Инновационная/экспериментальная деятельность
учебно-методический материал по истории

Главной функцией экспериментальной и инновационной деятельности является инициация творческой самостоятельности педагога, повышение его мотивации к собственному профессиональному развитию, постоянному самосовершенствованию, которое проявляется в использовании в собственной практике образовательных и воспитательных новшеств, стремлении повысить качество работы, применении новых, в том числе самостоятельно разработанных, методик и дидактических средств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания на развитие функциональной грамотности у учащихся на уроках истории

Задания по формированию читательской и коммуникативной грамотности на уроках истории и  обществознания

Задание № 1. Внимательно прочитайте текст, найдите в нем ошибки и исправьте. После выполнения задания, обсудите исправленные ответы в группе (задание дается после изучения с детьми темы урока в 5 классе для закрепления изученного материала при проведении исторического QUIZа по теме Древняя Греция).

Текст с ошибками

Самый могущественный из древнейших греческих городов был город – Микены – он был расположен в Северной Греции на скалистом холме. На восточных берегах полуострова Малая Азия находилось Троянское царство. Троянские цари, жадные до чужих богатств, предпринимали далекие походы за добычей. Около 1300 года до н.э.  против Микен выступило троянское войско.

Данный тип задания помогает проверить не только усвоение материала учащимися, но и развивает навыки читательской грамотности (смысловое чтение), насколько внимательно был прочитан текст, до конца ли его прочитал ребенок, все ли ошибки были исправлены.

Задание № 2.  

Элемент урока в 5 классе с приемом театрализации по теме Спарта»

Играет негромкая музыка в кабинет входит учитель в костюме богини Афины и с ней 3 ученика в костюмах и масках жителей Спарты.

Учитель:Смотрите путники, кто это перед нами? (выходят 3 ученика переодетых в жителей Спарты).

1-ый ученик: Здравствуйте путники! Я когда – то жил в своём свободном, прекрасном государстве Лаконии, но потом пришли спартанцы и завоевали его, нас же превратили  в рабов. Я работаю день и ночь на спартанских землях, почти весь урожай отдаю хозяину. Мы с семьёй живем в постоянном страхе, что в нашу хижину ворвутся спартанские воины и убьют нас.

2- ой ученик: Нам с семьёй тоже приходится туго, несмотря на то, что мы являемся свободными, работать приходится очень много. Изо дня в день мы производим одно и то же: лепим горшки, шьём одежду, изготавливаем оружие. Здесь вы не найдете ни дорогих тканей, ни золотых украшений, ни предметов роскоши, ни шумного рынка, ни театра, ни каменных статуй, ни храмов.

3-ий ученик: Презренные людишки, чего вы постоянно жалуетесь. Мы спартанцы не знаем, что такое усталость и отступление. Мы горды, что наш город, единственный в Элладе, не имеет стен, ибо стенами его заменяет мужество юношей.

Учитель: Догадались ли вы путники, какие категории населения спартанского населения мы с вами сейчас повстречали? Давайте вновь обратимся к нашему путеводителю и узнаем, какие группы людей проживают в Спартанском государстве? Кто есть кто из наших новых знакомых? (Илоты-рабы, спартанцы-воины, периэки-ремесленники).

Материал путеводителя:

В Спарте народу не больше, чем в трёх-четырёх деревнях. Вокруг Спарты было много деревень, где проживали илоты - рабы. Илотов было раз в десять больше, чем спартанцев. Спартанцы, даже самые знатные, ходили в простой одежде. У них не было дорогих тканей. Золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения, расплачивались громоздкими железными прутьями. Ремеслом занимались периэки (в переводе «живущие вокруг»), свободные неспартанцы, жившие в пограничных районах. Ремесленники производили предметы первой необходимости и оружие для воинов.

В Спарте была строгая дисциплина к чему приучали еще с детства. Приглядевшись, вы можете увидеть, что Спарта напоминает военный лагерь, вдоль улиц тянутся одноэтажные дома, похожие друг на друга, на улицах видны отряды марширующих спартанцев. Обедать дома воинам запрещается. Они вместе ели одни и те же кушанья: похлёбку, овощи, немного сыра изредка мясо или рыбу.

Учитель: Давайте с вами обсудим, чем общественное устройство Спарты отличалось от Афинского? (после обсуждений, учащиеся заносят новую информацию о Спарте в дневник путешественника)

Данное занятие получается достаточно динамичным, способствуетреализации творческого потенциала учащихся, помогает переключать внимание с одного вида работы на другой.Школьники развивают навык работы с документами, осмысливают события на основе исторического анализа, аргументируют свой ответ, записывают информации в дневник путешественника.

Задание № 3.

Работа со схемами на уроке истории в 6 классе тема: Начало раздробления Древнерусского государства (урок проводится в игровой форме, учащиеся делятся на группы сословий Древнерусского государства и получают жетоны за верные ответы)

Работа с раздаточным материалом.

Сначала вели усобицы сыновья Ярослава Мудрого, затем его внуки. Ведя войну между собой, князья не помогали друг другу, а половцы постоянно совершали набеги на Русь.

У вас на столах семейное древо Ярослава Мудрого. Определите, кем Владимир Мономах был Ярославу и чей он был сын. Назовите внука Ярослава.

Задание № 4.

Работа с картографическим материалом

Данный тип задания способствует развитию навыка работы с картографическими символами и способностью перевода полученной знаково-символической  информацию в устный ответ. Картографические задания достаточно часто встречаются в заданиях ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Также развивает навык ориентирования учащихся на местности по карте, что важно, если они планируют продолжить обучение в другом городе, так как им придется учиться ориентироваться через программы «Яндекс Карта», «2ГИС» и т.п.

        

Задания по формированию коммуникативной, информационной грамотности на занятии кружка «Юный музеевед» по теме: Археологические раскопки

Задание № 5.

После введения учащихся в тему занятия, просмотра и обсуждения фильма об археологических раскопках. Учитель рассказывает учащимся о функциях приложения VideoEditor (которое они предварительно установили, оно бесплатное и довольно простое в использовании), затем перед учащимися ставится задача снять мультфильм о проведении археологических раскопок. Дети делятся на небольшие группы по 5-6 человек им выдается «Памятка о создании мультфильма в приложением VideoEditor», дополнительный реквзит (емкости с песком и землей, фигурки людей, машины, альбомные листы, кртон, карандаши, краски и т.д.) и предлагается приступить к съемкам.

Памятка «Создание мультфильма через приложениеVideoEditor»

  1. Подумайте о чем именно будет ваш мультфильм;
  2. Распределите между собой роли (сценарист, декоратор, режиссер, монтажер, актеры озвучки);
  3. Придумайте сценарий от начала до конца;
  4. Подготовьте декорации;
  5. Сделайте необходимое количество фотографий согласно сценарию;
  1. чтобы мультфильм получился более качественным, телефон должен быть зафиксирован;
  2. фотографий должно быть не менее 80;
  3. старайтесь переставлять фигуры героев и техники на небольшие расстояния, чтобы выглядело более реалистично;
  1. Далее откройте приложение для монтажа (VideoEditor);
  2. Соберите все фотографии в один клип, нажмите кнопку далее;
  3. Войдите во вкладку «Изменить», выберите в меню «Обрезать» и расставьте длину кадров в соответствии со сценарием;
  4. При необходимости, вы можете добавить подзаголовок, чтобы дать название своему мультфильму
  5. Нажав на вкладку «Эффекты» вы можете выбрать эффекты для перехода между кадрами;
  6. Также можно добавить музыку или фоновый звук, нажав на соответствующую вкладку;
  7. Теперь приступайте к озвучиванию персонажей мультфильма, выбрав во вкладке «Эффекты» кнопку «Закадровый голос»;
  8. По окончанию озвучивания, нажмите на стрелку в верхнем правом углу, для того чтобы сохранить ваш мультфильм в выбранном формате;
  9. Поздравляем вас, ваш мультфильм готов к просмотру.

Создание мультфильма обычно проходит в течении 2-3 занятий. Учащиеся выбирают роли, обсуждают готовый сценарий, вносят коррективы, готовят декорации, репетируют роли, разбираются в приложении (при необходимости учтель может помочь, либо скорректировать работу). На втором занятии дети заканчивают подготовительный этап и приступают к съемкам и монтажу. На третьем занятии проходит просмотр отснятых мультфильмов, выявление недочетов, внесение корректировок для дальнейших работ. Затем проходит гоосование и команде снявшей лучший мультфильм, вручается «Оскар», остальным утешительные призы.

Данное занятие направлено на развитие творческих способностей учащихся, коммуникативной, информационной грамотности, общекультурной. Приобретенный опыт, можно использовать для создания учебных видеороликов для проектов и исследовательской деятельности учащихся.



Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37»

 г. Улан-Удэ

Республиканский конкурс инновационных проектов

«СДЕЛАЕМ ЖИЗНЬ ЯРЧЕ»

C:\Users\HOME\Desktop\ВОВ ЕФИМОВ\images (5).jpg

Проект

«Дорогами памяти к Великой Победе»

(организация гражданско-патриотического воспитания учащихся в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан – Удэ в рамках подготовки к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне).

2019 год

Описание проекта

ФГОС второго поколения ставят перед школой особые задачи. Среди планируемых результатов обучения и воспитания выделяются следующие:

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за   свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе.

Метапредметные результаты:

• формирование и развитие исторического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
  • освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
  •  умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты:

  • формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, культурной, этнической, социальной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; усвоение базовых национальных ценностей идеалов на основе изучения исторического опыта России.

В связи с этим внеклассная работа по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения на современном этапе особенно важна   и актуальна как одно из главных направлений достижения личностных, предметных и   метапредметных результатов ФГОС.

 Все дальше в глубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать учащимся величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу – одна из задач патриотического воспитания МАОУ «СОШ №37» г.Улан -Удэ. В связи с этим необходимо помочь им вспомнить известные и узнать новые для них исторические факты военной истории, глубже проникнуть в историю своей Родины. Сделать это возможно через реализацию проекта «Дорогами памяти к Великой Победе», посвященного подготовке и празднованию 75-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне. В год 75-летия Победы педагогический коллектив школы ставит целью создать особый эмоциональный настрой в ученическом и педагогическом коллективе, вовлечь как можно больше учащихся в реализацию данного проекта, в том числе детей с риском девиантного поведения. Координирующим и направляющим центром этой работы является школьный историко-краеведческий музей. Проект «Дорогами памяти к Великой Победе» предусматривает использование различных форм и методов организации гражданско-патриотического воспитания учащихся в рамках подготовки к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Тип проекта: социально - творческий.

Продолжительность проекта: II полугодие 2019-2020 учебного года.

Цель проекта: формирование преемственности поколений путём совместной деятельности учащихся, родителей, учителей, ветеранов войны. детей войны, тружеников тыла, достижение личностных, предметных и метапредметных результатов ФГОС.

Задачи проекта:

- воспитание чувства патриотизма, уважения к  истории своей страны;

- расширение и получение новых знаний о Великой Отечественной войне, формирование интереса к героическому прошлому   своей страны;

- воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла, детям войны;

- развитие   творческих способностей учащихся, навыков устной речи, выразительного чтения;

- улучшение межличностных отношений, установка дружеских связей между учениками и учителями, вовлечение учащихся с риском девиантного поведения в совместную деятельность;

- привлечение 100% обучающихся к реализации проекта;

- возрастание интереса выпускников к поступлению в учебные заведения, связанные   с военной службой, органах внутренних дел и МЧС.

Участники проекта: обучающиеся, педагогический коллектив школы, родители, Администрация   п. Аэропорт, п. Сокол, сельского поселения Хойто -  бэе, труженики тыла, дети войны.

Актуальность проекта:

Данный проект будет способствовать реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.10.2017 № 1245), Указа Президента РФ от 10 мая 2018 г. № 211 «О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

Комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания — направленность на развитие личности высокой социальной активности и гражданской ответственности. Это должна быть отработанная система, а не случайные мероприятия. Поэтому в СОШ №37 стали традиционными мероприятия, в которых   военно-патриотическое воспитание является приоритетным направлением (велопробег «п. Аэропорт – озеро Щучье», сплав по реке Селенга, проводимые Советом отцов школы; акция «Бессмертный полк» и т.п.) с целью воспитания активной гражданской позиции у детей и подростков. Важно, чтобы патриотические взгляды и убеждения стали нормой, основным принципом поведения учащихся в повседневной жизни подростков.

В этом году страна отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, поэтому было принято решение разработать и реализовать проект «Дорогами памяти к Великой Победе», направленный на нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения через совместные виды деятельности педагогов, детей, их родителей, участников и ветеранов Великой Отечественной войны. Создание данного проекта направлено на работу по воспитанию у молодого поколения чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и подростков к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 75-летия Победы.

Уникальность проекта:

Масштабность проекта (охват всех учащихся и учителей ОУ, привлечение других участников образовательного процесса).

Гражданско-патриотическое и экологическое воспитание учащихся в ходе реализации проекта.

Данный проект позволит продолжить, укрепить, а в ходе его реализации выстроить полномасштабную систему проводимой школой работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Работа школьного музея, библиотеки поднимет на новый, качественный уровень просветительскую, историко-краеведческую, издательскую деятельность ОУ.

Реализация проекта также будет способствовать внедрению разнообразных форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, участию в нем практически всех учащихся школы.

Ожидаемые результаты:

- участие 100% обучающихся в реализации проекта;

- пробуждение интереса подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной войны;

- приобретение учащимися навыков самостоятельного сбора информации из разных источников;

- проявление интереса к чтению художественной литературы патриотической направленности;

- приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми;

- возрастание интереса выпускников к поступлению в учебные заведения, связанные   с военной службой, органах внутренних дел и МЧС;

- увеличение процента выпускников, желающих служить в   вооруженных силах РФ.

Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта:

- объединение усилий педагогического сообщества в решении проблем патриотического и нравственного воспитания в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия;

- апробация новых форм и методов деятельности патриотического и нравственного воспитания школьников;

- внедрение современных механизмов реализации целевых программ и проектов в данной сфере;

- публикация материалов школы по указанной теме в СМИ, Интернет –сообществах, сайте школы и т.п.;

- повышение качества знаний, гражданской, нравственной, правовой культуры;

- разработка методического материала для проведения уроков, конференций, круглых столов, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и внедрения социальных проектов;

- повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации школьников;

- развитие школьного самоуправления;

- вовлечение всех участников образовательного процесса в реализацию данного проекта.

Количественные параметры:

в результате реализации проекта планируется добиться:

-  привлечение детей с девиантным поведением;

- повышения массовости и активности обучающихся   в конкурсах по патриотической и нравственной тематике.

Материально-техническое обеспечение проекта

п/п

Наименование 

имеющегося оборудования 

 для реализации проекта

Количество единиц

1.

Интерактивное оборудование

3

2.

Проекторы

27

3.

Акустическая система

1

4.

Видеокамера

1

5.

Фотоаппарат

1

6.

Ноутбуки

27

 

Финансовое обеспечение проекта

п/п

Наименования

Год

Источники финансового   обеспечения

1.

Форма для отряда «Юнармия»

2019

Попечительский совет МАОУ «СОШ №37»

2.

Атрибутика отряда  волонтеров

2019

Попечительский совет МАОУ «СОШ №37»

Разработчики проекта

№ п/п

ФИО учителя

1

Будаева Жанна Владимировна

2

Булутова Надежда Николаевна

3

Буяева Людмила Николаевна

4

Хаданова Ангелина Прокопьевна

Стена

 

Мероприятия в рамках реализации проекта

 «Дорогами памяти к Великой Победе»,

посвященного подготовке и празднованию 75-летия Победы

в Великой Отечественной войне

№ п/п

Название мероприятия

Ответственные

Сроки проведения

1

Заседание проектной группы, планирование мероприятий, посвященных подготовке и празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне

Зам. директора по ВР

Ноябрь 2019 г.

2

Открытие и ведение рубрики «Навстречу 75-летию Великой Победы» на школьном сайте

Зам. директора по ВР

Совет старшеклассников

В течение полугодия

3

Оформление выставки «О войне мы узнаем из книг»

Библиотека школы

В течение полугодия

4

Публикация материалов учителей и учащихся по заявленной теме в сети Интернет, сборниках НПК, на школьном сайте, СМИ и т.п.

Участники НПК, конкурсов, олимпиад и т.п.

В течение полугодия

5

Тематические классные часы, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне в 1-11 классах.

Классные руководители

В течение полугодия

6

Устный познавательный мультимедийный журнал, посвященный 76 годовщине снятия блокады Ленинграда

МО учителей истории

27.01.2020г.

7

Интеллектуальная игра «По страницам Великой Отечественной…»

МО учителей истории

Февраль 2020г.

8

Историческая викторина «Знатоки истории Великой Отечественной войны»

МО учителей истории

Февраль 2020г.

9

Литературно-музыкальная композиция о любви и войне «Жди меня»

МО учителей русского языка и литературы

Март 2020г.

10

Конкурс сочинений «О героях былых времен»

МО учителей русского языка и литературы

Март 2020г.

11

Акция «Забота – Дети войны»

Классные руководители, Совет старшеклассников

В течение полугодия

12

Конкурс стихов «Все, что было не со мной, помню»

МО учителей русского языка и литературы

Апрель 2010г.

13

Фестиваль военной песни «Эхо Победной весны»

МО учителей истории, музыки

Апрель 2020

14

Торжественная общешкольная линейка, посвященная 75 годовщине со дня Великой Победы

МО учителей истории, зам. директора по ВР

Май 2020

15

Акция «Бессмертный полк» школы и микрорайона

МО учителей истории, зам. директора по ВР

Май 2020

16

Легкоатлетический кросс, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

МО учителей физической культуры

Май 2020г.

17

V  юбилейный велопробег «П. Аэропорт – озеро Щучье», посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Совет отцов МАОУ «СОШ №37»

Июнь 2020г.

Приложения

Мультимедийный познавательный журнал,

посвященный 76 годовщине со дня снятия блокады Ленинграда

Время и место проведения: МАОУ «СОШ № 37», актовый зал, 27.01.2020г.

Цель: формирование исторических знаний о блокаде Ленинграда, о героизме жителей блокадного города;

воспитание чувства патриотизма, уважения к истории своей страны, гордости за свою страну.

Форма проведения: торжественная линейка

1) 5-6 кл.

2) 7-8 кл.

3) 9-11 кл.

Оборудование: мультимедиапроектор

Слайд 1.   «76 годовщина со дня снятия блокады Ленинграда».

Ведущий: «76 лет назад 27.01.1944г. была полностью снята блокада Ленинграда. Подвигу жителей блокадного Ленинграда и советским воинам-защитникам города посвящается наша торжественная линейка».  

 Слайд 2.  Видеофрагмент «Нападение фашистской Германии на СССР»

Слайд 3.  Звуковой документ «Сообщение Совинформбюро о начале Великой Отечественной войны»

 Ведущий: «Так 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Одновременно с ожесточенными боями на центральном и южном направлениях не менее упорная борьба развернулась на северо-западном направлении. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941г.

Слайд 4. Советский народ был полон решимости отстоять колыбель революции  г.Ленинград. Вокруг города создавалась система обороны, которая состояла из нескольких поясов. Десятки партизанских отрядов, организованных из добровольцев города, включились в активную борьбу в тылу. На заводах и фабриках ковалось оружие для фронта.

Выступление учеников:

1. Мы рыли рвы - хотелось пить.

    Бомбили нас - хотелось жить.

    Не говорилось громких слов:

    Был дот на каждом из углов,

    Был дом - ни света, ни воды,

    Был хлеб - довесочек беды.

2. Была одна судьба на всех.

    Мы растеряли светлый смех,

    Мы усмиряли темный страх,

    Мы умирали на постах,

    Мы умирали - город жил,

    Исполнен малых наших сил.

Ведущий: «Город был блокирован фашистскими войсками. Не сумев захватить его, противник решил сломить сопротивление его защитников длительной блокадой, систематическим артиллерийским огнем и бомбардировками с воздуха.  Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам.  Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Не было электричества. Дома не отапливались.

Слайд 5.  Воду брали из прорубей. К началу осады из Ленинграда успели вывезти менее 500 тыс. человек. Около 3 млн. человек, из которых было 400 тыс. детей не успели уехать. Нормы продовольствия снижались.

Слайд 6. К ноябрю 1942г. рацион хлеба дошел до 125г. неработающим и 250г. рабочим. Крупы - 300г., масла 100г. в месяц. Потом пришло время, когда уже ничего не выдавали, кроме хлеба. Хлеб - это совсем маленький кусочек, тяжелый, липкий, сырой,  в котором было лишь немного муки.

Слайд 7-9. В пищу шло все: и обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, сваренного на картофельном крахмале, и домашние аптечки, из кожи ремня,  из столярного клея варили суп. Ели кошек и собак.  Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели как будто покрытые лаком, это первая степень дистрофии. Другие высохли - это вторая степень. Весной 1942г. при таянии снега на улицах нашли около 13 тыс. трупов, было зарегистрировано 250 случаев каннибализма.

Слайд 10. Видеофрагмент «Блокадный Ленинград».

Слайд 11. На фоне выступления учеников № 3,4, 5.

3. И летели листовки с неба

    На пороги замерзших квартир:

    «Будет хлеб. Вы хотите хлеба?»

    «Будет мир. Вам не снится мир?»

    Дети, плача, хлеба просили -

    Нет страшнее пытки такой.

 4. Ленинградцы ворот не открыли

    И не вышли к стене городской.

    Без воды, без тепла, без света,

    День похож на черную ночь.

    Может, в мире и силы нету,

    Чтобы все это превозмочь?

5. Умирали и говорили:

    «Наши дети увидят свет!»

     Но ворота они не открыли,

     На колени не встали, нет!

     Мудрено ли, что в ратной работе,

     Город наш по-солдатски хорош.

     Петр построил его на болоте,

     Но прочнее его не найдешь.

Слайд 12. Ведущий: «Предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная дорогой жизни. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками.

Слайд 13-16.   Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино. Город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи, радио.  В осажденном Ленинграде композитор Дмитрий Шостакович написал свою знаменитую Седьмую симфонию.

Слайд 17 (видеофрагмент «Седьмая симфония Д. Шостаковича»)

 Слайд 18. Блокада Ленинграда была частично прорвана в 1943г., полностью снята 27 января 1944г. Всего за 900 дней и ночей блокады в городе погибло 1млн. 200тыс. человек, многие из которых похоронены на Пискаревском кладбище.

Стихи учеников № 6,7.

6. Здесь лежат ленинградцы.

    Здесь горожане: мужчины, женщины, дети.

    Рядом с ними - солдаты-красноармейцы.

    Всею жизнью своею они защищали тебя, Ленинград -

    Колыбель революции.

   Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,

   Так их много под вечной охраной гранита,    

   Но знай, внимающий этим камням,

   Никто не забыт и ничто не забыто!

 7.  Мне кажется, когда гремит салют,

      Погибшие блокадники встают.

      Они к Неве по улицам идут

      Как все живые, только не поют.

      Не потому, что с нами не хотят,

      А потому, что мертвые молчат.

      Мы их не слышим, мы их не видим,

      Но мертвые всегда среди живых

      Идут и смотрят, будто ждут ответ:

      Ты этой жизни стоишь или нет?

Слайд 19.

Вечная память всем погибшим в блокадном Ленинграде, всем ее защитникам, всем, кто погиб, сражаясь за Родину в годы Великой Отечественной войны. Прошу почтить их память минутой молчания.

Минута молчания (на фоне метронома)

Ведущий: В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни холод, ни голод, ни авиационные бомбежки, ни артиллерийские обстрелы не сломили защитников города. Он выстоял!  

Слайд 20-23. За выдающиеся заслуги перед родиной, за мужество и героизм Ленинград награжден Орденом Ленина, медалью «Золотая звезда». Ленинград является городом-героем.

Слайды 24-27(песня «День Победы»)

Положение

Интеллектуальная игра

"По страницам Великой Отечественной войны"

Цель: 

- формирование патриотизма, уважения к истории своей страны;

- развитие интереса учащихся к истории; расширение кругозора обучающихся;

- показ героических страниц Великой Отечественной войны в контексте человеческого подвига.

Оборудование: мультимедийная презентация с этапами игры, записи песен военных лет, компьютер, протоколы для жюри.

Вступление

Слайд 1 с заставкой. Звучит песня «Священная война» Музыка постепенно затихает.

Ведущий 1:

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути.

Поэтому должен хотя бы наш разум дорогой Победы пройти.

И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез.

Ведущий 2:

Наша игра посвящена одной из самых трагических страниц нашей истории - Великой Отечественной войне.

Войне советского народа против фашистских захватчиков.

Войне, длившейся 1418 дней и ночей.

Никто не забыт, и ничто не забыто.

И сегодня нам предстоит вспомнить драматические и героические события этой войны, чтобы понять, какой ценой далась советскому народу Великая Победа. 

На экране:

Слайд 2 «Правила общения на игре»

Слайд 3 «Судейский лист»

Слайд 4 «Этапы игры»

Слайд 5 1 этап игры «Разминка для ума»  

Слайд 6-20 Конкурс болельщиков (во время работы команды)

Слайд 21-22 2 этап игры «Мы-эрудиты»

Слайд 23 3 этап игры «Угадайте песню Победы». Звучит песня о Великой Отечественной войне.

Перед каждым этапом проводится жеребьевка капитанов для определения задания каждой команде и очередности.

Подведение итогов. Церемония награждения.

Положение

Историческая викторина

"Знатоки истории Великой Отечественной войны"

Цель: 

- формирование патриотического воспитания, расширение кругозора обучающихся;

- показ героических страниц Великой Отечественной войны в контексте человеческого подвига.

Задачи:

• в нестандартной форме проверить знания учащихся о  Великой  Отечественной войне;

• способствовать развитию интереса учащихся к истории;

• привлечь школьников к изучению дополнительной литературы по теме мероприятия;

• воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны.

Оборудование: мультимедийная презентация с игрой «Герои и подвиги», записи песен военных лет, компьютер, протоколы для жюри.

Вступление

Звучит песня «Священная война».  Музыка постепенно затихает.

Ведущий 1:

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути.

Поэтому должен хотя бы наш разум дорогой Победы пройти.

И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез.

Ведущий 2:

Наше мероприятие посвящено одной из самых трагических страниц нашей истории - Великой Отечественной войне.

Войне советского народа против фашистских захватчиков.

Войне, длившейся 1418 дней и ночей.

Никто не забыт, и ничто не забыто.

И сегодня нам предстоит вспомнить драматические и героические события этой войны, чтобы понять, какой ценой далась советскому народу Великая Победа.

Фоном звучит песня «Журавли».  Слайд №1

 Ход игры

Слайд №2

В игре 7 туров

Первый тур – «Герои»

Второй тур – «Расшифровка»

Третий тур – «Военные операции»

Четвёртый тур - «Узнай дату»

Пятый тур – «Исторические места»

Шестой тур – «Исторические события»

Седьмой тур – «Разное»

За каждый тур команда может заработать столько баллов, сколько указано в выбранном секторе.

· Если команда не справляется с заданием, любая другая команда может ответить на данный вопрос, получив за это половину номинала вопроса. Если дан не полный ответ – жюри само определяет степень ответа и сумму баллов.

· Баллы суммируются за каждый тур, жюри оглашает результаты.

· По итогам игры проводится награждение.

Тур первый «Герои»

Слайд №3

— В бою за деревню Чернушки 23 февраля 1943 рядовой солдат закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота (Александр Матросов) 

Слайд №4

Первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза во время ВОВ. Партизанка, красноармеец диверсионно - разведывательной группы штаба Западного фронта, попав в руки фашистам, партизанка назвалась Таней казнили ее 29 ноября 1941г… (Зоя Космодемьянская) 

Слайд №5

Беспримерный подвиг этого летчика положен в основу художественного произведения советского писателя. Лишившись после ранения ног, этот пилот вернулся в строй и сбил еще 11 вражеских самолетов (Маресьев А.П.) 

Слайд №6

Одним из первых героев ВОВ стал летчик, совершивший «огненный таран». Он направил горящий самолет на вражескую автоколонну на пятый день войны (Николай Гастелло) 

Слайд №7

Пионер - герой 1930года рождения, партизан. Участвовал в боях, подорвал важнейший немецкий телефонный кабель, железнодорожные немецкие эшелоны, склады. Благодаря его дозору в феврале 1944 партизанский отряд дал отпор карателям, сам юный партизан погиб (Валя Котик) 

Слайд №8

В августе 1943 на Курской дуге летчик, лейтенант, провел невиданный в истории авиации воздушный бой - один против 20. Он сбил 9 фашистских самолетов (Горовец А.К.)  

Второй тур – «Расшифровка»

ГКО – Государственный комитет обороны. Слайд №9

СМЕРШ – смерть шпионам. Слайд №10

ПВО – противоздушная оборона. Слайд №11

ВКГ – Верховный главнокомандующий. Слайд №12

ЦШПД – центральный штаб партизанского движения. Слайд №13

САУ (СУ) – самоходная артиллерийская установка. Слайд №14

Третий тур – «Военные операции»

Слайд №15-16

План Германии, предусматривающий ведение «молниеносной» войны против СССР на трех направлениях - на Ленинград (группа армий «Север»), Москву( «Центр»), и Киев(« Юг»). (Барбаросса, Цитадель) 

Слайд №17

Операция гитлеровцев по захвату Москвы (Тайфун) 

Слайд №18

План с условным названием «УРАН». С целью нанесения удара по немцам, их окружения и полного разгрома (с 19.11.1942) по… (Сталинград) 

Слайд №19

Самым мощным в 1944г. стало наступление красной Армии в Белоруссии, начавшееся 23 июня. Главный удар был нанесен на центральном направлении, где из-за обилия озер и болот немцы не ожидали наступления (Багратион) 

Слайд №20

Стратегическая операция вооруженных сил СССР против немецких войск с 10.01-2.02 1943, заключительная часть Сталинградской битвы. Для создания внешнего фронта окружения с целью недопущения деблокады попавших  в «котел»     (Кольцо) 

Четвёртый тур – «Узнай дату»

Слайд №21

Даты начала и окончания Великой Отечественной Войны

Ответ:

22 июня 1941-9 мая 1945г.г.

Слайд №22

Первый парад на Красной площади в ВОВ, прямо с парада войска уходили на фронт

(7 ноября 1941 год)

Слайд №23

Даты начала и окончания Второй мировой войны (1 сентября 1939 г- 2 сентября 1945 г)

Слайд №24

Грандиозная десантная операция союзников в Нормандии- ОТКРЫТИЕ ВТОРОГО ФРОНТА (6 июня 1944 г)

Слайд №25

Блокада Ленинграда (8 сентября 1941г – 27 января 1944 г)

Слайд №26

В каком городе с 20 ноября 1945-1 октября 1946 проходил судебный процесс над бывшими руководителями Гитлеровской Германии? (Нюрнберг)

Пятый тур – «Исторические места»

Слайд №27

«Дорога жизни» - единственная магистраль, которая соединяла блокадный Ленинград с Большой землей. По какому озеру она проходила?  (Ладожское озеро)

Слайд №28

12 июля 1943г в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое сражение. Около какой деревни оно состоялось? (Д. Прохоровка)

Слайд №29

58 суток сержант Павлов и его бойцы отбивали атаки вражеской пехоты, танков и самолетов, ведя оборону в одном из домов города. В каком городе этот знаменитый дом Павлова (Сталинград)

Слайд №30

В годы ВОВ 28 бойцов И.В.Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов. Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы? (Москва)

Слайд №31

Этот город назвали «вратами   Москвы». Здесь немецкая военная машина впервые затормозила, встретив серьезное сопротивление. Назовите этот город. (Смоленск)

Слайд №32

Какой город оставили советские войска 4 июля 1942 года после 250-дневной обороны? (Севастополь)

Шестой тур – «Исторические события»

Слайд №33

4 июля 1941 года под городом Оршей по наступающим фашистским войскам впервые нанесла удар батарея реактивных минометов. Как называли установку реактивной артиллерии? (Катюша)

Слайд №34

После какой битвы был рассеян миф о непобедимости немецкой армии? (Битва под Москвой 30 сентября 1941г – 20 апреля 1942г)

Слайд №35

Что положило начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны? (Сталинградская битва 17 июля 1942 - 2 февраля 1942)

Слайд №36

После какой битвы стратегическая инициатива перешла полностью в руки советского командования? (Курская битва5 июля –23 августа 1943)

Слайд №37

2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза за героизм, проявленный при взятии неприступной, по мнению немцев, системы укрепления «Восточный вал». О какой битве идет речь? (Форсирование Днепра24 августа-23 декабря 1943)

Слайд №38

Когда и где проходил парад войск в ознаменовании победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне? (Ответ: 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади)

Седьмой тур – «Разное»

Слайд №39

В самые тяжелые дни блокады Ленинграда создана симфония. Ее первая трансляция из осажденного города была воспринята во всем мире как проявление гражданского мужества. Назовите ее автора.

Ответ: (Дмитрий Шостакович)

Слайд №40

В каком городе поставлен памятник советскому воину- освободителю с девочкой на руках? (Берлин)

Слайд №41

Советский разведчик, Герой Советского Союза, в совершенстве владел немецким языком, под видом немецкого обер - лейтенанта выполнял сложные, дерзкие диверсионные задания на Украине (Николай Кузнецов)

Слайд №42

Программа, по которой США передавали своим союзникам во время Второй мировой войны боеприпасы, продовольствие… Ленд  - лиз

Слайд №43

Любовь и верность оказывались на войне сильнее тяжелейших, невыносимых испытаний и даже смерти- таков жизнеутверждающий смысл известного стихотворения К.Симонова. Назовите его («Жди меня»)

Слайд №44

Указ от 28 июля 1942 года, в котором Сталин под угрозой расстрела запретил войскам покидать линию фронта без указания вышестоящего командования. Под каким названием он вошел в историю и его официальное название

Ответ: «Ни шагу назад!»,

 Приказ № 227

Подведение итогов и награждение победителей

Жюри подводит итоги, объявляет победителей. Все участники награждаются дипломами и призами. (Возможно награждение медалями, орденами в соответствии с тематикой мероприятия.)

Заключение

Ведущий 1: «Никто не забыт, ничто не забыто!

 Вечная слава героям! Вечная слава!

От неизвестных и до знаменитых,

Сразить которых годы не вольны,

Их - миллионы: незабытых,

Убитых, не вернувшихся с войны.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что они, кто старше, кто моложе,

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь.

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим.

Это нужно не мертвым,

Это нужно живым».

 Ведущий 2: День Победы - это праздник со слезами на глазах. Так поется в известной песне. И действительно, в этот день радость и скорбь рядом.

В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений Великой Отечественной войны. Цветами, подарками и теплыми словами  мы поздравляем  воинов-ветеранов и тружеников тыла, кто своим доблестным трудом приближал Победу.

Положение

о проведении Фестиваля военной песни

«Эхо Победной весны»

В преддверии 75-летия Великой Победы тема песен о Великой Отечественной войне очень актуальна и востребована. Проект заключается в подборе, разучивании и исполнении песен, посвященных военной тематике. Каждый класс после жеребьевки песен готовит свою музыкальную композицию, с подбором хореографии, сценического движения, костюма. Песни подобраны в соответствии с возрастными вокальными особенностями детей. Учащиеся изучают историю песен, знакомятся с творчеством композиторов и поэтов.  Подобные мероприятия прививают уважительное отношение к истории отечественной культуры.

Цель: содействовать повышению интереса учащихся к отечественной культуре и пению; 

Задачи:

- пропагандировать средствами музыкально-художественной выразительности героическую и трудовую славу Родины, ее историю и достижения современности;

- воспитывать у подрастающего поколения чувство любви к родной земле, уважения к памяти ее защитников;

- пропагандировать лучшие образцы патриотической песни;

- сохранять традиции сольного и ансамблевого пения;

- способствовать дальнейшему развитию музыкального творчества, выявлять талантливых исполнителей, содействовать реализации их творческих способностей.

Научить учащихся:
 - знать и понимать специфику вокально-хоровой музыки;   

- понимать возможности песни в отражении проблем окружающего мира;

- уметь выразительно петь в хоре.

Участники конкурса:
       В школьном конкурсе принимают участие классные хоры учащихся 1–11-х классов, классные руководители и родители учащихся МАОУ «СОШ № 37» г.Улан Удэ. Битва проходит по параллелям классов.                 

Организовать присутствие всех участников, задействованных в выступлении на прослушивании (согласно графика).

 Бережно относится к оборудованию репетиционного зала.

 Во время проведения мероприятия быть взаимовежливыми, соблюдать правила поведения в зрительном зале, уважительно относится к участникам и организатором проекта.

Основные требования к классу-хору:
- в классном хоре участвуют все без исключения ученики данного класса;
- звучание каждого классного хора должно быть самобытно, оригинально в особой выразительности и интонационной осмысленности исполняемых произведений, связанных с музыкальным образованием, получаемым на уроках музыки;
- ученикам должно доставлять удовольствие совместное исполнение песен, особенно любимых всем классом. 
- ученики имеют представление об основах певческой культуры – правильном дыхании, звуковедении,  звукоизвлечении, фразировке, певческой установке, артикуляции. 

 Условия проведения проекта

Программа Фестиваля включает в себя произведения советских и современных композиторов.

Участники исполняют произведения под собственный аккомпанемент, a' capella (без инструментального сопровождения); в сопровождении фонограммы "минус один". Запись фонограммы "минус один" обеспечивается непосредственно конкурсантами;

 
Критерии оценки выступлений участников конкурса:

 - имидж класса

- сценическое мастерство (пластика)

- выразительность исполнения

- качество звуковедения
- ансамблевое звучания

- чистота интонирования
- артистизм исполнения (сценическая культура)
- художественный образ

- участие классного руководителя и родителей учащихся класса хору добавляется 5 -бонусных баллов. 


 Награждение:

 Участники Фестиваля военной песни «Эхо Победной весны» награждаются дипломами 1,2,3 степени и грамотами за участие по своей параллели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в инновационной (экспериментальной) деятельности

Участие в инновационной (экспериментальной) деятельности...

Инновационная/экспериментальная деятельность.

Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным из...

Инновационная / экспериментальная деятельность

В своей работе большое внимание уделяю   научно-иследовательской деятельности,  теоретические выводы которой представляю на различных научно-практических конференциях, практически...

Инновационная/экспериментальная деятельность

В этом разделе представляю работу по созданию авторской "Рабочей тетради по обществознанию". Актуальность создания «Рабочей тетради» заключается в том, что на уроках теоретическо...

2018-2023 Инновационная/экспериментальная деятельность, статьи ВАК

Инновационная/экспериментальная деятельность Халзановой Е.Г., преподавателя математики "Формирование ключевых компетенций будущих специалистов среднего звена в условиях интеграции математики...

Инновационная/экспериментальная деятельность Клюевой И.Д.

Научно-исследовательский проект: «Внеурочная учебно-педагогическая деятельность учителя как эффективный способ реализации целей и задач ФГОС через внедрение современных образовательных технологи...

Инновационная/экспериментальная деятельность

Инновационная/экспериментальная деятельность...