Урок «живой истории» на площадке кинокомплекса Военфильм-Медынь
учебно-методический материал по истории (9 класс)

Лосева Ольга Ивановна

22 сентября  по приглашению  вице- губернатора Московской области  Хромушина Евгения Акимовича и при поддержке администрации г.о.Дзержинский   учащихся  9-11 классов МБОУ «Лицей №6 «Парус»   под руководством  учителя истории и обществознания  Лосевой О.И. стали участниками самого настоящего «живого дня» истории на натуральной площадке студии Военфильм под Медынью в Калужской области.

Ссылка на ролик: https://vk.com/club95756327?z=video-95756327_456239234%2F3c4e0abe12e43f8e8e%2Fpl_wall_-95756327

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки  «живой истории»

на площадке кинокомплекса Военфильм-Медынь

        22 сентября  по приглашению  вице- губернатора Московской области  Хромушина Евгения Акимовича и при поддержке администрации г.о.Дзержинский   учащихся  9-11 классов МБОУ «Лицей №6 «Парус» и МБОУ «Лицей №3»  под руководством  учителя истории и обществознания  Лосевой О.И. стали участниками самого настоящего «живого дня» истории на натуральной площадке студии Военфильм под Медынью в Калужской области.

Урок 1 Цифровой путевой урок «Великая Отечественная война». Формой проведения урока стала мобильная игра с использованием технологии дополнительной реальности. Один кон игры представил собой увлекательное путешествие в прошлое. С помощью мобильного приложения и настольной игры  на уроке удалось достичь:

  • эффекта погружения (дополнительная реальность, анимации создавали эффект присутствия у учащихся);
  • техники в AR (военная техника и оружие в дополнительной реальности с анимацией и голосовым сопровождением);
  • двойного эффекта (сочетание настольной игры и приложения позволили даже в автобусе лучше усвоить исторические знания по Великой Отечественной войне).

Урок 2 «Адское пекло Малоярославца: поворотный пункт в войне с Наполеоном» /проезжаем Малоярославец/

 Ученица 9т класса МБОУ «Лицей №6 «Парус» Фролова Анастасия проводит экскурсионную лекцию: «Ребята, мы проезжаем, сгоревший почти полностью в октябре 1812 года  несчастный городок Малоярославец. Представьте, за долгий и кровавый день ВОСЕМЬ раз он переходил из рук в руки. Вот эти улицы были буквально усеяны многочисленными трупами, везде валялись оторванные руки, ноги и головы, раздавленные проезжавшими артиллерийскими орудиями. От домов остались лишь сгоревшие остовы. 24 октября 1812 года произошло сражение за Малоярославец между русскими войсками и Великой армией Наполеона, после чего противник стал отступать. Битва ознаменовала собой поворотный момент в Отечественной войне 1812 года -это было началом краха наполеоновской империи и небывалого в истории русского оружия триумфа». Ребята с интересом смотрят в окна автобуса,  воочию видят место, памятники погибшим солдатам, монументы давних событий. Настя продолжает: «Проезжаем село Тарутино. Здесь расположилась лагерем русская армия, отступавшая от Москвы. А вот и  река Чернишная, где расположился французский авангард». Ребята вспоминают «Тарутинский маневр» ( по карте недавно изучили) и радостно кто-то восклицают «теперь понятно, как они оказались у деревни Красная Пахра». Вот так звучит урок, работа с картой на местности.

Урок 3 Медынь – город многовековой истории /проезжаем город со сладким названием Медынь/

Ученик 9т класса МБОУ «Лицей №6 «Парус» Цыпкин Антон проводит экскурс по истории Медыни от 14 века. Вспоминаем эпоху Ивана Грозного, опричнину. Понимаем, что находимся на том месте, где казачий отряд под началом А.Иловайского окончательно убедил Наполеона отступать по разоренной Смоленской дороге. На перспективу закладываем базу исторических сведений для изучения в 10 классе по   Ржевско-Вяземской операции. Видим воочию памятники Медыни: мемориал «Танк»,скульптуру молодых колхозников, обелиски. На заметку берем факт, что здесь можно посетить древнее городище вятичей (город Кременец).

Урок 4 Натуральная площадка Кинокомплекс «Военфильм».

          Наше место назначения- киносъемочный павильон под открытым небом. Широко открытые глаза ребят, которые стали на мгновение очевидцами времен войны. Перед нами  актеры в военной форме.            Вот мальчик лет 4 играет партизана, укутанный в старую поношенную шинель, за ним солдаты. Здесь снимаются батальонные сцены многих кинокартин, посвященных Великой отечественной войне, одна из них «Подольские курсанты».Наш экскурсовод- человек, не просто знающий  историю, а умеющий по незначительной для нас детали, определить  в любом фильме «киноляп» в отношении любого вида оружия и бронетехники. На территории 90 га выстроены декорации деревни, вырыта и заполнена водой река, расположены ангары с военной техникой, возведены декорации и организованы пиротехнические решения любой сложности.

      Мы побывали в трех ангарах с военной техникой: танки, самолеты, ретро-автомобили, мотоциклы. Удивительно, вся техника на ходу. Особое впечатление произвел легендарный танк Т-34 (снимался в кинофильме Т-34). Выпущен на Уральском танковом заводе в 1941 году. Самолеты на открытом поле выстроены в ряд. Многие из них после съемок лежат подбитые. Воображение играет на каждом шагу.

Настоящий урок мужества получили от посещения площадки  «Ильинский рубеж», месте непосредственных боевых действий. Здесь нас сопровождал вице- губернатор Московской области Хромушин Евгений Акимович Он очень хорошо знает каждый уголок этой местности. Евгений Акимович провел нас к «Алешкиному доту», его немцы прозвали «оживающим дотом». Дело в том, что лейтенанту  Алешкину удалось замаскировать свой дот настолько хорошо, что немцы сначала не понимали, откуда по ним стреляют и потом, когда они уже изрыли из крупнокалиберных минометов землю, оголились бока железобетонного дота. Бронедверей и бронещитов тогда не было, любой рядом разорвавшийся снаряд постоянно ранил наших героев, наших мальчишек. Но Алешкин избрал другую тактику: в тот момент, когда немцы, обнаружив его дот, выкатили зенитное оружие и прямой наводкой стреляли по доту, алешкинцы брали свою пушку, выкатывали ее на запасную позицию и пережидали, когда закончится лобовой обстрел. Немцы видели своими глазами, что внутри дота разрываются снаряды, ну ничего живого там не может остаться, и спокойно, вразвалку, шли на штурм, они считали, что уничтожены все курсанты, да и что могло остаться в живых после этого сокрушительного огня. Но в какой-то момент дот оживал и снова начинал! стрелять: ребята закатывали в разбитый дот пушку и опять открывали огонь по солдатам и танкам врага. Немцы были ошарашены!

    Здесь проходила съемка фильма «Подольские курсанты». В массовых грандиозных сценах здесь участвовали местные жители.  Актеры, играющие курсантов, проходили специальный курс молодого бойца. Осенью 1941 года в пятнадцати километрах западнее Малоярославца на Варшавском шоссе три с половиной тысячи курсантов и преподавателей Подольского пехотного и артиллерийского училищ наравне с регулярными частями 43-й армии преградили гитлеровским танковым колоннам путь к Москве. Они заплатили высшую цену в тех боях, добровольно отдав свои жизни в борьбе с фашистами. Большинство курсантов погибло, защищая позиции от численно превосходящей, профессиональной, прекрасно вооруженной армии, покорившей пол-Европы. Фашисты уже приготовили форму и награды для парада в Москве, куда они надеялись войти через несколько дней. Но их победный марш был остановлен на Ильинском рубеже. Столь массового подвига молодежи, который был продемонстрирован Подольскими курсантами на Ильинском рубеже, мировая военная история не знает. Ребята будто  прикоснулись к событиям. Говорили, что даже «запах» здесь другой. Такое не прочитаешь в учебнике….

Как же без военно- полевой кухни? И это было. После посещения «Алешкиного дота» вместе с Евгенией Акимовичем ребята отправились в палатку, где по традиции поели настоящую походную еду.

Урок 5 Музей «Ильинский рубеж»

«Алешкин дот» воодушевил нас. Хотелось УВИДЕТЬ  больше о Подольских курсантах. Мы посетили военно-исторический музей «Ильинские рубежи» в с.Ильинское. И снова впечатления…. два дота (артиллерийский и пулеметный),  сохранившиеся с 1941 г., два  артиллерийских орудия, а также Курган Славы с памятником подольским курсантам и Вечным Огнем у его подножия. Трогательно и приятно, когда мы все вместе у Вечного огня пели под гитару песню «Катюша».

Настоящий день  «живой истории», словами не передать. Возможно, эта поездка на натурплощадку не последняя. Евгений Хромушин предложил организовать экскурсию сюда еще раз, чтобы попасть на съемки живых батальных сцен.

Отзывы учащихся

«Очень понравилось. Военная техника, оружие, одежда- приобщает нас к истории, вызывает интерес. Понравилась историческая игра, мобильное приложение буду использовать при подготовке к урокам. Спасибо организаторам за поездку!»

«Уважение и благодарность администрации города за День истории. Доставило удовольствие слушать экскурсоводов-одноклассников. Отдельное спасибо нашему учителю Ольге Ивановне, все так продумано. Весь маршрут. Всю историю вспомнили»

«Я увидела живую историю, погрузилась в атмосферу. Отдельное спасибо Евгению Акимовичу за личный  пример. Вице- губернатор, а с нами по полям ходил и интересно про «Алешкин дот» рассказывал»

«Так понравилось вместе с одноклассниками петь песню «Катюша» у Вечного огня. Такая атмосфера хорошая и рядом исторические места, подвиги рядом»

«Вкусная гречневая каша. Ели в настоящей военной палатке из мисок. Чай и хлеб даже необычно вкусные. Спасибо организаторам и администрации города за организацию поездки»

https://vk.com/club95756327?z=video-95756327_456239234%2F3c4e0abe12e43f8e8e%2Fpl_wall_-95756327


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Живые якоря

Урок "Живые якоря" относится к теме "Корень. Типы корневых систем" 6 класс по УМК "Биология. Растения. 6 класс" автор В.В. Пасечник...

Открытый урок по ОБЖ в 5 классе по теме: "Вредные привычки. Курение". Тема урока: "Живи разумом, так и лекаря не надо"

Данный урок расчитан на возрастную группу 10-11 лет, соответствует их интересам, потребностям и познавательным возможностям.Тип урока комбинированный с использованием компьютерной технологии, развиваю...

урок-исследование. Тема урока: «Живой любовью согретый» мир души ребенка".

Урок- исследование по рассказу В. П. Астафьева "Ангел-хранитель" для учащихся 5-6 классов способствует процессу духовного развития детей, формированию устойчивых ценностных ориентаций, воспитывает люб...

Урок природоведения 5 класс. Тема урока: Живые клетки.

Данный урок разработан в соответствии  с требованиями ФГОС основного общего образования, с применением ИКТ. Цель урока:1.      Изучить строение и многообразие клеток...

урок "Живые клетки"

изучение темы "живые клетки" в 5 классе (природоведение)...

Уроки живой истории

Особенностью данного курса является то, что он не предполагает использования учебника в учебном процессе, так как использование учебников может ослабить эмоциональную сторону процесса познания, ибо уч...

Урок по биологии 5 класс. Тема урока: Живые царства. Грибы: строение и многообразие.

Тема урока:  Живые царства. Грибы: строение и многообразие....