Искусство Древнего Египта
план-конспект урока по истории (5 класс)
Конспект урока в 5 классе по истории Древнего мира.Комбинированный урок, с преобладанием элемента урока «открытия новых знаний».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по истории Древнего мира
Учитель: Ефременкова Наталья Петровна, учитель истории и обществознания МБОУ Мушковичской ОШ (Ярцевский район Смоленская область)
Класс: 5
Тема: Искусство Древнего Египта
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема | Искусство Древнего Египта | ||||
Цель | Сформировать у обучающихся представление об искусстве Древнего Египта на основе самостоятельной работы с текстом параграфа и иллюстрациями учебника. | ||||
Задачи | Образовательная – познакомить обучающихся с достижениями искусства Древнего Египта. Развивающая – развивать умение работать с различными источниками информации: текстом, иллюстрациями; умение делать выводы на основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения. Развивать навык составления сложного плана. Развивать познавательные интересы обучающихся, умения работать в группе. Воспитательная – содействовать развитию самостоятельности и уверенности в своих силах, прививать любовь к искусству и уважение к культуре разных стран, пониманию необходимости сохранения ценностей и традиций культуры Древнего Египта. | ||||
Формы работы | Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная | ||||
Методы | Проблемное обучение, частично-поисковый, наглядный | ||||
Приемы | «Мозговой штурм», беседа, самостоятельная работа с учебником, организация учебного общения, само- и взаимоконтроль | ||||
УУД | Личностные: формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемым результатом; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; строить логическое рассуждение, умозаключение. | ||||
Планируемые результаты | Предметные: Научатся определять понятия: пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет. Получат возможность научиться описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника. Метапредметные УУД: Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; понимают позицию партнера, согласовывают с ним свои действия. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; проявляют интерес к новому учебному материалу; характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | ||||
Основные понятия | Искусство, египетские пирамиды, сфинкс, чудеса света, обелиск, «иглы фараонов», колонна, Тутанхамон, Хеопс, Геродот | ||||
Межпредметные связи | ИЗО, музыка, обществознание | ||||
Ресурсы: основные дополнительные | Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. 12-е изд. -М. : Просвещение, 2021. Интернет – ресурсы: видеоролики https://youtu.be/KPO2lRI3rWA , https://www.youtube.com/watch?v=XHvI9zZwrM0
| ||||
Оборудование | Компьютер, проектор, экран Раздаточный материал: карточки с заданиями, смайлики | ||||
Вид урока | Комбинированный урок, с преобладанием элемента урока «открытия новых знаний». | ||||
Технологии | Технология проблемного обучения | ||||
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
(2 мин.) | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятную психоэмоцио-нальную атмосферу урока. | Быстрое включение в урок. | Личностные: осуществляют самооценку готовности к уроку | |
(8 минут) | Выполняют индивидуальную работу на карточках (2 варианта), проверяют работу соседа по парте. Участвуют в беседе, высказывают собственное мнение. | Следит за выполнением работы учащихся. Направляет учащихся на выявление неточностей. Корректирует ошибочные и неточные представлениях о понятиях (Диалог, беседа с обучающимися) Выявление типичных ошибок и пробелов) Побуждает к высказыванию своего мнения. | Карточка 1.
Храм-это… Мумия-это…
Амон-Ра- Бастет- Исида- Карточка 2.
Жрецы-это… Саркофаг-это…
Сет- Нут- Анубис- В? Каких богов, по вашему мнению, египтяне боялись, а каких любили? Почему? | -освоение знаний по теме «Религия древних египтян» -умение характеризовать важные факты истории Древнего Египта | Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в способ действия с учетом оценки результата самим обучающимся, учителем, другими обучающимися. Коммуникативные: Полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: Воспроизводят по памяти знания по религии Древнего Египта; обнаруживают сходные и противоположные факты. Личностные: Устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
(5 минут) | Воспроизводят знания, умения, жизненный опыт, необходимый для усвоения нового материала Определяют цели, задачи, планируют ход урока. Определяют методы работы. | Показывает видеоролик о культурных достижениях древних египтян Организует формулирование темы урока, постановку целей обучающимися.
После ответов обучающихся записывает на доске тему: «Искусство Древнего Египта» При необходимости корректирует цель и задачи урока, методы работы. | В? Посмотрите видеоролик и сформулируйте тему урока. Сформулируйте вопросы по нашей теме, на которые вы хотели бы получить ответ. Как вы смогли бы найти ответы на эти вопросы? | - умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал | Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; оформляют свои мысли в устной (предложение или небольшой текст). Познавательные: Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель и задачи. Регулятивные: формулируют тему урока, определяют цели, задачи; определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
(19 минут) | Отвечают на вопросы. Искусство – это художественное творчество: архитектура, скульптура, живопись. Делятся на 2 группы, каждая из которых изучает архитектурные постройки Древнего Египта: 1 группа- по п.1 -пирамиды. 2 группа – по п.2.-храмы Работают с учебником, описывают пирамиду, храм. Под руководством учителя составляют в тетради план «Искусство Древнего Египта» 1) Архитектура-это постройки из камня: а) Пирамиды-гробницы фараонов б) Храмы-жилища богов Отвечают на вопрос, дополняют план. в) дворцы-жилища фараона и вельмож Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Слушают ответы других обучающихся, корректируют их ответы, сами отвечают на вопросы. Дополняют план. 2) Скульптура- фигуры из дерева, камня, глины и др. а) боги б) фараоны и вельможи в) писцы и воины Отвечают на вопрос, дополняют план. г) сфинксы-каменные фигуры с телом льва и головой человека. Читают текст, отвечают на вопрос. Особенности скульптурного изображения человека в Древнем Египте: -неестественная поза -мужчины с темной кожей, женщины-со светлой -на рельефах: верхняя часть тела, как будто смотрим на него спереди, а голова и ноги- смотрим сбоку Отвечают на вопрос. Дополняют план. 3)Живопись-изображения красками на стенах гробниц, на папирусе. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Слушают ответы других обучающихся, корректируют их ответы, сами отвечают на вопросы. Дополняют план. а) сцены из жизни египтян б) военные походы в) богов | Задает вопросы. Корректирует ответы обучающихся. Организует самостоятельную работу с текстом и иллюстрациями учебника. Задает вопросы, корректирует ответы. Обращает внимание на особенности египетской архитектуры, скульптуры и живописи. Создаёт ситуацию успеха. | В? Вспомните, что относится к искусству? Записать в тетради понятие искусство. В? Какие постройки из камня мы уже видели в Древнем Египте? В? Рассмотрите рисунки на стр. 43, 44, 49, 54, 62 и назовите, кого изображали в скульптуре древние египтяне? В? Посмотрите фото на с.57. Что здесь изображено? Чем необычно его изображение? В? Прочитайте текст на стр. 60 и найдите особенности скульптурного изображения человека в Древнем Египте. В? Вспомните, что такое живопись? В? Посмотрите иллюстрации на стр.39, 40,41, 48, 52-53. Что и кого мы там видим? | - овладение историческими понятиями и их использование для решения учебных задач; - умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации; -умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи - умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; проговаривают последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Познавательные: обнаруживают сходные и противоположные факты; описывают объекты и сравнивают их по выделенным признакам; Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи, принимают участие в работе группами; договариваются, приходят к общему решению |
(2 минуты) | Выполняют движения. | Пример еще одного древнеегипетского искусства – это прекрасный танец. Давайте попробуем сделать несколько движений под древнюю народную египетскую музыку, чтобы почувствовать особенность этого вида искусства. Включает запись египетской музыки https://www.youtube.com/watch?v=XHvI9zZwrM0 | Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.) Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.) Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.) Головою три кивка. (Движения головой.) На четыре - руки шире, (Руки в стороны.) Пять - руками помахать, (Махи руками.) Шесть — на место сесть опять. (Присели.) | ||
(4 минуты) | Находят и исправляют ошибки в тексте. -первым чудом света -самая высокая- пирамида Хеопса -обелиски строили у храмов -сфинксы-тело льва, голова человека -изображали и простых египтян -фигуры фараонов выше всех | Выводит на экран текст с ошибками. Контролирует и корректирует ответы обучающихся. | В? Задание «Лови ошибку». Рядом с пирамидами возвышались обелиски- «иглы фараонов». Знамениты и другие египетские сооружения – храмы. Вдоль дороги, ведущей к храму, с обеих сторон расположились сфинксы – животные с головой льва и телом человека. Египетские скульпторы и художники изображали только фараонов и вельмож, которых изображали одинакового роста». | - умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации; - умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал | Познавательные: осознанно строят речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: высказывают свое мнение в устной форме; слушают и понимают речь других |
6. Рефлексия (3 минуты) | Оценка обучающимися своей работы на уроке. | Организует работу обучающихся по рефлексии. Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. | Продолжи одно из предложений, записанных на доске:
Оцени твою работу на уроке, выбрав смайлик из трех, которые лежат у тебя на парте. | -готовность применять новые знания и умения, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира | Личностные: оценивают собственную роль в учебном процессе Регулятивные: осознают то, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивают качество и уровень усвоения Коммуникативные: умеют выражать свои мысли, оценивать качества своей и общей учебной деятельности |
(2 минуты) | Записывают домашнее задание на выбор. | Дает комментарий к домашнему заданию | 1.Параграф 11, пересказ по плану. 2.Подготовить сообщение об одном из памятников культуры Древнего Египта 3.Написать письмо другу о своей экскурсии по гробнице Тутанхамона. | -умение рассказывать на основе самостоятельно составленного плана об исторических событиях, явлениях - умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации в справочной литературе, сети Интернет для решения познавательных задач | Регулятивные: принимают учебную задачу Личностные: проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. |
Приложение 1.
Карточки для контроля домашнего задания
Карточка 1.
Храм-это…_______________________________________________ _________________________________________________________ Мумия-это…_____________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________
Амон-Ра-_________________________________________________ Бастет-___________________________________________________ Исида-____________________________________________________ | Карточка 2.
Жрецы-это…______________________________________________ __________________________________________________________ Саркофаг-это…____________________________________________ ___________________________________________________________
Сет-_______________________________________________________ Нут-______________________________________________________ Анубис-___________________________________________________ |
-
Приложение 2.
Смайлики для рефлексии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Искусство древнего Египта. Архитектура древнего Египта.
Искусство древнего Египта. Архитектура Древнего Египта....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/29/picture-516082-1417275878.jpg)
Методическая разработка по истории Древнего мира по теме:"Искусство Древнего Египта"
Урок изучения нового материала. В целом урок направлен на расширение кругозора и закрепление знаний учащихся по истории Древнего Египта. Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся....
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/15/picture-755985-1455487426.jpg)
Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"
Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/20/picture-84637-1476949271.jpg)
Урок изобразительного искусства в 5 классе "Искусство Древнего Египта"
Цель урока: Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя эпоху Древнего Египта.Используемые технологии (методы, приёмы): с...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/03/picture-1006572-1517643904.jpg)
Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «
Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/22/picture-960146-1537606251.jpg)
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс
Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК Вигасина А.А., Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая истор...