Зарождение афинской демократии
план-конспект урока по истории (5 класс)

Кайнова Оксана Анатольевна

Урок разработан для учащихся 5 класса в системе Способа диалектического обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zarozhdenie_afinskoy_demokratii.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

История Древнего мира

5 класс

Учитель: Кайнова Оксана Анатольевна

Открытый урок по технологии ТТСДО

Тема: «Зарождение Афинской демократии»

Цели урока:

 1. Образовательно-развивающие:

 1.1.выведение новых понятий: демократия, реформа;

1.2. применение опорных понятий: демос, государство, полис;

1.3. развитие общеучебных умений: оперировать понятиями, формулировать суждения;

1.4. развитие специальных умений: умение выделять главную мысль в историческом источнике, анализировать полученный материал, предстваленный в историческом источнике.

Воспитательная:

Формирование у уч-ся диалектико-материалистического мировоззрения.

Оборудование: мультимедийное оборудование, использование презентации

Ход урока.

  1. Организационный момент

Заявка на оценку:

За каждый ответ (независимо от того, правильный он или нет, ученик получает 1 драхму, если есть возражение – 2 драхмы, умозаключение – 3 драхмы)

«5» - 19-20  драхм (серебряная монета)

«4» - 16-18 драхм

«3» - 12-15 драхм

  1. Проверка домашнего задания

Учитель.

- Мы продолжаем изучать историю Древнего мира. Какую страну  древности мы изучаем? (Грецию)

- Перед вами тестовое задание, за которое (если правильно сделан тест) получите 5 драхм. (Самостоятельная работа на 5 минут); один ученик рисует схему состава населения Аттики в 7 в. до н.э. – 5 баллов)

Тест

1. В 3-тысячелетии греческие племена жили:

а) на островах Эгейского моря;

б) на восточном побережье Средиземного моря;

в) в южной части Балканского полуострова;

г) в западной части полуострова Малая Азия.

2. Большую часть территории Греции покрывают:

 а) крутые обрывистые горы;                      в) труднопроходимые джунгли;

б) плодородные равнины;                           г) огромные пустыни.

3. Могущественный древнейший греческий город Микены располагался на скалистом холме:

а) в Северной Греции;                                  в) в Средней Греции;

б) на острове Крит;                                      г) в Южной Греции.

4. Причиной Троянской войны было стремление греков:

а) укрепиться по берегам Черного моря;

б) завоевать побережье Малой Азии;

в) господствовать на Средиземном море;

г) получить яблоко раздора богини ссор Эриды.

5. Дочь царя Миноса, давшую Тесею меч и клубок ниток, звали:

а) Иштар;                                           в) Ариадной;

б) Семрамидой;                                г) Еленой Прекрасной.

6. Поэма Гомера о троянской войне названа «Илиадой» по:

а) имени греческого царя;

б) второму названию города Трои;

в) имени троянского царя;

г) названию греческого города.

7. Осада греками Трои закончилась тем, что:

а) троянцы разбили войско греков;

б) греки разрушили и сожгли Трою;

в) греки заключили перемирие с троянцами;

г) троянцы запросили мира у греков.

8. Успешного плавания кораблю греки просили у бога:

а) Зевса;                                   в) Аида;

б) Посейдона;                         г) Гермеса.

9. Греки верили, что главные боги живут:

а) на острове Крит;                    в) на дне Эгейского моря;

б) на вершине Олимпа;              г) высоко в небе.

10. Каким занятиям людей покровительствовали боги:

а) Гефест;                 1) кузнечное дело;

б) Афина;                 2) ткачество и ремесло;

в) Дионис.                3) виноградарство;

                                  4) военное дело.

Ключ: 1 а, в, г; 2 а; 3 г; 4 б; 5 в; 6 б; 7 б; 8 б; 9 б; 10 а1, б4, в3.

 

- На прошлом уроке мы вели разговор о греческом городе-государстве (полисе)  Афины. Что представлял собой Афинский полис?  Как расселялись афиняне? Кто управлял полисом?

По своему составу население Аттики не было однородным. Давайте вспомним

(анализ схемы учениками). (Ученик у доски рисует схему и анализирует ее)

Состав населения Аттики в VII в. до н.э.

III. Изучения нового материала

Учитель.

Сегодня мы продолжим изучение истории Афинского государства.

Запись темы и плана. (!Цель- Результат, записываю на доске)

!План

1. Борьба в Афинах между демосом и аристократией;

2. Личность в истории – Солон;

3. Сущность реформ Солона.

 

1.Борьба в Афинах между демосом и аристократами.

Итак, кому принадлежала власть в Афинах? Кто был недоволен этим?

Продолжите фразы, которые выражали главные  требования демоса. (слайд)

  1. Отменить (рабство долговое)
  2. Переделить (землю)
  3. Добиться права (управлять государством)

Между демосом и аристократами во многих полисах вспыхивала борьба. Особенно острой она была в Афинах. Народ восстал против знати. Он вооружился кирками, лопатами, дубинами. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были раненые и убитые. Аристократия испугалась. Боясь за свои жизни, они пошли на уступки демосу. Создавали народные собрания. Решено было избрать правителем Солона.

Это было в 594г. до  н.э. (Рассказ ученицы о Солоне -3 балла).

 Ему было поручено провести реформы.

Что такое реформа?

Реформы – частичные преобразования.

(Запись определения)

Реформы Солона должны были примирить демос и аристократов.

  1. Сущность реформ Солона (работа в группах по историческим источникам – 8 минут) Выступление групп – 3балла

ВЫВОД:

  1. Отменил долги и долговое рабство.

Долги прощены. Нельзя обращать в рабство граждан. Всех рабов-должников выкупили за средства государства и вернули на Родину. Но если отныне кто-то возьмет долг, то будет отвечать только своим имуществом (земля, скот, орудия труда).

  1. Установил демократию -  демократия - власть народа.

До реформ Солона в Афинах правили аристократы, из их числа выбирали ареопаг и архонтов. Теперь все главные вопросы решало Народное собрание. Оно состояло из граждан - мужчин, достигших 20 летнего возраста (женщины и переселенцы не участвовали).

Все граждане делились на 4 группы (разряда) в зависимости от имущества. 1-ые три разряда могли избирать и быть избранными, 4-ый разряд - это те, кто не имели имущества (наемные работники), но были гражданами. Они могли только избирать.

Совет 400-т по 100 от каждого разряда. Он разрабатывал законопроекты, а народное собрание их принимало или отвергало.

Архонты – выбирались из представителей 1 разряда: крупные землевладельцы и торговцы. Председатель, верховный жрец, главнокомандующий, 6 судей.

Ареопаг – высший контрольный орган, высший суд – за тяжкие преступления избирался из бывших  архонтов, заседал на холме Ареса. Участь подсудимого решалась голосованием. Белые камни опускали в урну сострадания, чёрные -  в урну смерти.

Гелиэя – народный суд.

В него с жалобой  мог обратиться любой гражданин, даже на архонта. Все должности неоплачиваемые.

IV. Закрепление.

Итак, кто теперь мог управлять?

Демос – демократия.

Какой группы населения в VI в. до н.э. не стало? (Рабов-должников).

Но ведь гражданин - это не только тот человек, который имеет права, но и несет обязанности.  Обязанность служить в войске 1-3 разряда – в коннице и тяжеловооруженной пехоте. 1 разряд в легковооруженной пехоте.

Демократия  в Афинах была ограниченной.

  1. Предположите, кто мог сказать такие слова после реформы?

     «Спасибо тебе, Солон, благодаря тебе я вновь увидел родную Аттику»

«Нет, тебе прощения, Солон! Как мог ты нас, потомков басилеев, поставить в ряд с поганым  торгашом»

 «Что же ты, Солон, остановился на полпути и не довел дело до конца?»

«Трудно в великих делах сразу же всем угодить. Как волк вертелся меж теми и другими»

2. Чем вы можете объяснить тот факт, что Солон был вынужден уехать из Аттики и 10 лет странствовал по миру?

После отъезда Солона вновь началась борьба за власть и за землю. Победил демос. Полис процветал. Главную роль в управлении играл демос и народное собрание, должности занимали граждане, независимо от происхождения.

К  концу VI в. в Афинах  окончательно  победила демократия.

Своими законами Солон создал такое государственное устройство, которое явилось прообразом  современной демократии.

Солон считал, что сильным государство может стать лишь тогда, когда все граждане участвуют в управлении государством. И решения зависят от воли большинства народа.

Вывод по цели.

Оценка работы учащихся и  объявление и отметок.

Домашнее задание. §31, знать новые понятия, уметь рассказать о Солоне и его реформах – группа В,

составить вопросы-понятия (группа Б),

 вопросы-суждения (Группа А) по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционный урок в 5 классе "Афинская демократия в V веке до нашей эры"

Данный урок   относится к разряду нетрадиционных уроков, так в нем присутствуют элементы театральной педагогики.  Данная методика позволяет активизировать  заинтересованных учащихся, во...

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин Игорь Юрьевич, учитель истории

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин  Игорь Юрьевич, учитель истории.  Цель урока: Расширить и дополнить представления школьнико...

Презентация к уроку "Афинская демократия при Перикле", 5 класс

Данная презентация будет хорошим дополнением к уроку...

Афинская демократия при Перикле

Разработка урока по истории Древнего мира для 5 класса....

Презентация урока "Афинская демократия при Перикле"

Презентация урока "Афинская демократия при Перикле" по истории Древнего мира для 5 класса....

Урок Афинская демократия при Перикле

урок для сильного 5 класса. Объем очень большой, но дети у меня очень работоспособные, правда "скелет" таблицы мы делали заранее...