Урок Гражданская война в России
план-конспект урока по истории (11 класс)
Разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок | 26.16 КБ |
Вопросы и задания | 38.5 КБ |
тест | 41.5 КБ |
grazhdanskaya_voyna_stihi.docx | 15.34 КБ |
Предварительный просмотр:
План – разработка урока по истории России
Тема: «Гражданская война».
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: Комбинированный урок
- раскрыть основные этапы, итоги и историческое значение Гражданской войны
Задачи урока:
- расширить и углубить знания обучающихся о трагической истории России в период Гражданской войны в 1918 – 1922 годах; закрепить знания об основных этапах войны; сформировать представления о взаимоотношениях различных политических сил и общества..
- Развивать умения сравнивать, анализировать изучаемые факты и понятия, продолжить формирование навыков анализа исторических документов.
- Понять, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, экран, атлас, портреты участников , исторические источники.
Основные понятия: гражданская война, интервенция
План урока: «Гражданская война»
I.Организационный момент.
II.Актуализация: постановка проблемной задачи, задач урока, особенности работы на уроке.
III.Знакомство с новой темой:
1.Понятия «гражданская война» и иностранная интервенция
2.Предпосылки и особенности Гражданской войны в России
3.Проблема периодизация Гражданской войны
4.Социальный состав и политические ориентации противоборствующих сил ,белый и красный террор
5.Последствия Гражданской войны для судьбы страны в 20в.
IV.Закрепление изученного материала
Этапы | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
I II III IV |
Перевод стих. Нострадамуса В Завалишиным Знаменитый врач и астролог 16 в. Мишель Нострадамус предсказал : «Я вижу, как рушатся царские троны, Когда их сметает людской ураган. Республику сделает хуже короны. И белых, и красных жестокий обман.» «Когда вихрь судьбоносный опрокинет Карету венценосной пары, Монархию распнут простолюдины, И красные, и белые обманут.» - Подводит обучающихся к самостоятельной формулировке темы урока. Назвать цель урока (подвести обучающихся к выводу о том, что Гражданская война стала национальной трагедией нашего народа. 1 кадр презентации Зачитать эпиграф Презентация (2 кадр) Проблемное задание: «Гражданская война – это трагедия народа или героическая страница истории» Презентация (3 кадр) Речь сегодня пойдет о небывалой в мировой истории братоубийственной войне. Война сама по себе ужасна, а тем более если это гражданская война. Гражданская война – это тяжелый период в истории нашей страны. Брат против брата. Одна страна, но каждая из сторон видела свою Россию. - Давайте вспомним значение этого понятия. Презентация (4 кадр) Определение Гражданской войны. Гражданская война – вооруженная форма массового столкновения социально-политических сил внутри страны в их борьбе за государственную власть. Крайняя форма социального конфликта. Но в теме нашего занятия содержится еще одно понятие – военная интервенция. -Дать определение Презентация (5 кадр) Иностранная интервенция – военное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства. Всего 14 государств Сильнейшие: Великобритания, Франция, США, Япония. Архангельск Крым Владивосток Мурманск Закавказье Итак, мы с вами можем отменить особенность, свойственную именно Гражданской войне в России – она сопровождалась иностранной военной интервенцией. Почему же стала возможной Гражданская война в России? Каковы были её предпосылки? - Российская революция с самого начала несла в себе угрозу Гражданской войны потому, что она разделила общество на враждующие силы. - бедность широких масс Презентация (6 кадр) Причины интервенции - Защита от Германии; - Уничтожение Советской власти; - Отказ выплачивать долги Царск. правительства. Теперь, знал условия, в которых началась гражданская война, давайте определим её причины. Причины: Презентация (7 кадр) Правильный ответ: - вооруженный захват власти большевиками; - разгон большевиками Учредительного собрания; - национализация земли и предприятий; - изъятие или отнятие хлеба у крестьян продотрядами; - национализация имущества иностранных граждан; - отказ большевиков от возможности создания «однородного социалистического правительства»; - отказ Советского правительства от выплаты государствам денежных займов; - страны Антанты боялись «расползания» социализма по всему миру. Вопрос: - возможно ли было избежать Гражданской войны в России? 2. В отличие от внешних войн Гражданская война не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных. Презентация (8 кадр) Приложение №1 (хронологические рамки) Что же касается Сибири и Дальнего Востока, то там сражения шли гораздо дольше. Последний оплот белых на Дальнем Востоке пал осенью 1922 г. 3.Страшная трагедия, окрасила граждан России в два цвета: красный и белый. Презентация (9, 10 кадр) «Красные» «Белые» «Зеленые» а) Широкая социальная база. Предлагали то, чего жаждал народ (н-р, земля) б) Неоднородность движения Монархия республика военная диктатура в) основная сила от которой зависел исход войны. Кровью и мечом или выполнить эконом. Требования. 5. Гражданская война сопровождалась репрессиями и террором. Кто первым развязал террор установить невозможно. Презентация (11,12 кадр) И красные и белые любили Россию, но каждый видел по-своему её будущее. 6. Третья сила - Какое влияние на исход войны оказало зеленое движение? ( зависел исход войны) 7. Причины поражения белого движения. 8. Причины победы красных. 9. Итоги гражданской войны. Презентация (13 кадр) Вернемся к нашему вопросу (3 кадр) Гражданская война –это трагедия народа или, героическая страница истории. Вывод: Какие выводы мы можем сегодня сделать для себя, чтобы не повторить ошибок прошлого? Быть толерантными, терпимыми. Оставаться человеком в любой ситуации. И в заключении послушайте стихотворение. (Волошина) | Формулируют тему, записывают в тетрадь. Обучающиеся высказывают свое мнение. Записать в тетрадь Записать в тетрадь определение. Работа с атласом Слушают, отвечают, записывают в тетрадь. Работа с учебником стр. 97 Обучающиеся анализируют текст учебника. Работа с документом (в презентации). - анализируют; - отвечают на вопросы Записать в тетрадь Обучающиеся рассуждают, делают выводы. (презентация Афанасьев Н.) (презентация Ромащенко Н.) Работа с историческими источниками. Документ №2 Работают с документом, отвечают на вопросы: - красные; - белые; - зеленые. Дать определение террора. Презентация Шолохов А. Отвечают на поставленный вопрос. Работают с документами, отвечают на вопросы. Обучающиеся записывают в тетрадь. Предлагают свои варианты, анализируют. Гладких Н. (стихотворение Волошина) Тестовый контроль |
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Предварительный просмотр:
Вопросы и задания № 2
- В чем видят причины собственного поражения участники белого движения?
- Как вы думаете, какую причину поражения деятели белого движения считают основной?
- Из записок В. В. Шульгина.
Борьбу с большевиками превратили в борьбу с революцией, прежде чем революция окончилась в умах народа… Войну с большевиками вели как войну с внешним врагом, а не как гражданскую войну, опираясь на силу оружия, а не на сочувствие народных масс… Деятели революции широкой популярностью устраняли и преследовали. На ответственные посты назначали людей старого режима… Проводили реакционные меры по землевладению и национальному вопросу… и тем давали оружия для большевистской агитации местных самостийников.
- Из статьи П. М. Милюкова.
Почему же наш корабль потерпел крушение? Люди искали идею и пятнали знамя… Добровольчество не смогло сохранить свои белые ризы. Наряду с исповедниками, героями, мучениками белой идеи были стяжатели и душегубы… Добровольчество есть плоть от плоти, кровь от крови русского народа.
- Из мемуаров П. Н. Врангеля.
Белое движение не завершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура, а помешали ей сложиться центробежные силы, вздутые революцией… Против красной диктатуры нужна была белая «концентрация власти»
- Из записок участника белого движения, журналиста А. А. фон Лемке.
Что же именно я считаю непосредственными, истинными причинами неудачи вооруженного выступления на белых? Первой основной причиной я считаю настроение население тех областей, по которым шло наступление белых. Население должно было поступаться своими правами, своими удобствами. Армия белых не была той снабженной и организованной армией, которую мы привыкли представлять себе, произнося это слово; не медленно по соприкосновению с населением она вынуждена была брать у него подводы, запасы и, наконец, самих людей! Все это сводилось к тому, что неудобства, приносимые белыми, восстанавливали население против них. Недостатки, а которых я говорил, принимались за злонамеренность; и в результате население, не только в лице крестьянской массы, но порой и городской интеллигенции, начинала мечтать об избавлении, которые, конечно, должно было идти с красной стороны, ибо иного не чего не было! Когда уходила красные – население с удовлетворением подсчитывало, что у них осталась… Когда уходили белые – население со злобой высчитывало, что у него взяли…
Между тремя основными народными слоями – буржуазией, пролетариатом и крестьянством легли непримиримые противоречия в идеологии, в социальных и экономических взаимоотношениях, существовавших всегда в потенции, углубленные революцией обостренные разъединяющие политикой советской власти. Они лишили нас вернейшего зоолога успеха – единства народного фронта. В противобольшевистком стане все усилия политических и общественных организацией – правых и левых … были направлены не на преодоление этих противоречий, а на поисках «вернейшей» ориентацией и «наилучших» форм государственного строя. Ни того, ни другого мы не нашли.
Вопросы и задания
- Какие факторы, отмеченные в документах, предопределяли победу большевиков в гражданской войне.
- Из книги А. И. Деникина «Очерки русской смуты»
Огромная усталость от войны и смуты; всеобщая неудовлетворенность существующим положением; неизжитая еще рабья психология масс, инертность большинства и полная безграничного дерзания деятельность организованного, сильного волей и беспринципного меньшинства; пленительные лозунги: «Власть – пролетариату», «Земля крестьянами», «Предприятия – рабочим» и «Немедленный мир…». Вот в широком обобщение основные причины того неожиданного и как будто противного всему ходу исторического развития русского народа факта- восприятия им или вернее непротивления воцарению большевизма.
- Из статьи лидера немецких социал-демократов К. Каутского
Победа офицеров, от Корнилова до Врангеля, явно грозила восстановлением старого режима. Напротив, все последствие большевистских государственных переворотов не выступали еще с достаточной отчетливостью. Большевики казались борцами за новую, крестьянскую собственность, как она только возникла, из раздела земель. Они казались защитниками рабочих Советов, давшим наемным рабочим свободу, политически и социально поставив их выше капиталистов. Все гибельные стороны большевизма, его террор, его всемогущая полицейщина, уничтожение политической свободы и хозяйственная разруха – все это казалось лишь следствием гражданской войны, которое исчезнет вместе с нею.
- Из политического доклада В. И. Ленина на 8-й Всероссийской конференции РКП (б)
Было достаточно самого небольшого количества из имевшихся у Антанты армий, что бы нас задавить. Но мы смогли победить врага, потому, что в самый трудный момент сочувствие рабочих всего мира показало себя…
Второй прием Антанты, вторая система ее борьба состояла в том, чтобы использовать против нас маленькие государства. Все способы давления, финансового, продовольственного, военного, были пущены в ход, чтобы заставить Эстляндию, Финляндию, Латвию, Литву и Польшу идти против нас но, каждое из этих государств после пережитой империалистической войны не может не колебаться, в вопросе о том, есть ли им на расчет бороться сейчас против большевиков, когда другим претендентам на власть в России является только Колчак или Деникин, т. е. представители старой империалистической России.
- Из воспоминаний П. Н. Милюкова
Военное руководство красными войсками попало в руки старых офицеров Генерального штаба и велось довольно искусно.
- Из работы И. В. Сталина
Внутренняя Россия с ее промышленными и культурно-политическими центрами Москва и Петроград, - однородным в национальном отношение населением, по преимуществу русским, - превратилась в базу революций. Окраины же России, главным образом южная и восточная окраины, без военных промышленных и культурно- политических центров, с населением в высокой степени разнообразным в национальном отношении – превратились в базу контрреволюции…
- Из речи Л. Д. Троцкого
Мы ограбили всю Россию, чтобы победить белых.
Предварительный просмотр:
Проверочный тест по истории России
По теме «Гражданская война»
Вариант I
1. Одной из основных целей белого движения в Гражданской войне было:
а) укрепление советского государства;
б) уничтожение советской власти;
в) восстановление самодержавной монархии.
2. В лагерь белых во время Гражданской войны не входили:
а) представители кадетов и эсеров;
б) русское офицерство;
в) комитеты бедноты.
3. Интервенцией называется:
а) вооруженное вмешательство во внутренние дела России иностранных держав;
б) переговоры представителей иностранных держав с советской властью;
в) сбор средств среди населения иностранных держав в пользу белого движения.
4. Массовый террор во время Гражданской войны:
а) применяли красные;
б) применяли белые;
в) использовали оба военно-политических лагеря.
5. Расстрел царской семьи в Екатеринбурге произошел:
а) 17 июля 1918г.;
б) 24 февраля 1919г.;
в) 7 ноября 1920 г.
6. Движения под руководством Антонова и Махно относится:
а) к рабочим движениям;
б) к движениям интеллигенции;
в) к крестьянским движениям.
7. В интервенции не участвовала:
а) Англия;
б) Япония;
в) Дания.
8. Белое движение в Сибири и Дальнем Востоке возглавил:
а) барон Врангель;
б) генерал Деникин;
в) адмирал Колчак.
9. К белому движению не принадлежат:
а) большевики;
б) меньшевики;
в) эсеры.
10. В итоге Гражданской войны на территории России:
а) повысился жизненный уровень населения;
б) была уничтожена Советская власть;
в) потерпело поражение белое движение.
«Гражданская война»
Вариант II
1. Совместите название противоборствующих сил и их цели в борьбе:
а) лагерь красных; 1. уничтожение светской власти;
б) лагерь белых; 2. сохранение и укрепление советского государства;
в) лагерь интервентов. 3. политическое и экономическое ослабление России.
2. Разнесите партии и социальные группы на входящих в лагерь красных (А) и лагерь белых (В):
а) большевики;
б) кадеты;
в) промышленники;
г) зажиточное крестьянство;
д) беднейшее крестьянство;
ж) помещики;
з) большинство рабочих.
3. Совместите фамилии руководителей белого движения и места существования их режимов:
а) А.В. Колчак; 1) Юг России;
б) А.И. Деникин; 2) Крым;
в) Н.Н. Юденич; 3) Сибирь;
г) П.Н. Врангель. 4) Северо-запад России.
4. К органам власти советской республики во время Гражданской войны не относится:
а) Совет труда и обороны;
б) Революционный военный совет;
в) Комитет членов Учредительного собрания.
5. Расстрел царской семьи в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. прошел:
а) после приговора публичного суда;
б) по требованию населения;
в) тайно без судебного разбирательства.
а) красный и белый террор в ходе Гражданской войны не уступали друг другу в жестокости и
массовости;
б) белые и красные при помощи террора пытались держать в повинности население и запугать
противников;
в) рост террора вызвал публичные демонстрации народа.
7. Найдите фамилию, выпадающую из общего ряда:
а) В.К. Блюхер;
б) С.М. Буденный;
в) М.В. Фрунзе;
г) Е.К. Мюллер;
д) А.И. Егоров.
8. Брестский мир был подписан:
а) 3 марта 1918 г.;
б) 25 октября 1919г.;
в) 10 апреля 1918г.
9. Соотнести высказывание политического деятеля, о подписании мира с Германией с его автором:
а) «Объявить Германии и ее союзникам революционную борьбу,
для разжигания мировой революции»; 1. Троцкий
б) «Ни мира, ни войны, армию распустить»; 2. Ленин
в) «Подписать мир на условиях Германии». 3.
10. К причинам победы советской власти в гражданской войне не относится:
а) разнородность и разобщенность сил белого движения;
б) отсутствие в белом движении четких и популярных лозунгов;
в) обеспечение прочности своего тыла большевиками;
г) отсутствие кадровых военных офицеров и генералов с белом движении.
Эталон ответов:
I вариант
1-а | 6-в | |||
2-в | 7-в | |||
3-а | 8-в | |||
4-в | 9-а, в | |||
5-а | 10-в |
II вариант
1 а-2, б-1,в-3
2 А- большевики, беднейшее крестьянство, большинство рабочих; В- кадеты, промышленники, зажиточное крестьянство, помещики.
3 а-3, б-1, в-4, г-2
4-в
5-в
6-в
7-г
8-а
9 а-3, б-1, в-2
10-г
Критерии ответов:
«5» - 17,18
«4» - 12-16
«3» - 9-11
«2» - < 9
Предварительный просмотр:
Гражданская война
Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.
Другие из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
В одних доселе не потух
Хмель незапамятных пожаров,
И жив степной, разгульный дух
И Разиных, и Кудеяров.
В других — лишенных всех корней —
Тлетворный дух столицы Невской:
Толстой и Чехов, Достоевский —
Надрыв и смута наших дней.
Одни возносят на плакатах
Свой бред о буржуазном зле,
О светлых пролетариатах,
Мещанском рае на земле...
В других весь цвет, вся гниль империй,
Все золото, весь тлен идей,
Блеск всех великих фетишей
И всех научных суеверий.
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
В тех и в других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула,
А вслед героям и вождям
Крадется хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Размыкать и продать врагам:
Сгноить ее пшеницы груды,
Ее бесчестить небеса,
Пожрать богатства, сжечь леса
И высосать моря и руды.
И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок истории России в 9 классе "Начало Гражданской войны в России"
Урок построен на системно-деятельностном подходе. Предусматривается использование ИКТ и различных форм работы учащихся, например, групповой....
Конспект урока по истории России на тему: "Итоги и уроки Гражданской войны"
Конспект урока направлен в первую очередь на воспитание толерантности у учащихся. Цели и задачи урока:показат трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности вы...
Конспект урока "Гражданская война в России" 11 класс
Гражданская война в России - тема урока, которую нельзя пройти мимо....
План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».
План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России»....
методическая разработка: презентация к уроку "Гражданская война в России"
Данная презентация раскрывает причины Гражданской войны, показывает учащимся отличительные черты гражданской войны в России....
Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.
Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...
Материалы к уроку "Гражданская война в России"
Приложения к уроку "Гражданская война в России"...