Урок истории в 7 классе по теме "Культура России в XVII в."
план-конспект урока по истории (7 класс)
Конспект урока истории России в 7 классе по теме "Культура России в XVII в." Учебник История России: XVI - конец XVII в. 7 класс - Андреев И.Л., Федоров И.Н., Амосова И.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_xvii_v._7_klass.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: КУЛЬТУРА РОССИИ В XVII ВЕКЕ
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель и задачи урока: познакомить учащихся с развитием русской культуры в XVII веке; определить основные особенности развития культуры России XVII в.; характеризовать факторы, влияющие на развитие культуры XVII в.
Планируемые результаты:
- предметные: формировать понятийный аппарат, применять исторические знания для характеристики отечественной культуры XVII в.;
- метапредметные: планировать пути достижения целей, развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения, овладевать основами самоконтроля, самооценки;
- личностные: формирование уважения к культурным и историческим памятникам России.
Оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал, учебник История России: XVI - конец XVII века. 7 класс - Андреев И.Л., Федоров И.Н., Амосова И.В.
Основные понятия: обмирщение культуры, Славяно-греко-латинская академия, парсуна, жанр, русское узорочье, нарышкинское барокко.
План урока.
1. Литература
2. Архитектура
3. Изобразительное искусство
4. Просвещение и образование
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
Вспомните основные исторические события XVII века. (ответы учащихся)
Конфликты и потрясения «бунташного» XVII века нашли свое отражение и в культуре.
Формулирование темы и целей урока.
Создание проблемной ситуации: В XVII веке отечественная культура приобретает новые черты: происходит заимствование европейских достижений и уменьшается церковное влияние. Мы выясним, почему это происходило.
III. Открытие нового знания.
Постановка учебной задачи.
На основе содержания видеоролика и п. 29 учебника выполните задания маршрутного листа. (Приложение).
Просмотр фильма по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/2042/main/
Первичное усвоение новых знаний
Выполнение заданий маршрутного листа. (см. Приложение)
IV. Проверка понимания и закрепление новых знаний
Фронтальная работа с классом по проверке заданий маршрутного листа.
Вопросы и задания для самых внимательных.
1) О ком идет речь? Религиозный и культурный деятель, писатель, поэт, переводчик, воспитатель царских детей. (Симеон Полоцкий)
2) Как называлась первая печатная книга по истории? («Синопсис»)
3) Как называлось место в Москве, где проживали иностранцы? (Немецкая слобода)
4) В каком году царем Алексеем Михайловичем был создан первый русский театр? (1672 г.)
5) Какое архитектурное сооружение 17 века современники прозвали «восьмым чудом света»? (Дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском)
6) Основатели Славяно-греко-латинской академии? (братья Лихуды)
7) В 17 веке возникла насмешливая поговорка: «Аз, буки, веди, страшат что медведи». Как вы думаете, что означала эта поговорка и на кого была направлена, о каких переменах в общественной жизни свидетельствовала? (Так в XVII веке насмешливо говорили о тех, кто не желал учиться грамоте, что свидетельствовало о понимании того, как важно овладевать грамотой, быть образованным).
Вывод: в XVII веке происходит укрепление самодержавия и происходит экономическое развитие, расширяются политические и культурные связи со странами Западной Европы, возрастает потребность в грамотных людях. Культура освобождается от церковного влияния, происходит процесс ее обмирщения.
V. Домашнее задание
VI. Рефлексия
Маршрутный лист урока по теме «Культура России в XVII веке». Приложение.
1. Главные черты культуры России XVII в.
а) Выбери из предложенного списка и запиши черты, характерные для российской культуры XVII века:
- Рост церковного влияния на культуру
- Недоступность достижений культуры в одинаковой степени для всех слоев общества
- Европейское влияние
- Обмирщение культуры
- Формирование единой культуры
- Усиление византийского влияния на культуру
б) Объясни понятие «обмирщение»
2. Литература (с.221)
Какие новые жанры появились в литературе? Приведите примеры.
3. Архитектура (с.222)
Новые стили в архитектуре | Характерные черты | Примеры |
1. ………… | …………. | …………………… |
2. …………… | …………… | ……………………. |
4. Изобразительное искусство (с.224)
Парсуна - ……………
Почему парсуну считают переходным жанром между иконой и портретом? …………………..
Иван Салтанов – ………………….
Симон Ушаков – …………………..
5. Просвещение и образование (с.226)
Почему потребовались книги для обучения? ……………………………………….
Новые учебные пособия XVII в.:
1)……………….
2) ………………
3)………………..
Когда и какие новые учебные заведения были созданы в XVII в.?
1) ……………….
2) ……………….
3) …………………
Вывод ……………………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РОССИЯ В XVII ВЕКЕ»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Россия в XVII веке»....
Урок-конкурс обобщающего повторения по истории России в 7 классе по теме «Россия – век XVII»
Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три команды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде сла...
презентация к уроку истории 9 класс "Экономическое развитие России"
методический материал для учителя истории в 9 кассе к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандт М.Ю...
Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.
Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...
конспект урока истории 10 класс Тема: Культура России в 18в.
Цели урока: - способствовать формированию знаний об основных особенностях развития культуры России в 18 столетии; о новых жанрах, стилях и памятниках культуры «галантного века;- Развитие н...
Урок истории 8 класс по теме "Россия во 2 половине 18 века. Золотой век Екатерины II. Павел I".
Тема данного урока рассчитана на 2 часа и позволяет провести анализ внутренней политики Екатерины II и Павла I. Сопоставить политику «просвещенного абсолютизма» в России. Рассмотреть с исп...