Урок Гражданская война в России
план-конспект урока по истории (11 класс)

Голенкова Любовь Фоминична

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок26.16 КБ
Microsoft Office document icon Вопросы и задания38.5 КБ
Microsoft Office document icon тест41.5 КБ
Файл grazhdanskaya_voyna_stihi.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

План – разработка урока  по истории России

Тема: «Гражданская война».

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока:  Комбинированный урок

Цель урока: 

  • раскрыть основные этапы, итоги и историческое значение Гражданской войны

 

Задачи урока:

  • расширить и углубить знания обучающихся о трагической истории России в период Гражданской  войны в 1918 – 1922 годах;  закрепить знания об основных этапах войны; сформировать представления о взаимоотношениях различных политических сил и общества..
  • Развивать  умения сравнивать, анализировать изучаемые факты и понятия, продолжить формирование навыков анализа исторических документов.
  •  Понять, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни.


Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, экран, атлас, портреты участников , исторические источники.


Основные понятия: гражданская война, интервенция

План урока:    «Гражданская война»

I.Организационный момент.

II.Актуализация: постановка проблемной задачи, задач урока, особенности работы на уроке.

III.Знакомство с новой  темой:

 1.Понятия «гражданская война» и  иностранная интервенция

2.Предпосылки и особенности Гражданской войны в России

3.Проблема периодизация Гражданской войны

4.Социальный состав и политические ориентации противоборствующих сил ,белый и красный террор

5.Последствия Гражданской войны для судьбы страны в 20в.

 

IV.Закрепление изученного материала

Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

I

II

III

IV

  1. Здравствуйте

Перевод стих. Нострадамуса

В Завалишиным

Знаменитый врач и астролог 16 в. Мишель Нострадамус предсказал :

«Я вижу, как рушатся царские троны,

Когда их сметает людской ураган.

Республику сделает хуже короны.

И белых, и красных жестокий обман.»

«Когда вихрь судьбоносный опрокинет

Карету венценосной пары,

Монархию распнут простолюдины,

И красные, и белые обманут.»

- Подводит обучающихся к самостоятельной формулировке темы урока.

Назвать цель урока (подвести обучающихся к выводу о том, что Гражданская война стала национальной трагедией нашего народа.

1 кадр презентации

Зачитать эпиграф

Презентация (2 кадр)

Проблемное задание:

«Гражданская война – это трагедия народа или героическая страница истории»

Презентация (3 кадр)

Речь сегодня пойдет о небывалой в мировой истории братоубийственной войне. Война сама по себе ужасна, а тем более если это гражданская война. Гражданская война – это тяжелый период в истории нашей страны. Брат против брата. Одна страна, но каждая из сторон видела свою Россию.

- Давайте вспомним значение этого понятия.

Презентация (4 кадр)

Определение Гражданской войны.

Гражданская война – вооруженная форма массового столкновения социально-политических сил внутри страны в их борьбе за государственную власть. Крайняя форма социального конфликта.

Но в теме нашего занятия содержится еще одно понятие – военная интервенция.

-Дать определение

Презентация (5 кадр)

Иностранная интервенция – военное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства.

Всего 14 государств Сильнейшие:

Великобритания, Франция, США, Япония.

        Архангельск               Крым         Владивосток

Мурманск                                                  Закавказье

Итак, мы с вами можем отменить особенность, свойственную именно Гражданской войне в России – она сопровождалась иностранной военной интервенцией.

Почему же стала возможной Гражданская война в России?

Каковы были её предпосылки?

- Российская революция с самого начала несла в себе угрозу Гражданской войны потому, что она разделила общество на враждующие силы.

- бедность широких масс

Презентация (6 кадр)

Причины интервенции

- Защита от Германии;

- Уничтожение Советской власти;

- Отказ выплачивать долги Царск. правительства.

Теперь, знал условия, в которых началась гражданская война, давайте определим её причины.

Причины:

Презентация (7 кадр)

Правильный ответ:

- вооруженный захват власти большевиками;

- разгон большевиками Учредительного собрания;

- национализация земли и предприятий;

- изъятие или отнятие хлеба у крестьян продотрядами;

- национализация имущества иностранных граждан;

- отказ большевиков от возможности создания «однородного социалистического правительства»;

- отказ Советского правительства от выплаты государствам денежных займов;

- страны Антанты боялись «расползания» социализма по всему миру.

Вопрос:

- возможно ли было избежать Гражданской войны в России?

2. В отличие от внешних войн Гражданская война не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных.

Презентация (8 кадр)

Приложение №1

(хронологические рамки)

Что же касается Сибири и Дальнего Востока, то там сражения шли гораздо дольше. Последний оплот белых на Дальнем Востоке пал осенью 1922 г.

3.Страшная трагедия, окрасила граждан России в два цвета: красный и белый.

Презентация (9, 10 кадр)

«Красные»

«Белые»

«Зеленые»

а) Широкая социальная база.

Предлагали то, чего жаждал народ (н-р, земля)

б) Неоднородность движения

Монархия                                 республика                  военная

                                                                                           диктатура

 в) основная сила от которой зависел исход войны.

     Кровью и мечом или выполнить эконом. Требования.

5. Гражданская война сопровождалась репрессиями и террором. Кто первым развязал террор установить невозможно.

Презентация (11,12 кадр)

И красные и белые любили Россию, но каждый видел по-своему её будущее.

6. Третья сила

- Какое влияние на исход войны оказало зеленое движение?

( зависел исход войны)

7. Причины поражения белого движения.

8. Причины победы красных.

9. Итоги гражданской войны.

Презентация (13 кадр)

 Вернемся к нашему вопросу

(3 кадр)

Гражданская война –это трагедия народа или, героическая страница истории.

Вывод:  Какие выводы мы можем сегодня сделать для себя, чтобы не повторить ошибок прошлого?

Быть толерантными, терпимыми. Оставаться человеком в любой ситуации. И в заключении послушайте стихотворение. (Волошина)  

Формулируют тему, записывают в тетрадь.

Обучающиеся высказывают свое мнение.

Записать в тетрадь

Записать в тетрадь определение.

Работа с атласом

Слушают, отвечают, записывают в тетрадь.

Работа с учебником стр. 97

Обучающиеся анализируют текст учебника.

Работа с документом (в презентации).

- анализируют;

- отвечают на вопросы

Записать в тетрадь

Обучающиеся рассуждают, делают выводы.

(презентация Афанасьев Н.)

(презентация Ромащенко Н.)

Работа с историческими источниками.

Документ №2

Работают с документом, отвечают на вопросы:

- красные;

- белые;

- зеленые.

Дать определение террора.

Презентация  Шолохов А.

Отвечают на поставленный вопрос.

Работают с документами, отвечают на вопросы.

Обучающиеся записывают в тетрадь.

Предлагают свои варианты, анализируют.

Гладких Н. (стихотворение Волошина)

Тестовый контроль        


Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3



Предварительный просмотр:

Вопросы и задания № 2

  1. В чем видят причины собственного поражения участники белого движения?
  2. Как вы думаете, какую причину поражения деятели белого движения считают основной?
  1. Из записок В. В. Шульгина.

Борьбу с большевиками превратили в борьбу с революцией, прежде чем революция окончилась в умах народа… Войну с большевиками вели как войну с внешним врагом, а не как гражданскую войну, опираясь на силу оружия, а не на сочувствие народных масс… Деятели революции широкой популярностью устраняли и преследовали. На ответственные посты назначали людей старого режима… Проводили реакционные меры по землевладению и национальному вопросу… и тем давали оружия для большевистской агитации местных самостийников.

  1. Из статьи П. М. Милюкова.

Почему же наш корабль потерпел крушение? Люди искали идею и пятнали знамя… Добровольчество не смогло сохранить свои белые ризы. Наряду с исповедниками, героями, мучениками белой идеи были стяжатели и душегубы… Добровольчество есть плоть от плоти, кровь от крови русского народа.

  1. Из мемуаров П. Н. Врангеля.

Белое движение не завершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура, а помешали ей сложиться центробежные силы, вздутые революцией… Против красной диктатуры нужна была белая «концентрация власти»

 

  1. Из записок участника белого движения, журналиста А. А. фон Лемке.

Что же именно я считаю непосредственными, истинными причинами неудачи вооруженного выступления на белых? Первой основной причиной я считаю настроение население тех областей, по которым шло наступление белых. Население должно было поступаться своими правами, своими удобствами. Армия белых не была той снабженной и организованной армией, которую мы  привыкли представлять себе, произнося это слово; не медленно  по соприкосновению с населением она вынуждена была брать у него подводы, запасы и, наконец, самих людей! Все это сводилось к тому, что неудобства, приносимые белыми, восстанавливали население против них. Недостатки, а которых я говорил, принимались за злонамеренность; и в результате население, не только в лице крестьянской массы, но порой и городской интеллигенции, начинала мечтать об избавлении, которые, конечно, должно было идти с красной стороны, ибо иного не чего не было! Когда уходила красные – население с удовлетворением подсчитывало, что у них осталась… Когда уходили белые – население со злобой высчитывало, что у него взяли…

Между тремя основными народными слоями – буржуазией, пролетариатом и крестьянством легли непримиримые противоречия в идеологии, в социальных и экономических взаимоотношениях, существовавших всегда в потенции, углубленные революцией обостренные разъединяющие политикой советской власти. Они лишили нас вернейшего зоолога успеха – единства народного фронта. В противобольшевистком  стане все усилия политических и общественных организацией – правых и левых … были направлены не на преодоление этих противоречий, а на поисках «вернейшей» ориентацией и «наилучших» форм государственного строя. Ни того, ни другого мы не нашли.

Вопросы и задания

  1. Какие факторы, отмеченные в документах, предопределяли победу большевиков в гражданской войне.
  1. Из книги А. И. Деникина «Очерки русской смуты»

Огромная усталость от войны и смуты; всеобщая неудовлетворенность существующим положением; неизжитая еще рабья психология масс, инертность большинства и полная безграничного дерзания деятельность организованного, сильного волей и беспринципного меньшинства; пленительные лозунги: «Власть – пролетариату», «Земля крестьянами», «Предприятия – рабочим» и «Немедленный мир…». Вот в широком обобщение основные причины того неожиданного и как будто противного всему ходу исторического развития русского народа факта- восприятия им или вернее непротивления воцарению большевизма.

  1. Из статьи лидера немецких социал-демократов К. Каутского

Победа офицеров, от Корнилова до Врангеля, явно грозила восстановлением старого режима. Напротив, все последствие большевистских  государственных переворотов не выступали еще с достаточной отчетливостью. Большевики казались борцами за новую, крестьянскую собственность, как она только возникла, из раздела земель. Они казались защитниками рабочих Советов, давшим наемным рабочим свободу, политически и социально поставив их выше капиталистов. Все  гибельные стороны большевизма, его террор, его всемогущая полицейщина, уничтожение политической свободы и хозяйственная разруха – все это казалось лишь следствием гражданской войны, которое исчезнет вместе с нею.

  1. Из политического доклада В. И. Ленина на 8-й Всероссийской конференции РКП (б)

Было достаточно самого небольшого количества из имевшихся у Антанты армий, что бы нас задавить. Но мы смогли победить врага, потому, что в самый трудный момент сочувствие рабочих всего мира показало себя…  

Второй прием Антанты, вторая система ее борьба состояла в том, чтобы использовать против нас маленькие государства. Все способы давления, финансового, продовольственного, военного, были пущены в ход, чтобы заставить Эстляндию, Финляндию, Латвию, Литву и Польшу идти против нас но, каждое из этих государств после пережитой империалистической войны не может не колебаться, в вопросе о том, есть ли им на расчет бороться сейчас против большевиков, когда другим претендентам на власть в России является только Колчак или Деникин, т. е. представители старой империалистической России.

 

  1. Из воспоминаний П. Н. Милюкова

Военное руководство красными войсками попало в руки старых офицеров Генерального штаба и велось довольно искусно.

 

  1. Из работы И. В. Сталина

Внутренняя Россия с ее промышленными и культурно-политическими центрами Москва и Петроград, - однородным в национальном отношение населением, по преимуществу русским, - превратилась в базу революций. Окраины же России, главным образом южная и восточная окраины, без военных промышленных и культурно- политических центров, с населением в высокой степени разнообразным в национальном отношении – превратились в базу контрреволюции…

  1. Из речи Л. Д. Троцкого

Мы ограбили всю Россию, чтобы победить белых.



Предварительный просмотр:

Проверочный тест по истории  России

По теме «Гражданская война»

Вариант I

1. Одной из основных целей белого движения в Гражданской войне было:

а) укрепление советского государства;

б) уничтожение советской власти;

в) восстановление самодержавной монархии.

2. В лагерь белых во время Гражданской войны не входили:

а) представители кадетов и эсеров;

б) русское офицерство;

в) комитеты бедноты.

3. Интервенцией называется:

а) вооруженное вмешательство во внутренние дела России иностранных держав;

б) переговоры представителей иностранных держав с советской властью;

в) сбор средств среди населения иностранных держав в пользу белого движения.

4. Массовый террор во время Гражданской войны:

а) применяли красные;

б) применяли белые;

в) использовали оба военно-политических лагеря.

5. Расстрел царской семьи в Екатеринбурге произошел:

а) 17 июля 1918г.;

б) 24 февраля 1919г.;

в) 7 ноября 1920 г.

6. Движения под руководством Антонова и Махно относится:

а) к рабочим движениям;

б) к движениям интеллигенции;

в) к крестьянским движениям.

7. В интервенции не участвовала:

а) Англия;

б) Япония;

в) Дания.

8. Белое движение в Сибири и Дальнем Востоке возглавил:

а) барон Врангель;

б) генерал Деникин;

в) адмирал Колчак.

9. К белому движению не принадлежат:

а) большевики;

б) меньшевики;

в) эсеры.

10. В итоге Гражданской войны на территории России:

а) повысился жизненный уровень населения;

б) была уничтожена Советская власть;

в) потерпело поражение белое движение.

 

«Гражданская война»

Вариант II

1. Совместите название противоборствующих сил и их цели в борьбе:

а) лагерь красных;          1. уничтожение светской власти;

б) лагерь белых;                   2. сохранение и укрепление советского государства;

в) лагерь интервентов.        3. политическое и экономическое ослабление России.

2. Разнесите партии и социальные группы на входящих в лагерь красных (А) и лагерь белых (В):

а) большевики;

б) кадеты;

в) промышленники;

г) зажиточное крестьянство;

д) беднейшее крестьянство;

ж) помещики;

з) большинство рабочих.

3. Совместите фамилии руководителей белого движения и места существования их режимов:

а) А.В. Колчак;             1) Юг России;

б) А.И. Деникин;           2) Крым;

в) Н.Н. Юденич;            3) Сибирь;

г) П.Н. Врангель.           4) Северо-запад России.

4. К органам власти советской республики во время Гражданской войны не относится:

а) Совет труда и обороны;

б) Революционный военный совет;

в) Комитет членов Учредительного собрания.

5. Расстрел царской семьи в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. прошел:

а) после приговора публичного суда;

б) по требованию населения;

в) тайно без судебного разбирательства.

а) красный и белый террор в ходе Гражданской войны не уступали друг другу в жестокости и

массовости;

б) белые и красные при помощи террора пытались держать в повинности население и запугать

противников;

в) рост террора вызвал публичные демонстрации народа.

7. Найдите фамилию, выпадающую из общего ряда:

а) В.К. Блюхер;

б) С.М. Буденный;

в) М.В. Фрунзе;

г) Е.К. Мюллер;

д) А.И. Егоров.

8. Брестский мир был подписан:

а) 3 марта 1918 г.;

б) 25 октября 1919г.;

в) 10 апреля 1918г.

9. Соотнести высказывание политического деятеля, о подписании мира с Германией с его автором:

а) «Объявить Германии и ее союзникам революционную борьбу,

для разжигания мировой революции»;                                                     1. Троцкий

б) «Ни мира, ни войны, армию распустить»;                                          2. Ленин

в) «Подписать мир на условиях Германии».                                           3.

10. К причинам победы советской власти в гражданской войне не относится:

а) разнородность и разобщенность сил белого движения;

б) отсутствие в белом движении четких и популярных лозунгов;

в) обеспечение прочности своего тыла большевиками;

г) отсутствие кадровых военных офицеров и генералов с белом движении.

Эталон ответов:

        I вариант                                                

1-а

6-в

2-в

7-в

3-а

8-в

4-в

9-а, в

5-а

10-в

II вариант

1 а-2, б-1,в-3

2 А- большевики, беднейшее крестьянство, большинство рабочих; В- кадеты, промышленники, зажиточное крестьянство, помещики.

3 а-3, б-1, в-4, г-2

4-в

5-в

6-в

7-г

8-а

9 а-3, б-1, в-2

10-г

Критерии ответов:

«5» - 17,18

«4» - 12-16

«3» - 9-11

«2» - < 9



Предварительный просмотр:

                 Гражданская война

Одни восстали из подполий,

Из ссылок, фабрик, рудников,

Отравленные темной волей

И горьким дымом городов.

Другие из рядов военных,

Дворянских разоренных гнезд,

Где проводили на погост

Отцов и братьев убиенных.

В одних доселе не потух

Хмель незапамятных пожаров,

И жив степной, разгульный дух

И Разиных, и Кудеяров.

В других — лишенных всех корней —

Тлетворный дух столицы Невской:

Толстой и Чехов, Достоевский —

Надрыв и смута наших дней.

Одни возносят на плакатах

Свой бред о буржуазном зле,

О светлых пролетариатах,

Мещанском рае на земле...

В других весь цвет, вся гниль империй,

Все золото, весь тлен идей,

Блеск всех великих фетишей

И всех научных суеверий.

Одни идут освобождать

Москву и вновь сковать Россию,

Другие, разнуздав стихию,

Хотят весь мир пересоздать.

В тех и в других война вдохнула

Гнев, жадность, мрачный хмель разгула,

А вслед героям и вождям

Крадется хищник стаей жадной,

Чтоб мощь России неоглядной

Размыкать и продать врагам:

Сгноить ее пшеницы груды,

Ее бесчестить небеса,

Пожрать богатства, сжечь леса

И высосать моря и руды.

И не смолкает грохот битв

По всем просторам южной степи

Средь золотых великолепий

Конями вытоптанных жнитв.

И там и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас — тот против нас.

Нет безразличных: правда с нами».

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории России в 9 классе "Начало Гражданской войны в России"

Урок построен на системно-деятельностном подходе. Предусматривается использование ИКТ и различных форм работы учащихся, например, групповой....

Конспект урока по истории России на тему: "Итоги и уроки Гражданской войны"

Конспект урока направлен в первую очередь на воспитание толерантности у учащихся. Цели и задачи урока:показат трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности вы...

Конспект урока "Гражданская война в России" 11 класс

Гражданская война в России - тема урока, которую нельзя пройти мимо....

План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».

План – разработка урока  по истории России в 11 классе с использованием ИКТ.  Тема: «Гражданская война в России»....

методическая разработка: презентация к уроку "Гражданская война в России"

Данная презентация раскрывает причины Гражданской войны, показывает учащимся отличительные черты гражданской войны в России....

Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.

Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...

Материалы к уроку "Гражданская война в России"

Приложения к уроку "Гражданская война в России"...