Урок истории в 5 классе "Законы Хаммурапи"
план-конспект занятия по истории (5 класс)
Урок построен в технологии критического мышления.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42 КБ | |
| 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Законы Хаммурапи
Урок истории в 5 классе
УМК А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая.История древнего мира. М., Просвещение, 2019
Цель: построение знаний о законах Хаммурапи;
Воспитание ценностного отношения к законам и правопорядку как условию стабильного развития общества и человека;
Знакомство с понятием «гуманность» и «мораторий на смертную казнь»;
Стратегия «Фишбоун» * или «Незаконченное предложение»
Класс делится на три группы (можно иначе по усмотрению учителя и составу класса, в т.ч. индивидуально)
- Стадия вызова.
Юные историки! Вы уже познакомились с природными условиями Междуречья. Сегодня ваша задача – выяснить, каким было управление в этом государстве, какой след в истории оставили правители.
- Стадия содержания.
Давайте выясним, какой город был столицей Двуречья.
(дети читают приложение 1, а затем находят Вавилон на карте).
- Ребята! Внимательно посмотрите иллюстрацию на с.67 и найдите имя вавилонского царя. Как вы думаете, какое важное дело он сделал для своих подданных?
- Действительно, Хаммурапи был законодателем. Он стал самым могущественным и знаменитым царём Вавилонского царства. (на доске учитель записывает годы правления царя – (1792-1750 гг. до н.э.) Какой это век?
- По легенде, законы Хаммурапи получил от бога Солнца Шамаша. В наши дни законы составляют люди. Я предлагаю вам отправиться в прошлое и побыть на месте законодателя.Каждая группа получит тексты с незаконченными предложениями. В них описано преступление, вам нужно продумать наказание (приложение 2).
- Работа в группах, учитель в это время пишет эти же предложения на доске (или рисует фишбоун* : в нижней части – преступления, в верхних косточках будут записаны наказания; в голове рыбы – слово «закон», в хвосте запишется вывод детей по уроку (справедливость или порядок, или спокойствие, или защита).
- Афиширование.
- Давайте посмотрим, разделяем ли мы, люди XXI века, взгляды на преступление и наказание со взглядами Хаммурапи. (с.68, документ). Каждая группа читает свои предложения вслух. Идёт свободное обсуждение. Как правило, детей удивляет жестокость законов Хаммурапи, они задают проблемные и интерпретационные вопросы, и в результате приходят к ключевому вопросу урока: Что было бы без законов? Справедливо ли применение смертной казни (а если невиновен – так бывает; и т.п.)
- Возвращение к фишбоуну, запись в хвосте.
- Рефлексия в группах: синквейн по слову «Законы».
- Афиширование.
- Итог.
Повсюду люди живут по законам. Может быть, кому-то они не нравятся. НО исполнять законы ложны все люди. Dura lex,sed lex. Закон суров, но это закон – так говорили древние римляне.
Приложение 1.
Города Двуречья долго воевали между собой – кому из них быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть.
Приложение 2.
Закончите предложение.
- Если человек украл имущество храма, то…
- Если человек украл осла, овцу, то…
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Закончите предложение.
3.Если человек ударил отца, то…
4.Если человек выбил зуб человеку, то…
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Закончите предложение.
5.Если человек выколол глаз человеку, то…
6.Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, то…
------------------------------------------------------------------------------------------------------------ -
Предварительный просмотр:
Микова Т.А.
МБОУ большекиварская СОШ
Воткинского района УР
Тел.89226948228
Единовластие Цезаря
Урок истории в 5 классе
УМК А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. История древнего мира.
М.,Просвещение, 2019г.
Урок спланирован в соответствии с принципами технологии критического мышления.
Стратегия взаимодействия - «Мозаика»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: построение знаний о характере правления Гая Юлия Цезаря.
Задачи:
-совершенствование умения пересказывать текст, выделять в нём главное;
- формирование умения составлять краткую запись (ключевые слова, презентационную схему, план) для пересказа текста;
- формирование умения обсуждать проблемы и делать выводы, слушать товарищей и задавать вопросы разного уровня;
-выработка ценностного отношения к честности, открытости в отношениях между людьми, чувства омерзения к предательству.
Оборудование: стоящие на столах номерки 1-4, картонные карточки для жеребьёвки участников групп – 1 комплект (по количеству участников групп).
- Стадия вызова.
УЧИТЕЛЬ:
-Друзья! Из прошедших занятий вы узнали о серьёзных проблемах, возникших в республиканском Риме: о гражданских войнах и восстаниях рабов. Даже после подавления восстания беглые рабы угрожали существованию римского государства. В это время в армию стали набирать неимущих граждан, которым платили воинское жалованье. Солдаты были готовы служить кому угодно- лишь бы полководец щедро платил, и могли помочь ему стать единоличным правителем Рима. После разгрома войск Спартака Красс и Помпей стали главными соперниками в борьбе за власть. Они ненавидели друг друга. В эти же годы выдвинулся Гай Юлий Цезарь. (на доске появляется надпись «Цезарь»).
-Что вам известно об этом человеке? (учитель записывает высказывания «Воевал с галлами», «полководец» и др. (фильм «Астерикс и Обеликс» смотрели все).
-Откройте стр.239, внимательно рассмотрите скульптурный портрет Цезаря. Как вы думаете, каким характером обладал этот человек? (черты записываются на доске, при необходимости уточняется лексическое значение, например, отличие слов жёсткий и жестокий.
(Можно обсудить с классом значение этого слова: может оказаться, что учащиеся близко знакомы с эти понятием, а может, и нет; тогда для них это будет открытием).
- Какие действия вам необходимо совершить для того, чтобы узнать характер этого человека?
ОБУЧАЮЩИЕСЯ: познакомиться с жизнью Цезаря и выделить факты его деятельности.
УЧИТЕЛЬ:
-Я согласна с вами. В жизни Цезаря можно выделить 4 этапа. Как мы можем организовать решение поставленной задачи?
Обучающиеся предлагают способы работы,
например, разделиться на 4 группы, каждая группа изучит «свой» период.
Тексты можно распечатать или в учебнике разметить карандашом, например, так:
1 гр. «Возвышение Цезаря» на с.238, п.1,со слов он происходил… до слов в п.2,с.240 в Заальпийской Галлии им принадлежала лишь небольшая область.
2 гр. «Цезарь завоёвывает Галлию» на с.240 п.2 со слов Цезарь поставил своей целью… до конца п.3.
3 гр. «Захват Цезарем власти» (п.4 полностью)
4 гр. «Гибель Цезаря» (п.5 полностью)
Поскольку класс ещё овладевает новыми образовательными стратегиями, необходимо с ними обсуждать алгоритм работы.
Инструкция.
- Внимательно прочитайте текст;
- Выделите ключевые слова, даты;
- Запишите факты в тетрадь или составьте презентационную схему;
- Пронумеруйтесь и перескажите текст по кругу (каждый по предложению и так до конца).
Отчёты групп.
Жеребьёвка: ученик, чей номер учитель вытянул, выступает от группы перед классом. Задача участников других групп – зафиксировать новую информацию, а затем задать вопросы докладчику как на уточнение сведений, так и проблемного характера (как правило идёт оживлённое обсуждение или дискуссия).
*если после завершения отчётности у участников «родной группы» есть дополнения, вызванные упущением докладчика, то группа получает «4», а если дополняет учитель – «3».
Подведение итогов Друзья! Перед вами прошла вся жизнь Цезаря – жизнь человека, полководца и правителя. Его жизненным девизом стали слова «Veni,vidi,vici!», что означает «Пришёл, увидел, победил!» давайте вернёмся к нашей гипотезе. Какие предположения оказались ошибочными? Что можно добавить? (корректируется запись на доске).
Рефлексия. У каждого у вас, безусловно, сложилось своё, личное, отношение к Цезарю. Составьте, пожалуйста, синквейн, посвящённый этому выдающемуся человеку.
Из работ учащихся.
Цезарь
Жестокий, властный
Воевал с галлами, помогал народу, заботился о чужом ребёнке.
Какой удар ты получил от Брута!,,
Полководец.
Д. Женя
Цезарь умный, мужественный
Постоянно ходил без охраны
И властвовал над всем.
Много было у него друзей…
Но злые заговорщики убили, убили Цезаря за славу,
И предал лучший друг его, как сын ему он был.
Т.Ксения
Цезарь
Мужественный, целеустремлённый
Воевал, любил как сына Брута, властвовал.
В тебе могущество, и сила, и любовь!,,
Военачальник.
П. Андрей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Урок раскрывает особенности личности царя Хаммурапи, его законы...

разработка урока истории в 5 классе "Законы Хаммурапи"
5 класс. Цель: воспитать у учащихся представление о законах, как форме организации коллективной жизни....
презентация к уроку истории 5 класс "земельный закон братьев Гракхов"
презентация к уроку истории 5 класс "земельный закон братьев Гракхов"...

Конспект урока в 10 классе "Законы Хаммурапи"
Конспект и презентация к уроку-практикуму в 10 классе по зарубежной истории на тему "Законы Хаммурапи"...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 22 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Цель урока: сформировать представление о законах Хаммурапи, ознакомить учащихся с устройством древневавилонского общества, социальными группами...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы", 5 класс. При проведении урока используются технология проблемного обучения и технологи...

