Конспект урока по истории в 6 классе «Натиск с Запада»
план-конспект урока по истории (6 класс)

Хазова Олеся Григорьевна

Тема урока: «Натиск с Запада»

Тип урока: урок систематизации знаний

Цель урока: формирование целостного представления о подвигах русского народа в борьбе со шведами и рыцарями-крестоносцами.

Задачи урока:

  • изучить процесс образования Тевтонского ордена; выявить главные цели и основные направления его деятельности; рассмотреть ход решающих битв; объяснить понятия «Орден меченосцев» и «Тевтонский орден»;
  • продолжать развивать умения работать с картой, схемами битв при изучении походов крестоносцев, Невской битвы и Ледового побоища; развивать умения делать выводы, давать оценку рассматривая события борьбы русских войск с крестоносцами и немецкими рыцарями; давать оценку исторической личности изучая жизнь и деятельность Александра Невского;
  • воспитывать чувства патриотизма, любви к своей Родине на примере изучения героической борьбы русских воинов с иноземными захватчиками; способствовать воспитанию целеустремленности и стремления к самосовершенствованию путем показа основных событий жизни и деятельности народного героя Александра Невского.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6_klass_natisk_s_zapada.docx167.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №10 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

Конспект урока

по истории в 6 классе

Тема: «Натиск с Запада»

1-2-936x560.jpg

Хазова Олеся Григорьевна

учитель истории и обществознания

МБОУ лицея №10

Ставрополь, 2019-2020

Тема урока: «Натиск с Запада»

Тип урока: урок систематизации знаний

Цель урока: формирование целостного представления о подвигах русского народа в борьбе со шведами и рыцарями-крестоносцами.

Задачи урока:

  • изучить процесс образования Тевтонского ордена; выявить главные цели и основные направления его деятельности; рассмотреть ход решающих битв; объяснить понятия «Орден меченосцев» и «Тевтонский орден»;
  • продолжать развивать умения работать с картой, схемами битв при изучении походов крестоносцев, Невской битвы и Ледового побоища; развивать умения делать выводы, давать оценку рассматривая события борьбы русских войск с крестоносцами и немецкими рыцарями; давать оценку исторической личности изучая жизнь и деятельность Александра Невского;
  • воспитывать чувства патриотизма, любви к своей Родине на примере изучения героической борьбы русских воинов с иноземными захватчиками; способствовать воспитанию целеустремленности и стремления к самосовершенствованию путем показа основных событий жизни и деятельности народного героя Александра Невского.

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

- давать определения понятий: духовно-рыцарские ордены, крестоносцы.

- рассказывать о Невской битве, Ледовом побоище (на основе учебника, отрывков из летописей, карт и схем)

- характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель

- объяснять причины успеха русских в данных сражениях

- составлять характеристику (исторический портрет) Александра Невского.

Регулятивные УУД -  планировать личную деятельность; осуществлять самоконтроль; прогнозировать результаты.

Познавательные УУД - уметь осознанно строить речевое высказывание, формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников;   уметь извлекать нужную информацию из текста; осуществлять актуализацию полученных знаний.

Коммуникативные УУД - формировать умения слушать и вступать в диалог; развивать умения взаимодействовать в группе.

- уважение к прошлому России, знание истории, чувство ответственности и долга перед Родиной;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место.

Актуализация знаний

Учитель просит назвать тему прошлого урока.

Предлагает по группам выполнить задания с карточек

1. Впишите в схему названия княжеств и государств в той последовательности, в какой они подвергались нашествию монголов.

2. Сформулируйте причины поражения русского войска на Калке (выделите не менее трех)

3. Покажите на карте города, которые подверглись нападению Батыя, рассмотрите иллюстрацию «Оборона Рязани» на с.137 учебника, опишите укрепления города. В чем был их недостаток.

Выполняют задания в рабочей тетради, представляют результаты, участвуют в обсуждении

Постановка учебной цели, задач урока

 Откройте учебник на с. 149, обратите внимание на карту

- Какие враги и откуда угрожали русским землям в XIII в.?

- О каком из них нам предстоит поговорить на уроке?

Прочитайте название п.22

Давайте предположим, что, с точки зрения авторов, мы должны выяснить?

Почему рыцари получили название крестоносцы?

Извлекают из карты информацию о направлениях вторжений рыцарей-крестоносцев на русские земли, отвечают на вопросы, работают с тестом учебника.

Составление плана решения затруднений

Учитель предлагает

используя информацию карты

(с.148-149), назвать

какие народы жили в прибалтийских землях с древнейших времен, чем эти территории привлекали европейских рыцарей.

Летом 1240 года шведские суда вошли в Неву.

Учитель рассказывает о Невской битве, фиксирует на доске дату: 15 июля 1240 г., обращает внимание на схему с.144.

Предлагает ответить на вопросы:

-Почему шведы напали на Русь именно в это время?

- Как было вооружено русское войско?

-В чем проявился полководческий талант Александра Ярославича?

(просмотр видеофрагмента фильма «Александр

Невский».

В том же 1240 году

на Русь двинулись рыцари-крестоносцы со своими союзниками. решающее сражение между крестоносцами и русскими воинами произошло на Чудском озере 5 апреля 1242 года, названное Ледовым побоищем

(работа с анимированной картой и текстом учебника с.145- 146).

Вопросы группам

- Как было построено войско крестоносцев и русское войско?

- Чем закончилось сражение?

-Как складывались отношения Новгорода с западными соседями?

Учитель предлагает обсудить следующие вопросы:

- Почему удалось остановить нашествие врага с Запада и в чем значение изученных битв?

- Почему церковь причислила А. Невского к лику святых?

- Где находятся мощи князя?

Просмотр исторических объектов, связанных с именем А.Невского.

В ходе беседы обучающие выясняют, что по побережью Балтийского моря проживали славянские, финно-угорские и балтские народы.

Данные территории привлекали внимание рыцарей:

1.выгодное торговое положение;

2.захват новых земель и нажива за счет их населения и др.

Обучающиеся записывают в тетрадь дату Невской битвы,

отвечают на поставленные вопросы.

Обучающиеся записывают дату Ледового побоища,

работают с текстом

учебника, обсуждают и отвечают на поставленные вопросы.

-Построение крестоносцев называли «свиньей» (клином);

- В сражении войско крестоносцев было разбито, их потери

были значительны;

- Отношения Новгорода с западными соседями не ограничивались войнами, бывали времена, когда соседство было мирным, развивались торговые связи.

Обучающиеся высказывают свое мнение по вопросам.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Учитель предлагает выполнить задания по вариантам:

1.Представьте, что вы-древнерусский летописец. Заполните пропуски в тексте.

2.Прочитайте отрывки из поэмы русского поэта К.М. Симонова, сравните поэтическое описание с летописным. Какую реальную историческую информацию использовал поэт?

Учащиеся выполняют задание в тетради. Выполняют взаимопроверку по эталону

Рефлексия

На стола х у вас лежат листочки с нарисованной лесенкой. Это «Лестница успеха». Я порошу вас оценить вашу работу на уроке.

Оценивают свою работу

Домашнее задание

Учитель записывает домашнее задание на доске:

п.22,вопросы с.150

(составить исторический портрет Александра Невского. Как облик князя представлен в посвященных ему памятниках, фильмах и др.)

Запись домашнего задания, обращают внимание на памятку с. 52 по составлению исторического портрета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

Конспект урока истории в 8 классе "Из истории войн".

Урок истории в 8 классе проводится  в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы.  На уроке внимание уделено  следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне...

Подготовка к ЕГЭ по истории. Конспекты по истории России

Конспекты по истории России. Краткое изложение материала по основным периодам истории России....

Конспект урока "История песни через история Великой Победы"

История песни "Катюша" была впервые представлена в архиве телевидения. Рубрика "История песни" очень интересна для слушателей. Удивительные факты истории оставляют впечатление в каждом человеке....

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1.  Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича....

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

Урок "Русь между Востоком и Западом. Александр Невский" является частью исторической темы "Русь с древнейших времен до конца 17 века" . Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и приемы я...