Конспект урока в 10 классе "Законы Хаммурапи"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Шилко Андрей Юрьевич

Конспект и презентация к уроку-практикуму в 10 классе по зарубежной истории на тему "Законы Хаммурапи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka._zakony_hammurapi.doc62 КБ
Файл zakony_hammurapi.pptx237.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

История 10 класс

      Ф.И.О.      Шилко Андрей Юрьевич, учитель истории

      ОУ      ГБОУ СОШ №407 Пушкинского района Санкт-Петербурга

      Предмет:    история

      Класс:         10

Тип урока:        Урок усвоения новых знаний     

Форма урока:   Исследовательская

Технология:  Критического мышления

Тема урока: Законы вавилонского царя Хаммурапи

Цель урока: Познакомиться с фрагментами законодательства древневосточного государства, выявить его характерные черты, определить общественную структуру Древнего Востока            

Задачи урока:       1. Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации в исторических источниках;

                               2. Уметь анализировать используемые материалы;

                                                           3. Научить учащихся обмениваться информацией, выслушивать точку зрения одноклассника;

                               4. Научить учащихся работать индивидуально и в группе;

                               5. Развивать критическое мышление;

        

      Ожидаемые результаты: в ходе урока учащиеся смогут научиться:

     1. работать с информацией из исторического источника;

     2. выполнять логические операции сравнения, анализа;

     3. использовать способы взаимодействия, продуктивного сотрудничества.

Оборудование:    раздаточный материал,   чистые листы на столах учащихся для работы на уроке.

                             

     

План урока:

    1. Постановка целей и задач урока.

    2. Работа с текстом.

    3. Подведение итогов.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

1

2

3.

4.

Организационный момент.

2. Этап актуализации знаний

3.Содержательно-операционный этап

 

4.  Контрольно-оценочный   этап.  

Приветствует учащихся.

- Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос – для чего нужен такой предмет в школе как история?

Как вы думаете, когда появляется собственно история?

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из таких письменных источников, а именно с законами Хаммурапи и попробуем ответить на вопросы:

  • Можно ли охарактеризовать социальную структуру общества на основе данного источника?
  • Можем ли сделать определенные выводы о нравственности Древневосточного общества?
  • Могут ли полученные знания о Древневосточном обществе быть объективными?

   

3. Дает возможность выбрать учащимся, в какой и групп они будут работать путём жеребьёвки. Раздает фрагменты из источника.

Ставит  вопросы, на которые учащиеся должны ответить.

4. Организует работу с вопросами по тексту.

Проводит  контроль, оценку, рефлексию (соотнесение результата и цели)

.

Приветствуют учителя.

2. Учащиеся отвечают на вопросы.

.

3. Выбирают группу для работы. Читают текст. Готовят ответы на вопросы по тексту.

4. Отвечают на вопросы по тексту и на вопросы в начале урока.

 

2.  Регулятивные УУД:

Прогнозирование и целеполагание деятельности.

3. Познавательные УУД:

умение структурировать знания;

извлечение необходимой информации из источника.

Коммуникативные УУД

умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах над задачами исследовательского характера.

4. Личностные УУД Понимание ценности науки для удовлетворения производственных и культурных потребностей человека.

Регулятивные УУД:

оценка и саморегуляция

Коммуникативные УУД:

навыки полно и точно выражать свои мысли.

Приложение

Законы царя Хаммурапи (фрагмент)

Хозяйство
      § 7.
 Если человек купит из руки сына человека [полноправный житель Вавилонского царства] или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек — вор, его должно убить...
      § 53. Если человек поленится укрепить плотину своего поля и [вследствие того, что] плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля [общины, то] человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил...
      § 55. Если человек открыл свой арык для орошения, но был небрежен, и вода затопила поле его соседей, [то] он должен отмерить зерно в соответствии [с урожаем] его соседей...
      § 59. Если человек срубит в саду человека дерево без [ведома] хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины (мина — 0,5 кг) серебра...
      § 235. Если корабельщик соорудит человеку судно и сделает свою работу ненадежно, так, что судно в том же году станет течь [или] получит [другой] недостаток, [то] корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное за собственный счет и отдать прочное судно хозяину судна...
      § 237. Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым [другим] грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем [было], [то] лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что он погубил в нем...
      § 259. Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей (сикль — 8,4 г) серебра.
      § 260. Если он украл сошник или же борону, то он должен заплатить 3 сикля серебра.
      § 261. Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, [то] он должен платить ему по 8 гуров (гур — 252,6 л) зерна в 1 год...
      § 274. Если человек нанимает мастерового, то наемную плату... кирпичного мастера... плату ткача... плату камнереза... плату кузнеца... плату столяра... плату кожевника... плату плотника... плату корзинщика... плату строителя... в день он должен давать.

Законы царя Хаммурапи (фрагмент)

Наказания
      § 3. Если человек выступил в суде для лжесвидетельства и слово, которое он сказал, не доказал, [то], если это дело — дело о жизни, человек этот должен быть казнен...
      § 6. Если человек украл имущество бога или дворца, [то] этот человек должен быть казнен...
      § 14. Если человек украл малолетнего ребенка [другого] человека, [то] он должен быть казнен...
      § 21. Если человек сделал пролом в доме [другого человека], [то] перед этим проломом его следует убить и закопать...
      § 195. Если сын ударил своего отца, [то] ему должны отрубить руку...
      § 196. Если человек выколол глаз сыну человека, [то] должны выколоть ему глаз...
      § 197. Если он переломил кость человеку, [то] должны переломить ему кость...
      § 200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, [то] должны ему выбить зуб...
      § 202. Если человек ударил [по] щеке человека, высшего [по положению], чем он сам, [то] он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз...
      § 203. Если сын человека ударил [по] щеке сына человека, равного ему, [то] он должен отвесить одну мину серебра...
      § 205. Если раб человека ударил [по] щеке сына человека, [то] ему должны отрезать ухо...
      § 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так, что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.

Законы царя Хаммурапи (фрагмент)

Долговая кабала
      § 115. Если человек имеет за человеком [долг] хлебом или серебром и будет держать его заложника, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, [то] это не основание для претензии.
      § 116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить... и если [взятый в залог] — сын человека, [то] должны казнить его [ростовщика] сына...
      § 117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, [то] они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года; на четвертый год должно отпустить их на свободу.

По фрагменту о хозяйстве

1. Заполните таблицу по схеме: отрасли хозяйства, примеры из законов

2. Почему в царских законах проявлена забота о системе орошения? Какое наказание ждало нерадивого земледельца, не заботившегося о своих плотинах и каналах?

3. В законах царя Хаммурапи в качестве платы за работу или преступления упоминается серебро и зерно. Как вы думаете, о какой роли земледелия в жизни Месопотамии говорит этот факт?

По фрагменту о наказаниях

1. Объясните происхождение выражения око за око зуб за зуб Приведите примеры из законов Хаммурапи в соответствующие этому выражению

2. Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет?

3. Почему в § 202, 203 и 205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?

(По фрагменту о долговой кабале)
      
1. Как вы думаете, какие слои населения чаще всего попадали в долговую кабалу?
      
2. Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу?
      
3. По вашему мнению, эти статьи законов были написаны в интересах должников или ростовщиков? Поясните свое мнение.
      
4. Почему Хаммурапи заботился о таких частных вопросах?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

– Для чего нужен такой предмет в школе как история? Как вы думаете, когда появляется собственно история?

Слайд 2

Тема урока : Законы Хаммурапи

Слайд 4

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из таких письменных источников, а именно с законами Хаммурапи и попробуем ответить на вопросы: Можно ли охарактеризовать социальную структуру общества на основе данного источника? Можем ли сделать определенные выводы о нравственности Древневосточного общества? Могут ли полученные знания о Древневосточном обществе быть объективными?

Слайд 5

По фрагменту о хозяйстве 1. Заполните таблицу по схеме: отрасли хозяйства, примеры из законов 2. Почему в царских законах проявлена забота о системе орошения? Какое наказание ждало нерадивого земледельца, не заботившегося о своих плотинах и каналах? 3. В законах царя Хаммурапи в качестве платы за работу или преступления упоминается серебро и зерно. Как вы думаете, о какой роли земледелия в жизни Месопотамии говорит этот факт?

Слайд 6

По фрагменту о долговой кабале 1. Как вы думаете, какие слои населения чаще всего попадали в долговую кабалу? 2. Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу? 3. По вашему мнению, эти статьи законов были написаны в интересах должников или ростовщиков? Поясните свое мнение. 4. Почему Хаммурапи заботился о таких частных вопросах?

Слайд 7

По фрагменту о наказаниях 1. Объясните происхождение выражения око за око зуб за зуб. Приведите примеры из законов Хаммурапи в соответствующие этому выражению 2. Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет? 3. Почему в § 202, 203 и 205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?

Слайд 8

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

урока  с использованием стратегий ТРКМЧП по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" 5 класс....

Конспект урока по истории на тему "Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи" в 5 классе

Конспект урока по истории на тему "Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи"...

Конспект урока истории в 5 классе по теме " Законы царя Хаммурапи"

Главной целью данного урока является формирование умения у пятиклассников работать с текстом документа, анализировать и делать выводы на основании текста Законов Хаммурапи ,давать оценку справедливост...

конспект Урока « Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Тема: « Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»Тип урока: урок овладения новыми знаниямиЗадачи:- обучающие: познакомить учащихся с понятием закон,  совершенствование навыков самостоя...

Конспект урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

В конспекте затрагиваются вопросы возвышения Вавилона и правления вавилонского царя -Хаммурапи....

Конспект урока по истории России в 5 классе «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

познакомить учащихся с целями, значением реформ Хаммурапи, направлениями его внутренней политики, ключевыми датами, новыми понятиями....