Конспект урока по истории России в 10 классе
план-конспект урока по истории (10 класс)

Иванова Инна Константиновна

Конспект урока по истории России в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_istorii_rossii_v_10_klasse.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по истории России в 10 классе

Тема: «Сталинская модернизация: триумф и трагедия»

Цель урока:  Формирование морально – этической гражданской позиции обучающегося по отношению к сложному многовекторному развитию страны в 1930 годы.

Задачи урока:

Образовательные: способствовать осознанию учащимися необходимости проведения модернизации в нашей стране в 30-е годы; осмыслению сложности  процесса, его исторической значимости;     сформировать представление о неоднозначности  оценок исторического развития СССР в  1930-е годы.

Воспитательные: способствовать становлению системы ценностей и выработке гражданской позиции по отношению к истории своей страны

Развивающие: совершенствовать навыки работы с разными видами исторических источников; умение анализировать исторические события, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Форма урока: нетрадиционный урок

Технологии: практико-ориентированные

Методы обучения: Деятельностные, проблемные, исследовательские, метод погружения, интерактивные

Способы деятельности: индивидуальные, фронтальные, групповые

Оборудование: экран, проектор, раздаточный материал, презентация, модель книги, учебник «История России» под ред. А.В. Торкунова. 10 класс, Часть 1- М., Просвещение, 2020, музыкальное сопровождение 

Программно-методическое обеспечение: УМК под ред. А.В. Торкунова,  учебник «История России» под ред. А.В. Торкунова. 10 класс, Часть 1- М., Просвещение, 2020, музыкальное сопровождение

Ход урока

1. Мотивационный этап. Слайд 1, 2

Учитель: Доброе утро. Ребята, обратите внимание на экран. Что Вы видите?

Ученики: -Книга…

Учитель: А как изображена книга – ее странички  развернуты  к Вам или от Вас?

Ученики: -и так, и так….

Учитель: Да, конечно, можно по-разному подойти к этому изображению. Ответ будет всегда правильным. Так и в истории. Все факты и события рассматриваются с разных сторон и позиций.

2. Этап вызова. Актуализация знаний

Учитель: Сегодня мы с вами посмотрим на события, которые случились 80 с лишним лет назад с разных  сторон, используя различные источники.  Внимание  на экран. Слайд 3

1. Проанализируйте факты и сделайте выводы:

1.  Численность населения СССР -160 млн. чел.

- сельские жители - 81-82%

- крестьяне и члены их семей -75%

- рабочие и члены их семей -11-12%

- в промышленности к 1928 году производилось до 25% национального дохода, а в сельском хозяйстве – до 50%.

2. В 1928 году вся страна за день выпускала 2 грузовика, 3 трактора. За рубежом закупали около четверти текстильного оборудования, более половины паровых турбин, почти 70% металлорежущих станков.

Учитель:  Какие отрасли хозяйства достигли наибольших успехов, а какие отставали?

- Можем ли мы назвать СССР индустриальной страной к началу 30-ых годов? 

Ученики: Вывод: Слайд 4

1.Россия значительно отставала в развитии по сравнению с ведущими странами Европы и США.

2. Промышленных предприятий  было мало, а на существующих преобладал  ручной труд.

3.Уровень производства советской промышленности в расчете на душу населения был ниже уровня производства в индустриальных странах в 5-10раз.

Учитель: Выход из сложившейся ситуации ЦК партии, руководство страны видело в решительном наступлении социализма. Слайд 5 - Видеофрагмент. Учитель: О каких важных событиях идет речь в видеофрагменте?

Ученики: -Модернизация 30-х гг., строительство социализма, индустриализация, коллективизация…

Учитель:  из курса обществознания вспомните, что такое модернизация?

Ученики:- процесс перехода  от аграрного общества к индустриальному на основе обновления всех сторон жизни.

Учитель: Что из себя представлял план модернизации, из каких составных частей он состоял? Вам поможет ответить на этот вопрос материал учебника, параграф 17-18. Обратите внимание на названия пунктов. Слайд 6

Ученики: Сталинская модернизация – комплекс мероприятий, проведенный в СССР в 1930-1940-е гг. с целью преодоления общей отсталости страны от Запада и построения социализма. Ее главными мероприятиями стали индустриализация, коллективизация и культурная революция.

Учитель: В чем же   проблема нашего урока? С одной стороны мы будем говорить  о важных событиях, о целой эпохе построения социализма, о блестящих результатах. С другой стороны –  можем ли мы сказать сейчас, что живем при социализме, что у нас высокоразвитая экономика?

История 30-х гг. нашей страны полна фактов, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок.

Учитель: Запишите тему  урока…..Слайд 7 «Сталинская модернизация: триумф и трагедия».

Учитель: Прочитайте эпиграф нашего урока….. Слайд 8 «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». А.Вознесенский

Учитель: Что же лежит в основе любого процесса преобразований?

Ученики:- Неоднозначность, противоречивость. Цена прогресса.

Учитель: 

Попробуйте сформулировать главную цель нашей работы на уроке, на основе эпиграфа и темы урока.

Ученики:-Определить, какова была цена сталинской модернизации?

Учитель: Сегодня на уроке мы попробуем с вами воссоздать объективную картину модернизации в СССР, то есть, через исторические документы, работу с иллюстративным материалом   и отрывками из художественных произведений, рассмотреть различные подходы к оценке этого явления.

Этап 2. Осмысление материала.

Учитель: Молодцы. Продолжаем работу. Каковы были причины нового этапа модернизации? Слайд 9

Ученики: - Экономическая отсталость СССР от зарубежных стран

- Враждебное «капиталистическое окружение»

- НЭП не мог в короткий срок решить проблему экономической отсталости

СССР от зарубежных стран.

Учитель: В исторической литературе 1928-1938 гг.- называют временем «Большого скачка»; «Великого перелома»; «Индустриального рывка». Слайд 10. На ваш взгляд, какие  ключевые слова  определяют смысл происходивших процессов, их особенность:

Ученики: Скачок, рывок, перелом…

Учитель: Какими методами  осуществлялась модернизация?

Ученики: -Форсированными, быстрыми, революционными, насильственными. Слайд 11

Учитель: То есть, это была попытка завершить  индустриализацию, начатую еще в конце 19 века,  форсированными методами на основе развития, прежде всего, тяжелой индустрии. Слайд 12

Учитель: А где же взять средства, источники для индустриализации? Слайд 13

Ученики: В основном, разорив деревню в результате коллективизации. Таким образом, индустриализация без коллективизации не смогла бы быть завершена.

Учитель: Давайте завершим эту часть работы на нашем уроке составлением опорного конспекта – кластера,  для дальнейшей характеристики исторического явления «индустриализация» В Ваших листах произвольно определите важные характеристики модернизации. Что у нас получилось? Слайд 14

Ученики: характеризуют кластер:

Причины

Задачи

Источники (средства)

Методы

Особенности

Результаты

 Последствия (оценки)

Учитель: И мы с вами подходим к решению  главной проблемы нашего урока – покажите, в чем вы видите триумф, в чем трагедию 30-х гг. Итогом вашей работы станет  оформленная страничка книги. Задача – показать на примерах вашу точку зрения на процессы индустриализации и коллективизации, опираясь на  наш план - опорный конспект и проиллюстрировать ее картинками на страницах книги. Каждая группа имеет пакет источников – исторических, литературных, иллюстративный материал. В течение 5-6 минут вы готовите аргументированный ответ на проблему – какова цена успеха? Выступление группы – на 2 минуты. Ответы должны быть краткие, аргументированные.  Дизайнеры оформляют рисунками страницы книги. Все, работа началась.

Слайд 14. (для погружения – тихо мелодии тех лет)

Этап 3. Рефлексия.

Учитель: Итак, какова цена индустриального  рывка? Удалось ли достичь поставленных целей? Каким способом?

Выступает группа «Индустриализация».

- В чем состояли специфические особенности проведения индустриализации в СССР?

- Каковы были основные источники ее финансирования?

- Дайте Ваше объяснение феномена энтузиазма масс в годы первых пятилеток. Что вы знаете о вкладе нашей области в копилку успехов индустриализации? (Стаханов, НЛМК).

- Коротко покажите результаты индустриализации, проблемы. Спасибо.

Выступает группа «Коллективизация».

- Каковы результаты, методы и цена «большого скачка»?

Учитель: Спасибо. Книга получилась интересная. У вас в материалах есть различные оценки. Подберите по одной на каждую страницу.

1. «… искореняли сотни самых трудолюбивых, распорядливых, смышленых крестьян, тех, кто и несли в себе устойчивость русской нации». А.И.Солженицын

2. «Индустриализация была необходима для стабильного развития страны, принесенные жертвы окупились результатами экономического развития» .

3. «Сталинская индустриализация обошлась стране слишком дорого и не стоила затраченных сил»

4. «Мощным стимулом для множества людей служила мысль о том, что за короткий срок ценой изнурительно тяжелых усилий можно создать лучшее, то есть социалистической общество».

5. . «Индустриализация одним рывком вывела страну на качественный уровень», говорил М.С. Горбачев в докладе, посвященном 70-летию Октябрьской революции

Слайд 16

Учитель: Что, на ваш взгляд, стало символом той героической и непростой эпохи? Да, статуя Веры Мухиной – «Рабочий и колхозница», олицетворяющая не просто союз рабочего  класса и колхозного крестьянства.  Это – символ нашего успеха, символ больших свершений.

Итог: СССР за годы первых пятилеток совершил гигантский рывок в своем развитии. По абсолютным объемам промышленного производства в конце 30-х годов вышел на второе место в мире. Однако жизненный уровень населения оставался одним из самых низких среди развитых стран.

Учитель: Спасибо, ребята за плодотворную работу. Д/з: параграф 17-18, составьте синквейны по нашей теме.

Что Вам понравилось на уроке, что нового вы узнали?

Приложение №1

Документ 1. Беломоро-Балтийский канал. Энциклопедия для детей. Т 5. стр. 458.

«С начала 30-х гг. индустриализации труд заключенных использовали на стройках, направляли на самые тяжелые работы: прокладывали каналы, строили железные дороги, шахты. В 1934г в исправительно-трудовых лагерях (ГУЛАГ) насчитывалось уже 510 тысяч человек. 13 февраля 1931 г. совет труда и обороны принял постановление о строительстве канала, соединяющего Балтийское и Белое моря. На этой трассе 227 км нашли свою смерть тысячи заключенных. Всего за 20 месяцев – с сентября 1931 года по апрель 1933, канал был возведен. Из отпущенных государством на строительство 400млн руб. потратили всего 95 млн. 300 тыс. рублей. Дневная норма для каналоармейца – «два кубометра гранитной скалы, и 100 метров вывоза его на тачке». Почти без сна работали заключенные, т.к. канал нужно было сдать раньше запланированного срока».

Документ 2. Таня Никонова: Из листовки, распространявшейся в Рубежанском химико-технологическом институте (автор – студент А.М. Будов. 1935 г.).

«Что значит взять рекорд? Это значит напрячь до максимума свое физическое состояние. Это характерно в стахановском движении. Ведь зачем спорить, зачем это отвергать. «Производственный энтузиазм». Пролетариат, желая обеспечить материально себя, старается не отстать в повышении своего заработка, от бешено повышающихся цен на товары. Он перекрывает рекорды, не щадя своих сил, лишь бы получить больше денег. И, представьте, умно придумано. За каждую лишнюю вырубанную тонну угля прогрессивка насчитывается вдвойне, втройне. Выдумали всякие премии. Глупо думать, что стахановские премии повысят заработанную плату. В основной массе, нет. (Зарплата простого рабочего составляла от 200 руб. до 400). Подавляющее большинство инженерно-технического персонала угольного Донбасса получают ниже средней ставки».

Документ 3. Писатель В.А.Каверин в нач. 30-ых гг. приехал в Магнитогорск, чтобы описать строительство «социалистического города». 

«Город рос с поразительной быстротой, но по нему бродили умирающие от голода женщины-жёны или вдовы кулаков, работавших на стройках и умиравших где попало. Всё говорило о рабском отсутствии достоинства, в каждом слове господствовал дух напряжённого подчинения. «Ясно видя прямую связь между ростом кладбищ и ростом комбинатов, я как бы старался не видеть эту связь и, стало быть, бродил по строительству с закрытыми глазами».

Документ 4. В.Маяковский. Рассказ Хренова о людях Кузнецка

По небу тучи бегают, дождями

сумрак сжат,

под старою телегою

рабочие лежат.

И слышит шепот гордый

вода и под и над:

 «Через четыре года

здесь будет город-сад!»

Темно свинцовоночие,

и дождик толст, как жгут,

сидят в грязи рабочие,

сидят, лучину жгут.

Сливеют губы с холода,

но губы шепчут в лад:

«Через четыре года

здесь будет город-сад!»

Документ 5. И.Эренбург.

«Энтузиазм, … а к годам первой пятилетки другого слова не подберёшь, именно энтузиазм вдохновлял молодёжь на ежедневные и малоприятные подвиги».

Документ 6.  Бардин И.П. «Жизнь инженера»

«Работали круглые сутки. Ночью площадку освещали прожектора, ночные смены не хотели снижать выработку. Когда на половине котлована вдруг обнаружились плавуны, продолжали рыть, стоя по пояс в ледяной воде… Земляные работы не прекращались и тогда, когда сильные морозы сковывали вязкую, глинистую почву площадки. Экскаваторщики задыхались на морозе, но каменную землю надо было во что бы то ни стало разломать.»

Документ 7. Из романа «Мужество» В.Кетлинской

«Морозов, выбравшись из-под груды повседневных мелочей, понял, что основная беда на строительстве — руководители. Пользуясь энтузиазмом молодёжи, руководители решили, что с созданием жилья можно потерпеть ради досрочного окончания строительства завода. Что двигало Вернером? Он говорил: «Построить завод раньше срока — для меня дело чести»... Он был честолюбив и самоуверен. Разве не честолюбивые планы заставили его забыть о людях, которые должны эти планы выполнить.

Документ 9. пишет Сталину М. Шолохов:

«Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен... Народ звереет... И как следствие умело проведенного нажима на кулака, является тот факт, (чудовищный факт!) появление на территории соседнего округа оформившихся политических банд. Дошло до того, что курей стали обобществлять... в одном селе, мужики... зарезали 125 кур, и поели курей. Хоть, напоследок поесть курочки».

Документ 10.  Историк Л.Б. Баткин:

«Сталинская индустриализация на основе закрепощения крестьянства, массовых репрессий, принудительного труда, государственного гнета, использования инерции, революционного воодушевления и иллюзий – это хоть и очень быстрая, как и при всех подобных режимах, но зато однобокая и поверхностная модернизация».

Документ 11. 1928г. Идеи Сталина:
«Нельзя замедлять темпы индустриализации, несмотря на проблемы на хлебном фронте. Для того, чтобы эти темпы сохранить надо ввести «дань», «свехналог» с крестьян, чем дальше мы пойдем по этому пути, тем активнее будет противодействие враждебных нам внутренних и внешних сил».

Документ 13. Сталин говорил :

«Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет…либо нас сомнут».

Документ 14. Из письма раскулаченных 1930 г.:

        «Выселены мы в степь за 25 верст, выбросили нас в поле под открытое небо, мочили нас дожди, теперь засыпает нас пыль. Умереть, конечно, когда-нибудь нужно, но не голодной смертью. …Вот уже 5 месяцев как мы выселены и стали не похожи на людей; питаемся травой, хлеба нам не выдают, а зарабатывать нам негде. Неужели вы думаете, что мы кулаки? Нет, мы не кулаки, а мы труженики, наши мозолистые руки теперь как скелеты; мы не раскулачены, но  разграблены местными властями»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории России 8 класс. Тема: "Внутренняя политика Александра I "

Царствование Александра Павловича - ярчайшая эпоха русской  истории. Во время царствования Александра представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александро...

Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".

Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...

Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"

Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...

Конспект урока по истории России 11 класс по теме "Внешняя политика России во второй половине XIX в.» ( к учебнику под авторством В.С.Измозик, С.Н.Рудник под общей редакцией Р.Ш.Ганелина; М.: "Вентана-Граф").

Урок содержит подробную разработку с указанием цели и типа , наличие схемы, таблицы, что позволяет облегчить учащимся подготовку к ЕГЭ по истории России....

План-конспект урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок "

План-конспкт урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок по темам: Александр I и Николай I"....

План-конспект урока по истории России 10 класс Внешняя политика россии во вт. пол.18 века

План урока. 1.Основные внешнеполитические задачи. 2. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. 3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. 4. Раздел Польши. 5. Французская революция и Е...