Конспект урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Сафонова Мария Игоревна

В конспекте затрагиваются вопросы возвышения Вавилона и правления вавилонского царя -Хаммурапи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.

Организационный момент: перекличка, отсутствующие

2. Проверка домашнего задания

   1. П. 13 – прочитать, ответить на вопросы:

- Шамаш – бог какого природного явления? (Бог Солнца);

- Син –? (Бог Луны);

- Эа -? (Бог воды).

Иштар –? (Богиня плодородия и любви).

3. Новая тема

    Сегодня мы будем говорить о самом известном царе Вавилона. Он установил законы, по которым разбирали все судебные дела в государстве.

Тема урока: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».

План:

1. Вавилон становится главным городом Двуречья.

2. Законы Хаммурапи.

1. Вавилон становится главным городом Двуречья.

         В борьбе с другими городами, Вавилон выходит на первое место. Он становится столицей Вавилонского царства.

(Показать на карте – Вавилон).  

         Продолжаем заполнять таблицу «Народы Двуречья», которую мы начали заполнять с Вами на прошлом уроке.                                                                                                                                                                                                                                                                                         

        Народы Двуречья.

Народ

Крупные города, столица.

Шумеры

Ур, Урук.

Вавилоняне

Вавилон

 В первой колонке запишем народ, во второй – столицу Вавилонского царства.

Вавилон стал важным политическим, экономическим и культурным центром Древнего мира, одним из крупнейших городов в истории человечества

2.        Законы Хаммурапи.

Царь  Хаммурапи правил  в 1792-1750 гг. до н.э.(Запись в тетради)

 Ребята, сколько лет назад началось правление Хаммурапи? (2023+1792=3815 (лет назад).

При Хаммурапи Вавилонское царство достигло наивысшего могущества. Он был мудрым правителем и талантливым полководцем. (Запись в тетради)

Его личность обожествлялась. Хаммурапи заявлял, что его власть происходит от бога.

Теперь выполним задания к изображению «Верхняя часть  столба  с  текстом  законов  Хаммурапи»(с.71).

На верхней части столба изображен Хаммурапи и бог солнца Шамаш.                          

- Как вы думаете, кто из изображенных является Шамашем? (Шамаш сидит на троне).

- Кто из изображенных - Хаммурапи?

- Что бог Солнца вручает Хаммурапи (жезл).

На стеле перечислены законы – т.е. правила поведения и наказания за преступления.                                                                                     

4. Закрепление пройденного материала

  • Прочитать отрывок из документов «Из законов Хаммурапи» (с. 72).

Читать по очереди.

1. «Если  человек  украл  имущество  храма,  он  должен  быть  казнён». О чем говорит эта норма?   (Храмы считались священным местом, где находится бог).

2. «Если  человек  украл  осла,  овцу  или  раба,  он  должен  быть  казнён». Как вы считаете, как относились к рабу? (К рабу относились, как к животному ,его не считали человеком).

3. «Если  человек  ударил  отца,  ему  следует  отрубить  руку». 

О чем говорит следующая норма? (Родители почитались, отец – глава семейства, на него никто не мог поднимать руку).

4 - 5. «Если  человек  выбил  зуб  человеку,  ему  самому  следует  выбить  зуб. Если   человек   выколол   глаз   человеку,   ему   самому   следует   выколоть   глаз». Последнее задание в рамочке: как вы понимаете выражение: «око за око, зуб за зуб». (Что ты сделал другому, тем же отплатят тебе).

6. «Если человек  не  укрепил  насыпь  на  своей  земле  и  вода  затопила  поля  соседей,  пусть  возместит  им  убытки.  Если  ему  нечем  платить,  следует  продать  всё  его  имущество  и  его  самого  ,  а  полученное  серебро  пусть  со-седи  разделят  между  собой». Почему такое жестокое наказание за то, что человек не укрепил насыпь на своем участке и вода подтопила соседние участки? Мы видим, что следует отдать огромную сумму!

- Потому что урожай пропадает, затопляются жилища, нет возможности сразу все восстановить. Имуществу наносится огромный урон.

  -  Какие можем сделать выводы?  

 - Как вы считаете, законы царя Хаммурапи были справедливыми? Свой ответ поясните.

               

Запишем выводы.

 В Вавилонском царстве, как и в других древних обществах, люди делились на богатых и бедных, свободных и рабов. (Запись) 

!!!     Рубрика «Проверьте себя» - вопрос 4. Чем отличалось положение вавилонянина, отрабатывающего долг от положения раба-чужеземца.

Здесь имеется в виду, когда бедняк – свободный житель      Вавилона брал долг у богача, а затем не мог его отдать, он вынужден был отдать в рабство сыновей, жену – близких родственников. Но т.к. они свободные жители Вавилона, то работать на богача могли только 3 года.  Продать его богач не мог.  И убить его сына не имел права, т.к. в наказание у богача     убивали сына. У рабов-чужеземцев не было ни каких прав: к ним относились как к скоту, как к вещи. За их убийство отдавали лишь цену раба или отдавали своего раба.

Вавилоняне, которые отрабатывали долг, защищались законом. (Запись).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

ДЗ

1. П. 14,

2. Поработайте с картой (атлас).

3. Знать записи в тетради!

     Дневники, оценивание.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

урока  с использованием стратегий ТРКМЧП по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" 5 класс....

Конспект урока по истории на тему "Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи" в 5 классе

Конспект урока по истории на тему "Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 22 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Цель урока: сформировать представление о законах Хаммурапи, ознакомить учащихся с устройством древневавилонского общества, социальными группами...

Конспект урока истории в 5 классе по теме " Законы царя Хаммурапи"

Главной целью данного урока является формирование умения у пятиклассников работать с текстом документа, анализировать и делать выводы на основании текста Законов Хаммурапи ,давать оценку справедливост...

конспект Урока « Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Тема: « Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»Тип урока: урок овладения новыми знаниямиЗадачи:- обучающие: познакомить учащихся с понятием закон,  совершенствование навыков самостоя...

Конспект по истории на тему "Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" (5 класс)

Цели урока: - познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья;- продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, ...

Конспект урока по истории России в 5 классе «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

познакомить учащихся с целями, значением реформ Хаммурапи, направлениями его внутренней политики, ключевыми датами, новыми понятиями....