Алгоритм для составления мини-викторин и других игр
учебно-методический материал по истории

Баранова Юлия Петровна

Игры, предлагаемые нами, могут показаться необычными, но, как писала М.В Короткова «арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала»[1].



[1] Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. –С. 3.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_dlya_sostavleniya_mini.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм для составления мини-викторин и других игр

          Алгоритм создания карточки для игр-викторин.

  1. Определите тематику карточек игры, над которыми Вы хотите работать.
  2. Отберите интересные факты по теме.
  3. Составьте вопросы к этим фактам.
  4. Изготовьте карточку с вопросом и ответом на другой стороне.

Правила игры «Карточная викторина»

 Минимальное количество игроков – двое. Максимальное – 10. Все садятся в круг.  Карточки перемешиваются и раскладываются лицевой стороной  вверх на одинаковые стопки по количеству игроков рядом с каждым из них. Начинает младший игрок. Он берёт карточку из своей стопки и задаёт вопрос по ней игроку (вопрос напечатан зелёным цветом), сидящему слева от него. Правильность вопроса он проверяет, повернув свою карточку с высказыванием -  на ней напечатан ответ. Если игрок ответил правильно – он оставляет карточку себе, это его «капитал».  Если нет – задававший вопрос игрок читает правильный ответ и карточка уходит из игры.  Выигрывает тот, кто наберёт наибольшее количество карточек

Пример мини-викторины

Мини викторина по пунктам  «Ордынское владычество на Руси»

и «Повинности населения».

Вопросы мини-викторины

Ответы

Без какого документа русские князья не могли считаться полноправными правителями своих земель?

Без ханской грамоты на княжение – ярлыка.

Что называли  выходом, запросом и поминками?

Выход – дань в виде продовольствия, ремесленных изделий, денег, невольников. Запросы – внеочередные платежи, Поминки – подарки хану, его родственникам, приближённым.

Что вы знаете о Неврюевой, Бурундаевой и Дюденевой ратях?

Это были крупные карательные набеги на русские земли в 1252, 1258 и 1293 годах в Суздальскую, Галицкую землю и на Северо-Восток Руси.

Сколько карательных походов за время  

владычества предпринимали

монголы на русские земли?

Около 50.

Каково было положение православной веры  во время ордынского владычества?

В целом ордынцы уважительно относились ко всем религиям, в том числе и к православию.

Какие слова пришли в русский язык в этот период?

Кандалы, нагайка, кабала.

Какие натуральные повинности вынуждены были нести русские люди?

Извоз, строительство, поставка воинов в монгольские войска.

Каковы причины угасания многих ремёсел и каменного строительства в это время?

Угон в Орду специалистов, ремесленников.

Кто содержал административный аппарат, ордынских послов и их свиты?

Местное русское население.

Объясните, как ордынцы воплощали в жизнь принцип «разделяй и властвуй»?

Разжигали ссоры между князьями, тем самым ослабляя их и облегчая себе управление Русью

Как менялись законы на Руси под влиянием ордынского владычества?

Они ужесточались, усиливалась власть князей над землевладельцами

Инструкция-алгоритм для обучающихся по изготовлению игр мемо на материале учебников:

1. Составить таблицу иллюстраций для игры по образцу, данному учителем.

2. Составить буклет для игры с описанием изображений на карточках.

3. Пронумеровать карточки в соответствии с описаниями.

4. Изготовить одинаковые по формату карточки на плотной бумаге  с изображениями, отобранными для игры. Распечатать буклет.

5. Изготовить красиво оформленную коробочку для игры.

6. Изучить правила командной игры с карточками мемо или карточной викторины.

4.        Изготовьте карточку с вопросом и ответом на другой стороне.

Общие правила игр мемо

Существует  4 классических варианта правил игры МЕМО. Общее у них только одно: победителем всегда становится игрок, набравший большее количество парных карт.

1. Классические правила. Карточки выкладываются на стол картинками вниз. Игроки ходят по очереди. Каждый переворачивает любые 2 карточки, стараясь найти пару. Если изображения совпали, игрок забирает пару себе. Теперь он имеет право делать ходы, пока ему не попадутся разные картинки. В этом случае ход переходит к следующему игроку.

2. Найди! Каждый игрок переворачивает только по одной карточке. Как только на столе появится пара, самый глазастый должен как можно быстрее закрыть рукой ту из двух карточек, которая была открыта первой, и прокричать «Нашел (Нашла)!» После этого он забирает пару себе. Но если игрок закрыл рукой не ту карточку, то он должен вернуть в коробку одну из своих выигранных пар (если, конечно, они у него уже есть).

3. Ловкие пальчики. Все карточки высыпаются на стол кучей в совершенно произвольном порядке: одни могут быть перевернуты, другие лежать картинками вниз. Главное – скорость и внимательность! Все игроки одновременно начинают искать парные картинки. Перевернутые изображения можно переворачивать в любой момент (и даже возвращать их в прежнее положение, чтобы усложнить задачу соперникам). Важное условие: хватать парные карточки можно только одновременно, а не одну за другой! Если два игрока вместе взяли карточки из одной пары (один первую, другой вторую), то эта пара выбывает из игры. А если игрок по ошибке взял непарные картинки, он должен вернуть в коробку одну из своих выигранных пар.

4. Домик. Колода делится пополам таким образом, чтобы все карточки в каждой стопке были разными. Одна половина карт – так называемый «домик» – кладется отдельно. Рядом картинками вниз выкладывается «земля» – 5 рядов по 5 карточек. Первый игрок переворачивает сначала одну карту из домика, а затем одну из земли. Если ему повезло найти пару, то он забирает ее себе и продолжает игру, переворачивая следующую карту из домика. Но если картинка на земле оказалась другой, она переворачивается обратно, и ход переходит к следующему участнику. Так игроки по очереди переворачивают по одной карточке земли, пока кто-то не найдет пару с картой домика. Игра заканчивается, когда весь домик будет разобран.

5. «Усложнённый» вариант правил для мемо с карточками, содержащими «уровень сложности » - он указывается рядом с изображением. Этот вариант правил учитывает уровень сложности описания карточки. Для получения очков в игре требуется дать подробное описание совпавших карточек в соответствии с текстом буклета и, в зависимости от уровня сложности описания, получить 3, 4 или 5 баллов. Количество очков суммируется в ходе игры. Побеждает тот, кто за определённое (заранее согласованное) время или количество ходов, набирает большее количество очков.

Правила командной игры с карточками мемо или карточной викторины.

        Класс делится на две команды. Каждая команда получает набор карточек (обычно равное количеству игроков в команде) и их описания (если это игра мемо). Внутри команды идёт распределение этих карточек между всеми членами команды для запоминания. При этом, как правило, каждому игроку в команде достаётся одна карточка, за которую он «отвечает» (если позволяет время – можно раздать по 2-3 карточки на участника). Задача команды – обеспечить запоминание всех объектов или авторов  высказываний, доставшихся команде, чтобы они могли дать ответ на втором этапе игры (когда описания и самих карточек у них уже не будет). На втором этапе ведущий (в игре ему также отводится роль эксперта) забирает карточки у команд и обменивает их. Таким образом, карточки, по которым готовились команды, становятся материалом для их опроса соперниками. По очереди команды задают вопросы по карточкам. Соперники должны дать описание показанной им карточки в полном объёме (или назвать автора высказывания на карточке) и заработать очки. Игроки тщательно следят за тем, чтобы все факты, связанные с изображением, были названы. В случае спорных вопросов ситуацию разрешает эксперт: за ним остаётся последнее слово в присуждении или неприсуждении очков команде. Если карточка имеет «цену вопроса», то из максимального количества баллов при частично правильном ответе за неё может быть присуждён хотя бы один балл. В случае отсутствия у команды ответа на вопрос по изображению или высказыванию  правильный ответ зачитывается вслух тем, кто его задавал.

Инструкция-алгоритм для обучающихся по изготовлению карточной викторины «Цитаты из великих».

1. Подобрать из учебника, хрестоматии, интернет-ресурсов, рекомендуемых в учебнике, интересные высказывания с указанием авторства (по возможности), относящегося к изучаемому  периоду истории России.

2. Изготовить карточки на плотной бумаге с текстом высказывания с одной стороны (это лицевая сторона)  и автором – с другой.

3. При желании классифицировать вопросы по степени сложности – присудить баллы от 1 до 3, указать «цену вопроса» на карточке.

3. Распечатать общие правила игры  «Карточная викторина». (Приложение №12)

4. Изучить правила командной игры с карточками мемо или карточной викторины.

Изготовление обучающимися карточек для собственных проектов может быть долгосрочным домашним заданием, распределённым в соответствии с индивидуальным графиком.

Алгоритм создания игры для знакомства с историей и топонимикой Вашего района:

1.        Найдите карту Вашего района.

2.        Составьте алфавитный список населённых пунктов.

3.        Составьте задания по ним, аналогичные заданиям  наших этапов игры «За сокровищами Кудеяра».

4.        Придумайте интересное сюжетное обрамление игры, используя фольклор, историю Вашего района.

5.        Продумайте награждение победителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-викторина "Основы агрономии"

Мини-викторина выполнена в программеМicrosoft Office Power Point. Она  предназначена для проведения проверки знаний основ агрономии по МДК 01.01 Технологии механизированных работ в сельском хозяй...

Мини-викторина "Основы агрономии" (часть 2)

Мини-викторина "Основы агрономии" (часть 2) создана в прграмме Microsoft PowerPoint с использованием элементов анимации. Она предназначена для проверки знаний  основ агрономии  по ...

мини-викторина "США"

Мини-викторина поможет проверить знания учащихся по теме «США», полученные из различных источников информации; расширить кругозор учащихся интересными фактами....

Мини-викторина "Естественные науки"

Данная презентация является мини-викториной для учащихся 5-х классов по теме "Науки о природе". Может быть использована для обобщения и закрепления знаний или для проверки знаний материала....

Алгоритм на составление уравнений

Представлены алгоритмы для составления  окислительно - восстановительных реакций, уравений реакций ионного обмена, уравнений реакции гидролиза соли...

Алгоритм для составления игры мемо "История в лицах"

(по иллюстрациям учебников истории России (6 класс), соответствующих Историк-культурному стандарту)...

Алгоритм для составления игр тайм-лайн

Помогаем обучающимся осваивать историческую хронологию...