Кри­тика и ин­тер­пре­тация исторических ис­точни­ков (10 класс)
презентация к уроку по истории (10 класс)

Александров Игорь Ярославович

Презентация урока истории с использованием технологии «развития критического мышления»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_kriticheskoe_myshlenie_i_istoricheskie_istochniki.pptx604.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

10 класс Урок истории с использованием технологии «развития критического мышления» Тема урока : Кри­тика и ин­тер­пре­тация исторических ис­точни­ков

Слайд 2

Предисловие Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю; Историческая работа любого вида имеет дело с информационным полем, а именно - с источниками : из них мы черпаем знания, а их интерпретация определяет то, как мы видим историю; Вместо того, чтобы предоставить готовые рецепты, данное занятие приведет вас в мастерскую историка, где конкретные примеры станут для вас стимулом к толкованию источников;

Слайд 3

На уроке вы узнаете: 11 — Что такое исторические источники; — Какие виды источников существуют; — Об основах критики источников; — Чем отличается и нтерпретация от фантазии; — О з аблуждениях ошибках и фальсификациях в истории ; — Проанализируем источник XVI века и попытаемся ответить на вопрос об обстоятельствах смерти сына Ивана IV Ивана Ивановича ;

Слайд 4

Базовые понятия 11 Источник – сохранившаяся часть прошлого, «сырьё» историка. Традиционный источник – всё, что было написано или сделано специально, чтобы передать определённые события прошлого (например, хроники, автобиографии, дневники). Реликты – всё, что производилось без намерения сохранить себя для последующего рассмотрения (например, официальные бумаги, корреспонденция, счета). Письменные источники – все сохранившиеся тексты, которые могут быть опять разделены по видам (например, протоколы заседаний, сообщения из газет, личные дела). Вещественные источники (реалии) — сохранившиеся источники вещественного характера, которые исследуются специальными дисциплинами (например, нумизматикой, геральдикой, археологией). Критика источников – проверка подлинности и достоверности источников. Внешняя критика источников – исследование бумаги, чернил, почерка, материала и т. д. – могут ли они принадлежать указанному времени и указанному автору. Внутренняя критика источников – исследование содержания текста – нет ли там сознательных фальсификаций, заблуждений или пропущенной информации. Интерпретация источников – оценка источника применительно к собственному исследованию (анализ текста, контроль с помощью других источников и специальной литературы, включение в историческое окружение). Перспективность – исследование значимости источника в современном ему дискурсе (ограниченность свидетельств, отношение к другим источникам, популярность в прошлом). Привязанность источника к его происхождению – социальная и мировоззренческая позиция авторов источников, которая находит своё отражение в определённых ценностях и суждениях. Основные интересы исследователя – социальная и мировоззренческая отправная точка исследователя, которая влияет на выбор темы, точку зрения на исследуемую проблему и методы работы.

Слайд 5

Что нужно учесть при работе с источниками 11 Что нужно учесть при работе с источниками : 1. Изложение Что можно узнать из источника? ( обзор содержания ) Из каких частей он состоит ? ( членение ) Что является его темой ? ( заголовок ) 2. Анализ содержания В чём заключается суть текста ? Что утверждается или опровергается в тексте ? Какие аспекты и стороны обсуждаются ? 3. Анализ понятий Какие понятия встречаются часто ? Какие из них — основные ? Какой смысл придаёт текст этим понятиям ? 4. Критика на уровне содержания Есть ли в тексте источника противоречия ? Что мог знать автор источника, а что — нет ? Насколько текст заслуживает доверия ? 5. Критика на уровне идеологии Когда , кем и для кого создан текст ? Какой цели он ( предположительно ) служит ? Какую точку зрения занимает автор ?

Слайд 6

Кейс Иоанна Васильевича: 11 Принято считать, что Иван Васильевич убил своего наследника Ивана в порыве гнева. Давайте попробуем разобраться, насколько эта информация выглядит достоверно через призму веков. Вопросы: — Убивал царь наследника или нет? — Почему страсти не утихают? — Как оценивают события разные политические идеологии (консерваторы и либералы?)

Слайд 7

Анализ кейса : что не так с отечественными источниками ? 11 Историкам известны шесть источников русского происхождения, упоминающих факт гибели Сына Ивана Грозного от руки отца. Однако большинство из них написаны не свидетелями событий, а с чьих-то слов и датируются более поздним периодом Так, в «Хронографе» 1617 года рассказ о кончине Ивана Ивановича выглядит следующим образом: «…сына своего болшаго царевича Ивана, мудрым смыслом и благодатию сияюща, аки недозрелый грозд дебелым воздухом отрясе и от ветви жития отторгну, о нем же неции глаголаху , яко от отца своего ярости прияти ему болезнь, а от болезни же и смерть в лето 7089 ноября в 19 день». Таким образом, между 1581 годом и годом 1617 лежит целая эпоха русской Смуты.

Слайд 8

Анализ кейса: что не так с иностранными источниками? 11 Наибольший интерес вызывают два иностранных источника: записи немца о причника (и авантюриста) Генриха Штадена и к атолического посла Антонио Поссевино ; Обратимся же теперь к самому событию : В феврале 1581 года легат Римского папы Поссевино приехал в Москву, где е г о принял царь ; Именно он автор наиболее известной версии гибели царевича Ивана Ивановича;

Слайд 9

Анализ кейса: что не так с иностранными источниками? 11 Поссевино пытался убедить Ивана IV присоединиться к Флорентийской унии в ущерб интересам Российского государства;

Слайд 10

Рассказ Поссевино (текст источника) 11 Спустя полгода пребывания при дворе, итальянец сообщает, что : « Жена сына Ивана как-то лежала на скамье, одетая в нижнее платье, так как была беременна и не думала, что к ней кто-нибудь войдет. Неожиданно ее посетил великий князь московский. Она тотчас поднялась ему навстречу, но его уже невозможно было успокоить. Князь ударил ее по лицу, а затем так избил своим посохом, бывшим при нем, что на следующую ночь она выкинула мальчика. В это время к отцу вбежал сын Иван и стал просить не избивать его супруги, но этим только обратил на себя гнев и удары отца. Он был очень тяжело ранен в голову, почти в висок, этим же самым посохом. Перед этим в гневе на отца сын горячо укорял его в следующих словах : «Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве » . Есть ли на ваш взгляд в этом тексте противоречия?

Слайд 11

" Что есть история, как не басня, в которую договорились поверить " Наполеон Бонапарт ДА? НЕТ ?

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческая викторина для учащихся 8 класса

Задачи исторической викторины: Содействовать углублению знаний учащихся в области истории, развитию их разносторонних интересов и способностей.Усиление интереса к истории.Формирование побуж...

Историческая викторина для учащихся 8 класса

Данная методическая разработка позволяет выявить знания учащихся по истории и привить любовь к предмету....

Историческая игра "Счастливый случай", 5 класс

Данная разработка позволяет систематизировать и проверит знания учащихся 5 класса по теме "Древний Восток и Древняя Греция". Урок построен в форме игры, что вызывает интерес у учащихся. данный материа...

Историческая игра "Властелин ума", 6 класс

Данная разработка позволяет систематизировать и проверить знания учащихся по истории, на тему "история Средних веков." Данный материал можно использовать во внеурочной работе по предмету....

презентация "Исторические ступени развития общества"(8 класс)

Отображает схематически основные черты традиционного, индустриального и информационного общества....

Историческая карта, урок в 5 классе (Пропедевтический курс, уч. Михайловского Ф.А.)

Презентация по истории для 5 класса на тему "Историческая карта" с заданиями и учебным материалом....

"Современные исторические концепции" (Всеобщая история, 10 класс)

Данный материал в виде опорного конспекта предназначен для проведения урока по Всеобщей истории в 10-м классе по теме "Историческое познание сегодня" (ориентирован на учебник В.И.Уколовой, А.В.Ревякин...