"Войной испытанные строки" ...(Отражение Великой Отечественной войны в поэзии)
план-конспект урока по истории (6 класс)

Колесникова Светлана Анатольевна

Интегрированный урок по истории и литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voynoy_ispytvnnye_stroki.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок с использованием ИКТ-технологий, технологии критического мышления, технологии сотрудничества.

История и литература 6 класс.

Тема:      "Войной испытанные строки..." (Отражение Великой    Отечественной войны в произведениях русских поэтов)

Цель: познакомить обучающихся с основными сражениями Великой Отечественной войны, памятными событиями этого периода, с русскими поэтами, писавшими о Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • дать представление о Великой Отечественной войне как историческом событии и  как она отразилась в стихотворениях русских поэтов;
  • развивать речь обучающихся;
  • продолжить работу с поэтическим текстом,  научить определять позицию и эмоциональный настрой автора, работать с понятиями;
  • развивать образно-ассоциативные способности обучающихся через интеграцию  предметов гуманитарного цикла;
  •  развивать интерес  к истории и чтению;
  • воспитывать гражданственность, чувство патриотизма, гордости за Родину, свой народ, ответственность перед Родиной.

Формирование УУД: 

Познавательные: стимулировать познавательную активность обучающихся, формировать умения выделять главную информацию, делать выводы и обобщения.

Регулятивные: самостоятельно формулировать познавательную цель, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формировать умения строить речевое высказывание в устной форме, слушать и слышать другого ученика, доносить до собеседника свою точку зрения, адекватно оценивать свою работу и работу других.

Личностные: формирование положительной учебной мотивации, ответственности за конечный результат.

Тип урока: формирование новых знаний.

Оборудование: проектор, мультимедийная доска.

Ход урока.

1.Организационный момент

2.Мотивация учебной деятельности.

Учитель литературы:

 -Обратите внимание на эпиграф нашего урока. (Слайд 2)

...Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!..

-О чем говорит автор этих строк?

(Автору этих строк А.Т.Твардовскому,  известному поэту, с первых дней и до победы пришлось пережить трудности военных дорог. Всю войну он был на фронте  корреспондентом газеты "Красная армия". Со страниц газеты он "вел огонь по врагу".Александр Трифонович  призывает не забывать войну, так как она несет разрушение, боль и смерть)

3.Целеполагание.

-О  чем пойдет речь на уроке?

4.Поиск путей решения проблемы. Применение знаний в новой ситуации.

Учитель истории:

-Какие ассоциации у вас вызывает слово "война"? (Составить синквейн, слайд 3)

- Какие чувства испытывали простые люди, услышав слова Левитана о начале войны?

Ученики высказывают свои предположения.

(непонимание, недоверие, страх из-за неизвестности, за своих близких, боль предстоящего расставания, шок и т.д.)

- Давайте попробуем объяснить, что такое «Война». Заполним синквейн:

На доске  дано существительное «Война»

-Какая она? (два прилагательных)  

-Что на ней происходит? (три глагола)

- какая фраза, может характеризовать понятие «война»?

- слово, ассоциирующееся с первым словом.

Возможный вариант:

-Война.
-Отечественная, жестокая.
-Побеждают, проигрывают, стреляют.
-Борьба за жизнь, свободу.
-Победа.

-У нас сегодня необычный урок, урок литературы и истории. В преддверии 75 годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы вспомним главные события Великой Отечественной войны и познакомимся с литературными произведениями, в которых они нашли отражение.

5.Проверка уровня сформированности  общеучебных умений.

Учитель истории:

-Обратите внимание на рисунки, выполненные вашими одноклассниками. Определите, какие сражения  Великой Отечественной войны нашли в них свое отражение.

-Какие еще сражения  Великой Отечественной войны вы знаете?

Учитель литературы:

-Вспомним, как начиналась война. (Слайд 4).

Ученик:  

- Сергей Орлов - герой-танкист, командир взвода тяжелых танков, чуть заживо не сгоревший в танке. Следы от ожогов на его лице остались на всю жизнь.

Короткой ночью расползались тени,

В лугах на травы падала роса,

И был июнь, и было воскресенье,

И мирные блестели небеса.

И спали люди при открытых окнах,

Последние досматривая сны,

Когда земля, от первых взрывов вздрогнув,

Лишилась этой мирной тишины...

(Голос Левитана передает о начале войны, видео слайд 5)

Учитель истории:

22 Июня. Самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:

— Война! Война!

        22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими рабами. Началась Великая Отечественная война, которая  продолжалась долгие 3 года 10 месяцев и 18 дней.

Брестская крепость стояла на самой границе. Фашисты думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».

Звучит 1 куплет песни "Священная война".

Учитель литературы:

  - Ставшая своеобразным гимном защиты Отечества, написанная на 2-ой день после начала войны поэтом  В.Лебедевым-Кумачем и композитором А.Александровым,  песня сочетает грозную поступь марша и широкую мелодичную распевность. Она поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжелых оборонительных боях.

- Сила и внезапность удара фашистов были таковы, что ни стойкость, ни героизм воинов, ни военная техника  не смогли в первые месяцы войны противостоять вражескому натиску. В октябре 1941 года немцы подошли к Москве, оставив за собой сожженные города, убитых, раненых. Наши войска вступили в тяжелые оборонительные бои. Началась Московская битва. Это нашло отражение в стихотворении А.Твардовского "Огонь". (Слайд 6).

Ученик читает отрывок:

-И ты была в огне жива,

В войне права ,Россия!

И силу вдруг нашла Москва

Ответить страшной силе.

Москва! Люблю тебя всем сердцем, свято!

Тебя иду я защищать

По долгу сына и солдата!..

Учитель литературы:

    -Каков эмоциональный настрой автора?

(Изображая трагический накал военных сражений, автор говорит о том, сквозь какие испытания предстоит пройти советскому солдату - отважному патриоту. Но он готов на все, чтобы защитить свою Родину).

Учитель истории: (Слайд 7)

-Немецко-фашистские войска рвались к Москве – сердцу нашей Родины. С октября 1941 по апрель 1942 года длилась битва за Москву.

Фашистские танки рвались все вперёд и вперед. На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 героев-солдат из дивизии генерала Панфилова. Десятки танков подбили бойцы. А те всё шли и шли. Изнемогали в бою солдаты. А танки всё шли и шли. И всё же не отступили в этом страшном бою панфиловцы. Не пропустили к Москве фашистов.

-Наступление на Москву было остановлено....Но впереди еще годы изнурительных боев, 900 дней блокады Ленинграда...

Ученик: (Слайд 8).

- Знаменитая поэтесса Ольга Берггольц, которую называли блокадной музой Ленинграда, не могла сидеть сложа руки. В первые дни блокады она пришла в Ленинградское отделение Союза писателей и спросила, чем и где она может быть полезной. Ольгу Федоровну направили в распоряжение литературной редакции Ленинградского радио. Именно на радио она стала знаменита. Ее голоса ждали измученные и голодные, но непокоренные ленинградцы. Именно ей принадлежат знаменитые  слова: "Никто не забыт, ничто не забыто". 

Учитель истории:

-Самое трагическое и страшное событие Великой Отечественной - Блокада Ленинграда (ныне Санкт-Петербург)  Она стала самой жестокой в истории мира. За  эти 900 дней осады на город фашистами было сброшено 150 тыс. снарядов и 100 тыс. бомб. Мирное население оказалось в тяжелейшем положении. Первая зима блокады стала самой тяжелой. В пищу употреблялось все, что можно было есть. Вскоре из строя вышла система водоснабжения. Жители брали воду прямо из Невы. Отсутствие отопления зимой вкупе с голодом стало жестоким испытанием.

Ученик:

 -В стихотворении " Я говорю..." Ольга Берггольц пишет:

Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна...

Кронштадтский злой, неукротимый ветер

В мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

Ночная стража стала у ворот.

Над Ленинградом - смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

Что называлось страхом и мольбой...

Учитель литературы.

- Ее душа и слово настроены так, чтобы постоянно впитывать и удерживать в себе людское страдание, а потом обращать страдание в силу, отчаяние - в надежду и даже смерть  - в бессмертие.

Никакие лишения не смогли сломить стойкости защитников Ленинграда, не смогли поколебать веры ленинградцев в победу над фашизмом.

Физкультминутка.

Учитель истории. Слайд 9.

- 17 июля 1942 г. началась одна из величайших битв Великой Отечественной и второй мировой войны — Сталинградская битва, которая продолжалась 200 дней и ночей. Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в её истории, для России — её величайшей победой. Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны

Учитель литературы.

- Много написано о Сталинградской битве и поэтами-фронтовиками, и поэтами, ныне живущими. Хотелось бы сказать несколько слов о Сидоренко Викторе Егоровиче. (Слайд 10). С 21 года он работает в нашей местной газете "Курьер". Много лет был главным редактором. Закончил факультет журналистики. Является членом Союза журналистов России свободное время сочиняет стихи. Вот одно из них, посвященное защитникам Сталинграда:

Ученик.  

- Отгремела война, только память свежа.

Только стало светлее, чем было тогда

От тех звезд, что горят на могилах солдат.

Только стали грустнее глаза матерей,

В сердце стало больнее, дни проходят быстрей.

Словно в век наш недолгий мы стремимся вложить

Жизни павших на Волге, не успевших пожить...

Учитель литературы:

- Это уже взгляд современного человека на ту страшную войну. Здесь и боль от потери близких, и гордость за свой народ, и надежда на то, что подвиг русского солдата, подарившего нам мир, будут помнить все поколения

Учитель истории: 

-Знаете ли вы, когда страшное слово «война» пришло в наш родной город?

- Как  называют тех, кто устанавливает свою власть и управляет чужой территорией?

Работа с понятием "оккупация"(слайд 11)

ОККУПАЦИЯ - насильственный захват чужой государственной территории военной силой

- Прочтите понятие и его определение. Повторите (1-2 обучающихся)

- Наши одноклассники являются обучающимися дома детского творчества, воспитанники которого на протяжении многих десятилетий по крупицам собирают информацию о судьбе нашего города в период Великой Отечественной войны. Познакомимся с результатами их поисковой работы.

Ученики о молодогвардейцах:

- 27 октября 1941 года  оккупанты уже вошли в город. Начались массовые репрессии. За любое нарушение режима – расстрел. И не важно – старик ли, женщина, ребенок…

Но оккупанты  сразу же  почувствовали активное сопротивление. Нарушались линии связи, в пути ломались паровозы, именно в то время, когда на станции скапливалось много составов, вдруг налетали советские бомбардировщики.

- Летом 1960 года на улице Донецкой, ныне Шатохина,  во время ремонта одного из домов, был обнаружен тайник. В нем нашли ржавые винтовки, листовки  и какой-то стержень с шаровидным наконечником. Эксперты установят, что с его помощью легко можно вывести из строя паровоз.  

- В результате поиска, выяснилось следующее:

10 августа 1942 года оккупанты с помощью предателей вышли на след льговских подпольщиков. Дело подпольной организации было выделено в разряд особо важных, и его вела военная окружная комендатура в Рыльске. 19 сентября 1942 года 22 молодогвардейца после пыток были расстреляны в рыльской тюрьме.  В 1965 году они  посмертно награждены орденами Отечественной войны, а в 1992 году во Льгове в им установлен памятник.

Учитель истории:

-В документах штаба Воронежского фронта операция по освобождению Льгова носила название «Льговско-Рыльской». Основную роль в ликвидации Льговского плацдарма сыграла 60-я армия Воронежского фронта под командованием генерал-майора Ивана Даниловича Черняховского. Сотрудники Льговского краеведческого музея несколько лет назад получили из архива уникальную видеозапись, сделанную военным оператором Левановичем 3 марта 1943 года в нашем городе.

-Всмотритесь, что же оставили после себя фашистские оккупанты?

 Фрагмент видео "Освобождение города Льгова.(Слайд 12).

Учитель истори: (Слайд 13-14).

Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась с 5 июля по 23 августа 1943 г., закончившись разгромом двух основных немецких группировок. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных.

По мнению историков, эта битва  являлась переломным моментом в Великой Отечественной Войне. Во время сражений на Курской дуге, у деревни Прохоровка произошло крупнейшее в истории танковое сражение. В нем принимали участие более шести тысяч танков. Такого в мировой истории не было, да и наверное, больше не будет.

Учитель литературы:

- Член льговского литературного общества, журналист Ольга Ткачева написала:

Наш край  литературный - это верно!

И вновь, и вновь я  повторять готов,

Что Льгов - это Гайдар, Асеев, Герман.

Овечкин и, конечно, Селезнев.

Ученик: (Слайд 15).

- Нельзя с этим не согласиться. Александр Васильевич Селезнев -  поэт из нашего древнего русского городка  родился и всю жизнь прожил в городе Льгове.  Пишет стихи давно. В своих стихах воспевает красоту Курского края. Возглавляет творческое объединение поэтов Льгова "Тополь". На счету 4 книги стихов, вышедших в курских издательствах. Кроме этого он самозабвенно предан и другой музе - музыке. Музыкальный педагог по образованию, с 1967 года он работает в музыкальной школе, а с 1985 года был ее директором много лет. Он всегда был в гуще культурной жизни родного города.  О Великой Отечественной войне пишет по-особенному, ведь война изменила мир на десятилетия вперед, заставив тех, кто пережил ее, на многое смотреть  по-другому.

Ученик. Читает стих. "Реквием" А.Селезнева.

Учитель литературы:

- Что такое реквием?( Заупокойная песнь).

- Да, песнь тем, кто сложил головы в результате проявленного мужества и массового героизма на фронте и в тылу.

Учитель истории ПОБЕДА(Слайд 16).

-Советские войска освобождали все европейские страны и дошли до Берлина - столица фашистской Германии была взята в апреле 1945 года.
30 апреля 1945 года советские воины водрузили Победное  Красное Знамя  над рейхстагом в Берлине. Знамя было водружено разведчиками 150-й стрелковой дивизии М.А.Егоровым и М.В.Кантария.
Взятие Берлина и водружение Красного Знамени над рейхстагом было заключительным торжественным аккордом в победе над гитлеровской Германией.

9 мая объявлен Днем Победы в связи с тем, что был подписан  Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и ее вооруженных сил.

Учитель литературы:

- Это радостное событие со слезами на глазах также нашло отражение в поэзии:

Ученик:

- Великий день! Мы так его назвали,

Пред ним стеною дым пороховой,

Над пеплом, гарью, грудами развалин

Им поднят стяг  победы боевой.

И там, где бились воины простые,

Размашисты, суровы, горячи,

Победа распростерла золотые,

Прямые незакатные лучи.

На мрамор занести б всех поименно-

Солдат России, чтоб в века, в века,

Да чтоб над этим мрамором знамена,

Простреленные рвались в облака!

И надписи на мраморе гласили б:

"Сынам родным, повергнувшим Берлин,

От благодарной матери России!"

...Чтоб теплым ветром веяло с долин.

Это стих. Великий день" Александр Прокофьев, военный журналист, написал в  1945 году.

Учитель литературы:

- Главный завет всех поэтов - помнить, какой ценой завоевано счастье и мир.

И пока мы помним себя, мы не имеем права забывать тех, кто дал нам свободу, возможность жить, тех. кто выстоял и победил. Память наша должна быть действенной: это и забота о воинских захоронениях, это и участие в шествии бессмертного полка, участие в различных акциях, например, "Карта памяти", в  исследовательской работе, чтобы сохранить историю и передать потомкам.

Учитель истории:

Всем известно, что «Голубь мира» — выражение, получившее популярность после окончания Второй мировой войны в связи с деятельностью Всемирного конгресса сторонников мира. Эмблема этого конгресса была нарисована Пабло Пикассо, на ней изображён белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. Считается, что основанием для этого была библейская легенда, когда после всемирного потопа на корабль Ноя голубь принес оливковую ветвь – знак того, что Бог примирился с людьми.

- Перед каждым из вас на партах лежат бумажные голуби. Предлагаю вам написать на них  имена своих родных – участников Великой Отечественной войны и выйти к доске, чтобы прикрепить их        

 (Звучит песня"Журавли", дети пишут  и по рядам выходят к доске, прикрепляя магнитами фигурки голубя).

6.Оценивание результатов работы.

7.Рефлексия. Продолжите фразу:

-Сегодня на уроке я узнал...

Было интересно...

Я понял, что...

Мне захотелось узнать...

Учителя:

- Урок окончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Чем дальше от  нас события Второй Мировой войны, тем меньше мы ее помним и знаем. Забыть прошлое, значит, потерять преемственность поколений. Сегодня задача патриотического воспитания молодежи ст...

Изучение Второй Мировой войны посредством видеоматериалов. Начало Великой Отечественной войны

В настоящее время современная школа располагает богатым арсеналом информационно-коммуникативных технологий, начало чему было положено еще в девяностые годы двадцатого столетия. С тех пор это направлен...

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного 72-ой годовщине Великой Победы в Великой Отечественной войне «Как хорошо на свете без войны».

Цель: Привлечение внимания обучающихся к событиям Великой Отечественной войны, её роли в культуре страны. Содействие формированию у обучающихся чувства патриотизма, уважения к культуре Отечества.Задач...

Презентация"Химия и война" (роль химии в Великой Отечественной войне)

В презентации отражается роль химических элементов в создании оружия,которым ковали Победу....

Интегрированный урок "Войной испытанные строки..." (Отражение Великой Отечественной войны в произведениях русских поэтов)

Интегрированный урок по истории и литературе с использованием ИКТ-технологий, технологии критического мышления, технологии сотрудничества...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ВЕЛИКАЯ ВОЙНА» (посвящено Победе в Великой Отечественной войне).

Предлагаем конспект занятия, посвящённого Великой Отечественной войне, для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, которые имеют сенсорные, двигательные, интеллектуальные особенно...