Зарождение афинской демократии
план-конспект урока по истории (5 класс)
Урок разработан для учащихся 5 класса в системе Способа диалектического обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zarozhdenie_afinskoy_demokratii.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
История Древнего мира
5 класс
Учитель: Кайнова Оксана Анатольевна
Открытый урок по технологии ТТСДО
Тема: «Зарождение Афинской демократии»
Цели урока:
1. Образовательно-развивающие:
1.1.выведение новых понятий: демократия, реформа;
1.2. применение опорных понятий: демос, государство, полис;
1.3. развитие общеучебных умений: оперировать понятиями, формулировать суждения;
1.4. развитие специальных умений: умение выделять главную мысль в историческом источнике, анализировать полученный материал, предстваленный в историческом источнике.
Воспитательная:
Формирование у уч-ся диалектико-материалистического мировоззрения.
Оборудование: мультимедийное оборудование, использование презентации
Ход урока.
- Организационный момент
Заявка на оценку:
За каждый ответ (независимо от того, правильный он или нет, ученик получает 1 драхму, если есть возражение – 2 драхмы, умозаключение – 3 драхмы)
«5» - 19-20 драхм (серебряная монета)
«4» - 16-18 драхм
«3» - 12-15 драхм
- Проверка домашнего задания
Учитель.
- Мы продолжаем изучать историю Древнего мира. Какую страну древности мы изучаем? (Грецию)
- Перед вами тестовое задание, за которое (если правильно сделан тест) получите 5 драхм. (Самостоятельная работа на 5 минут); один ученик рисует схему состава населения Аттики в 7 в. до н.э. – 5 баллов)
Тест
1. В 3-тысячелетии греческие племена жили:
а) на островах Эгейского моря;
б) на восточном побережье Средиземного моря;
в) в южной части Балканского полуострова;
г) в западной части полуострова Малая Азия.
2. Большую часть территории Греции покрывают:
а) крутые обрывистые горы; в) труднопроходимые джунгли;
б) плодородные равнины; г) огромные пустыни.
3. Могущественный древнейший греческий город Микены располагался на скалистом холме:
а) в Северной Греции; в) в Средней Греции;
б) на острове Крит; г) в Южной Греции.
4. Причиной Троянской войны было стремление греков:
а) укрепиться по берегам Черного моря;
б) завоевать побережье Малой Азии;
в) господствовать на Средиземном море;
г) получить яблоко раздора богини ссор Эриды.
5. Дочь царя Миноса, давшую Тесею меч и клубок ниток, звали:
а) Иштар; в) Ариадной;
б) Семрамидой; г) Еленой Прекрасной.
6. Поэма Гомера о троянской войне названа «Илиадой» по:
а) имени греческого царя;
б) второму названию города Трои;
в) имени троянского царя;
г) названию греческого города.
7. Осада греками Трои закончилась тем, что:
а) троянцы разбили войско греков;
б) греки разрушили и сожгли Трою;
в) греки заключили перемирие с троянцами;
г) троянцы запросили мира у греков.
8. Успешного плавания кораблю греки просили у бога:
а) Зевса; в) Аида;
б) Посейдона; г) Гермеса.
9. Греки верили, что главные боги живут:
а) на острове Крит; в) на дне Эгейского моря;
б) на вершине Олимпа; г) высоко в небе.
10. Каким занятиям людей покровительствовали боги:
а) Гефест; 1) кузнечное дело;
б) Афина; 2) ткачество и ремесло;
в) Дионис. 3) виноградарство;
4) военное дело.
Ключ: 1 а, в, г; 2 а; 3 г; 4 б; 5 в; 6 б; 7 б; 8 б; 9 б; 10 а1, б4, в3.
- На прошлом уроке мы вели разговор о греческом городе-государстве (полисе) Афины. Что представлял собой Афинский полис? Как расселялись афиняне? Кто управлял полисом?
По своему составу население Аттики не было однородным. Давайте вспомним
(анализ схемы учениками). (Ученик у доски рисует схему и анализирует ее)
Состав населения Аттики в VII в. до н.э.
III. Изучения нового материала
Учитель.
Сегодня мы продолжим изучение истории Афинского государства.
Запись темы и плана. (!Цель- Результат, записываю на доске)
!План
1. Борьба в Афинах между демосом и аристократией;
2. Личность в истории – Солон;
3. Сущность реформ Солона.
1.Борьба в Афинах между демосом и аристократами.
Итак, кому принадлежала власть в Афинах? Кто был недоволен этим?
Продолжите фразы, которые выражали главные требования демоса. (слайд)
- Отменить (рабство долговое)
- Переделить (землю)
- Добиться права (управлять государством)
Между демосом и аристократами во многих полисах вспыхивала борьба. Особенно острой она была в Афинах. Народ восстал против знати. Он вооружился кирками, лопатами, дубинами. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были раненые и убитые. Аристократия испугалась. Боясь за свои жизни, они пошли на уступки демосу. Создавали народные собрания. Решено было избрать правителем Солона.
Это было в 594г. до н.э. (Рассказ ученицы о Солоне -3 балла).
Ему было поручено провести реформы.
Что такое реформа?
Реформы – частичные преобразования.
(Запись определения)
Реформы Солона должны были примирить демос и аристократов.
- Сущность реформ Солона (работа в группах по историческим источникам – 8 минут) Выступление групп – 3балла
ВЫВОД:
- Отменил долги и долговое рабство.
Долги прощены. Нельзя обращать в рабство граждан. Всех рабов-должников выкупили за средства государства и вернули на Родину. Но если отныне кто-то возьмет долг, то будет отвечать только своим имуществом (земля, скот, орудия труда).
- Установил демократию - демократия - власть народа.
До реформ Солона в Афинах правили аристократы, из их числа выбирали ареопаг и архонтов. Теперь все главные вопросы решало Народное собрание. Оно состояло из граждан - мужчин, достигших 20 летнего возраста (женщины и переселенцы не участвовали).
Все граждане делились на 4 группы (разряда) в зависимости от имущества. 1-ые три разряда могли избирать и быть избранными, 4-ый разряд - это те, кто не имели имущества (наемные работники), но были гражданами. Они могли только избирать.
Совет 400-т по 100 от каждого разряда. Он разрабатывал законопроекты, а народное собрание их принимало или отвергало.
Архонты – выбирались из представителей 1 разряда: крупные землевладельцы и торговцы. Председатель, верховный жрец, главнокомандующий, 6 судей.
Ареопаг – высший контрольный орган, высший суд – за тяжкие преступления избирался из бывших архонтов, заседал на холме Ареса. Участь подсудимого решалась голосованием. Белые камни опускали в урну сострадания, чёрные - в урну смерти.
Гелиэя – народный суд.
В него с жалобой мог обратиться любой гражданин, даже на архонта. Все должности неоплачиваемые.
IV. Закрепление.
Итак, кто теперь мог управлять?
Демос – демократия.
Какой группы населения в VI в. до н.э. не стало? (Рабов-должников).
Но ведь гражданин - это не только тот человек, который имеет права, но и несет обязанности. Обязанность служить в войске 1-3 разряда – в коннице и тяжеловооруженной пехоте. 1 разряд в легковооруженной пехоте.
Демократия в Афинах была ограниченной.
- Предположите, кто мог сказать такие слова после реформы?
«Спасибо тебе, Солон, благодаря тебе я вновь увидел родную Аттику»
«Нет, тебе прощения, Солон! Как мог ты нас, потомков басилеев, поставить в ряд с поганым торгашом»
«Что же ты, Солон, остановился на полпути и не довел дело до конца?»
«Трудно в великих делах сразу же всем угодить. Как волк вертелся меж теми и другими»
2. Чем вы можете объяснить тот факт, что Солон был вынужден уехать из Аттики и 10 лет странствовал по миру?
После отъезда Солона вновь началась борьба за власть и за землю. Победил демос. Полис процветал. Главную роль в управлении играл демос и народное собрание, должности занимали граждане, независимо от происхождения.
К концу VI в. в Афинах окончательно победила демократия.
Своими законами Солон создал такое государственное устройство, которое явилось прообразом современной демократии.
Солон считал, что сильным государство может стать лишь тогда, когда все граждане участвуют в управлении государством. И решения зависят от воли большинства народа.
Вывод по цели.
Оценка работы учащихся и объявление и отметок.
Домашнее задание. §31, знать новые понятия, уметь рассказать о Солоне и его реформах – группа В,
составить вопросы-понятия (группа Б),
вопросы-суждения (Группа А) по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционный урок в 5 классе "Афинская демократия в V веке до нашей эры"
Данный урок относится к разряду нетрадиционных уроков, так в нем присутствуют элементы театральной педагогики. Данная методика позволяет активизировать заинтересованных учащихся, во...
Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин Игорь Юрьевич, учитель истории
Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин Игорь Юрьевич, учитель истории. Цель урока: Расширить и дополнить представления школьнико...
Презентация к уроку "Афинская демократия при Перикле", 5 класс
Данная презентация будет хорошим дополнением к уроку...
Афинская демократия при Перикле
Разработка урока по истории Древнего мира для 5 класса....
Презентация урока "Афинская демократия при Перикле"
Презентация урока "Афинская демократия при Перикле" по истории Древнего мира для 5 класса....
Урок Афинская демократия при Перикле
урок для сильного 5 класса. Объем очень большой, но дети у меня очень работоспособные, правда "скелет" таблицы мы делали заранее...
разработка урока 5класс "Зарождение афинской демократии"
Конспект урока истории в 5 классе....