Орден тамплиеров.Политика и религия средневековья.
проект по истории (7 класс)

Титова Ирина Евгеньевна

Научно-исследовательская работа учащихся 7 класса может быть использована на уроках по всеобщей истории в 6,7 и10 классах.А так же занятиях по внеурочной деятельности и дополнительному образованию.Данное исследование позволяет под другим историческим ракурсом взглянуть и проанализировать те процессы, которые происходили в Европе в период конца12-15 веков.И расширить представлениео роли духовно-рыцарских орденов в формировании европейской цивилизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orden_tamplierov.politika_i_religiya_srednevekovya.doc314.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

                 Научно- исследовательская работа

по теме «Орден тамплиеров .Политика и религия    Средневековья.»

Выполнили-учащиеся 7 класса  «В»  Видяшев Андрей

                                                            Астахова Алла

                                                            Мухина Светлана                    

Научный руководитель -учитель истории

                                          Титова Ирина   Евгеньена

                          ГБОУ Школа№141

                                2021-2022 год

                                              План работы

1. Введение.

2.Глава1 Происхождение Ордена, его символы,  идеология и структура.

3.Глава2. Финансовая деятельность тамплиеров.

4.Глава3. Суд: общее и особенное в ведении процесса над тамплиерами в разных странах

5.Глава4. Проклятие тамплиеров: легенды и исторические факты.

6.Глава5. Власть тамплиеров на морях: пиратство и путешествия.

7.Заключение.

                                              ВВЕДЕНИЕ.

Тамплиеры  — один из духовно-рыцарских орденов основанных в период крестовых походов. На первый взгляд, по роду своей первоначальной деятельности ,такой же орден  ,как госпитальеры или доминиканцы. Но следующее упоминание о борьбе французского короля Филиппа IV с тамплиерами и стремлении римского папы уничтожить могущественный орден,  — заставило нас задуматься.

Возникло желание побольше узнать о истории храмовников в 12-14 вв. и о их дальнейшей судьбе.

Гипотеза  данного исследования – показать ,что тамплиеры стремились создать собственное наднациональное образование (свое государство ) на территории Европы , которое они называли  «Новый Иерусалим» .

Задачи нашей работы:

1)Выявить,  чем орден тамплиеров отличается от других духовно-рыцарских орденов.

2)Установить  — основные цели деятельности ордена в европейских странах ,причины и источники его политического и  ,главным образом  , финансового могущества.

3)Уточнить — почему папа римский, поддерживавший храмовников в 12-13 вв.  ,  в 14 веке был столь заинтересован в их ликвидации.

4)Доказать, что Филиппу IVне удалось уничтожить орден. И его члены, изменив форму своей организации, использовали иные методы и виды деятельности для влияния на европейскую политику.

Цель нашей работы — показать, как орден тамплиеров, не являясь государственным институтом, не обладая аппаратом при публичной власти  , распространял свой контроль на протяжении многих веков на европейском, а позже на американском континентах.

В мировой истории на разных ее этапах возникали, действовали или продолжают существовать до сих пор разные тайные общества: одни из них как масоны, иезуиты, тамплиеры, — носят наднациональный характер. Другие — «Общество Туле», Махатмы… — замкнуты  , но не менее значимы. И всегда подобные объединения окружены налетом мистики, тайны являлись предметом жгучего интереса и слухов.

Актуальность исследования:

1)Актуальность своей работы мы видим   и в  популяризации интереса к тамплиерам.

2)  В тоже время мы хотим опровергнуть те нелепые измышления ,которые существуют в отношении ордена до сих пор.

3) В данном исследовании будут открыты неизвестные страницы истории тамплиеров, подтвержденные фактами.    

 Попытаться найти след тамплиеров в наше время – это может быть цель нашего последующего исследования .

 

 1 глава

 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОРДЕНА, ЕГО СИМВОЛЫ,  ИДЕОЛОГИЯ И СТРУКТУРА.

1  .Происхождение ордена . Его идеология.

 

Тамплие́ры (фр. templiers от «temple» — храм, «храмовники»).Орден был основан в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном .

Связь с Храмом Соломона

Один из вариантов креста, использовавшийся орденом Тамплиеров

"Поскольку они не имели ни церкви, ни постоянного прибежища, король дал им на время местожительство в южном крыле дворца, близ Храма Господня." В дань памяти Храму, некогда стоявшему на этом месте, а также, возможно, чтобы отличать его от «Храма Господня», крестоносцы переименовали Купол Скалы (Куббат-ас-Сахра) в Храм Соломона.   Отсюда и название самого ордена. В документах 1124-25 гг. тамплиеры именуются проще — «рыцари Храма Соломона» или «рыцари Иерусалимского Храма».

1 Цель существования ордена храмовников - в преданности Богу и следований его заповедям , отраженная в их Уставе, в дальнейшие века их существования прикрывало достаточно мирские и не благовидные аспекты их деятельности.

«Подлинный Храм в Иерусалиме — Храм, в котором они живут вместе, не столь величественный, правда, как древний и знаменитый Храм Соломона, но не менее прославленный. Ибо всё величие Соломонова Храма заключалось в бренных вещах, в золоте и серебре, в резном камне и во множестве сортов дерева; но красота Храма нынешнего заключена в преданности Господу его членов и их образцовой жизни. Тот вызывал восхищение своими внешними красотами, этот почитается из-за своих добродетелей и святых деяний, и так утверждается святость дома Господня, ибо гладкость мрамора не столь угодна Ему, как праведное поведение, и Он печется больше о чистоте умов, а не о позолоте стен.»

 2.Другой задачей Ордена было противостояние папе римскому и католической церкви.

 В 1118 году на Востоке рыцари крестоносцы — среди них были Жоффрей де Сен-Омер и Хуго де Пайен — посвятили себя религии, давши обет константинопольскому патриарху, кафедра которого всегда была тайно или открыто враждебна Ватикану со времен Фотия. Открыто признанной целью тамплиеров было защищать христианских пилигримов в святых местах; тайным намерением — восстановить Храм Соломона по образцу, указанному Иезекиилем. Такое восстановление, предсказанное иудейскими мистиками первых веков Христианства, было тайной мечтой Восточных патриархов. Восстановленный и посвященный Вселенскому культу, Храм Соломона должен был стать столицей мира. Восток должен был превалировать над Западом и патриархия Константинополя должна была верховенствовать над папством. Дом отданный тамплиерам Балдуином, был расположен не в окрестности Соломонова Храма, а на том месте, где эти тайные вооружённые миссионеры Восточного патриарха намеревались восстановить его.
Тамплиеры считали своим библейским образцом каменщиков Зоровавеля, которые работали с мечом в одной руке и лопаткой каменщика в другой. Поскольку меч и лопатка были их знаками в последующий период, они объявили себя Масонским Братством, то есть Братством Каменщиков.»

2 .Деятельность в эпоху крестовых походов

Печать рыцарского ордена тамплиеров. Двое всадников символизируют обет бедности или двойственность монаха и солдата

По одной версии, в течение последующих девяти лет девять рыцарей не принимают в своё общество ни одного нового члена. Известно, однако, что в 1120 году в Орден был принят Фульк Анжуйский, отец Жоффруа Плантагенета, а в 1124 году граф Шампанский.                    

Основанный в эпоху крестовых походов орден тамплиеров не собирался стать послушным орудием католической церкви и веры. Ближний Восток храмовники используют как плацдарм для своего похода на Европу и создание собственного мироустройства.

  3. СТРУКТУРА ОРДЕНА

Особенно велико было влияние тамплиеров в Испании, Франции и Англии. Орден сложился в жесткую иерархическую структуру с великим магистром во главе. Они распределялись по четырём разрядам — рыцарей, капелланов, оруженосцев и слуг. По оценкам, во времена наибольшего могущества в ордене насчитывалось около 20 000 членов, и рыцарей, и сервентов. Орден быстро расширялся и богател.  Его члены должны были отдать ордену свой замок и свои земли. Первая резиденция тамплиеров размещалась в Иерусалиме , а флот – на Кипре . Потом главный штаб в Париже , а региональные центры орден – в Каталонии , Арагоне и на юге Франции -  в колыбели катаров , трубадуров и династии Меровингов . Флот разместился  в Ла- Рошели , оснащенный по последнему слову техники , и использовался для торговых и военных операций.

Благодаря прочной сети командорств — в XIII веке их насчитывалось пять тысяч вместе с зависимыми замками и монастырями, — покрывающей почти целиком Европу и Ближний Восток, тамплиеры могли обеспечивать под небольшие ссудные проценты не только охрану вверенных им ценностей, но и их перевозку из одного места в другое, от заимодавца к заемщику или от погибшего паломника к его наследникам.

Финансовое могущество ордена должно было служить главной цели ради которой он и создавался: создание государства нового типа с религией, впитавшей в себя все лучшее из христианства, ислама и иудаизма. Именно эта идея тамплиеров стала причиной конфликта тамплиеров с римским папой католической церкви.

 Связь тамплиеров с гностицизмом, катаризмом, исламом и еретическими учениями. Это наиболее обширное поле для исследователей. Здесь тамплиерам приписывают: от катаризма в Ордене до идеи установления созидательного единства всех кровей, рас и религий. Генри Ли категоричен: «катаризма в Ордене не было» . Устав Ордена — составленный св. Бернаром — пронизан самым возвышенным духом католической веры. Тем не менее, Гекерторн пишет о наличии гностической символики в захоронениях тамплиеров (доказательств не приводит); печать с Абраксасом может свидетельствовать о наличии некоторых традиций гностицизма. Но категорически утверждать об этом невозможно. Бафомет, приписываемый тамплиерам, не имеет традиций и параллелей в религиозных традициях мира.

Глава 2.

Финансовая деятельность тамплиеров.

Одним из главнейших занятий Ордена были финансы. Но что представляли они собой в то время? По словам Марка Блока «деньги мало циркулировали». Они были не реальными монетами, но переводными, счётными. «Лишь в самом конце XIII века французские легисты с трудом стали различать её (монеты) действительную стоимость (вес в золоте) и натуральную, то есть её, инструмент обмена», — писал Жак Ле Гофф. Чеканка золотых монет возобновилась с середины XIII века: флорин 1252 г. (3.537 г.); экю Людовика IX; венецианский дукат 1284 г. В реальности, по словам Ж. Ле Гоффа, чеканили серебро: грош Венеции (1203 г.), Флоренции (ок. 1235 г.), Франции (ок. 1235 г.). Тамплиеры чеканили собственные монеты ,которые имели хождение по всей Европе. Нужно заметить, что ввиду большого риска финансовыми операциями зарабатывали только определённые лица и конгрегации: итальянцы, евреи, аббатство. Целью кредита обычно было паломничество в Иерусалим, сроком — возвращение оттуда. Величина кредита 2/3 суммы залога.

Благодаря своему богатству и тайным знаниям Орден влиял на военное дело и торговлю того или иного гост-ва. Некоторые короли их слушали  — так Стефан Английский даровал им свободу. А король Арагона отдал им свое королевство. Тамплиеры во Франции и других странах подчеркивали демократическую власть, отменяя участие в этом королей. Тамплиеры сами ставили законы на территории где располагались их крепости и штабы.

Значительно более солидно выглядел на этом поле финансовой деятельности Орден тамплиеров. Храмовники имели финансовые привилегии. У них был особый статус — не только светской организации, но и духовной — следовательно нападения на помещения Ордена рассматривались как святотатство. Кроме того, тамплиеры получили позже у папы право заниматься финансовыми операциями, благодаря чему вели свою деятельность открыто. Другим конгрегациям приходилось прибегать ко всякого рода ухищрениям (давать деньги в рост, евреям, например).

Тамплиеров по праву можно назвать основателями банковского дела,  так как они придумали многие банковские операции. Именно тамплиеры являются изобретателями чеков, причём если сумма вклада исчерпывалась, то её можно было увеличить с последующим восполнением родственниками. Дважды в год чеки посылали в комтурию выпуска для окончательных подсчетов. Каждый чек снабжался отпечатком пальца вкладчика. За операции с чеками Орден брал небольшой налог. Наличие чеков освобождало людей от необходимости перемещений драгоценных металлов (игравших роль денег), теперь можно было отправляться в паломничество с небольшим кусочком кожи и в любой комтурии тамплиеров получить полновесную монету! Т.о. денежная собственность владельца чека стала недоступной для разбойников, число которых в Средневековье было достаточно велико.

У Ордена можно было взять ссуду под 10 % — для сравнения: кредитно-ссудные кассы и евреи давали ссуды под 40 %. Но со времён крестовых походов папы освободили крестоносцев от «еврейских долгов», тамплиерам же отдавали в любом случае.

По мнению Стюарда, «самым длительным занятием тамплиеров, их вкладом в разрушение монополии Церкви на ростовщичество, было занятие экономикой. Ни одно средневековое учреждение не сделало большего для развития капитализма».

Орден обладал огромными земельными владениями: в середине XIII века около 9000 мануариев; к 1307 г. около 10500 мануариев. Мануарием в Средние Века называли земельный участок размером 100—200 га, доход с которого позволял вооружить рыцаря. Следует отметить, что земельные владения Ордена Св. Иоанна более чем в два раза превосходили по территории владения Ордена Храма.

Постепенно тамплиеры становятся крупнейшими кредиторами Европы. В числе их должников все — от крестьян до королей и пап. Банковское дело у них настолько развито, что Филипп II Август доверил казначею Ордена исполнение функций министра финансов. «В течение 25 лет королевская казна управлялась казначеем Ордена Гаймаром, потом Жаном де Милли». При Людовике IX Святом королевская казна находилась в Тампле. При преемнике Людовика она продолжала там оставаться и почти слилась с кассой Ордена. «Главный казначей Ордена стал главным казначеем Франции и сосредоточил финансовое управление страной», — пишет С. Г. Лозинский. Не только французские короли доверяли казну государства тамплиерам, ещё на 100 лет раньше один из ключей от иерусалимской казны хранился у них. Рыцарям Храма были знакомы бухгалтерский учёт и принцип двойной записи, чековые расчеты и сложные проценты; во всём христианском мире не было более опытных и честных экономистов.

БОГАТСТВО ОРДЕНА СКЛАДЫВАЛОСЬ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. За операции с чеками Орден брал небольшой налог
  2. Им всегда возвращали проценты по ссудам
  3. Огромные земельные владения ордена во всех странах Европы
  4. Проценты по кредитам с должников, начиная от королей и заканчивая простолюдинами
  5. Орден был освобожден от уплаты любых налогов - светских и церковных
  6. Монеты ордена обменивались на все денежные единицы средневековое Европы

Таким образом орден разрушил монополию католической церкви на ростовщичество и значительно потеснил ломбардцев и евреев.

Но орден не только накапливал богатство. Тамплиеры уже в средние века понимали, что деньги должны приносить прибыль. Храмовники  активно вкладывали денежные средства в инфраструктуру Европы: строительство, гостиницы, крепости, дороги, порты, кораблестроение, соборы. Тамплиеры и готическая архитектура. Существует мнение, что тамплиеры либо были вдохновителями идеи готических соборов, либо строили готические соборы, либо давали деньги на их постройку. Жак де Майе утверждает, что менее чем за сто лет тамплиеры построили 80 соборов и 70 храмов поменьше. Инге Отт говорит о разработке идей готического собора архитекторами Ордена и описывает участие архитекторов Ордена в строительстве соборов. Откуда тамплиеры брали огромные суммы, необходимые для строительства готического собора? В строительстве собора принимало участие обычно около 150 человек. Особая плата шла архитектору. В соборе в среднем было около двух-трех тысяч витражей. Один витраж стоил в среднем от 15 до 23 ливров. Ничего удивительного в участии тамплиеров в строительстве готических соборов лично я не вижу. Ведь у них в то время были самые лучшие архитекторы и опытные бригады строителей. Необходимость строительства комтурий, мощения дорог и т. д. сами собой повышали мастерство каменщиков. Плата вносилась рабочим деньгами и продуктами.

Орден вёл активные строительные работы на Востоке. Они по большей части заключались в возведении замков и мощении дорог.  В Палестине тамплиерам принадлежало 18 важных замков, например Тортоза, Фев, Торон, Кастель-Пелегринум, Сафет, Гастин и другие.

За срок менее ста лет Орден построил в Европе «80 соборов и 70 храмов поменьше», — говорит Ж. Майе. Отдельно следует выделить такой вид деятельности тамплиеров, как строительство дорог. В то время нехватка дорог, множественность «таможенных барьеров» — сборов и пошлин, взимаемых каждым мелким феодалом у каждого моста и пункта обязательного проезда, не считая разбойников и пиратов, затрудняли возможность передвижения. К тому же качество этих дорог было, по мнению С. Г. Лозинского, отменно низким. Свои дороги тамплиеры охраняли и на их перекрёстках строили комтурии, где можно было остановиться на ночлег. Люди были защищены на дорогах Ордена. Существенная деталь: за проезд по этим дорогам не взималась таможенная пошлина! Явление, исключительное для Средневековья.

Таким образом орден получал значительную прибыль, способствовал складыванию внутренней торговли в Европе и формировал положительный образ храмовника в глазах современников.

Тамплиеры никогда не забывали проявлять заботу о ближнем.

Значительной была благотворительная деятельность тамплиеров. Устав предписывал им трижды в неделю кормить бедных в своих домах. Кроме нищих во дворе, четверо ели за столом. Г. Ли пишет, что когда во время голода в Мостере цена меры пшеницы поднялась с 3 до 33 су, тамплиеры кормили 1000 человек ежедневно.

В 1291 г. Акра пала, и ордены перенесли свои резиденции на Кипр. Ещё задолго до этого события тамплиеры, используя свои накопления и широчайшие связи, стали крупнейшими банкирами Европы, так что военная сторона их деятельности отошла на второй план.

Глава3. Суд: общее и особенное в ведении процесса над тамплиерами в разных странах

Финансовая деятельность и непомерные богатства ордена вызывали зависть и вражду сильных мира сего, особенно французского короля Филиппа IV Красивого, который опасался усиления тамплиеров и, испытывая постоянную нехватку денег (он сам был крупным должником ордена), жаждал прибрать к рукам их имущество. Особые привилегии ордена (подсудность лишь папской курии, изъятие из-под юрисдикции местных феодалов, освобождение от уплаты церковных налогов и др.) вызывали недоброжелательство к нему со стороны церковного клира.

Вот список обвинений, выдвинутых Инквизицией против тамплиеров:

  1. Отречение от Иисуса Христа и плевок на крест. Ч. Гекерторн видит здесь характерную для Средневековья театрализованность церковного обряда, параллель с отречением святого Петра.
  2. Священники Ордена не освящали Святые Дары при причастии и искажали формулу мессы.

Сразу нужно отметить, что самым жестоким было преследование тамплиеров во Франции. Факты, приведенные Г. Ли, показывают, что если пытки применялись почти везде, кроме Кипра, Кастилии, Португалии, Трира и Майнца, то в тюрьму их заключали не всегда. На кострах сожгли: Франция  —  75 храмовников  Италия – 48 храмовников.

Таким образом, утверждение о сотнях костров по всей Европе является полным абсурдом. В Англии и в Испании потребовались специальные королевские ордонансы для применения пыток к тамплиерам. В Германии меры, применяемые к тамплиерам, целиком зависели от отношения к ним местных светских властей. Архиепископ Майнца Пётр навлек на себя недовольство Климента V за оправдание тамплиеров. У тамплиеров, в глазах архиепископа и тамошних обвинителей, были неоспоримые доказательства своей правоты: на созванный 11 мая 1310 года собор командор Гуго Сальм явился сам и привел всех двадцать тамплиеров; их плащи бросили в костер и кресты на них не сгорели. Это чудо сильно повлияло на общественное мнение и их оправдали. В той же Германии Св. Иоанн выступил в пользу тамплиеров приведя случай, когда во время голода при увеличении цены на хлеб с 3 су до 33 тамплиеры из монастыря в Мостере кормили 1000 человек ежедневно. Тамплиеры были оправданы.

Преследования тамплиеров в Арагоне начались в январе 1308 года. Местное население оказывало тамплиерам помощь, многие приходили в замки и защищали их с оружием в руках. В ноябре 1308 года сдались 4 крепости. Попавшие в  плен тамплиеры по 20—30 лет не отрекались от Бога, хотя отречение давало  им свободу и богатство. В защиту тамплиеров выступили представители многих знатных фамилий. Король Яков выпустил узников, но оставил земли и замки себе.

Тамплиеры Кипра, которых на острове было 118 братьев всех степеней (75 — рыцари), сначала несколько недель оборонялись, потом были арестованы на честное слово. Само количество рыцарей на острове (обычное соотношение рыцарей и служащих было 1:10) четко говорит о том, что именно Кипр, а не Тампль в Париже был в то время главным местопребыванием тамплиеров. Г. Ли пишет: «На Кипре, где тамплиеров знали лучше, чем где-либо в другом месте, к ним чувствовали симпатию не только друзья, но и враги, и особенно все те, кто долгое время был с ними в близких отношениях; никто не поставил в вину ордену никакого преступления, пока виновность его не была так беспричинно подтверждена буллами папы.» Пытки к тамплиерам не применялись, все они единогласно отрицали виновность Ордена Храма. Другие 56 свидетелей из числа духовных лиц всех степеней, вельмож и горожан, среди которых были и политические противники тамплиеров однозначно заявляли, что им известны только факты, делавшие честь Ордену — всячески подчеркивалась их щедрость, милость и ревность к исполнению религиозных обязанностей.

Во Франции тамплиеры были арестованы и заключены в тюрьмы с 6 часов утра 13 октября 1307. Именно во Франции впервые стали сжигать на кострах рыцарей Ордена Храма. Рыцари под пытками признавались во всех грехах. Процесс закончился расформированием ордена. 3 апреля 1312 года Климент V выпустил буллу «Vox in excelso», в которой говорил: осудить Орден за ересь нельзя, но тамплиеры добровольно сознались в заблуждениях — это отвратит верующих, которые больше не будут вступать в Орден.

Позиция  Климента 5 как главы всемирной католической церкви и его требование в физическом уничтожение ордена показывает, на сколько опасны римский папа считал деятельностью ордена, который когда-то был основан его предшественниками.

Имущество тамплиеров переходило к ордену св. Иоанна, но С. Г. Лозинский отмечает, что доминиканцы, картезианцы, августины и целистины тоже сумели поживиться.

В Кастилии тамплиеры оправданы, многие из них стали отшельниками, причем после смерти их тела не тлели. В Португалии судьба тамплиеров была более чем благоприятна: в благодарность за услуги, оказанные ими в борьбе с сарацинами король Денис основал Орден Иисуса Христа, который был утвержден в 1318 году папой Иоанном XXII. Новый орден был простым продолжением старого.

Обязанность содержать бывших тамплиеров возлагалась на тех, кому перешло их имущество. Суммы эти порой бывали настолько велики, что в 1318 году Иоанн XXII запретил выдавать тамплиерам Германии такую пенсию, которая позволяла им копить деньги и жить роскошно. В казну французких королей после уничтожения тамплиеров поступило 1 160 000 000 франков, земли, крепости, имущество храмовников, а так же неоплаченные векселя по долгам Филиппа 4 тамплиерам. Достаточно беглого взгляда на этот список, чтобы понять, что процесс над Орденом был для Филиппа IV очень выгоден. Конечно никакой «борьбой за чистоту веры» этот процесс объяснить было нельзя — причины его были явно экономического и политического характера. Годфруа Парижский выражал общественное мнение относительно процесса и поведение Филиппа IV и Климента V, говоря: «Легко можно обмануть церковь, но ни в коем случае нельзя обмануть Бога».

С помощью этого процесса без всякой борьбы была частично уничтожена конгрегация, которую считали самой гордой, самой счастливой и самой сильной в Европе.

Сожжение тамплиеров

Глава 4. Проклятие тамплиеров: легенды и исторические факты.

Согласно Готфриду Парижскому, Жак де Моле, взойдя на костер, вызвал на Божий Суд Филиппа IV, Ногаре и Климента V.

Очевидно, практика вызова на Божий Суд связана с верой в высшую справедливость, перед лицом которой виновные отвечают жизнью. Постепенно практика таких судов была забыта, и сознание недобросовестных историков создало легенду о проклятии тамплиеров. Эта легенда была широко раздута и послужила одним из оснований для приписываний Ордену различных магических практик.

Задыхаясь в языках пламени, Жак де Моле предал анафеме папу, короля, Ногаре и все их потомство на вечные времена, предрекая, что оно будет унесено великим смерчем и развеяно по ветру.

Здесь-то и начинается самое загадочное. Через две недели от кровавого поноса в ужасных судорогах папа Климент V почил в бозе. В ноябре того же года якобы от инсульта скончался абсолютно здоровый Филипп Красивый. Почти сразу же за ним умирает верный соратник короля де Ногаре.

Судьбу Филиппа разделили и три его сына, которых в народе окрестили «проклятыми королями». На протяжении 14 лет (1314—1328 гг.) они погибли один за другим при загадочных обстоятельствах, не оставив потомства. Со смертью Карла VI, последнего из них, династия Капетингов прервалась.

Как ни странно, но и это еще далеко не все. Уже на первых представителей новой династии Валуа, родственной Капетингам, посыпались неслыханные бедствия. Началась широко известная Столетняя война (1337—1453 гг.). В ходе этой войны один из Валуа, Иоанн Добрый, умер в плену у англичан, другой, Карл V, сошел с ума.

Валуа, как и Капетинги, кончили полным вырождением, при этом все последние представители династии погибли насильственной смертью: Генрих II (1547—1559) убит на турнире, Франциск II (1559—1560) умер от усердного лечения, Карл IX (1560—1574) отравлен, Генрих III (1574—1589) зарезан фанатиком.

И Бурбоны, сменившие Валуа в конце XVI века, продолжали испытывать на себе проклятие Жака де Моле: основатель династии Генрих IV пал от ножа убийцы, последний ее представитель при «старом порядке» Людовик XVI погиб на эшафоте в ходе революции. Любопытная деталь: перед казнью этот король был заточен в Тампльской башне, некогда бывшей твердыней тамплиеров. По словам современников, после того, как короля обезглавили на эшафоте, какой-то мужчина прыгнул на помост, окунул руку в кровь мертвого монарха и показал ее толпе, громко крикнув:

— Жак де Моле, ты отмщен!

Учитывая данные исторические факты можно прийти к выводу, что развязав репрессии против тамплиеров в 14 веке французкий король Филипп 4 открыл «ящик Пандоры» уничтоживший все последующие династии. Стечения рядов факторов говорит о том, последователи тамплиеров продолжали существовать вплоть до середины 19 века.

Не меньшие бедствия постигли и «проклятых» пап. Едва кончилось «авиньонское пленение», — началась «схизма»: двое, а то и трое пап, избранных одновременно, в течение почти всего XV века предавали анафеме друг друга. Не успела закончиться «схизма», началась Реформация: сначала Ян Гус, потом Лютер, Цвингли и Кальвин свели на «нет» влияние «апостольских наместников» в центральной Европе, а Великая Революция 1789—1799 годов вырвала из-под власти пап и Францию.

Следует отметить, что еще на заре своей деятельности орден в глазах современников виделся как некий мистический институт. Рыцарей Храма подозревали в волшебстве, колдовстве и алхимии. Считалось, что тамплиеры связаны с темными силами. В 1208 году папа Иннокентий III призывал храмовников к порядку по причине их «нехристианских действ» и «заклинания духов». Кроме того, легенды утверждают, что тамплиеры были весьма искусны в изготовлении сильнодействующих ядов.

Тамплиеры были истреблены лишь во Франции. Английский король Эдуард II отправил рыцарей Храма в монастыри, чтобы они искупили свои грехи. Шотландия даже предоставила убежище тамплиерам из Англии и, возможно, Франции. Германские храмовники после роспуска ордена перешли в состав Тевтонского ордена. В Португалии рыцари Храма были оправданы судом и в 1318 году лишь изменили свое название.

Рыцари Христа – под таким названием орден тамплиеров сохранился вплоть до 16 века.

  1. Тамплиеры и Святой Грааль. Святой Грааль- предполагаемое сокровище катаров, сохраненное рыцарями Ордена Храма, воспетое знаменитыми романами, родившимися при дворе графов Шампанских, тесно связанных с основанием Ордена Храма… Святой Грааль, облечённый таинственной властью; слывущий источником всякого богатства и плодородия на земле. Святой Грааль легендарен, но вместе с тем цикл легенд о нём носит отпечаток реальности: Годфруа Бульонский стал сыном Лоэнгрина, рыцаря с лебедем, а отцом Лоэнгрина был Парцифаль . Что он из себя представляет неясно, но Вольфрам фон Эшенбах восемь веков назад в романе «Парцифаль» (1195—1216) показал тамплиеров хранителями Святого Грааля, и они это не опровергали. Согласно легендам, гербовый щит одного из трёх рыцарей Святого Грааля — Галахада — содержал красный восьмиконечный крест на белом фоне. Это отличительный знак тамплиеров. Очевидно, что образ хранителей Грааля уже в эпоху Средневековья соотносился с образом рыцарей Ордена Храма.

 Глава 5. Власть тамплиеров на морях: пиратство и путешествия

Корабли ордена плавали под восьмиконечными тамплиерскими крестами. Под этими же флагами пересекли Атлантический океан каравеллы Христофора Колумба.

Тамплиеры и Америка. Некоторые исследователи утверждают, что богатство тамплиеров имеет своим происхождением серебряные копи Южной Америки. О регулярных рейсах тамплиеров в Америку упоминают Байджент, Отт и особенно де Майе. Например, де Майе пишет о скульптурных изображениях индейцев (т. н. panotii) на фронтоне XII века храма тамплиеров в городе Верелай в Бургони : якобы этих индейцев с большими ушами тамплиеры видели в Америке и скульптурно запечатлели. Эта церковь была построена в 1125—1135 годах. Орден тамплиеров тогда только набирал силу и строительства ещё не вел, а даже если бы и вел, то все равно флота у тамплиеров тогда ещё не было, и при всем желании добраться до Америки они тогда не могли. На печати с надписью «Secretum Templi» действительно есть изображение, напоминающее индейца. Но любой знакомый хотя бы поверхностно с мистическими учениями сразу узнает в этом изображении Абраксаса. Однако, стоит заметить, что хлынувшее в Европу во время Конкисты серебро и серебрянные монеты имели на оборотной стороне знаки тамплиеров, что держалось в тайне, но повергло в шок исследователей при обнаружении данного факта в XX веке.

Рыцари и пираты состояли в тесном контакте. После упразднения Ватиканом Ордена Храма в 1312 году, тамплиеры  — превосходные моряки  — обратились к пиратскому ремеслу. Их цель  — отомстить папству и католической монархии. Огромный флот тамплиеров, уйдя из Ла-Рошеля, промышлял разбоем в Средиземном море и в западной части Атлантического океана. Тамплиеры- пираты соблюдали устав ордена храмовников. Пиратская жизнь укрепила их суровую дисциплину, придала им жизненную силу и свободу воли. Плавали тамплиеры под черным знаменем с черепом и двумя скрещенными костями.

Сражаясь против взглядов Ватикана по принципу «Цель оправдывает средство», они использовали морской разбой, убийства, интриги, шпионаж, заговоры,  — влияя тем самым на ход мировой истории. Они сыграли важную роль в эпоху ВГО, в том числе инициировав плавание Колумба, под их началом была основана масонская организация являвшаяся светской ветвью Ордена Храма.

В позднее Средневековье тамплиеры-бандиты продолжали свою деятельность таким образом богатство Ордена вместе с пиратской добычей представляли внушительный размер. Но о местонахождении этих сокровищ, в том числе в виде пиратских кладов, знают только избранные.

Нельзя забывать, что тамплиеры знали о существовании Terra incognita и добирались до ее берегов. И у них был проект создания в Новом Свете нового общества  «Без влияния Ватикана». Против других претендентов, особенно против католической Испании, тамплиеры применили морской разбой.

Еще находясь во Франции, тамплиеры поддерживали союз с катарами против Ватикана. В 16 веке в период религиозных войн тамплиеры-пираты активно помогают и принимают в свои ряды гугенотов и их братство Буканьеров-гугенотов позаимствовало многое из Устава и традиций Ордена Храмовников.

Какое же место в золотой век пиратского движения занимали тамплиеры? Чтобы ответить на этот вопрос надо изучить исторические события, старинные хроники, древние карты и недавно открытые документы,  — все это тема отдельного исследования.

В 1307 году орден был запрещен великая тайна вместе с огромными богатствами была направлена в Шотландию к Сен-Клеру. Он, являясь магистром ордена вместе с итальянскими мореплавателями Николя и Антонио Дзено совершил путешествие в Северную Америку и захоронил Великую Тайну на Оурс-Айленде у берегов Новой Шотландии.

В 1698 году капитан Кидд получил старинную карту от спасенного им пассажира, где тамплиерским крестом было указанно место захоронения, позже — «Сокровища капитана Кидда» (роман Р.Стивенсона «Остров Сокровищ»).

Орден тамплиеров был основан на месте Храма Соломона в Книге царя есть рассказ о том, как Соломон и царь Тира отправили флот на поиски легендарной земли Афирской. Через 3 года флот вернулся с золотом, серебром, драгоценными камнями и т.д.  Греческий историк Диодор писал, что карфагеняне «Владели большим островом глубоко в океане, где много гор, рек, и ресурсов», открытых ими случайно после бури. Историки, опираясь на документы португальцев начала 18 века помещают карфагенскую колонию основанную Ганном в 6 веке до н.э., на Канарские острова.

Таким образом, тамплиерам могли быть известны карты иудейских, финикийских и карфагенских картографов.

                                                        ФАКТЫ

  1. На печати ордена изображен североамериканский индеец
  2. Для чеканки монет и развития банковского дела в Европе тамплиеры завезли золото и серебро из вне.

 Заключение.Итог.

Мы видим, что Орден Храма — закономерное дитя своего времени со всеми его достоинствами и недостатками. Его рыцари были профессиональными воинами, а финансисты — лучшими из лучших в то время. Вызывает некоторое удивление легкость ареста тамплиеров во Франции. Ворваться в замки и спокойно арестовать более пятисот рыцарей — профессиональных военных — невозможно. Дело в том, что на протяжении всего 1307 года стоял вопрос между папой, королем и Великим Магистром о снятии различных обвинений с Ордена. Магистр сам требовал суда для оправдания Ордена. Никто и предположить не мог, что все повернется таким образом. Вероятно возможность поправить свои финансовые дела и подтолкнула Филиппа IV к процессу.

Следует сказать несколько слов о численности Ордена. В историографии существует тенденция, которая, на мой взгляд, преувеличивает его численность: Вильке считал, что в Ордене около 15000 рыцарей; Цеклер — 20000 рыцарей; Мальяр де Шамбюр — 30000 рыцарей. Все эти цифры слишком велики и не соотносимы с количеством рыцарей, участвовавших в процессе. Во Франции было арестовано 538 рыцарей, на Кипре — 75 рыцарей, на Майорке было 25 рыцарей. И Франция, и Кипр, и Майорка были отдельными наставничествами Ордена. Очевидно, историки переносят численность самого Ордена в целом на количество рыцарей в нём. Более вероятно представляется, что при общей численности в 20—25 тысяч человек число рыцарей было не более двух тысяч.

Очень большое внимание уделяют исследователи вопросу о сокровищах тамплиеров. При этом не учитывается, что в то время доходы чаще шли в натуральной форме, а не в денежной. Таким образом, тамплиеры получали сельскохозяйственные продукты, которые в своем большинстве шли на благотворительные цели. Значительных денежных сумм у тамплиеров в октябре 1307 года скорее всего не было — они готовились к проверке, следовательно произвели все расчеты. Это объяснение не претендует на абсолютную полноту, но, возможно, немного уточняет этот вопрос.

Имущество Ордена после его отмены подвергалось широкому разграблению со стороны не только других духовных конгрегаций, но и частных лиц. На официальную историю Ордена накладывается какой-то невероятный набор разных противоречий и нелогичностей. Может быть они и в самом деле располагали некой тайной, более глубоко проникали в религиозные и политические течения той эпохи. Не подлежит сомнению одно: согласно своему официальному Уставу Орден является католическим. И нет никаких свидетельств, которые могли бы это опровергнуть. Историки выдумали мнимую ересь тамплиеров.

Наиболее яркие слова по последствиям падения рыцарей Храма принадлежат Чарльзу Уильяму Гекерторну: «С Тамплиерами погиб целый мир; рыцарство, крестовые походы кончились с ними. Даже папство получало ужасный удар. Символизм был глубоко потрясен. Возник жадный и бесплодный торговый дух. Мистицизм, озарявший таким ярким светом прошлые поколения, нашёл холодность, недоверие в душах людей. Реакция была сильная, и Тамплиеры первые пали под жесткими ударами Запада, стремившегося возмутиться против Востока, который до сих пор во многих отношениях преобладал в нём, управлял им и притеснял его».

      Используемая литература.


«Подлинная история тамплиеров» Шаран Ньюман
«Тайны истории. Тамплиеры. История и легенды» (составитель Вага Фауста)
     
«Тамплиеры и другие тайные общества Средневековья» Томас Кейтли
«Загадки ордена тамплиеров» Оксана Гор
«Тамплиеры» Пирс Рид
«Катары. Тамплиеры. Масоны» Анатолий Иванов
«Тайные общества. От тамплиеров до якудза» Дэвид Барретт
«Испанская война и тайна тамплиеров» Олег Соколов
«Жак де Моле. Великий магистр ордена тамплиеров» Ален Демюрже
     
«История орденов средневековья» Игорь Гусев
«Крестовый поход» Робин Янг
«Тайные знания ордена тамплиеров» Ален Дезгри
«История рыцарей-тамплиеров, церкви Темпла и Темпла» Чарльз Дж. Аддисон.

       «Тамплиеры» Стефано Варанелли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по ОРКСЭ "Календари религий мира. Праздники в религиях мира."

Цель работы: познакомить с основными иудейскими праздниками, с основными православными праздниками ; воспитывать  толерантное отношение к  различным религиям; пробуждать интерес  ...

Презентация к дистанционному занятию по истории 10 класса "Религии в Средневековье"

Презентация по всеобщей истории 10 класса по учебнику Загладина Н.В., Симонии Н.А. к параграфам 15 и стр.151 (из параграфов 16-17). Презентация - "Религии в Средневековье" о рождении ислама и расколе ...

Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Христианство.

Данный материал предназначен для  преподавателей ОРКСЭ в 4 классе по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Данный материал можно использовать  во время урока как в готово...

Презентация по обществознанию по теме "Религия как элемент духовной культуры. Мировые религии".

Презентация является дополнением к занятию при изучении темы "Религия"...

День Георгиевского креста. День Георгиевского креста Орден св. Георгия (полное название — Императорский Военный орден святого великомученика и победоносца Георгия) был официально учрежден 26 ноября 1769 г.

День Георгиевского креста.День Георгиевского креста Орден св. Георгия (полное название — Императорский Военный орден святого великомученика и победоносца Георгия) был официально учрежден 26 нояб...

Орден "Победа" - высший орден Советского Союза.

В экспозиции Зала боевой славы школы №212 представлен муляж ордена Победы, кавалером, которого является Федор Иванович Толбухин....

«Религии в мире и мир в религиях»

Цели мероприятия:Представить целостную картину взаимодействия в религиях разных народов;способствовать повышению духа патриотизма и уважению к иноверцам;развивать чувство толерантности и миролюб...