конспект урока истории "Законы Хаммурапи"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Денежкина Виктория Юрьевна

дл\ 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakony_hamurappi.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверка ДЗ

I. Устный опрос

Чтение текста с ошибками

Текст с ошибками.

Почвы в Южном Двуречье не очень плодородны. Также как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой стране. Однако, разливы рек походили не так бурно, насыпи по берегам не строили, каналы для орошения полей и садов не рыли, жители их орошали вручную. Государства возникли здесь намного позже, чем в Египте.

Города обычно стояли на берегу рек. Самыми крупными из них были Ур и Урук. В Двуречье было много гор и лесов, поэтому было много строительного материала. Дерево было дорого – деревянные двери имелись лишь в богатых домах. Кирпичи обжигали в печах и строили из них оборонительные сооружения.

2. Пересказ мифа о всемирном потопе.

Какие сведения о жизни людей можно узнать из этого мифа. Как в нем отразилась природа страны. Что в мифе, по-вашему, правда, а что вымысел

3. Работа на доске:

Шамаш

Бог Луны

Син

Богиня плодородия и любви

Иштар

Бог Воды

Эа

Бог Солнца

4. Работа с цветовыми сигналами.

  • Течет река Нил
  • Мало деревьев, дома строят из глиняных кирпичей
  • Главный Бог - Бог Солнца
  • Столицей был город Мемфис, затем Фивы
  • Текут две реки, впадающие в Персидский залив
  • После разлива на берегах остается плодородный ил
  • Самые крупные города: Вавилон, Ур, Урук, Ашшур
  • Находилось одно из чудес света – пирамиды
  • Возникла легенда о Всемирном потопе
  • Писали клинописью
  • Строили насыпи, дамбы, каналы
  • Сильный ветер из пустыни мог засыпать поля раскаленным песком
  • Самыми грамотными людьми были жрецы

II НОВАЯ ТЕМА  „Законы Хамураппи“

В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах, что на территории Междуречья, необычную находку – черный базальтовый столб, на котором были высечены 247 законов, автором которых являлся самый могущественный царь Хамураппи. Хаммурапи был царем Вавилонского царства, которым и управлял с помощью своего Кодекса законов. Как вы понимаете слово «закон»?

Работа в группах по рядам:

группа 1   Чьи интересы защищали законы, оцените положение рабов.

Положения

Законы Хаммурапи

1. Деление общества на свободных и несвободных.
2. Положение рабов.

 

группа 2 Дайте оценку системе правосудия в Древнем Вавилоне.

Положения

Законы Хаммурапи

1. Происхождение выражения «Око за око, зуб за зуб».
2. Система правосудия (наказания за преступления).

 

группа 3  Докажите, что законы защищали должников.

Положения

Законы Хаммурапи

1. Положение должников.
2. Юридическая защита должников.

 

Предположительные выводы

1 группа – Законы Хаммурапи нельзя назвать справедливыми, так как они защищали в первую очередь интересы свободных людей и владельцев рабов, а рабы тоже люди, но к ним относились как к товару, вещи, скоту.

2 группа – Мы считаем, что законы вавилонского царя не совсем справедливы, так как за преступления, не очень тяжкие, жестоко наказывали: отрубали руки, выкалывали глаза и даже убивали. Конечно, за преступление человек должен нести наказание, но то, которое соответствовало бы его степени тяжести.

3 группа – В эпоху Хаммурапи люди могли попасть в долговое рабство. Если они вовремя не отдавали долг, то они или их родственники становились рабами. Но они могли снова стать свободными, отработав в качестве раба 3 года, и с ними нельзя было плохо обращаться. Поэтому законы Хаммурапи защищали простых людей от превращения их в рабов и от жестокого обращения.

Учитель: Ребята, что вы замечаете? Какое теперь противоречие налицо?

Учащиеся: Мы пришли к противоречивым выводам. С одной стороны законы были жестокими, а с другой защищали интересы людей.

Учитель: Ребята, представьте, что если бы не было законов. Что бы происходило в обществе, стране, государстве?

Учащиеся: В стране был бы беспорядок, совершались бы преступления, люди делали бы что хотели и не подчинялись властям.

Учитель: Так значит для чего нужны законы?

Учащиеся: Чтобы в стране был порядок, чтобы меньше совершалось преступлений, чтобы людям жилось лучше.

Учитель: Скажите, когда все это есть в государстве, оно становится более…?

Учащиеся: Сильным.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать?

Учащиеся: Законы укрепляют государство. (Запись в тетрадь). (Слайд 9)

Учитель: Ребята, а вы бы хотели сегодня жить по таким законам?

Учащиеся: Конечно, нет. Так как сегодня эти законы кажутся очень жестокими и несправедливыми.

Учащиеся вместе с учителем формулируют вывод: с точки зрения того времени, законы Хаммурапи – вынужденная мера для регулирования отношений людей и укрепления государства. Кодекс отражает интересы различных слоев населения, в том числе и беднейших, защищая их от обращения в рабство. Сточки зрения современности, законы царя кажутся жестокими и несправедливыми.

фронтально 1 ошибка – 1 жетон

оценка

оценка

Правильный ответ – жетон.

Закон  -  Обязательные  правила поведения, установленные высшим органом власти, за несоблюдение которых наступает ответственность.

10 минут

Домашнее задание:  В качестве домашнего задания предлагается учащимся на выбор несколько творческих заданий:

  1. Письмо рабовладельцу XXI века (В современном мире стали появляться новые рабовладельцы, которые по разным причинам превращают людей в рабов, напишите письмо рабовладельцу, как вы к нему относитесь).
  2. Ода против жестокости (представьте, что вы попали на совет вельмож, которые обсуждают наказания за разные проступки и преступления, у вас появилась возможность выступить против жестоких законов, напишите оду против жестокости).
  3. Совет берущим кредиты и деньги в долг (сегодня многие люди попадают в долговую зависимость не от землевладельцев, а от банков, взяв кредит, дайте им совет, как избежать такой зависимости).

Ситуации потерпевших:

  • О, великий Хаммурапи! Просит тебя о помощи знатный человек Хирам. Крестьянин из соседней деревни украл моих овец.
  • О, великий Хаммурапи! Просит тебя купец Гордий из города Ашшура. Крестьянин Нарх не отдает мне долг в 50 монет, говорит, что у него нет таких денег.
  • О, великий Хаммурапи! Просят тебя жители деревни около города Ура. Наш сосед Эвмей затопил свое поле и наши поля. Урожай погиб! Мы будем голодать!
  • О, великий Хаммурапи! Просят тебя о помощи жрецы храма Бога Мардука. Человек по имени Кадм стащил со священной статуи покрывало.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

урока  с использованием стратегий ТРКМЧП по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" 5 класс....

Конспект урока в 10 классе "Законы Хаммурапи"

Конспект и презентация к уроку-практикуму в 10 классе по зарубежной истории на тему "Законы Хаммурапи"...

Конспект урока по истории на тему "Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи" в 5 классе

Конспект урока по истории на тему "Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи"...

Конспект урока истории в 5 классе по теме " Законы царя Хаммурапи"

Главной целью данного урока является формирование умения у пятиклассников работать с текстом документа, анализировать и делать выводы на основании текста Законов Хаммурапи ,давать оценку справедливост...

конспект Урока « Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Тема: « Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»Тип урока: урок овладения новыми знаниямиЗадачи:- обучающие: познакомить учащихся с понятием закон,  совершенствование навыков самостоя...

Конспект урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

В конспекте затрагиваются вопросы возвышения Вавилона и правления вавилонского царя -Хаммурапи....

Конспект урока по истории России в 5 классе «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

познакомить учащихся с целями, значением реформ Хаммурапи, направлениями его внутренней политики, ключевыми датами, новыми понятиями....