Возникновение Древнерусского государства
план-конспект урока по истории (6 класс)

Кайнова Оксана Анатольевна

Урок "Возникновение Древнерусского государства разраббртан в системе СДО на основе документально-методических комплексов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кайнова Оксана Анатольевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Танзыбейская СОШ»

Урок истории в 6 классе

(промежуточный контроль развития УУД в «пилотном» классе)

Тема: «Возникновение Древнерусского государства»

Тип урока: изучение нового материала

Технология: СДО, ДМК

ЦЕЛЬ: анализируя учебную и историческую литературу определить как возникло Древнерусское государство.

ЗАДАЧИ:

Образно-развивающая цель:

1. Усвоение и выведение нового понятия- государство;

2. Применение опорных понятий: князь, дружина, дань, колонизация;

3. Формирование у школьников оценочных суждений на основе обобщения исторических событий и явлений;

4.Овладение умениями критического мышления, анализа, аргументированного доказательства, работы с  историческими источниками;

Воспитательная цель:

 Способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников,     воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны.

 ОБОРУДОВАНИЕ: тетради, учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века» (Данилов А.А., Косулина Л.Г.), подборка исторической литературы, посвященной образованию Древнерусского государства, видеопроектор, компьютер, презентация

Ход урока:

№ п/п

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

Заявка на оценку:

«5» - 14 баллов и более

«4» - 11-13 баллов

«3» - 8-10 баллов

Критерии оценивания:

Ответы на проблемные вопросы – 1-2б.

Суждения на сравнение – 2-3 б.

Возражение и аргументация – 1-3 б.

Дополнение – 1б.

Выступление от группы – 1-3 б.

Умозаключение – 3 б.

Активность – 1 б.

Эпиграф к уроку:  “История – это роман о фактах”  Гельвеций

  1. Актуализация знаний

1

Постановка целей на урок (1-2б.)

- Каковы ваши цели на данном уроке? (Задается клише: вспомнить, проанализировать, доказать и т.д.)

-Вспомнить понятия: князь, дружина, дань, колонизация                    - проанализировать исторические источники, касаемые возникновения Древнерусского государства

- сравнить разные исторические источники по данной теме и сделать свой вывод;

- уметь аргументировать свой ответ.

2

Фронтальная беседа

Карточка №1 (вопрос-понятие)     (1-2б.)

– Что называется ДРУЖИНОЙ?

-Что считается под понятием КНЯЗЬ?

- Что понимается под понятием ДАНЬ?

- Что представляет собой колонизация?

Дружина – это объединение (отряд) военных людей в Древней Руси, приближенных к князю. Княжеское войско.

Князь – это военачальник, стоящий во главе дружины, главный сборщик дани.

Дань – это налог (подать) с населения в Древней Руси. Налог, взимаемый победителем с побежденных территорий.

Колонизация – это захват чужой территории или заселение пустующих земель.

3

Проблема: Как возникло Древнерусское государство?

  1. Работа с историческими источниками

1

Индивидуальная самостоятельная  работа. (14 б)

Даются тексты позиционного противоречия и задания к ним.

Текст 1.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории

…Образование государственности у восточных славян - заслуга исключительно норманнов и делали выводы об извечной отсталости славян. Старший из князей Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г . Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).  Норманнская теория содержит в себе два общеизвестных пункта: во-первых, норманнисты утверждают, что пришедшие варяги есть скандинавы и они практически создали государство, что местному населению было не под силу; и, во-вторых, варяги оказали огромное культурное влияние на восточных славян. Общий смысл норманнской теории совершенно ясен: скандинавы создали русский народ, подарили ему государственность, культуру, вместе с тем подчинив его себе.

Текст 2.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории

Противники норманнской теории (антинорманнисты) признают, что в основе легенды, описанной в летописи, лежит реальный исторический факт вокняжения в Новгороде варяга Рюрика. Заслуга Рюрика заключается в том, что он только положил начало первой правящей династии на Руси - Рюриковичей. Но сами варяги вскоре ославянились (уже внук Рюрика носил славянское имя Святослав) и не оказали заметного влияния на развитие социально - экономических и политических процессов у славян.

Текст 3.

Повесть временных лет Нестор, летописец

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене.»[13]

Текст №4.

Васнецов «Варяги»

Для описания исторических событий, явлений, процессов мы используем различные исторические источники. Прочитайте внимательно тексты. Определите, кем является автор каждого текста: историком, современником события (явления), иностранцем или кем-либо другим.

Познакомьте класс с результатами вашей работы, доказывая принадлежность каждого текста.

Для аргументированного обоснования вы должны обозначить критерии, по которым определяете принадлежность автора каждого текста. Критерии сформулируйте и запишите (на полях).

Индивидуальная работа учащихся.

1 текст -  Историк,

2 текст – Историк

3 текст – Летописец,

4 текст – художник,

Аргументация своих выводов.

2

Работа в группах (простая кооперация). (3 группы)

Задания для развития УУД учащихся:

1. Определите, кем является автор каждого текста: историком, современником события (явления), иностранцем или кем-либо другим. (ответы на слайде) (4 б.).

2. Сравните, используя карточку №3 (Сравнение), позицию авторов текстов 3 и 4, Два суждения  (6 б.).

3. Почему не достаточно одного текста, чтобы определить возникновение Древнерусского государства? (2 б.)

4. Составьте 1 вопрос-суждения по одному из текстов (2 б.)

1 текст -  Историк,

2 текст – Историк

3 текст – Летописец,

4 текст – художник,

Аргументация своих выводов.

3

Выступление от групп (1-3б.) Сложная кооперация.  Задают вопросы-суждения выступающей группе

  1. Вывод

1

Фронтальная беседа (1-3б.)

- Что понимается  под понятием государство? (2б.)

- Какой теории возникновения Древнерусского государства придерживаетесь вы? Ответ постройте в виде умозаключения? (3 б.)

Государство-организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; осуществляется охрана границ; регулируются взаимоотношения с другими государствами и народами.

Ответы ребят

  1. Домашнее задание (2-3б.)

1

Используя учебник, п.3, составить схему управления в Древнерусском государстве.

Приложение 1.

Текст 1.

…Образование государственности у восточных славян - заслуга исключительно норманнов и делали выводы об извечной отсталости славян. Старший из князей Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).  Норманнская теория содержит в себе два общеизвестных пункта: во-первых, норманнисты утверждают, что пришедшие варяги есть скандинавы и они практически создали государство, что местному населению было не под силу; и, во-вторых, варяги оказали огромное культурное влияние на восточных славян. Общий смысл норманнской теории совершенно ясен: скандинавы создали русский народ, подарили ему государственность, культуру, вместе с тем подчинив его себе.

Текст 2.

Противники норманнской теории (антинорманнисты) признают, что в основе легенды, описанной в летописи, лежит реальный исторический факт вокняжения в Новгороде варяга Рюрика. Заслуга Рюрика заключается в том, что он только положил начало первой правящей династии на Руси - Рюриковичей. Но сами варяги вскоре ославянились (уже внук Рюрика носил славянское имя Святослав) и не оказали заметного влияния на развитие социально - экономических и политических процессов у славян.

Текст 3.

 «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене.»[13]

Текст №4.

Вопросы и задания для работы с текстами:

1. Определите, кем является автор каждого текста: историком, современником события (явления), иностранцем или кем-либо другим.

(4 б.).

2. Сравните, используя карточку №3 (Сравнение), позицию авторов текстов №

    3 и 4. Постройте одно суждение на сходство, одно суждение на особенное  (6 б.).

3. Почему не достаточно одного текста, чтобы определить возникновение Древнерусского государства? (2 б.)

4. Составьте 1 вопрос-суждение (вопрос-понятие) по одному из текстов (1-2 б.)

Какой теории возникновения Древнерусского государства придерживаетесь вы? Ответ постройте в виде умозаключения? (3б.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс  по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс  по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...

Презентация по истории на тему "Возникновение Древнерусского государства"

Презентация "Возникновение Древнерусского государства"...

Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян

Дата проведения:________Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славянЦели урока:- образовательная: выяснить причины и факторы возникновения р...

Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...

Образование Древнерусского государства. Центры древнерусского государства

Образование Древнерусского государства.Центры древнерусского государства- причины и предпосылки- теории образования Древнерусского государства...