Подготовка к ЕГЭ по истории. Задания повышенной сложности
статья по истории (11 класс)

Барабанова Надежда Валентиновна

Материал посвящен анализу заданий по новой структуре ЕГЭ 2022. Проведен обзор второй части , где представлены задания повышенной сложности, краткий разбор каждого из низ, алгоритмы их выполнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ЛОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№ 3» ИЗОБИЛЬНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ТЕМА: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ. ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ          СЛОЖНОСТИ.

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И

                                                                                   ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

                                                                                            БАРАБАНОВА

НАДЕЖДА ВАЛЕНТИНОВНА

ИЗОБИЛЬНЫЙ, 2022г.

 ЭГЭ стал неотъемлемой частью школьного образования. С момента своего появления он довольно сильно изменился по содержанию и качеству предлагаемых заданий. Если поначалу были задания на выбор одного правильного задания в тестовой части, то несколько лет назад ввели задания с выбором трех правильных ответов. На данном этапе первую часть усложнили максимально, убрав указание, какое количество ответов является верными, чтобы исключить возможность у выпускника случайного, слепого выбора. Изначально часть В и С являлись более сложными, т.к требовали развернутых и аргументированных ответов, работу с текстом, его анализа и т.д. Со временем в структуре ЕГЭ по истории и обществознанию произошли изменения в сторону уменьшения легких заданий и увеличения более тяжелых. Оставили часть первую и вторую.  Создатели постарались, чтобы и по истории, и по обществознанию все задания охватывали полный курс изучаемого предмета.

Задания части 2 ЕГЭ по истории традиционно считаются самыми сложными для выпускников,  получивших  среднее  общее  образование.  Почему?  Здесь  стоит выявить несколько причин:

1)  Предъявление определенного уровня требований к индивидуальной подготовке учащегося, степени владения историческим материалом.

2)  Повышенная сложность заданий, требующих не только применения знаний для решения  практических  задач,  но  и  понимания  требований,  предъявляемых  к отдельным заданиям

Каждый вариант экзаменационной работы по истории  состоит из двух частей и включает в себя 19 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.Часть заданий, нацеленных на проверку определённых знаний и умений, преобразована в задания, предполагающие расширение и детализацию проверки этих же умений и проверку умений, ранее не проверявшихся в экзаменационной работе.

 Часть 1 содержит 11 заданий с кратким ответом, где определенную сложность вызывают задания с картой и проверяющие знания о культуре. Что касается карты, то характер заданий немного изменился  в сторону работы с легендой, внимательного изучения изображенного на карте. Учащиеся, которые умеют читать карту,  должны с большей долей вероятности с ней справиться, тем более, что довольно часто карты по Первой мировой, по Гражданской войне повторяются. Существует несколько алгоритмов по работе с картографическим материалом. Один из них предполагает:

  1. Посмотреть на легенду карты и определить с ее помощью ключевые точки.
  2. Найти(если есть) на карте даты.
  3. 3. В случае явного положения на карте какой-то войны(похода) перемещений выделить «опорные точки» для индетификации события.
  4. 4. В случае явного определения каких-либо границ обратить внимание: на пограничные территории, название нашего государства (это может помочь с определением периода), прочие неестественные объекты (любые стрелочки, точки).

Конечно, гораздо проще справляются с этим заданием те, у кого есть хотя бы элементарные представления о географических особенностях нашего государства, о месторасположении основных рек, озер, морей, городов на территории нашей страны. Здесь большим подспорьем выступает элементарная практика и работа с контурными картами.

Из задания на работу с информацией, представленной в форме таблицы (11 по нумерации 2021 г.), исключён материал по истории зарубежных стран; в 2022 г. это задание нацелено на проверку знания важных исторических событий, произошедших в регионах нашей страны, и географических объектов на территории зарубежных стран, непосредственно связанных с историей нашей страны (задание 4 по нумерации 2022 г.). Задание может показаться сложным, но обладая знаниями фактического характера, не сложно логически все расставить на свои места.

 Часть 2 содержит 8 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение участниками экзамена различных комплексных умений. Эти задания традиционно считаются более сложными, а, значит, и более весомыми по сравнению с первой частью.

Задания 12 и 13 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом письменного исторического источника (предполагают проведение атрибуции источника, привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, извлечение информации). В любом тексте есть слова-курсоры, которые являются подсказками: упоминаемые фамилии или термины, относящиеся к конкретной эпохе. Учащимся надо быть внимательными, чтобы увидеть, прочитать и соотнести их.

Предлагаю разобраться в данной проблеме.

Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно  рассмотреть результаты ОГЭ и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. Но ведь после выпускных экзаменов его жизнь продолжится: многим предстоит учеба в техникуме, ВУЗе, да и в обычной жизни умение работать с текстом играет важную роль. Это и оформление различных документов, и умение вести беседу, спор, дискуссию, и навык понимать прочитанное.

Проблема учащихся:

*неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать; неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;

*отсутствие навыка целостного анализа информации.

* подача текстов в непривычной форме (фрагментарность, избыточность, сочетание разных жанров)

*соотнести разные виды информации, сравнить их с условиями задачи, выбрать главное, отсечь лишнее, самостоятельно воспользоваться имеющимися знаниями и навыками.

Задачи:

* Развивать аналитические, организационные и коммуникативные навыки работы с текстом;

*Формировать умения и навыки самостоятельной работы с разными видами текстов;

*Самостоятельно применять приобретённые умения и навыки в социальной жизни;

*Умение применить теоретические знания для анализа конкретных фактов, аргументировать свою позицию, опираясь на исторические источники.

Учителям  истории по роду своей деятельности приходится часто использовать на уроках различные тексты и к этому сложно добавить что-либо новое. Однако, определённую новизну  сможем увидеть в системном подходе к организации работы с текстами и в предлагаемых принципах работы с ними.

Текст — понятие многоплановое.  Будем использовать его, имея в виду любую текстовую информацию: объявление, рекламу, учебник, схему, график, слайдовую презентацию, книгу.

Текст — это то, с чем любой человек, вынужденно или добровольно, соприкасается ежедневно. Если же говорить о школьниках, то для них текст является основой обучения. Но для того, чтобы научиться понимать текст, им необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе её прочтения.

Так, выявление информации предполагает выбор определённых элементов информации, отделение главного от второстепенного, нахождение доводов автора в подтверждение выдвинутых тезисов, что позволяет раскрыть содержание текста.

Осмысление информации требует сопоставления, определения главной мысли и смысла текста, авторского замысла, позиции — всё это позволяет интерпретировать текст.

Наконец, преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы, благодаря чему и происходит присвоение текста.

Как видим, работа с информацией неизбежно требует от учащихся владения определёнными навыками, что, в свою очередь, позволяет им последовательно выполнять все указанные операции с текстом.

С заданиями, связанными с иллюстративным материалом как и раньше, в качестве рекомендации, стоит обратить внимание на ту информацию, которая есть на изображении: даты, надписи, названия и т.д. Тем более, что в этот раз от выпускников требуется не просто дать ответ на поставленный вопрос, но и сделать вывод на основе анализа изображения, сформулировать объяснение сделанного вывода, на основе знаний по истории культуры выбрать изображение и указать связанный с ним факт. Основное затруднение вызывает незнание многих архитектурных памятников и скульптурных композиций. Ни один учебник по истории России не дает этот материал в полном объеме. Представленных изображений в УМК  очень мало. К тому же, часов, отведенных на изучение культуры в старшем звене недостаточно. Все эти проблемы предполагают самостоятельный поиск и анализ иллюстративного материала, на что порой у учащихся нет ни времени, ни особого желания. Процент ошибок в этих заданиях всегда высок.

 Задание 16 посвящено Великой Отечественной войне. В задании требуется проанализировать два исторических источника, на основе анализа сделать вывод о событии, которому они посвящены, а также извлечь информацию из источников на основе заданного критерия. Что ж, уже один тот факт, что это задание всегда связано с ВОВ немного облегчает и упрощает его выполнение. Часто речь идет о главных сражениях, встречах Большой тройки, основных операциях под кодовыми названиями.

Задание 17 нацелено на проверку умения устанавливать причинно-следственные связи. Это может вызвать определенные трудности, но ориентировать нужно на то, чтобы учащиеся самостоятельно поразмыслив, пришли к выводу о том, что повлекло за собой данное событие. Причиной называют такое явление, процесс или предмет, который уже в силу своего существования вызывает определенные изменения окружающего мира. Причина характеризуется тем, что всегда предшествует результату. Она лежит как бы в основе последствия. Так, ни одно следствие невозможно представить себе без причины, ведь последняя является своего рода отправной точкой. Следствие — это то, что влечет за собой причина; оно всегда вторично и зависимо, определяемо ей. Для познания причинно-следственных связей исторического характера важно четкое знание хронологической последовательности событий, ведь по времени причина всегда предшествует следствию. Испытывая трудности в установлении длительности и последовательности исторических событий, не всегда правильно соотнося событие со временем его совершения, учащиеся не могут правильно установить причинно-следственные связи.

Исторические события часто происходят не сразу после действия причины, а через определенное время, временной разрыв также затрудняет понимание причинно-следственных связей учащимися.

 Задание 18 нацелено на проверку знания исторических понятий и умения использовать соответствующие термины в историческом контексте. Здесь нужно помнить, что при апелляции нужно ссылаться только на те источники, которые утверждены Минобром. От учащегося требуется назвать родовое понятие и 2 признака, его характеризующие. Следующее предложение не должно дублировать предыдущее. Если учащийся имеет четкое представление о понятии, которое ему представлено, то описать его своими словами вполне реально.

Задание 19 проверяет умение формулировать аргументы для данной в задании точки зрения. На мой взгляд, это задание будет являться самым сложным, т.к требует от учащихся знаний не только по отечественной истории, но и по всеобщей. Ни для кого не секрет, что на изучение всеобщей истории выделяется значительно меньше часов и проходим мы ее в школе в обзорном порядке. От выпускников потребуется большая концентрация сил и внимания, чтобы усвоить хотя бы основные вехи, события и явления в мировом масштабе.

Таким образом, в новой структуре ЕГЭ по истории 2022 года представлены задания разноуровнего характера. Наиболее сложными из них являются задания, связанные с картографическим и иллюстративным материалами, а также задания, связанные с фактами по всеобщей истории.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания повышенной сложности для подготовки к ЕГЭ по информатике

В данной методической разработке приведены некоторые задания повышенной сложности для подготовки к ЕГЭ по информатике....

«Решение заданий повышенной сложности при подготовки к ЕГЭ »(практикум)

Решение  заданий повышенной сложности профильного уровня ЕГЭ по математике...

Решение заданий повышенной сложности № 23 в рамках подготовки к ОГЭ

Решение заданий повышенной сложности № 23 в рамках подготовки к ОГЭ...

Методическая разработка "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности"

Программа включает:пояснительную записку;содержание программытехнологию организации учебного процессаформы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценкитребования к результатам ...

Банк заданий повышенной сложности (олимпиадные задания) по русскому языку

Олимпиадные задания по русскому языку для индивидуальной подготовки одаренных детей...