэт, переводчик, воспитатель царских детей. (Симеон Полоцкий)

2) Как называлась первая печатная книга по истории? («Синопсис»)

3) Как называлось место в Москве, где проживали иностранцы? (Немецкая слобода)

4) В каком году царем Алексеем Михайловичем был создан первый русский театр? (1672 г.)

5) Какое архитектурное сооружение 17 века современники прозвали «восьмым чудом света»? (Дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском)

6) Основатели Славяно-греко-латинской академии? (братья Лихуды)

7) В 17 веке возникла насмешливая поговорка: «Аз, буки, веди, страшат что медведи». Как вы думаете, что означала эта поговорка и на кого была направлена, о каких переменах в общественной жизни свидетельствовала? (Так в XVII  веке насмешливо говорили о тех, кто не желал учиться грамоте, что свидетельствовало о понимании того, как важно овладевать грамотой, быть образованным).

Вывод: в XVII веке происходит укрепление самодержавия и происходит экономическое развитие, расширяются политические и культурные связи со странами Западной Европы, возрастает  потребность в грамотных людях. Культура освобождается от церковного влияния, происходит процесс ее обмирщения.

V. Домашнее задание

VI. Рефлексия

Маршрутный лист урока по теме «Культура России в XVII веке».            Приложение.

1. Главные черты культуры России XVII в.

а) Выбери из предложенного списка и запиши черты, характерные для российской культуры XVII века:

  • Рост церковного влияния на культуру
  • Недоступность достижений культуры в одинаковой степени для всех слоев общества
  • Европейское влияние
  • Обмирщение культуры
  • Формирование единой культуры
  • Усиление византийского влияния на культуру

б) Объясни понятие «обмирщение»

2. Литература (с.221)

Какие новые жанры появились в литературе? Приведите примеры.

3. Архитектура (с.222)

Новые стили в архитектуре  

Характерные черты

Примеры

1. …………

 ………….

……………………

2. ……………

……………

…………………….

4. Изобразительное искусство (с.224)

Парсуна - ……………

Почему парсуну считают переходным жанром между иконой и портретом? …………………..

Иван Салтанов – ………………….

Симон Ушаков – …………………..

5. Просвещение и образование (с.226)

Почему потребовались книги для обучения? ……………………………………….

Новые учебные пособия XVII в.:

1)……………….

2) ………………

3)………………..

Когда и какие новые учебные заведения были созданы в XVII в.?

1) ……………….

2) ……………….

3) …………………

Вывод ……………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РОССИЯ В XVII ВЕКЕ»

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Россия в XVII веке»....

Урок-конкурс обобщающего повторения по истории России в 7 классе по теме «Россия – век XVII»

Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три команды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде сла...

презентация к уроку истории 9 класс "Экономическое развитие России"

методический материал для учителя истории в 9 кассе к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандт М.Ю...

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...

конспект урока истории 10 класс Тема: Культура России в 18в.

Цели урока: - способствовать формированию знаний об основных особенностях  развития культуры России в 18 столетии; о новых жанрах, стилях и памятниках культуры «галантного века;- Развитие н...

Урок истории 8 класс по теме "Россия во 2 половине 18 века. Золотой век Екатерины II. Павел I".

Тема данного урока рассчитана на 2 часа и позволяет провести анализ внутренней политики Екатерины II и Павла I. Сопоставить политику «просвещенного абсолютизма» в России. Рассмотреть с исп...