Рабочая программа по обществознанию 9 клласс
рабочая программа по истории (9 класс)

Николаев Евгений Владимирович

Программа элективного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikolaev_e.v._obshchestvoznanie_9_oge.docx20.89 КБ
Файл nikolaev_e._v._istoriya_9_oge.docx265.03 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«Трудные вопросы обществознания»


(
общеинтеллектуальное  направление )

Для 9 А   класса
             (основное  общее образование)

Количество часов: 17

                                                            Составитель: Николаев Е. В.,
                                                                         учитель истории и обществознания
                                                                МБОУ гимназии г. Советский

2022-2023 г.

1.Пояснительная записка

Предлагаемая программа факультативного курса «Трудные вопросы обществознания» предназначена для подготовки учащихся к сдаче вступительного экзамена в формате ОГЭ.

Программа рассчитана на 17 учебных часа из расчёта 1 час в неделю

Программа курса составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по обществознанию, авторской программы по обществознанию в 9 классе (авторы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев). Программа курса опирается на   документы определяющего структуру и содержание КИМ «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию» и «Спецификацию контрольных измерительных материалов для проведения  единого государственного экзамена»

Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубление изучения курса обществознания по тематическим элементам содержания каждого из традиционно выделяемых содержательных разделов («Общество и человек», «Познание», «Социальная сфера», «Экономическая сфера», «Духовная сфера»,  «Политическая сфера», «Правовая сфера»). Решение экзаменационных заданий способствует формированию навыков работы с контрольно-измерительными материалами различного типа заданий и уровня сложности.

В соответствии с содержанием настоящей Программы, рекомендуется  изучение теоретического материала, выявление круга вопросов, нуждающихся в дополнительном объяснении и повторении.  Также предполагается формирование и совершенствование навыков использования алгоритма выполнения заданий с выбором одного ответа из четырёх предложенных (А), с кратким ответом (Б) и с развёрнутым ответом, который формулирует сам учащийся (С), по темам «Общество», «Человек», «Духовная культура», «Социальная сфера», «Экономика», «Политическая сфера», «Право».

Практические навыки решения контрольно-измерительных материалов, будут совершенствоваться  учащимися в течение всего обучения в 10 классе и помогут им успешно справиться с тренировочными заданиями по разделам «Экономика», «Проблемы социально-политического развития общества» и «Правовое регулирование общественных отношений».

Программа призвана помочь ученикам преодолеть затруднения в выполнении тестовых заданий благодаря практической направленности курса.

Цель курса: организация систематической качественной подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.  

Задачи курса:

- повышение предметной компетентности учеников;

- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;

- краткое изложение и повторение курса обществознания;

- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

- овладение  умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;

- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по обществознанию

2.Планируемые результаты изучения курса

Личностными результатами факультатива являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения факультатива: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания.

           Предметные результаты: знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания; относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей;  умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.

3.Содержание программы курса

Введение (1 час).

Единый государственный экзамен: структура и содержание экзаменационной работы. Особенности частей А, В, С. В.

Общество и человек (1 час).

Религия и религиозные организации.

Познание (1 час).

Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерии. Научное и ненаучное познание. Социальное познание.

Социальная сфера (2 часа).

Социальные ценности и нормы.

Экономическая сфера (3 часа).

Сущность и структура экономики. Налоги. Роль государства в экономике. Бюджет государства и семьи. Труд, занятость, безработица.

Духовная сфера (2 часа).

Наука. Образование. Искусство.

Политическая сфера (4 часа).

Государство в политической системе общества. Форма государственного устройства и государственного правления. Политический режим.

Гражданское общество и правовое государство. Политические партии и системы.

Правовая сфера ( 3часа).

Понятие права. Конституция РФ. Права и обязанности человека и гражданина РФ. Правосознание. Юридическая ответственность.

4.Тематическое планирование

N п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Факт

1

Единый государственный экзамен:

структура и содержание экзаменационной работы.

1

2

Общество как целостная система.

1

3

Познавательная деятельность человека.

1

4

Социальные интересы и формы социального взаимодействия.

1

5

Социальные институты.

1

6

Сущность и структура экономики.

1

7

Налоги.

1

8

Роль государства в экономике. Бюджет государства и семьи.

1

9

Культура.

1

10

Религия. Наука.

1

11

Политическая система.

1

12

Форма государственного устройства и государственного правления.

1

13

Политический режим.

1

14

Избирательный процесс.

1

15

Понятие права.

1

16

Конституция РФ.

1

17

Новые поправки в конституцию РФ.

1



Предварительный просмотр:

Гриф.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«Трудные вопросы истории»

 ( общеинтеллектуальное  направление)

для 9 Б,В,Г  классов
             (среднее  общее образование)

Количество часов: 17

                 Составитель:  Николаев Е. В.,
      учитель истории и обществознания
МБОУ гимназии г. Советский

2021-2022  г.

1.Пояснительная записка

Цель курса:

- углубление специальной подготовки учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний, формирование целостного представления обучающихся об отечественной истории в логике исторического развития России и новыми историческими концепциями.

Задачи курса:  

- сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;

- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

- сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до начала XX века;

- акцентировать внимание учащихся на тех учебных аспектах и  темах, которые являются для них трудными, сложными.

2.Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);

- формирование исторической  компетентности;

- осознание своей идентичности как гражданина страны; локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения  проблемных ситуаций;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- ориентироваться на разнообразие  точек зрения и мнений;

- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов;

- уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

- уметь осуществлять сравнение;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи;

- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- уметь устанавливать аналогии;

- осуществлять расширенный поиск информации;

- выбирать средства для организации своего поведения;

- запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

- предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент.

Предметные результаты:

- учащиеся должны знать: основные понятия и термины, используемые в исторической науке;

- основные этапы и особенности исторического процесса в России;

- содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды её истории;

- хронологические рубежи, календарные даты истории России;

- составлять хронологические и синхронистические таблицы;

- читать историческую карту с опорой на легенду;

- составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности;

- соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;  сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

- раскрывать, чем объясняются различия;

- излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;

- сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;

- определять, объяснять, аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

3.Содержание программы курса

Раздел

Содержание раздела

Количество часов

Формы учебных занятий

Виды учебной деятельности

«Русь с древнейших времён и до века XV вв.»

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Русь в середине XII – начале XIII в. Культурное пространство.

1

Практикум

Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний,установление причинно-следственных связей.

Россия в XVI - XVII веках: от Великого княжества к Царству.

Формирование единого Русского государства в XV веке.

Культурное пространство.

2

Практикум,

Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний,установление причинно-следственных связей.

Россия в конце XVII - XVIII веках: от Царства к Империи.

Россия в эпоху преобразований Петра I.

Экономическая политика.

После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов».

1

Практикум, коллективное обсуждение

Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний,установление причинно-следственных связей.

 Российская Империя в XIX - начале XX вв.

Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

Александровская эпоха: государственный либерализм

2

Практикум, коллективное обсуждение, контроль

Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний,установление причинно-следственных связей.

4. Тематическое планирование.

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата
по плану

Дата

по факту

1

Введение. ОГЭ по истории: структура и содержание экзаменационной работы.

1

11.01

11.01

2

Общая характеристика заданий с развернутым ответом.

1

18.01

18.01

3

Специфика  тестовых заданий

1

25.01

25.01

4

Киевская Русь в конце IX – в начале XII века.

1

01.02

01.02

5

Политическая раздробленность Руси.Культура Руси IX-XII вв.

1

08.02

08.02

6

Борьба Руси за независимость в 13-начале 14 веков.

1

15.02

15.02

7

Россия в XVI в.Русская культура в XIV-XVI вв.

1

22.02

22.02

8

Россия в XVII в. Смута.

1

01.03

01.03

9

Россия в XVII в. Новые черты старой России.

1

15.03

15.03

10

Россия в XVIII столетии. Эпоха Петра I.

1

29.03

29.03

11

Россия в XVIII столетии. Россия в эпоху дворцовых переворотов.

1

05.04

05.04

12

Внутренняя и внешняя политика России во второй половине  XVIII века.

1

12.04

12.04

13

Россия в первой четверти XIX века.

1

19.04

19.04

14

Внешняя политика  Николая I. Крымская война.

1

26.04

26.04

15

Реформы Александра II.

1

17.05

17.05

16

Государственно-социальная система России в конце XIX века.

1

24.05

24.05

17

Резервный урок.

1

24.02.

18.05

ИТОГО

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)

Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...