Уроки нравственного родословия
статья по истории (5, 6, 7 класс)

В публикации представлен курс "Твоя родословная", разработанный В.С.Мартышиным и преподаваемый в 5 классах школы на протяжении 20 лет. Представлен учебник В.С.Мартышина "Твоя родословная" и рецензия на этот учебник  известного российсского генеалога В.Рохлякова в "Генеалогическом вестнике".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_nravstvennogo_rodosloviya.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки нравственного родословия

       Выстраивая систему Отеческой школы и отводя в ней определяющее значение историческому  образованию как главному инструменту воссоздания традиционного мировоззрения и национального самосознания, мною выше уже говорилось, о том, что по нашему глубокому убеждению историческое образование должно начинаться ни с истории Отечества и даже ни с краеведения, а с истории собственной семьи. И именно по такому пути мы пошли, перестраивая систему исторического образования  в школе.

       Уже из первых своих исследований на  уроках по родословию  школьники понимают,  что их близкие и далекие предки были участниками значительных и не очень значительных событий.    Страницы семейных летописей, рассказывающие об участии членов рода в тех или иных важных для России событиях, являются одними из самых интересных. Именно здесь зарождается личная причастность к отечественной истории, солидарность с нацией, с народом, появляется гордость, что  предки в трудную ли, в значительную ли минуту для Отечества были вместе со всем народом, вместе со всей страной.

Русский философ отец Сергий Булгаков в своей книге «Автобиографические заметки» писал в 1938 году: «Родина есть священная тайна каждого человека, так же как и его рождение. Теми же таинственными и неисследимыми связями, которыми соединяется он чрез лоно матери со своими предками и прикрепляется ко всему человеческому дереву, он связан через родину и с матерью-землей и со всем Божиим творением... Каждый человек имеет свою индивидуальность и в ней неповторим, но равноценен каждой другой, это есть дар Божий. И она включает в себя не только лично-качественное «я», идущее от Бога, но и земную, тварную индивидуальность — родину и предков...» И далее отец Сергий делится своим чувством родины: «Чем я становлюсь старше, чем более расширяется и углубляется мой жизненный опыт, тем яснее становится для меня значение родины. Там я не только родился, но и зародился в зерне, в самом своем существе, так что вся дальнейшая моя, такая ломаная жизнь есть только ряд побегов на этом корне. Все, все — оттуда.  И умирая, возвращусь — туда же, в одни и те же врата — рождения и смерти». [17]  

К сожалению, большинство из наших сограждан не имеют этого чувства Родины. Кто-то до определенной поры, а кто-то так и до смерти  его  не приобретает. И все это, на наш взгляд, потому, что мы плохо ощущаем непосредственную нашу связь с  Родиной. И именно для развития этого чувства очень важно знать место своего рода в истории Отечества. Если мы знаем, что наши предки сложили свою голову за  Отечество,  то будем проникновеннее относиться к своей Родине, будем внимательнее относиться к историческим событиям. История страны — это частица истории семьи, и наоборот, история  рода — это история Отечества. К.Н. Бестужев-Рюмин писал: «Где существуют истории родов, городов и учреждений — там возможны общие истории».

Вернемся еще раз к взгляду на роль и связь личности с историей страны: «Личность есть та ячейка, из которой вышла семья,- писал знаменитый генеалог Л.М. Савелов,- превратившаяся сначала в род, затем постепенно образовавшая родовой союз, племя и, наконец, государство как высшую форму общежития, которая в конце концов поглотила и растворила в себе как отдельные семьи и роды, так и отдельные личности, подчинив их совершенно своему авторитету и своей власти. Отдельная личность — это тот атом, из которого возникло и постепенно сложилось современное государство ... раз семья есть выразительница стремлений и идеалов того народа, к которому принадлежит, а личность является более типичным представителем семьи, — то исследование деятельности отдельных семейств и отдельных личностей, на наш взгляд, обязательно и необходимо для постановки правильной исторической критики, а также и потому, что подобные исследования помогут историку и бытописателю связать отдельные факты и события в одно неразрывное целое; из отдельных вначале звеньев получится постепенно целая цепь исторически и последовательно вытекающих одно из другого событий. Кроме того, значение подробностей внутренней жизни народа может помочь историку сделать выводы общего значения».

   На примере наших уроков по родословию нами был создан учебник «Твоя родословная», по которому теперь и обучаются школьники 4 -5 классов. Первое издание учебника вышло еще в 2000 году. Чтобы не пересказывать наши принципы и подходы, воспользуемся рецензией знаменитого современного генеалога В.Н.  Рыхлякова, который подробно остановился на разборе этого учебного пособия в «Генеалогическом вестнике» (№4, 2001 г.) «Метров посрамив … (о книге В. С. Мартышина «Твоя родословная») и которая, я думаю, будет не  только интересна, но и полезна нашим читателям. Вот что написал уважаемый рецензент в научном журнале об этом учебнике:

     «Можно ли говорить о существовании какой-либо науки, когда нет систематического её курса, учебника, излагающего хотя бы её основы? Полагаю, что пока такой книги нет, можно говорить лишь о том, что та или иная наука находится в процессе становления.
Наука ли генеалогия? Думаю, что у читающих этот журнал сомнений на этот счёт не возникает. Ведь генеалогия существует не одну сотню лет, имеются учебники за рубежом, да и в России немало сделано в этом направлении М. С. Гостевым, Л. М. Савельевым, В. С. Арсеньевым, А. Н. Онучиным, Н. Д. Можаровым и другими. И всё же до последнего времени учебника по генеалогии в полном смысле этого слова в России не существовало. Тем более – учебного пособия для школы. Теперь этот серьёзный пробел ликвидирован. И, самое удивительное, что удалось это сделать не кому-либо из метров генеалогии (от которых мы долго тщетно ждали подобного подвига) и даже вообще не генеалогу, а сельскому учителю из российской глубинки Владимиру Сергеевичу Мартышину. Он работает в Ивановской сельской школе Борисоглебского района Ярославской области, где в течение ряда лет ведёт курс «Твоя родословная», являющийся составной частью предмета «Духовные традиции русской семьи».
Школа эта основана в 1877 г. В ней имеется музей, хотя учится здесь всего лишь около 90 учащихся из 12 деревень (по 6 – 15 учеников в классе). Книга В. С. Мартышина является «учебным пособием по изучению истории семьи и составлении родословной» и предназначена для старшеклассников (VII–XI классы). Она построена в форме уроков-бесед учителя с учениками, причём предполагается привлечение к выполнению домашних заданий и их родителей.
В школе разработана 11-летняя программа по краеведению. Малыши знакомятся с историей своей семьи, деревни, соседних поселений. В 3-м классе – с историей Борисоглебского края, его настоящим и будущим. В 4-м изучают историю в лицах, в 5–6 классах историю Ростовской земли Ярославской губернии. 7-й год отведён для знакомства с народным календарём, фенологией, 8-й посвящён изучению мира русской деревни, 9-й «сеятелям и хранителям». В 10-м  учащиеся знакомятся с прошлым и современным местной экономики и промышленности. Наконец, в 11-м темой программы является русский народ.
Курс «Твоя родословная» органично сочетается с изложенной выше программой. В курсе предусмотрено проведение 32 уроков. Первый урок (он же 1-я глава книги) называется «Зачем это надо». На нём учитель объясняет важность и необходимость для современников изучения истории своих семей. Автор убеждён, что «не знать историю своего рода – это ненормально». Несколько позднее (с. 21) В. С. Мартышин справедливо замечает: «После революции перед школой была поставлена задача оправдать необходимость совершённого большевиками переворота… И поэтому историки в книгах писали, в основном, о том, как плохо всё было до революции и как стало хорошо после неё… Молодое поколение должно было не гордиться предками, а показать ничтожность их устремлений, их жизненных интересов…  Было ослаблено и родовое чувство, т. е. нарушен фундамент семьи, которая искала опору в традиции, в истории».
Автор указывает, что «изучением истории своей семьи в той или иной мере обязаны заниматься дети всех возрастов. Другое дело, что работа эта должна быть посильной». Он считает также, что изучение истории в школе начинать «нужно с познания своей малой родины, своей семьи».
В следующей главе – «Ответственность перед родом» – Мартышин формулирует мысль о том, что нравственное падение людей, человечества начинается «с потери уважения к предкам, их делам, достижениям. Недаром таких людей называют «Иванами, не помнящими родства». Он приводит цитаты из «Наставления» Владимира Мономаха, из «Домостроя», широко использует и фольклор, и мировую литературу от Библии до современных поэтов. В частности, он вспоминает такие строки из стихотворения С. Викулова «Память рода»:

Почувствуй стык времён плечами.
Ведь ты всего лишь знак кольца
В цепи, которой нет начала
И не предвидится конца!

Автор подробно рассказывает о древней русской традиции поминовения предков. Он отмечает, что в «поминальниках часто сохранялось до нескольких сотен имён предков, живших в предшествующие 100 – 150 лет. В некоторых благочестивых семьях эти имена читались каждодневно на общих утренних молитвах».
В. С. Мартышин пишет с горечью, что мы «с отречением от старого мира – отреклись и от отцов, от дедовских заветов. Евангельские заповеди, которые соединяли сотни поколений, были объявлены опиумом для народа». Необходимо преодолеть последствия такого забвения.
Третий урок курса посвящён основным понятиям родословной науки: о роде, о родословной таблице, о родословном древе и т. п. Автор отмечает, что «работа по изучению истории рода очень скрупулёзна: она по сути дела бесконечна и может продлиться не только всю жизнь, но еще и несколько жизней последующих поколений (ваших детей и внуков)».
В четвертой главе («Пишем родословную») содержится призыв к школьникам деятельно включиться в изучение своей родословной и подключить к работе всех членов семьи. Здесь автор даёт рекомендации по методике проведения опроса родственников и записи сведений, полученных от них, систематизации материала, при этом подчёркивается, что «работу над историей семьи нельзя откладывать ни на месяц, ни на неделю». Главной задачей этой работы он считает установление имен предков.
      В следующей главе – «Наука генеалогия» – даются определение генеалогии (по Л. М. Савёлову), сведения из ее истории». Свой рассказ о генеалогии в России автор начинает с возникновения в русском языке самого слова «родословная» (т. е. с XV века). Он цитирует несколько важнейших для дворянской генеалогии исторических документов…

Переходя в шестой главе к изложению традиций родознавства в русских семьях, автор подробно останавливается на традициях поминовения предков, на правилах и канонах, существующих на этот счёт в православной церкви.
      В следующий главе В. С. Мартышин останавливается на таком важном моменте, как необходимость текущей фиксации семейных событий для потомков, и в связи с этим говорит о значении дневников, мемуаров, семейных летописцев, даёт советы по их ведению.
Глава восьмая посвящена генеалогическим источникам, их классификации и отдельным видам. В этой же главе сообщаются сведения о системе архивов в России, адреса важнейших из них, даются рекомендации о том, как писать запрос. Здесь же идет речь о библиотеках как хранилищах генеалогической информации, сообщается о некоторых справочных изданиях (правда, слишком бегло), в которых следует искать материалы генеалогического характера.
В главе «особенности некоторых семей» речь идёт о различных сословиях: дворянах, мещанах, крестьянах, священниках и. т. д., при этом приводятся образцы важнейших источников по генеалогии соответствующих сословий. На мой взгляд, эта глава является довольно удачной как по широте охвата основных источников, так и по раскрытию их содержания для школьников. Сообщаются сведения о порядке причисления людей в дореволюционной России  к тому или иному сословию. В частности, даются перечни доказательств, принимавшихся при утверждении в дворянстве, а также доказательства состояния в других сословиях. Приводятся сведения о структуре, форме и содержании дворянских родословных, метрических и городских обывательских книг, ревизских сказок, книг брачных обысков, формулярных списков, исповедных росписей и т. п.
Глава «Люблю это таинство рода» посвящена иконографии, её значению для генеалогических исследований. В главе «Память рода» даётся представление о статистико-демографическом анализе истории рода с выделением в ней ряда критических точек, а в следующей – сведения о традициях старшинства в России и, в частности, о местничестве.
14-я глава книги посвящена кладбищам. В ней говорится об их духовном значении для живущих. Автор высказывает мысль, что «отнесение кладбищенского хозяйствования к сфере бытовых услуг – мера, оскорбляющая человеческое достоинство». В 15-й главе рассказывается о православных традициях погребения, даются советы юным генеалогам по описанию кладбищ и использованию информации некрополей, кладбищенских архивов.
Отдельная глава посвящена терминологии родства и свойств. В ней приводятся не только общеупотребительные термины, но и такие экзотические, как пасерб, внуки стрыйные, трёхродное свойство и др.
В главе 17-й – «Родословная вглубь и вширь» – даются указания о необходимости соблюдения определенных правил в работе генеалога, при этом широко используется труд автора «первого ученого родословия» в России И. Римского-Корсакова, а также сообщается о самых больших родословных.
Интересной и полезной представляется глава «Работа с церковными документами» (метрическими книгами, исповедными росписями, причастными ведомостями и т. д.). В следующей, 19-й главе («Еще об источниках») речь идёт о письмах, их значении и использовании при изучении истории семьи, а 20-я посвящается анализу связи истории рода с историей страны, ее хронологией, возможностям использования общеисторических материалов для изучения семейной истории.
В главе «Поиск продолжается» вновь речь идёт о библиотеках, об использовании информации из местных газет, журналов, краеведческой литературы в генеалогическом поиске.
«Фамилия – флаг семьи» – так названа в книге глава, в которой речь идёт о фамилиях, времени и способе их образования, их информационном содержании, о проблеме перемены фамилии, о патронимах.
В главе «За семейным кругом» В. С. Мартышин обращает внимание юных генеалогов на необходимость собирать сведения не только у членов семьи, но и выявлять круг общения предков, т. к. изучение материалов, относящихся к людям, общавшимся с членами изучаемого рода, часто даёт богатый материал о нём.
В главе 24-й («География рода») показано, как важно изучать миграции членов рода в течение жизни, что позволяет определить пространственно-временные границы для отбора материалов местного характера, потенциально могущих содержать важную для семейной истории информацию.
Урок 25-й посвящён методике исследования семейно-исторических загадок, легенд и предположений, а в 26-м даются советы по работе с накапливающимися сведениями различного характера, которые до поры до времени нельзя отнести к определенным лицам рода.
Следующая глава содержит рекомендации по созданию домашнего музея (ещё бы автор дал совет, где взять место для его размещения! – впрочем, в деревне это проще),  а 28-ой призывает выявлять имевшиеся в семье хорошие традиции и восстанавливать их. 29-я глава посвящена родовой геральдике и даже предлагает ребятам самим составить семейный герб.
Далее следует глава «Философия рода», которая освещает такие понятия как «идея рода», «жизненная энергия рода», «родовое самосознание», «циклы развития» и т. п., в основном, заимствованные из трудов о. П. Флоренского.
Наконец, 31-я глава посвящена составлению поколенной росписи, а 32-я, последняя, – написанию истории семьи как определенному итогу деятельности генеалога.
Книга насыщена советами начинающим генеалогам. Например, важными представляются даваемые в книге рекомендации по сбору биографической информации. Автор предлагает, в частности, собирать сведения о характере человека, его привычках, увлечениях, профессиональных традициях семьи, творческих проявлениях и достижениях, чудачествах, благочестии и т. п. В книге приводится большое количество пословиц и поговорок о родстве и его значении в жизни человека, афоризмов знаменитых людей, цитат из поэм и стихотворений. Например, на с. 87 приводится такое малоизвестное высказывание выдающегося русского философа В. С. Соловьева: «Нравственная связь поколений и безусловное, сверхвременное единство человека поддерживается через почитание предков в одну сторону и через воспитание детей – в другую». А на с. 82 автор сам высказывает любопытное наблюдение: «Каждое известие из истории семьи мы воспринимаем как потрясающее открытие», в справедливости которого каждый из любителей генеалогии, наверное, убедился сам.
Каждая глава сопровождается контрольными вопросами и домашними заданиями, а в конце книги приводится довольно обширный список рекомендуемой литературы (70 названий).
Книга пронизана убеждением в огромной нравственной значимости генеалогического знания. Она не только даёт сельскому школьнику практические рекомендации как и где искать сведения о своих предках, как оформить и систематизировать собранные материалы, но и позволяет ему необычайно расширить кругозор за счёт сведений, которые очень важны для духовно-нравственного развития и которые он не может почерпнуть из других школьных предметов.
Конечно, не всё одинаково хорошо в пособии. Не всегда автор точно и полно освещает те или иные вопросы, порой, возможно, делает излишне сильный (в учебнике для светской школы) акцент на связи генеалогии с православным мировосприятием… Но выход в свет рецензируемой книги, на мой взгляд, является неординарным событием. Создан не только первый в России современный школьный учебник по генеалогии, но и найдена весьма удачная форма подачи материала, вызывающая желание усвоить содержание курса и пойти дальше, что свидетельствует о несомненном педагогическом таланте автора.
Возможно, теперь генеалоги-профессионалы, обладающие научными степенями и разнообразным опытом генеалогических исследований, смогут создать учебник генеалогии для широких слоёв нашего многонационального общества, а также учебные пособия для высших учебных заведений и для преподавателей генеалогии в учебных заведениях разного типа. А пока книгу В. С. Мартышина можно рекомендовать в качестве пособия начинающим генеалогам любого возраста»,-
 отмечает в заключении В.Н. Рыхляков. [2]

 Уместно заметить, что данный учебник издан в 2014 году в новой  редакции в переработанном виде и с дополнениями под названием «Лелею я память рода». Подготовлена и третья редакция учебника «Уроки нравственного родословия».

      Продолжая мысль о важности предложенного нами подхода по изучению истории, где первой ступенькой является изучение истории своей семьи, выскажем еще несколько важных положений, касающихся такой категории как «род».  К сожалению, понятие семья в наше время рассматривается в ограниченном пространстве и времени. Члены семьи сами чаще всего отгораживаются  от истории своей семьи и поэтому мы должны переходить к осмыслению места семьи в истории Отечества, в истории региона, вселенной в категории «рода», которая является более общей по отношению к семье и нацелена на охватывание и осмысление истории семьи во всей полноте. И в данном нашем размышлении слова «семья» и «род» являются по сути своей синонимами. Выскажем несколько важных правил, которые важны при формировании того уровня мировоззрения, на который должны вывести мы своих воспитанников в нашей системе воспитания:

       Правило №1. Историческое знание для формирования сознания конкретного человека становится более  эффективным, если частью этого знания является история его семьи.    

      Правило №2. Каждый человек от рождения имеет свою жизненную задачу, свой крест. Но эта задача не может рассматриваться независимо от истории семьи, истории рода, перед которыми стоят задачи для истории более значимые.

      Правило №3.  В основе жизни и истории каждой семьи, каждого рода  лежит идея, «замысел». Идея эта  предопределена свыше. В  ней заключается смысл существования семьи, рода. Эта идея существует  как составная  часть идеи народа.  

      Правило №4. Временное отступление одного или нескольких членов семьи от идеи ведет к упадку рода.

        Правило №5. История государств состоит в основном из описания всплесков отдельных членов рода. В отдельные исторические периоды - это всплеск большинства представителей народа, но и в эти периоды ценность каждого рода перед Отечеством далеко не одинакова.

        Правило №6. На протяжении нескольких поколений перед родом ставятся одни и те же задачи, но каждое поколение должно решить их по-своему. При осознанном подходе к идее рода его представители приближаются к ее воплощению, при игнорировании этой идеи — удаляются.

       Правило №7.  При анализе родовой идеи того или иного семейства мы обязательно заметим, что идея находила выход в определенном представителе рода, хотя работал на нее весь род. Именно эти расставленные родом акценты и позволяют нам определить его главную идею.

      Правило №8.  В результате того, что члены семьи не знают истории своего рода, не вдумываются в его идею, живут вне этой идеи - наше отношение к ней постоянно нуждается в корректировке. Но даже при крайней нашей забывчивости идея рода непременно напомнит и даст о себе знать. И тогда в определенный период кому-то из представителей будет дана возможность вывести свой род на стезю, соответствующую первоначальному  замыслу.

       Правило №9. Каждому поколению в той или иной мере предоставляется возможность в реализации идеи рода, но на отдельных его представителей падает особая ответственность. Иногда она может быть идентичной для представителей многих родов, для всего народа, то есть для целого поколения. Для наших поколений, безусловно, наиважнейшей задачей является духовное воссоединение с родом, восстановление идеи существования рода в лоне Русской Православной Церкви.  

       Правило №10. Идеи рода присутствует в каждом  отдельном поколении, присутствует и их нацеленность на эту идею жизни рода как целого.  Это чувство жизни прошлых поколений и ощущение взгляда на себе будущих. Это осознание себя звеном непрерывной цепи, но звеном особым, со своей идеей, которая является частицей общеродовой идеи.  

       Правило №11. Болезнь, характерная для нашего времени — беспамятность. Людей, болеющих ею, современный писатель назвал манкуртами, в народной фразеологии их называют «Иванами, не помнящие родства», «перекати-поле». Родительницей ее являются гордыня и преувеличение собственных достоинств перед предками.

Подобная болезнь может привести к смерти родовой идеи и самого рода, так как, возможно, именно этому представителю необходимо было приложить для реализации этой идеи максимум сил.

         Правило №12. Концом рода в генеалогии считается полный  отход представителя рода от родовой идеи, измена этой идее и непередача ее по наследству другому члену рода, в бытовом плане концом рода считается физическая смерть последнего его представителя.

   Вот лишь несколько важных правил, без которых полное осознание места семьи в истории Отечества не возможно. Здесь уместно заметить, что точно так же и у каждого места на карте России есть определенная роль, определенная идея. И именно с этой точки зрения следует рассматривать историю малой родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

Урок литературы "Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"

На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный у...

Урок нравственности "Не позволяй душе лениться!" Нравственная идея святочного рассказа Н.С.Лескова "Под Рождество обидели"

Настоящая методическая разработка представляет собой комбинированный урок нравственности, основанный на литературном материале, посвященный анализу святочного рассказа  Николая Семеновича Лескова...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности».

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...