Проект "От воинского служения - к служению Богу"
проект по истории

Сергун Татьяна Александровна
Идея служения - Отечеству и Богу - на протяжении веков являлась средоточием официальной государственной идеологии в российском государстве. Именно благодаря отношению к деятельности на государственном поприще как к исполнению религиозного долга многие государственные мужи и полководцы вписали свои имена в историю России. Вопросы защиты Отечества никогда не были чужды Русской Православной Церкви. 
Обоснованность и актуальность выбранной темы обусловлена возросшим интересом к духовно – нравственным понятиям и ценностям, государственности, поиском общенациональной идеи как фактора, сплачивающего нацию, а также острой необходимостью в формировании основ мировоззрения современного молодого поколения. 
Мы живем в период возрождения вечных ценностей, христианской религии и морали, духовно – нравственных начал человеческой цивилизации в общем и российской в частности. Сейчас, в наше неспокойное время, русскому народу снова потребуется духовное единство, которое поможет ему  одержать победу во всех сложных вопросах. 
Не секрет, что многие обыватели считают, что священники - это те люди, которые не захотели, «уклонились», не стали служить в армии. Но священниками не рождаются! Многие наши духовные наставники прошли службу в рядах вооруженных сил. Сегодня мы видим их в храмах, и даже не задумываемся над тем, что, прежде чем прийти к Богу, они прошли путь  обычного человека. Важным и значимым отрезком этого пути является служба Отечеству. Я представляю работу о батюшках, выполнивших свой долг служения Отечеству.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в рамках изучения истории России (в разделах, посвященных истории Русской православной церкви), на уроках ОПК, краеведения, Истоков, во внеурочной деятельности, выступления на конференциях, при организации воспитательной работы.
Социальная значимость: наша работа призвана  показать, что священнослужители «обычные» люди,  что  священниками не рождаются, и прежде чем стать служителями Бога, наши батюшки прошли путь служения Отечеству.
Работа создана на основе воспоминаний священнослужителей, полученных  в ходе интервью. Фото, использованные в проекте, предоставлены респондентами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_voinskogo_sluzheniya_-_k_sluzhniyu_bogu.docx46.33 КБ

Предварительный просмотр:

От воинского служения – к служению Богу

                                                                                          Сергун Татьяна Александровна,

учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ № 4» г. Череповца

Введение

Слово «воин» - высокое слово в церковном языке. Особое уважение церкви к воинскому долгу, к солдатской профессии обусловлено жертвенным характером воинской службы. Оно проявляется, в частности, в том, что когда за богослужением поминаются живые и усопшие, то только к именам военнослужащих прилагается слово «воин», а в заупокойной молитве непременно поминаются «вожди (полководцы) и воины, на поле брани за веру и Отечество, свой живот положившие». «Служа Отечеству, мы этим самым служим Богу…» – проповедовал святитель Феофан Затворник[1].

Идея служения - Отечеству и Богу - на протяжении веков являлась средоточием официальной государственной идеологии в российском государстве. Именно благодаря отношению к деятельности на государственном поприще как к исполнению религиозного долга многие государственные мужи и полководцы вписали свои имена в историю России. Вопросы защиты Отечества никогда не были чужды Русской Православной Церкви.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, говорится, что Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России. В списке традиционных ценностей человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством[2]. Речь в документе идет о нравственном воспитании детей. Важно задаться вопросом – кого мы хотим получить из этих детей через годы? Если верных сынов своей Родины, готовых служить ей всем, чем они обладают, то это – важная установка.

В документе говорится о долге перед Отечеством, перед ближними. Я предполагаю, что это понятие можно расширить и ввести туда принцип служения.

Описание проекта

Название проекта: «От воинского служения- к служению Богу».

Направленность: духовно – нравственная.

Автор проекта: Сергун Татьяна Александровна, учитель истории и               обществознания МАОУ «СОШ № 4».

Сроки реализации: 2019 –продолжается.

Обоснованность и актуальность выбранной темы обусловлена возросшим интересом к духовно – нравственным понятиям и ценностям, государственности, поиском общенациональной идеи как фактора, сплачивающего нацию, а также острой необходимостью в формировании основ мировоззрения современного молодого поколения.

Мы живем в период возрождения вечных ценностей, христианской религии и морали, духовно – нравственных начал человеческой цивилизации в общем и российской в частности. Сейчас, в наше неспокойное время, русскому народу снова потребуется духовное единство, которое поможет ему  одержать победу во всех сложных вопросах.

Не секрет, что многие обыватели считают, что священники - это те люди, которые не захотели, «уклонились», не стали служить в армии. Но священниками не рождаются! Многие наши духовные наставники прошли службу в рядах вооруженных сил. Сегодня мы видим их в храмах, и даже не задумываемся над тем, что, прежде чем прийти к Богу, они прошли путь  обычного человека. Важным и значимым отрезком этого пути является служба Отечеству. Я представляю работу о батюшках, выполнивших свой долг служения Отечеству.

Цель работы: формирование у подростков и молодежи ключевых духовно – нравственных ценностей через изучение служения Отечеству священнослужителей Череповецкой епархии.

Задачи:

  1. Познакомить аудиторию с периодом жизни священнослужителей Череповецкой епархии, связанным с прохождением службы в рядах вооруженных сил.
  2. Расширять знания о служителях Церкви нашего города и края.
  3. Воспитывать патриотизм, любовь к своему городу и Родине, активную гражданскую позицию посредством знакомства с интересными фактами повседневной жизни священнослужителей Череповецкой епархии.
  4. Содействовать повышению гражданско - патриотического и духовно – нравственного уровня у подростков и молодежи.

Продолжительность проекта.

Работа начата в 2019 году и продолжается по сей день.

Основными информационными источниками для реализации проекта являются:  материалы из интервью со священнослужителями Череповецкой епархии.

На сегодняшний день проект объединяет воспоминания десяти священнослужителей.

Практическая значимость: представленные материалы могут быть использованы на уроках краеведения, истории, истоков, ОДНКНР, ОРКСЭ, ОПК, классных часах, внеурочных занятиях,  при создании  музейных уроков. Данный проект может применяться в любых образовательных учреждениях: школах (общеобразовательных, специализированных, с углубленным изучением предметов, лицеях, гимназиях и др.), дошкольных учреждениях дополнительного образования.

Социальная значимость: работа призвана  показать, что священнослужители «обычные» люди,  что  священниками не рождаются, и прежде чем стать служителями Бога, наши батюшки прошли путь служения Отечеству. Они знают армейскую службу и не понаслышке, знают по  себе, как трудно бывает проходить военную службу вдали от дома.

Работа создана на основе воспоминаний священнослужителей, полученных в ходе интервью. Фото, использованные в проекте, предоставлены респондентами.

Реализация проекта в плане его издания осложняется тем, что он носит некоммерческий характер, это не приключенческое произведение, не развлекательная литература. Материалы рассчитаны на вдумчивое чтение или просмотр с осмыслением, анализом и последующими выводами.

Прогнозируемым результатом проекта я считаю повышение гражданско - патриотического и духовно – нравственного уровня у подростков, молодежи, взрослой аудитории,  изменение устоявшегося в обществе и формирование уважительного отношения к священнослужителям.

Священнослужители Череповецкой епархии,

выполнившие долг служения Отечеству

Игумен Феодосий (Белов),

настоятель  Троице-Благовещенской Евфросино-Синозерской пустыни (дер. Пустынь, мужской монастырь) (Приложение 1)

Валерий Иванович Белов уроженец поселка Тигино Вожегодского района Вологодской области. После окончания обучения в школе поступил в Архангельское мореходное училище, где и получил повестку в армию. Учеба в мореходке определила место службы призывника Белова – Военно – морской флот. В составе войск ВМФ Валерий Белов отслужил 3 года – с осени 1974 по осень 1977 годов.

Первые полгода пребывания в соединении – учебку – новобранцы провели в Кронштадте, по окончании которой команда, в составе которой был Белов, отправилась к месту несения службы – сначала на Северное море в город Североморск, а затем на базу ВМФ Ара-Губа в Мурманскую область в бригаду противолодочных кораблей.

 Основной обязанностью  штурмана – электрика Белова был контроль за функционированием электронавигационных систем корабля.

К экстремальным природно – климатическим условиям – жуткий холод, пронизывающие ветра,  прибавились трудности, характерные для морской службы - шторма сурового Баренцева моря.

Морские походы обычно продолжались месяц –полтора, иногда дольше. В составе экипажа противолодочного корабля Валерий Белов побывал в водах Баренцева, Северного, Норвежского, Белого морей.

Корабельная служба предполагала, что все матросы и командиры постоянно находились вместе:  пространство замкнутое, проводились общие построения и общие работы. Постоянно были боевые стрельбы, отрабатывались навыки борьбы с подводными лодками. Кораблем командовали настоящие боевые офицеры, умело организовывавшие и боевую службу и досуг. Ребята – матросы в свободное время любили собираться на корме корабля и петь  любимые песни.

Находиться в морских просторах и не воспользоваться дарами моря, конечно, было бы непростительно, и военнослужащие в штиль часто ловили рыбу, которую жарили , варили, вялили. А помимо рыбы в рацион матросов входили и хлеб, и крупы, и даже картофель, только вот последний в виде порошка для более длительного хранения.

Уволен Валерий Белов в запас осенью 1977 года в звании старшего матроса, получил отличительные знаки – специалист первого класса, отличник боевой  политической подготовки.

Воспоминая о службе у отца Феодосия очень тёплые. Он считает, что служить в армии необходимо. Мужчина должен быть защитником, по- другому, немыслимо.

Отец Феодосий считает, что сегодня,  в наше непростое время,  остро стоит необходимость служить Отечеству. Каждый мужчина должен научиться защищать Родину, и именно в армии можно получить такие важные качества как самодисциплина и послушание.

Иеромонах Нил (Хоменец),

настоятель Архиерейского Воскресенского подворья (Приложение 2)

В 1989 году в украинском городе Тернополь закончил общеобразовательную школу Игорь Хоменец. Продолжить обучение выпускник решил в институте физкультуры. Студентом Тернопольского педагогического института Игорь был с 1989 по 1991 г. В 1991 году молодой человек получил повестку для прохождения  службы в рядах вооруженных сил. Тогда перед призывником стоял выбор- продолжить обучение или пойти служить Отечеству. Игорь решил отправиться в армию в Воздушно – десантные войска.  Выбор рода войск неслучаен и был связан с тем, что он занимался борьбой, а занятия спортом сформировали у новобранца высокий уровень физической подготовки, готовность к физическим и моральным нагрузкам, стойкость к испытаниям и волю к победе.

Игорь Хоменец проходил службу в городе Хиров в  39-й Отдельной десантной штурмовой бригаде. В своей воинской части рядовой Хоменец служил по специальности водитель автомобиля «ГАЗ -66», занимался перевозкой военнослужащих. Все задания, марш-броски солдат – десантник выполнял наряду со своими товарищами – сослуживцами.

Помимо выполнения боевых задач, служба в ВДВ – это ещё и романтика: небо, парашют, полет! Желание побывать в небе было изначально еще одним аргументом для решения служить в десанте,  а самыми запоминающимися событиями армейской службы стали прыжки с парашютом. Всего Игорь совершил 7 прыжков с парашютом!

Мы живем в едином мировой пространстве, в котором постоянно происходят вооруженные конфликты, а места столкновений называют «горячими точками». В годы службы Игоря в рядах вооруженных сил таким «горячим» регионом была Югославия. Дважды солдат Хоменец обращался к командованию с просьбой принять участие в урегулировании югославского конфликта. Решающее слово было за родителями, которые, как любящие отец и мать, разрешения на поездку не дали, и положенный срок службы Игорь закончил на Родине.

Два года службы в вооруженных силах, конечно, оставили свой след: укрепилась привычка к порядку, усилилась самодисциплина, сформировались ответственность и умение принимать быстрые решения. Армия научила ценить помощь, дружбу, товарищество.

Ежегодно 2 августа в нашей стране отмечается День рождения Воздушно-десантных войск. Бывших десантников не бывает, «Тот, кто носит, или когда-либо носил голубые погоны с десантными эмблемами, всю жизнь будет с гордостью произносить слова: Я - десантник!»[3]. Прошло много лет со времени службы в армии, но, бывая 2 августа в Москве, отец Нил, как многие мужчины, бывшие в рядах ВДВ, принимает участие в богослужении в храме пророка Илии, в мероприятиях в парке имени Горького и на Красной площади. Это не время для шумных празднеств, это день памяти о службе и товарищах.

В нашей беседе был задан вопрос: «Обязательна ли служба в армии?». Отец Нил ответил: «Служба Отечеству обязательна! Тот, кто не защищал Родину, не знает чувства патриотизма. Тот, кто служил в армии, не предаст, не подведет, не сделает зла ближнему. Служба в рядах вооруженных сил, защита Родины воспитывает порядочность».  Сегодня, как и во все периоды истории нашей Родины, армия -это надежда России. Отец Нил считает, что служить нужно с удовольствием, принять этот шаг осознанно и подготовлено. «Нужно понять, что служение Родине и служение Богу идут параллельно, служба в армии учит нас тому, чему наставляет Евангелие».

Иерей Сергий Щербаков, ключарь Воскресенского собора

 (Приложение 3)

По окончании средней школы перед выпускником Сергеем Щебраковым открывались неплохие перспективы: учиться в высшем морском училище им. Макарова в Ленинграде или поступить в Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники. Сдав выпускные экзамены в школе, Сергей уехал в деревню, где пробыл до середины сентября. Вернувшись в город, он обнаружил, что поступить может только в училище, что и сделал, став учащимся Технического училища № 37 (ныне ЧХТК). Сергей экстерном окончил обучение по специальности «КИПиА (Контрольно-измерительные приборы и автоматика)» и в июне 1987 года был призван в ряды вооружённых сил. Изначально он был приписан  к Воздушно – десантным войскам, но служил в других. Решил военную судьбу призывника случай. Четверо ребят - череповчан, в числе которых был и Сергей Щербаков, ожидали отъезда в расположение в Вологодском военкомате. Оказалось, что они как бы никому и не нужны. В один из дней призывники зашли в столовую, где их заметил офицер, набиравший команду в военную часть города Мирный. Офицер поинтересовался у ребят наличием водительских прав. Сергей окончил школу ДОСААФ и имел право вождения грузовым и легковым транспортом. Положительный ответ не оставил сомнений - служить новобранец поедет в Мирный. Быстро пролетел месяц учебки, и Сергей направился водителем грузового автомобиля на космодром Плесецк Архангельской области.

В начале службы нелегким был переход от гражданской жизни к воинской  – это и привыкание к армейскому распорядку, и ответственность за все свои действия, и безоговорочное послушание командирам.

Трудностей прибавлял ужасный климат. Влажность в местности похождения службы была очень высокой. Из-за этого зимой лицо покрывалось корочкой льды, а бушлаты промерзали и совсем не согревали, создавалось впечатление, что на тело надета только легкая влажная рубашка.

Жуткими были природные условия. Болотистость  приводила к тому, что любая незначительная рана могла загноиться, поэтому солдатам приходилось прижигать гематомы, порезы, царапины раскаленным на огне гвоздем или куском проволоки.

Основной задачей рядового Щербакова была перевозка деталей ракет, комплектующих к ним. И здесь коррективы в работу водителей вносили климатические условия. Из-за холода и высокой влажности автомобили при погрузке и разгрузке не глушили, они просто могли не завестись вновь, а дороги представляли опасность и требовали особой внимательности, концентрации и сосредоточенности.  

Служба Сергея Щербакова в рядах вооруженных сил продолжалась ровно 2 года – с 10 июня 1987 по 10 июня 1989. Несмотря ни на что отец Сергий считает, что эти 2 года - не пустое времяпровождение, а важный и значимый отрезок жизни. Они закалили силу духа, укрепили волю, научили ценить дружбу, уважать ближнего. Служить в армии, по мнению отца Сергия, должны все мужчины, защищать Отечество – священная обязанность. Пожелание же будущим военнослужащим отца Сергия следующее: «Было бы прекрасно, чтобы никогда не пришлось воевать, не брать в руки оружие. А если возникают ссоры или конфликты, решать их мирно».  

Иерей Иоанн Горев, клирик храма Рождества Христова (Приложение 4)

Иван Горев – коренной череповчанин. Окончив ПТУ, он пришел молодым специалистом – электромонтёром на Череповецкий металлургический комбинат. В октябре 1985 года Иван был призван для прохождения военной службы и направлен  в Прибалтику, в латышский город Приекуле. Благодаря гражданской профессии и квалификации военнослужащий был записан в электроремонтную группу. Часть, в которую попал рядовой Горев, была секретной, её называли артиллерийский гвардейский полк, но на самом деле часть была ракетная, войск стратегического назначения (РВСН). «Артиллеристы» занимались размещением, транспортировкой и охраной ракет.

Иван  начал свою службу в полку в тот момент, когда командование приняло решение перебросить его в другое место из-за политических проблем, назревавших в Латвии. В 1986 году часть личного состава части была отправлена в Сибирь на новое место дислокации – под Иркутск. Здесь прошла та часть военной службы, которая наиболее запомнилась и была наиболее сложной для Ивана. Прибыв первыми, военнослужащие занимались возведением кирпичных построек и фортификационных сооружений, готовились к приезду основной части полка. Солдатам приходилось жить в лесу в деревянных домиках или палатках. Труднейшим испытанием для ребят стал сибирский климат – резко-континентальный с очень значительными перепадами температур – от +5°C ночью до +35°C днем.  Сложно было жить в отсутствии  нормальных бытовых условий, трудно постоянно находиться в периметре, ведь часть секретная, и увольнения давались только «благонадежным» (рядовой Горев получил увольнительную только один раз). Но Ивану очень нравилась сибирская природа с её суровостью и неповторимостью. Сначала было трудно, но потом организм привык и закалился. В ноябре 1987 года рядовой Иван Горев вернулся домой, выполнив свой ратный долг перед Отечеством.

Отец Иоанн считает, что служба в армии полезна и обязательна. Эта служба, прежде всего,  - обязанность защищать Отечество. «Плохой гражданин земного Отечества не сможет быть хорошим гражданином Отечества Небесного». По словам отца Иоанна, пройти ратное служение с честью поможет любовь к Родине, знание подвигов отцов и дедов и, конечно, великая сила веры.

Протоиерей Владимир Беляев, настоятель храмового комплекса в

честь Святителя Николая в Северном микрорайоне г. Череповца,

настоятель храма пророка Илии деревни Абаканово

Ежегодно тысячи молодых парней призываются в ряды вооруженных сил. Многие идут в армию осознанно и с удовольствием, некоторые опасаются и осторожничают. Помочь призывникам укрепиться духом и не бояться армейской службы в нашем городе всегда готов отец Владимир Беляев. Его беседы оказывают благотворное воздействие на новобранцев. Вести такую работу отцу Владимиру, несомненно, помогает и свой опыт военного служения. (Приложение 5)

Долг защитника Отечества Владимир Беляев выполнял в 1992-1993 годах, проведя в составе вооруженных сил полтора года. До призыва в армию Владимир окончил  Государственное училище циркового искусства по специальности «Цирковое искусство» в жанре «Гимнастика» - воздушный гимнаст, успел сняться на телевидении в качестве каскадера. Понимая необходимость службы в вооруженных силах, он пытался связать свою жизнь с Центральным спортивным клубом Армии, пробовал попасть в дивизию им. Дзержинского (Отдельная Краснознамённая орденов Ленина и Октябрьской Революции мотострелковая дивизия особого назначения имени Ф. Э. Дзержинского Внутренних войск МВД СССР (ОМСДОН)). В возрасте 22 лет Владимир Беляев призван на службу Родине.

Первые полтора месяца новобранец Беляев провел в учебной роте в городе Люберцы в Подмосковье, попав во взвод электриков. Владимир никогда ни от кого не скрывал, что является человеком верующим. Именно через веру он пришел к пониманию того, что готов идти в армию.

В окончании срока учебной подготовки Владимира вызвал на беседу командир. Офицер задал очень важный вопрос: «Возьмешь ли в руки оружие?» Владимир кратко ответил: «Нет». Этот ответ стал началом нового пути – службы в Центральном военном клиническом госпитале им. Мандрыка. Фактически военнослужащий стал медбратом. Взвод, в котором оказался Владимир, насчитывал порядка 25 человек. Спектр занятий ребят был очень обширным – от посильных медицинских обязанностей до хозяйственных работ.  

Командование госпиталя относилось к рядовому Беляеву уважительно, ему доверяли ответственные задания. Так долгое время Владимиру была поручена забота за замечательным зимним садом госпиталя, предлагали должность начальника склада, от которой он по своим убеждениям отказался. Служба Владимира  в армии была мирной, но свою силу духа и смелость он проявил в полной мере: закончив десантные курсы, он совершил 3 прыжка с парашютом.

Служба в рядах вооруженных сил позволила Владимиру понять, насколько огромен резерв человеческого организма. О годах своего пребывания в армии сегодня отец Владимир говорит очень тепло. По его словам, впечатления этого времени только замечательные: «О службе ни дня не жалею».

Отец Владимир признает необходимость военной службы каждого мужчины: «Мужчина должен служить Отечеству! Армия корректирует поведение, поступки. Служение Родине и защита Отечества – это мужское начало». Нынешних призывников отец Владимир наставляет дорожить тем, что мы живем именно в России. Россия - Родина связывает наше прошлое, настоящее и будущее. Нужно чтить и любить её!»  

Протоиерей Алексей Алин,

клирик кафедрального собор Афанасия и Феодосия Череповецких

Армейский путь Алексея Алина начался в 1986 году. После двух лет учебы в Минском авиационном  техническом училище гражданской авиации Алексей возрасте 19 лет был призван в Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Несмотря на то, что учебный курс в училище не был закончен, Алексей решил служить Родине, а после завершения срока службы продолжить обучение в училище. (Приложение 6).

 Адаптацию к армейской жизни он проходил в учебке в Симферополе. Здесь молодые солдаты за короткое время удалось получить хорошую физическую подготовку, благодаря которой они с легкостью сдавали все спортивные нормативы.

Основной срок службы Алексей Алин провел на Дальнем Востоке в Елизово город Петропавловск – Камчатский в ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Главной задачей военнослужащих, среди которых был рядовой Алин, состояла в техническом обслуживании аппаратуры радиолокационного комплекса, проще говоря, огромной антенны (на слайде похожая) – вести её координаты для связи со спутником. Как и у всех военнослужащих, были у Алексея наряды, строевая и политическая подготовка, но на посту солдаты его части не стояли.

Город, где располагалась воинская  часть, был закрытым, в увольнение военнослужащие практически не выходили. В условиях огромной удаленности от семьи и особенностей воинского соединения, где проходила служба, очень чувствовалась тоска по дому. Главной радостью были письма от родных. Сам Алексей писал ответы обдуманно, осознанно, взвешивая слова, с которыми обращался к родителям.

Красивы и неповторимы места службы. В зоне видимости с места расположения части находились два вулкана Авача и Коряксий. Другая природная достопримечательность – Паратунские термальные источники. Паратунская вода даже в зимние морозы держит температуру +38°С. Военнослужащие оборудовали своеобразные купальни и купались в целебных оздоровляющих водах.  

Особых развлечений в закрытой воинской части не было, но офицеры старались сделать службу менее однообразной. Отец Алексей с улыбкой вспоминает, как командир выводил подчиненных в зимние походы. Снега зимой наметало в два человеческих роста, а когда он подтаивал, можно было провалиться по пояс.

Служить на Камчатке и не отведать тамошней знаменитой рыбы – это просто невозможно! На первые армейскую «получку» (7 рублей) Алексей с товарищами с таким удовольствием наелись кижуча, что до конца службы так больше и не хотелось отведать камчатских морских  даров.

Несение военной службы закончилось для Алексея Алина 11 июня 1988 год. Принесли ли годы армейской службы пользу? Отец Алексей отвечает, что за этот период он и его сослуживцы прошли период взросления, стали глубоко и здраво мыслить. Помниться хорошее, а все плохое просто не замечали.

Отец Алексей замечает, что служить в армии нужно и важно. «Юноша, пройдя армейскую школу, превращается в мужчину. Как говорили раньше: «Кто в армии не служил, тот неполноценный». «Служить в армии, - говорит отец Алексей,- и сегодня  нужно стремиться, а не стараться уклониться».

Иерей Николай Артюков,

клирик Ново - ЛеушинскогоИоанно–Предтеченского монастыря, с.Мякса) (Приложение 7)

Николай Артюков был призван в ряды советской армии в 1987 году. Из наших северных широт новобранец был отправлен в знойную Туркменскую республику в Ашхабад. Местом службы стала самая южная точка Советского Союза. Акклиматизация стала основной сложностью молодых солдат.

Служба проходила в артиллерийском полку, в военной части, которая готовила специалистов ракетчиков и минометчиков. Рядовой Артюков был распределен в взвод обеспечения водителем, в основном занимался  перевозкой материальных грузов.  

Впечатления о службе в армии менялись с возрастом. Сначала она воспринималась, как нечто необходимое, даже традиционное – все идут, и я иду. С годами пришло понимание, что любое испытание, в том числе военная служба,  – на пользу, и два года в рядах вооруженных сил проведены не зря. Конечно, были трудности, но Николай получил навыки, которые оказались нужными в дальнейшей жизни.

До высоких чинов Николай Артюков не дослужился, уволившись рядовым, но об этом никогда не сожалел, а о годах, проведенных вдали от малой Родины, вспоминает с улыбкой и теплотой.

Отец Николай убежден, что служба в армии нужна, так как любой мужчина должен быть защитником Родины, семьи, близких, и каждому молодому человеку нужно подготовить себя к этой роли. «Армия помогает проверить себя, преодолеть свои страхи и сомнения»- говорит отец Николай.  

Иерей Михаил Селиверстов

(благочинный Абаконовского округа, настоятель храм Покрова Пресвятой Богородицы пос.Мякса) (Приложение 8)

Михаил Селиверстов служить в армии хотел и повестку ждал. После неудачного поступления в институт решил: «Пойду служить». В 1991 году он был призван в Мурманска в мотострелковые войска. Прибыв к месту службы в Мурманскую область, рядовой Селивёрстов был зачислен в танковую роту, месяц проходил «курс молодого бойца» прямо в своей воинской части. Молодых солдат обучали вождению боевой машины, отрабатывались стрельбы. Хорошие результаты, показанные Михаилом, позволили получить звание старшего механика – водителя.

Половину срока службы Селивёрстов провел «на танке», а когда танковую роту расформировали, был зачислен во взвод охраны. Подразделение занималось охраной строящихся объектов, осуществляло пропускной режим. Здесь Михаил получил звание «младший сержант».

Несмотря на изолированное положение части, находившейся в сопках, в условиях бездорожья, служить было интересно, но сложно. Основные трудности были обусловлены общей ситуацией в нашей стране. Особенно тяжело было в 1992 – 1993 годах, когда случались перебои со снабжением, и Селивёрстов, в обязанности которого входили вопросы обеспечения военнослужащих питанием, сам часто ездил в город за продуктами.

Отец Михаил признает, что знания и умения, которые он получил во время службы в вооруженных силах, и сейчас не забыты, и, если случится необходимость, он сможет управлять танком, разбить палатку, сумеет применить навыки выживания.

Отец Михаил отмечает, что служба Отечеству значима для мужчины: важно состояться как защитник Отечества, семьи. Она важна для закалки, возрастания в душе, учиться быть защитником нужно обязательно! А служить нужно с удовольствием, тогда служба будет полезной Отечеству, Богу, людям.

Иерей Виталий Рябов,

настоятель храма святой великомученицы Варвары

на территории АО «Апатит» (Приложение 9)

Служение Отечеству для Виталия Рябова было и осознанно, и обдуманно, и стало необходимой для дальнейшей жизни. Родители и сам Виталий – люди верующие, и будучи студентом пятого курса ЧГУ он задумался о возможности обучения в Вологодском Православном Духовном Училище. В приемной комиссии соискателю было предложено пройти воинскую службу и затем вновь обратиться  с просьбой о поступлении.

Призыв в ряды вооруженных сил Виталия Рябова был не совсем типичный. Первая попытка отправиться отдавать долг Отчизне была неудачной: в период осеннего призыва 2002 года в военкомате Виталию сообщили, что он «лишний», команда набрана, и придется полгода подождать до следующего призыва. Это время Виталий провел с пользой для своего духовного развития, посещал Воскресенский храм и даже служил здесь пономарем.

28 мая 2003 года новобранец Рябов отбывал к месту службы.  За ночь до отправки ребята узнали, что их отправляют в Воркуту, но отнеслись к этому легкомысленно, а предупреждение о необходимости захватить с собой теплые вещи не восприняли серьезно. О своей беспечности новобранцы пожалели уже в пути следования, а окончательно поняли оплошность, выйдя из вагона на перрон в Воркуте, который был прокрыт снегом, и это в начале июня. Первые впечатления удручали: снег, холод, серость.

По прибытии в часть новобранцев распределили по ротам, Виталий и ещё 10 вологодских ребят  попали в первую. Все они – уже состоявшиеся личности, взрослые люди от 22 до 26 лет, с семьями, а командиры  - «салаги», так получился своеобразный возрастной диссонанс, но конфликтов удалось избежать, договорившись об обоюдных уступках.

Войсковая часть находилась в 80 км от Северного Ледовитого океана в тундре. Военнослужащий Рябов, находясь в подразделении войск связи,  выполнял прослушивание сообщений радиопередатчиков, контролировал состояние электроприборов, вместе с другими солдатами прокладывал траншеи для проводов, короче говоря, выполняли все работы по обеспечению связи.

Среди сложностей армейской службы отец Виталий выделяет непростые климатические условия: почти всегда зима, очень много снега и морозы. Несмотря на это военнослужащие смогли разбить теплицы и выращивали овощи, возвели хозяйственные постройки для разведения свиней.

Отец Виталий с большой благодарностью вспоминает своих командиров, благодаря которым режим дня был расписан так, что скучать не приходилось.

Рядовой Рябов с удовольствием заступал в наряды – по столовой, по роте, по штабу, особенно нравились наряды по столовой, где ребята устраивали соревнование на лучшее накрытие столов.  

В апреле 2004 года, отслужив положенный срок, Виталий Рябов вновь приехал в Вологду, поступил и успешно закончил ВПДУ, стал священником.  

Говоря о значимости военной службы, отец Виталий отмечает, что в армии он научился ценить время, уважать работу простого солдата и человека. За годы, проведенные в военном строю, он научился руководить, строить общение с людьми разных рангов, находить компромиссы и идти на уступки.

Отец Виталий считает, что служить, если нет отклонений по здоровью, нужно всем мужчинам. «Патриоты – это мы с вами, нам и нести пользу семье, государству, Богу, Церкви. Служить надо, как говорится верой и правдой!»

Нашу Родину защищают не только солдаты, но и Русская Православная Церковь

Роль священнослужителей в современной армии - привнести духовную составляющую в служение Отечеству. Военный священник, с одной стороны, такой же священник, как на приходе, но отличие в том, что он готов быть вместе с военнослужащими, готов быть вместе с теми, кто защищает наше Отечество, нашу Родину, наши самобытные традиции, нашу духовную жизнь. Священники присутствуют внутри воинских формирований, они вместе с военнослужащими, даже в так называемых «горячих точках».

В Череповецком Военном ордена Жукова университете радиоэлектроники служит иерей Павел Массёров. (Приложение 10).  Отец Павел является помощником начальника по работе с верующими военнослужащими.

Павел Массёров родился и рос в сибирском городе Петропавловск. Молодой человек в 17 лет уехал в Москву, поступил и обучался в Сретенской духовной семинарии. По окончании семинарии Павел решил посвятить себя служению военного священника. Выпускник Массёров был холост, и  рукоположение в тот момент было невозможно. Так  в возрасте 24 лет он отправился служить в ряды вооруженных сил России. Готовился Павел в ВДВ, но Божьим промыслом и благодаря поддержке военного духовенства Москвы он попал в отряд специального назначения «Русь» Внутренних войск, а после расформирования части переведен в центр специального назначения «Витязь» в город Балашиху.

«Витязь» - флагман спецназа Внутренних войск, антитеррористическое подразделение,  военнослужащие которого провели множество успешных боевых операций, выполняя задания по ликвидации бандформирований.

Павел служил в находившемся на территории дивизии домовом храме святого князя Александра Невского, но это не стало поводом для устранения от выполнения заданий, которые предполагались для всех военнослужащих подразделения. Вместе со всем составом части Павел ежедневно совершал утренние пробежки – 6 км – в любую погоду, выполнял все задания руководства. Он хотел быть водителем, но среди командования были сомневающиеся в надежности будущих священников, позиционировали их не как всех, не всегда верили в успешное выполнение боевых задач. Массёров доказал, что заслуживает доверия, выполнив нормативы метания гранаты РГД на «отлично».  

Сложностью в период службы отец Павел называет пребывание в обществе неверующих, людей с другим духом, для которых возможно грубое общение, сквернословие. Был и некоторый момент дискомфорта из-за возрастных различий, так как основную часть коллектива составляли ребята 19-20 лет, но это помогло в плане воспитания терпения.

Очень ценным для себя отец Павел считает общение с настоящими боевыми офицерами – командирами «Витязя». Он отмечает, что эти люди более скромные, общительные, а дистанция общения с бойцами сложилась  минимальная. Руководители очень четко планировали режим дня, поэтому военнослужащие всегда были чем – то заняты, а значит времени на разного рода неправильные поступки просто не оставалось. Отец Павел считает, что именно праздность – злейший враг порядка, из- за неё случаются, например, воровство.  

Служба в армии стала для  отца Павла очень важным этапом жизни, о котором он абсолютно не жалеет и считает значимым. Однако он замечает, что многое зависит  от войсковой части, традиций и устоев, сложившихся в  ней, командования. Интересными и запомнившимися были традиции подразделения. Отец Павел отмечает, что в их коллективе существовали, например, такие правила: старослужащие никогда не обижали «молодых», физически сильные солдаты помогали менее подготовленным.

 Отец Павел говорит, что, если молодой человек физически здоров, служить нужно; армия – хорошая школа, которая дисциплинирует, учит ценить время, не опускать руки даже в самых критических ситуациях. Именно здесь можно найти искреннюю дружбу. Каждому мужчине нужно научиться быть настоящим защитником, человеком дела.

Заключение

Церковь и Армия - два института, которые пользуются в нашем обществе наибольшим доверием, и они, объединившись, начали возрождение  России- и духовное, и телесное.

Именно Православная Церковь сформулировала высший смысл ратного служения и воинского подвига: «За Русь Святую! За веру православную!», который с веками превратился в триединую формулировку: «За Веру, Царя и Отечество!». Главной целью сотрудничества  Церкви с Армией является поддержание высокого воинского духа.

В ходе работы мы пришли к заключению об определенной схожести военной и церковной организаций: иерархичность управления, строгая регламентация функционирования, дисциплина, наличие формы, атрибутика, своеобразные режимы секретности (таинственности). И священники и солдаты служат: Отечеству, и те и другие – патриоты. Совпадают знаки отличия, жертвенность. Разным является оружие: у Церкви оружие - слово Божие, которое тоже в священном Писании сравнивается с мечом. Этот меч -слово Божие. Главной целью сотрудничества  Церкви с Армией является поддержание высокого воинского духа.

Все батюшки, с которыми удалось встретиться, признают необходимость и обязательность служения Родине, наставляют любить Отечество, считают, что службу в армии значительным,  весомым, памятным отрезком своей жизни.

Практическим результатом работы стал буклет «От воинского служения к служения Богу», созданный на основе воспоминаний священнослужителей Череповецкой епархии о своей воинской службе Отечеству. Работа продолжается, материалы будут дополнены.

Заключение

Церковь и Армия - два института, которые пользуются в нашем обществе наибольшим доверием, и они, объединившись, начали возрождение  России- и духовное, и телесное.

Именно Православная Церковь сформулировала высший смысл ратного служения и воинского подвига: «За Русь Святую! За веру православную!», который с веками превратился в триединую формулировку: «За Веру, Царя и Отечество!». Главной целью сотрудничества  Церкви с Армией является поддержание высокого воинского духа.

В ходе работы мы пришли к заключению об определенной схожести военной и церковной организаций: иерархичность управления, строгая регламентация функционирования, дисциплина, наличие формы, атрибутика, своеобразные режимы секретности (таинственности). И священники и солдаты служат: Отечеству, и те и другие – патриоты. Совпадают знаки отличия, жертвенность. Разным является оружие: у Церкви оружие - слово Божие, которое тоже в священном Писании сравнивается с мечом. Этот меч -слово Божие. Главной целью сотрудничества  Церкви с Армией является поддержание высокого воинского духа.

Все батюшки, с которыми удалось встретиться, признают необходимость и обязательность служения Родине, наставляют любить Отечество, считают, что службу в армии значительным,  весомым, памятным отрезком своей жизни.

Практическим результатом работы стал буклет «От воинского служения к служения Богу», созданный на основе воспоминаний священнослужителей Череповецкой епархии о своей воинской службе Отечеству. Работа продолжается, материалы будут дополнены.


[1] Н.В. Маслов. Долг служения Отечеству./Русский дом, №11, 2004.

[2] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/  (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р <Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

[3] Цитата Василия Филипповича Маргелова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок исторического краеведения по теме "Тамбовская епархия в XIX- начале XX в.: служение вере или народу?"

Тип урока: урок-исследование.Целью данного урока является исследование обучающимися истоков деятельности Тамбовской епархии в XIX – начале XX вв. и выбор наиболее значимых из них для понимания её сущн...

В поисках служения Отечеству и музе

Внеклассное мероприятие в форме литературной гостиной, посвященное герою Отечественной войны 1812 года Денису Давыдову. Уже при жизни поэт-гусар стал легендой и русской армии, и русской поэзии. Верный...

Урок Истоки в 7 классе_Смысл воинского служения

Конспект занятия предмета "Истоки" в 7 классе. Раздел "Воинство"....

«Начало XIX века – эпоха перемен великого служения Отечеству»

Цели: ·        познакомить учащихся с образовательной  системой Российской империи·        создать у учащихся представления о...

Долг служения Отечеству «Военная присяга- клятва на верность Родине»

ТЕМА: «Военная присяга- клятва на верность Родине»   ЦЕЛЬ: Воспитание чувства патриотизма, долга служения Отечеству, гордости за нашу армию и Родину. Присяга!-Священное слово,Его н...

Классный час "«Служение врача есть служение любви и сострадания»

Попечение о человеческом здоровье – душевном и телесном – исконно является заботой Церкви»  («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»Вступление: сег...

От воинского служения к служению Богу (электронное издание)

Слово «воин» - высокое слово в церковном языке. Особое уважение церкви к воинскому долгу, к солдатской профессии обусловлено жертвенным характером воинской службы. Оно проявляется, в частн...