Рабочие программы по истории на основе ФГОС 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс)

Костина Юлия Анатольевна

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная  линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено  в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

В курсе «Всеобщая история»  рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_istoriya_6_klass.docx61.61 КБ

Предварительный просмотр:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по  истории  разработана на основе:

  1. Федерального  государственного  образовательного  стандарта  основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение»,2011;
  2. Примерных программ по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011;
  3. Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483);
  4.  Историко-культурного стандарта (http://минобрнауки.рф/документы/3483);
  5. Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской  программы Данилова А. А. (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина.  - М.: Просвещение, 2016);
  6. Приказа  Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253  (ред. От 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  7. Основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ Хадынской средней общеобразовательной школы;
  8. Учебного плана МБОУ Хадынской СОШ на 2019-2020 учебный год.

Особенности программы — ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.

Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.

                Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  • Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2015                
  • Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2018.

              Цели курса:

  • Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
  • Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

             Задачи курса:

  • Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
  • Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.
  • Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
  • Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная  линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено  в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

В курсе «Всеобщая история»  рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

                     III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с базисным учебным планом предмет «История » относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета  два  учебных часа в неделю).  

Предмет «История» в 6  классе включает два курса: курс «История России» изучается 39 часов, «Всеобщая история» (история Средних веков) 29 часов. Предполагается последовательное изучение двух курсов.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта

предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и  государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов

Количество

Часов

в том числе

контрольные

работы

проектные

работы

История средних веков

Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья

1

1

Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)  

5

2

Византийская империя и славяне в VI – XI вв.

2

3

Арабы в VI-XI вв.  

2

4

Феодалы и крестьяне.

2

1

5

Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2

6

Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.

2

7

Образование централизованных государств  в Западной Европе в XI—XV вв.  

6

8

Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.

2

9

Культура Западной Европы в Средние века

2

10

Страны Азии, Америки и Африки  в Средние века

2

Повторение и контроль

1

1

История России

Введение. Наша Родина — Россия

1

1

Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

1

2

Русь в IX — первой половине XII в.

11

1

3

Русь в середине ХII — начале XIII в.

5

1

1

4

Русские земли в середине XIII — XIV в.

9

1

5

Формирование единого Русского государства

7

1

Повторение и контроль

1

1

Всего

68

4

3

VI. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-методический комплект:

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2015                
  2. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2018.
  3. Состав учебно-методического комплекта:
  4. Учебник. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова.
  5. Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.
  6. Рабочая тетрадь. История России. 6 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.
  7. Комплект карт. История России. 6 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.
  8. Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.
  9. Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А. 
  10.  Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.
  11. Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.

Технические средства:

1.Проектор

2.Компьютер

3.Экран.

Настенные исторические карты:

  1. Русь в IХ в.- начале ХII в.
  2. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в ХIII в.
  3. Российское государство в ХVI в.
  4. Северо-Восточная Русь в первой половине ХIV в.
  5. Древняя Русь-Русь Удельная- Московская Русь
  6. Великое княжество Литовское в ХIII-ХV вв.
  7. Киевская Русь в IХ-начале ХII в.
  8. Арабы в VII-IХ вв.
  9. Франкское государство в эпоху Каролингов
  10. Индия и Китай в средние века
  11. Итальянские государства в ХIV-ХV вв.
  12. Столетняя война 1337-1453 гг.
  13. Византийская империя и славяне в VII в.
  14. Восточная Римская (Византийская) империя при Юстиниане I (527-565гг.)
  15. Развитие ремесле и  торговли в Европе а ХVII в.
  16. Византийская империя в IХ-первой половине ХI в.
  17. Западная Европа в ХI-начале ХIII в. Крестовые походы

Интернет – ресурсы:

  1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
  2. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  3. http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
  4. http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
  5. http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов
  6. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей        
  7. http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом  
  8. http://his.1september.ru  Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
  9. http://www.fipi.ru  - ФИПИ
  10. http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
  11. http://rosolymp.ru/ - Всероссийская  Олимпиада школьников
  12. http://www.zavuch.info/   - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)
  13. http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия
  14. http://www.hrono.info/biograf/index.php  - Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы,                   статьи, карты
  15. http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;
  16. http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал

Список литературы для учителя:

  1. Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей  истории .  6   класс », М., «Русское слово», 2005 г.
  2. Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся  по   истории  средних веков (V – конец XV в.),  6   класс », М., «Сфера», 2009 г.
  3. Донской Г.М. «Задания для самостоятельной работы  по   истории  Средних веков», М., «Просвещение», 2004 г.;
  4. Задания по курсу  истории  Средних веков. М., ЛКМИ-«Метар», 2005 г.;
  5. Колесниченко Н.Ю. « История  средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского,  6   класс », Волгоград, «Учитель», 2007 г
  6. Петрова Н.Г. « История  средних веков. Книга для учителя», учебно-методические материалы, М., «Русское слово», 2006 г.;
  7. Цветкова Г.А. «Дидактические материалы  по   истории  Средних веков.  6   класс », М., «Владос», 2007 г.
  8. Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. — М., 1988.
  9. Белякова Г. С. Славянская мифология. — М., 1995.
  10. Борисов Н. С. Иван III. — М., 2000.
  11. Борисов Н. С. Иван Калита. — М., 1997.
  12. Борисов Н. С. Сергий Радонежский. — М., 2001.
  13. Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси: XI—XIV вв. — М., 1960.
  14. Введение христианства на Руси. — М., 1987.
  15. Горский А. А. Древнерусская дружина. — М., 1989.
  16. Греков И. Б., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. — М., 1998.
  17. Данилевский Н. И. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.) — М., 2000.
  18. Каргалов В. В., Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. — М., 1985.
  19. Карпов А. Ю. Владимир Святой. — М., 1997.
  20. Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. — М., 2001.
  21. Клюг Э. Княжество Тверское: 1247—1485 гг. — Тверь, 1994.
  22. Королев А. С. История межкняжеских отношений на Руси в 40—70-х годах Х века. — М., 2000.
  23. Котляр Н. Ф. Древнерусская государственность. — СПб., 1998.
  24. Кузьмин А. Г. Крещение Руси. — М., 2004.
  25. Кучкин В. А. Русь под игом: как это было. — М., 1991.
  26. Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв. — М., 1984.
  27. Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. — М., 1986.
  28. Матюшин Г. Н. У истоков цивилизации. — М., 1992.
  29. Милов Л. В. Великорусский пахарь. — М., 1999.
  30. Морозова Л. Е. Два царя: Федор и Борис. — М., 2001.
  31. Муравьев А. Н., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры. IX—XVII вв. — М., 1984.
  32. Насонов А. Н. Монголы и Русь. — М.; Л., 1940.
  33. Немировский Е. М. Путешествие к истокам русского книгопечатания. — М., 1991.
  34. Павленко Ю. А. Праславяне и арии: Древнейшая история индоевропейских племен. — Киев, 2000.
  35. Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. — Л., 1978.
  36. Рабинович М. Г. О древней Москве. — М., 1964.
  37. Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в.: Принятие христианства. — М., 1988.
  38. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки XI—XIII вв. — Л., 1966.
  39. Россия XV — XVII веков глазами иностранцев. — Л., 1986.
  40. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. — М., 1993.
  41. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М., 1987.
  42. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М., 1981.
  43. Сахаров А. М. Образование и развитие Российского государства в XIV—XVII вв. — М., 1969.
  44. Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси (IX — первая половина Х в.). — М., 1980.
  45. Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. — М., 1982.
  46. Свердлов М. Б. Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVIII—XX вв. — СПб., 1996.
  47. Седов В. В. Восточные славяне в VI—XIII вв. — М., 1982.
  48. Славяне и Русь: Проблемы и идеи. — М., 1999.
  49. Творогов О. В. Древняя Русь. События и люди. — СПб., 1994.
  50. Тимощук Б. А. Восточные славяне: От общины к городам. — М., 1995.
  51. Тихомиров М. Н. Древнерусские города. — М., 1956.
  52. Тихомиров М. Н. Древняя Москва: XII—XV вв.; Средневековая Россия на международных путях: XIV — XV вв. — М., 1992.
  53. Тихомиров М. Н. Древняя Русь. — М., 1975.

Список литературы для учащихся:

  1. Книга для чтения  по   истории  Средних веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч. I М., «Просвещение», 1969 г.
  2. Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся / сост. Н.И. Запорожец;        под ред. А.А. Сванидзе М., 1986 г.
  3. Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V-XV вв.). Часть I. М., 1980 г.
  4. Художественно-историческая хрестоматия. Средние века / рецензенты Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер, М., «Просвещение», 1965 г.
  5. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История». М., 2000 г.;
  6. Ионина Н.А. «100 великих городов мира», М., 2001 г.;
  7. «История географических открытий. География». М., «Аванта+», 2000 г.;
  8. Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие.». М., 2000 г.;
  9. «Школьная энциклопедия.  История  Средних веков». М., 2005 г.;
  10. «Энциклопедия для детей. Всемирная  история ». Т.1, М., «Аванта+», 2004 г.;
  11. «Энциклопедия для детей. Искусство». Т.7, М., «Аванта+», 2004 г.;
  12. «Энциклопедия для детей. Техника». Т.14, М., «Аванта+», 2004 г.;
  13. «Энциклопедия для детей. Всемирная литература». Т.15, М., «Аванта+», 2005 г.;
  14. «Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история» / сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994 г.;
  15. «Я познаю мир. Города мира», Энциклопедия. М., 2000 г.;
  16. «Я познаю мир. История», Энциклопедия. М., 2002 г.;
  17. «Я познаю мир. Этикет, обычаи, быт», Энциклопедия. М., 2002 г.;
  18. «Рыцари»; «В средневековом замке», М., «Олма-Пресс», 2000 г.

VII. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ

Критерии оценки устного ответа:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

  • активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
  • активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
  • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
  • полное отсутствие активности - отметка «2»;

Критерии оценки тестового задания:

  • 86-100% - отлично «5»;
  • 61-85% - хорошо «4»
  • 36-60% - удовлетворительно «3»;
  • менее 35% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

  • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
  • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
  • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
  • полное отсутствие работы - отметка «2»;

VIII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока
(страницы учебника, тетради)

Дата проведения

Примечание

План

факт

1

Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

 

 

Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)  

2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв.

 

 

3

Христианская церковь в раннее Средневековье

  4

Возникновение и распад империи Карла Великого

 

 

  5

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

  6

Англия в раннее Средневековье

Византийская империя и славяне в VI – XI вв.

  7

Византийская империя при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

   8

Образование славянских государств

Арабы в VI-XI вв.  

  9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

 10

Культура стран халифата

Феодалы и крестьяне

 11

В рыцарском замке.

 12

Средневековая деревня и ее обитатели.

Средневековый город в Западной и центральной Европе

 13

Средневековый город. Торговля в Средние века.

 14

Горожане и их образ жизни.

Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы

 15

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

 16

Крестовые походы

Образование централизованных государств  в Западной Европе в XI—XV вв.  

 17

Как происходило объединение Франции

 18

Что англичане считают началом своих свобод

 19

Столетняя война

 20

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии

 21

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

 22

Германия и Италия в 12-15 веках. Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов

Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.

 23

Гуситское движение в Чехии

 24

Завоевание турками - османами Балканского полуострова

 Культура Западной Европы в Средние века

 25

Образование и философия, литература, искусство

 26

Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения

Страны Азии, Америки и Африки  в Средние века

 27

Средневековое общество в Индии, Китае, Японии

 28

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки в средние века

 29

Итоговая контрольная работа по курсу

 30

Введение. Наша Родина - Россия

Народы и государства на территории нашей страны в древности

 31

Древние люди и их стоянки на территории современной России

 32

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

 33

Образование первых государств

 34

Восточные славяне и их соседи

 35

Повторительно-обобщающий урок

 Русь в IX — первой половине XII в.

 36

Первые известия о Руси

 37

Становление Древнерусского государства

 38

Становление Древнерусского государства

 39

Правление князя Владимира. Крещение Руси

 40

Русское государство при Ярославе Мудром

 41

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

 42

Общественный строй и церковная организация на Руси

 43

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

 44

Повседневная жизнь населения

 45

Место и роль Руси в Европе.

 46

Повторительно-обобщающий урок

Русь в середине ХII — начале XIII в.

 47

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

 48

Владимиро-Суздальское княжество

 49

Новгородская республика

 50

Южные и юго-западные русские княжества

 51

Повторительно-обобщающий урок

Русские земли в середине XIII — XIV в.

 52

Монгольская империя и изменение политической картины мира

 53

Батыево нашествие на Русь

 54

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

 55

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

 56

Литовское государство и Русь

 57

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

 58

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

 59

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

 60

Повторительно-обобщающий урок

Формирование единого Русского государства

 61

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

 62

Московское княжество в первой половине XV в.

 63

Распад Золотой Орды и его последствия

 64

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

 65

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

 66

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

 67

Формирование культурного пространства единого Российского государства

 68

Годовая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии на основе ФГОС 5 класс

Рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5-9 классов линии "Полярная звезда" под редакцией профессора А.И. Алексеева.Предлагаю календарно-тематическое планирование уроков географии в...

Рабочие программы по истории на основе ФГОС 5 класс

Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Этим обусловлены как цель и значение курса, так и трудности его изучения. О...

Рабочие программы по истории на основе ФГОС 7 класс

Курс истории на ступени основного общего образования является частью линейной системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают историческ...

Рабочие программы по истории на основе ФГОС 8 класс

Курс истории на ступени основного общего образования является частью линейной системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают историческ...

Рабочие программы по истории на основе ФГОС 9 класс

Курс истории на ступени основного общего образования является частью линейной системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают историческ...

Рабочие программы по истории на основе ФГОС 10 класс

Структурно предмет «История» на базовом уровне включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914 - 1945 гг. - («История России»).Знаком...

Рабочие программы по истории на основе ФГОС 11 класс

Структурно предмет «История» на базовом уровне включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории XX века - («История России»).Знакомство обучающихся...