"Историческая азбука".Урок истории в 7 классе специальной (коррекционной)школы VIII вида.
план-конспект урока (7 класс) по теме

Козырь Надежда Николаевна

Урок по теме: "Летописи и летописцы" с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ist.zip2.93 МБ

Предварительный просмотр:

            Урок истории в 7 классе « Историческая азбука».

Тема урока: Летописи и летописцы.

Цели урока:  -  познакомить учащихся с понятиями «летописи» и   «летописцы»,

                              закрепить представления учащихся о распространении  

                              грамотности на Руси;

                           - развивать познавательную активность;

                           - воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: презентация к   уроку, «Лента времени», даты, карта «Древнерусское      

                               государство», кроссворд,  ребусы, анаграммы, перья    и чернила

Ход урока. I. Организационный момент.

                     

                   Расшифруйте слово:      аз + буки = азбука

  • Что такое азбука? ( Это набор букв в определенном порядке.)

-   Для чего нам необходимо ее знать ? ( Чтобы уметь читать и писать, т.е. быть грамотными.)

                 Наш сегодняшний урок называется: Историческая азбука

 На наших уроках мы знакомимся с новыми историческими словами, узнаем историю своей страны, своего народа, т.е. учимся быть исторически грамотными.

Сегодня на уроке поведем речь о появлении грамотности на Руси, узнаем, что такое летописи и кто такие летописцы.

И пусть укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему  

                                                                                                            Отечеству.

II. Проверка домашнего задания.

- Ребята, с какими словами мы познакомились на прошлом уроке?

                                             

                                                рамота

                Г       рамотный

                                           

                                               рамотность

           

 1.   Работа с датами.

          - Когда появилась грамотность на Руси? Выберите дату.

                                      988г.         1019г.         ….

                       - Почему 988г.?

                       - Какое событие повлияло на распространение грамотности?

                                    ( Крещение Руси)

                      - Разместите дату на Ленте времени.

Крещение Руси  имело огромное значение для развития культуры Древней Руси: появилась письменность, а значит стала распространяться грамотность.

2. Решите анаграммы: буква, книга, азбука, ученик, писало.

 3. Кроссворд с фрагментами.  

 1. Палочка для письма.  

 2. Буква.

 3. Березовая кора.

 4. Князь Ярослав.

 5. Старославянская азбука

 6. Кожа животных, обработанная специальным способом.    

                           


П

П

Е

И

Р

С

А

М

Г

А

З

Б

У

К

А

Л

Е

Д

И

М

О

Р

Р

Р

Е

Е

Ы

И

Н

С

Й

Л

Т

Л

А

И

Ц

А

     

4.   Игра «Третий лишний».

Кирилл – Мефодий – Владимир.

Писец – переписчик – Художник.

Береста – бумага – пергамен.

4. Отгадайте загадку: что получится, если « взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде…., а потом кинуть кусок железа, подлить поварешку щей покислей да кружку кваса медового».

                                    ( чернила).

5.Практическое задание.

Записать с помощью пера и чернил предложенный текст.

Письменность на Руси появилась в конце Х века. В то время книги писали от руки.

Слова в книге не отделялись друг от друга. Когда переписчик хотел отделить одну часть от другой, он делал отступ от левого края страницы. На месте отступа он рисовал красной строкой или несколькими красками первую букву. Он делал ее гораздо больше, чем остальные. Строка с отступом, на которой писец рисовал начальную букву, получила название красной строки.

6. Перед вами книги. Что вы можете про них сказать? (печатная и злектронная)

- А какой книги здесь не хватает? Почему?

Какие книги существовали в Древней Руси? ( Рукописные).

- Почему их так называют? ( Потому что их писали от руки).

7. Соберите пословицу: Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Кто умеет читать и писать – никогда не пропадет.

    Составить предложение, используя картинки ( индивидуальное задание).

III. Сообщение темы и целей урока.

1. Вводное слово учителя.

    Люди всегда стремились сохранить в памяти происходившие события. Письменность пришла на Русь вместе с христианством, и первыми грамотными людьми на Руси были священники. Именно они и стали вести записи о важнейших событиях, происходивших в стране.

  Тема урока записывается в тетрадях: Летописи и летописцы.

2. Словарная работа.

-  Что означает слово «летопись»? Разберите слово по составу ( выделите корни).

- Найдите объяснение этого слова в словаре учебника. Прочитайте.

Летопись – это запись событий русской истории по годам, т.е. от лета до лета.

- Запишите в тетради.

 Для изучения жизни наших предков все было важно: войны, подвиги богатырей, жизнь известных людей и князей, затмение солнца, землетрясения и многие другие события.

 Кто же  писал летописи?

    В монастырской келье узкой,

    В четырех глухих стенах.

    О земле о древнерусской

    Быль записывал монах.

    Он писал зимой и летом,

    Озаренный тусклым светом

    Он писал из года в год

    Про великий наш народ.

Правильно, монахи-летописцы.

       

                   Видеофрагмент « Келья монаха».

Летописец – человек, который писал летописи.

- Найдите объяснение этого слова в учебнике. Запишите в тетрадь.

3. Рассказ учителя или Работа с текстом учебника.

Одним из первых русских летописцев был монах Киево – Печерского монастыря -  Нестор, поразительно одарённый человек. Он знал византийские исторические хроники, в которых запись велась по годам, старинные договоры, народные предания, собирал и записывал рассказы современников. Нестор старался выяснить, «откуда есть пошла Русская земля», имена первых князей… С болью и негодованием описывал Нестор княжеские распри, бедствия своего народа, набеги захватчиков.

С течением времени во множестве больших и малых русских городов стали создавать свои летописи. Писали их сначала на пергаменте(специально выделанной коже), а с XV в. – на бумаге. Гусиным пером тщательно выводили каждую букву, раскрашивали большие заглавные буквы, украшали рисунками.

 Создание летописи считалось делом очень важным: недаром каждый князь стремился иметь своего летописца. А после образования единого Русского государства, в конце XV в., ведение летописей стало государственным делом.

4. Работа в тетрадях.

Составление таблицы.

1) Название летописи                                      « Повесть временных лет»

2) Автор летописи                                                      монах Нестор

3 )Время написания летописи                                   конец XII века

4) Место написания летописи         г. Киев  Киево – Печерский монастырь

5) Содержание летописи                        Как создавалось русское государство

6) Значение летописи                     Главный памятник истории нашей Родины

IV. Физминутка.

V. Закрепление нового материала.

1. Фронтальная беседа с классом.

- В Древней Руси летопись ценилась очень высоко. Она не только несла память о прошлом, но и была своеобразным учебником мудрости, поощряла на добрые поступки, обличала злодеев, ободряла унывающих.

2.Соберите летопись: Велика польза от учения книжного, ибо от слов книжных обретаем мудрость.

3.Игра « Что лишнее?» На столе: икона, свеча, чернильница, перо, сотовый телефон, электронная книга.

4. Закончите предложения:       ………. – летопись

                                                     ………. – летописец

5.. Выберите, кто были первые грамотные люди на Руси?

VI. Домашнее задание.

VII. Итог урока.         Для чего были нужны летописи?

                                    Да ведают потомки православных

                                    Земли родной минувшую судьбу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната VIII вида

Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной)  школы- интерната  составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных  у...

"Историческая мозаика". Урок истории в 7классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Повторительно-обобщающий урок по теме: "История нашей страны древнейшего периода"....

"Причины распада Киевской Руси" урок в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Традиционное обучение. общая направленность в работе - получение учениками определенного объема предметных знаний, запоминая их....

Внеклассное мероприятие "Колесо истории"в 7 классе специальной (коррекционной) школа-интернат VIII вида

мероприятие нацелено на закрепление и практическое применение  знаний по истории исторического периода "Жизнь восточных славян в древности"...

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия".

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия" содержит  цели, задачи, тип, оборудование, структурные элемент...

Календарно - тематическое планирование по истории России в Специальной (коррекционной) школы №9 VIII вида

Календарно - тематическое планирование по истории России в Специальной (коррекционной) школы №9 VIII вида в 7 - 9 классах....

Урок истории в 9 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида «На подступах к Москве»

Цель: дать учащимся представление о героической борьбе за Москву.          Задачи:         образовательные: дать зн...