Урок истории в 5 классе "Законы Хаммурапи"
план-конспект занятия по истории (5 класс)

Микова Татьяна Алексеевна

Урок построен в  технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий урока 42 КБ
Файл edinovlastie_tsezarya.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Законы Хаммурапи

Урок истории в 5 классе

УМК  А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая.История древнего мира. М., Просвещение, 2019

Цель: построение знаний о законах Хаммурапи;

Воспитание ценностного отношения к законам  и правопорядку как условию стабильного развития общества и человека;

Знакомство с понятием «гуманность» и «мораторий на смертную казнь»;

Стратегия «Фишбоун» *     или «Незаконченное предложение»

Класс делится на три группы (можно иначе по усмотрению учителя и составу класса, в т.ч. индивидуально)

  1. Стадия вызова.

Юные историки! Вы уже познакомились с природными условиями Междуречья. Сегодня ваша задача – выяснить, каким было управление  в этом государстве, какой след в истории оставили правители.

  1. Стадия содержания.

 Давайте выясним, какой город был столицей Двуречья.

(дети читают приложение 1, а затем находят Вавилон на карте).

  1. Ребята! Внимательно посмотрите  иллюстрацию на с.67 и найдите имя вавилонского царя. Как вы думаете, какое важное дело он сделал для своих подданных?
  2. Действительно, Хаммурапи был законодателем. Он стал самым могущественным и знаменитым царём Вавилонского царства. (на доске учитель записывает годы правления царя – (1792-1750 гг. до н.э.) Какой это век?
  3. По легенде, законы Хаммурапи получил от бога Солнца Шамаша. В наши дни законы составляют люди. Я предлагаю вам отправиться в прошлое и побыть на месте законодателя.Каждая группа получит тексты с незаконченными предложениями. В  них описано преступление, вам нужно продумать наказание (приложение 2).
  4. Работа в группах, учитель в это время пишет эти же предложения на доске (или рисует фишбоун* :  в нижней части – преступления, в верхних косточках будут записаны наказания; в голове рыбы – слово «закон», в хвосте запишется вывод детей  по уроку (справедливость или порядок, или спокойствие, или защита).
  5. Афиширование.
  6. Давайте посмотрим, разделяем ли мы, люди XXI века, взгляды на преступление и наказание со взглядами Хаммурапи. (с.68, документ). Каждая группа читает свои предложения вслух. Идёт свободное обсуждение. Как правило, детей удивляет жестокость законов Хаммурапи, они задают проблемные и интерпретационные вопросы, и в результате приходят  к ключевому вопросу урока: Что было бы без законов? Справедливо ли применение смертной казни (а если невиновен – так бывает; и т.п.)
  7. Возвращение к фишбоуну, запись в хвосте.
  8. Рефлексия в группах: синквейн по слову «Законы».
  9. Афиширование.
  10. Итог.

Повсюду люди живут по законам. Может быть, кому-то они не нравятся. НО исполнять законы ложны все люди. Dura lex,sed lex. Закон суров, но это закон – так говорили древние римляне.

Приложение 1.

Города Двуречья долго воевали между собой – кому из них быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть.

Приложение 2.

Закончите предложение.

  1. Если человек украл имущество храма, то…
  2. Если человек украл осла, овцу, то…

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Закончите предложение.

3.Если  человек ударил отца, то…

4.Если  человек выбил зуб человеку, то…

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Закончите предложение.

5.Если человек выколол глаз человеку, то…

6.Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, то…

------------------------------------------------------------------------------------------------------------ -



Предварительный просмотр:

Микова Т.А.

МБОУ большекиварская СОШ

Воткинского района УР

Тел.89226948228

Единовластие Цезаря

Урок истории в 5 классе

УМК А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. История древнего мира.

М.,Просвещение, 2019г.
Урок спланирован в соответствии с принципами технологии критического мышления.

Стратегия взаимодействия  - «Мозаика»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: построение знаний о характере правления Гая Юлия Цезаря.
Задачи:

-совершенствование умения пересказывать текст, выделять  в нём главное;
- формирование умения составлять краткую запись (ключевые слова, презентационную схему, план) для пересказа текста;

- формирование умения обсуждать проблемы и делать выводы,  слушать товарищей и задавать вопросы разного уровня;

-выработка ценностного отношения к честности, открытости в отношениях между людьми, чувства омерзения к предательству.

Оборудование: стоящие на столах номерки 1-4, картонные карточки для жеребьёвки участников групп – 1 комплект (по количеству участников групп).

 

  1. Стадия вызова.
    УЧИТЕЛЬ:

-Друзья! Из прошедших занятий вы узнали о серьёзных проблемах, возникших в республиканском Риме: о гражданских войнах и восстаниях рабов. Даже после подавления восстания беглые рабы угрожали существованию римского государства. В это время в армию стали набирать неимущих граждан,  которым платили воинское жалованье. Солдаты были готовы служить кому угодно- лишь бы  полководец щедро платил, и могли помочь ему стать единоличным правителем Рима. После разгрома войск Спартака Красс и Помпей стали главными соперниками  в борьбе за власть. Они ненавидели друг друга. В эти же годы выдвинулся  Гай Юлий Цезарь. (на доске появляется надпись «Цезарь»).

-Что вам известно об этом человеке? (учитель записывает высказывания «Воевал с галлами», «полководец» и др. (фильм «Астерикс и Обеликс» смотрели все).

-Откройте стр.239, внимательно рассмотрите скульптурный портрет Цезаря. Как вы думаете, каким характером обладал этот человек? (черты записываются на доске, при необходимости уточняется лексическое значение, например, отличие слов жёсткий  и  жестокий.

 (Можно обсудить с классом значение этого слова: может оказаться, что учащиеся  близко знакомы с эти понятием, а может, и нет; тогда для них это будет открытием).

- Какие действия вам необходимо совершить для того, чтобы узнать характер этого человека?

ОБУЧАЮЩИЕСЯ: познакомиться с жизнью Цезаря и выделить факты  его деятельности.

 УЧИТЕЛЬ:
-Я согласна с вами. В жизни Цезаря можно выделить 4 этапа. Как мы можем организовать решение поставленной задачи?
Обучающиеся предлагают способы работы,
например, разделиться на 4 группы, каждая группа изучит «свой» период.  
Тексты можно распечатать или в учебнике разметить карандашом, например, так:

1 гр. «Возвышение Цезаря» на с.238, п.1,со слов он происходил…  до слов  в п.2,с.240 в Заальпийской Галлии им принадлежала лишь небольшая область.

2 гр. «Цезарь завоёвывает Галлию» на с.240  п.2 со слов Цезарь поставил своей целью… до конца  п.3.

3 гр. «Захват Цезарем власти» (п.4 полностью)

4 гр. «Гибель Цезаря»  (п.5 полностью)
Поскольку класс ещё овладевает новыми образовательными стратегиями, необходимо с ними обсуждать алгоритм работы.

Инструкция.

  1. Внимательно прочитайте текст;
  2. Выделите ключевые слова, даты;
  3. Запишите факты в тетрадь или составьте презентационную схему;
  4. Пронумеруйтесь и перескажите текст по кругу (каждый по предложению и так до конца).

Отчёты групп.

Жеребьёвка: ученик, чей номер учитель вытянул, выступает от группы перед классом. Задача участников других групп – зафиксировать новую информацию, а затем задать вопросы докладчику как на уточнение сведений, так и проблемного характера (как правило идёт оживлённое обсуждение или дискуссия).

*если после завершения отчётности у участников «родной группы» есть дополнения, вызванные упущением докладчика, то группа получает «4», а если дополняет учитель – «3».

Подведение итогов   Друзья! Перед вами прошла вся жизнь Цезаря – жизнь человека, полководца и правителя. Его жизненным девизом стали слова «Veni,vidi,vici!», что означает «Пришёл, увидел, победил!» давайте вернёмся к нашей гипотезе. Какие предположения оказались ошибочными? Что можно добавить? (корректируется запись на доске).

Рефлексия. У каждого у вас, безусловно, сложилось своё, личное, отношение к Цезарю. Составьте, пожалуйста, синквейн, посвящённый этому выдающемуся человеку.

Из работ учащихся.

Цезарь

Жестокий, властный

Воевал с галлами, помогал народу, заботился о чужом ребёнке.

Какой удар ты получил от Брута!,,

Полководец.

Д. Женя

Цезарь умный, мужественный

Постоянно ходил без охраны

И властвовал над всем.

Много было у него друзей…

Но злые заговорщики убили, убили Цезаря за славу,

И предал лучший друг его, как сын ему он был.

Т.Ксения

Цезарь

Мужественный, целеустремлённый

Воевал, любил как сына Брута, властвовал.

В тебе могущество, и сила, и любовь!,,

Военачальник.

П. Андрей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Урок раскрывает особенности личности царя Хаммурапи, его законы...

разработка урока истории в 5 классе "Законы Хаммурапи"

5 класс. Цель: воспитать у учащихся представление о законах, как форме организации коллективной жизни....

презентация к уроку истории 5 класс "земельный закон братьев Гракхов"

презентация к уроку истории 5 класс "земельный закон братьев Гракхов"...

Конспект урока в 10 классе "Законы Хаммурапи"

Конспект и презентация к уроку-практикуму в 10 классе по зарубежной истории на тему "Законы Хаммурапи"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 22 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Цель урока: сформировать представление о законах Хаммурапи, ознакомить учащихся с устройством древневавилонского общества, социальными группами...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы", 5 класс. При проведении урока используются технология проблемного обучения и технологи...