"Современные исторические концепции" (Всеобщая история, 10 класс)
учебно-методический материал по истории (10 класс) по теме

Морозкина Валентина Анатольевна

Данный материал в виде опорного конспекта предназначен для проведения урока по Всеобщей истории в 10-м классе по теме "Историческое познание сегодня" (ориентирован на учебник В.И.Уколовой, А.В.Ревякина. Всеобщая история с древнейших времен до конца 19 века). Опорный конспект используется как раздаточный материал для учащихся при объяснении темы учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_kontseptsii_istoricheskogo_razvitiya.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Всеобщая история.  10 кл.

О.К.    Современные концепции исторического развития

  1. Цивилизационные теории
  2. Историко-антропологический подход
  3. Теории модернизации
  4. Формационная теория

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ

               У.Ростоу                                                                              Н.Я. Данилевский

               Д.Гэлбрейт                                                                            А.Тойнби

              Э.Тоффлер                                                                             С.Хантингтон

Стадиальные теории:   ЦИВИЛИЗАЦИЯ – единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы)

Начало процесса – распад первобытного общества и переход части народов в стадию цивилизованности.

Стадии мирового цивилизационного процесса

Традиционная (доиндустриальная, аграрная)

3 тыс. до н.э. – 2 пол. 18 в.

Индустриальная (промышленная, машинная)

2 пол. 18 в. – посл. треть 20 в.

Постиндустриальная (информационная)

с посл. трети 20 в.

Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.

Локальная цивилизация как система: географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная структура, законодательство, церковь, религия, философия, литература, искусство, быт, нормы поведения и др.

Стадиальные теории

Локальные теории

                               

                                            ОБЩЕЕ                              ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

Единые для всего человечества законы развития

Разнообразие исторического процесса

  1. ЦИВИЛИЗАЦИЯ - стадия в развитии человечества;
  2. ЦИВИЛИЗАЦИЯ  -

 а) качественное своеобразие  материальной, духовной, социальной жизни,  

     отличающее одну ист. общность от другой;

 б) социокультурная общность.

ИСТОРИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

М.Блок

Л.Февр

  1. Подход возник вследствие взаимодействия истории с антропологией, психологией и др. науками.
  2. История рассматривается как наука об общественной жизни человека, который действует во времени, ист. пространстве.
  3. История обращается к изучению семьи, родословных, культуры, религии, мифов, ритуалов, верований, норм поведения и др.

4. Объектом интереса историков становятся личные судьбы участников исторических событий, отсюда и повышенное внимание к мемуарам, дневникам, биографическим материалам.

ФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

К.Маркс

Ф. Энгельс

Общественно-экономическая

формация (строй)

Характер собственности.

Разделение на классы

Первобытнообщинная формация

Коллективная собственность.

Отсутствие классов.

Рабовладельческая формация

Част. собственность на орудия труда и работников.

Рабы и рабовладельцы.

Феодальная формация

Част. собственность на землю.

Феодалы и зависимые крестьяне.

Капиталистическая формация

Част. собственность на средства производства.

Буржуазия и наемные рабочие.

Коммунистическая формация

Общ. собственность на средства производства.

Бесклассовое общество.

ТЕОРИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

(эшелоны капиталистического развития)

I

Англия

   Франция

       США

II

Германия

Россия

Япония

Италия

Испания

Польша

Чехия (Словакия)

Румыния

Болгария

Сербия

III

Латинская Америка

(Мексика, Куба)

Азия

(Индия, Китай, Монголия)

Африка

I

  • время – раннее (XIV-XVI в.в.)
  • уровень – высокий
  • направление – изнутри, снизу

II

  • время – позднее (XVIII-сер.XIX в.в.)
  • уровень – средний
  • направление – в основном изнутри, сверху

III

  • время – позднейшее (кон. XIX пер.пол. XX в.в.)
  • уровень – низкий, очень низкий
  • направление – в основном извне, сверху


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка исторического марафона по истории России для учащихся 7 классов.

Методическая разработка исторического марафона по истории России для учащихся 7 классов....

Интегрированный урок-проект по истории и историческому краеведению в 8 классе. Тема «Отечественная война 1812 года».

Одной из главных задач исторического образования в на­стоящее время является воспитание у учащихся патриотизма, уважения к героическому прошлому нашего Отечества. Иссле­дование Отечественной войны 181...

Современные подходы к методологии истории и теории исторического процесса.

Лекция по современным подходам к методологии истории и теории исторического процессам....

Урок истории. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в исторической памяти народа. 11 класс

«Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в исторической памяти народа»...

Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"

Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"...