Урок истории "Коллективизация сельского хозяйства"
методическая разработка по истории (10 класс)

Ложкина Любовь Алексеевна

Урок построен на основе технологии развития критического мышления и технологии проблемного обучения. Предложенные методы и приемы позволяют организовать познавательную деятельность учащихся с различными источниками информации, сделать выводы по ключевым вопросам изучаемой темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_kollektivizatsiya_selskogo_hozyaystva.docx117.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 10 «А» классе

Тема: Коллективизация сельского хозяйства

Тип урока: урок изучения нового материала

Используемые технологии: технология развития критического мышления, ИКТ, технология проблемного обучения.

Цель:

  1. Учащиеся научатся:

- объяснять понятия: коллективизация, кулак, подкулачник, раскулачивание;

 -анализировать статьи Сталина «Великий перелом», «Головокружение от успехов»;

 - систематизировать  и оценивать историческую информацию;

-  устанавливать причинно-следственные связи между коллективизацией и индустриализацией.

2) Формирование  умения: корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, строить позитивные отношения в процессе учебной деятельности;

3) Формирование и развитие компетенций анализа, формирование устойчивого познавательного интереса к изучению истории, умения оценивать  исторические события и явления .

Оборудование: атласы, слайдовая презентация, исторические источники (статьи Сталина, архивные материалы), задания для закрепления изученного материала, таблица ЗХУ на доске, черновики, простые карандаши.

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к изучению нового материала.

- В какие годы появился данный плакат и с каким событием в жизни страны он связан?

- Что такое индустриализация? Когда проводилась? Каковы ее цели? Что такое стахановское движение?

- Каковы итоги индустриализации? Назовите стройки первых пятилеток?

- Всё чаще и чаще в современном обществе приходится слышать идею, что если иностранные компании участвовали в строительстве советских предприятий и занимались поставкой оборудования в СССР, то все советские пятилетки были проведены Западом и на деньги Запада. Как вы считаете?

  1. Целеполагание.

Демонстрация плаката 20-30-х гг. XX века.

- Определите тему нашего урока.

- Почему вы так считаете? Что вам известно о коллективизации? Что бы хотели узнать?

(фиксируем в таблице на доске)

- Как  изменилась экономическая политика большевиков в деревне  с 1921 года?

? Как и почему к концу 1920-х гг. изменилась политика руководства СССР по отношению к крестьянам?

- В 1927 году разразился хлебозаготовительный кризис. Каковы его причины?

(Быстрый рост индустриальных центров, увеличение численности городского населения вызвали огромный рост потребности в хлебе. Низкая товарность зернового хозяйства, неурожай зерновых в ряде регионов СССР, (преимущественно на Украине и Северном Кавказе), выжидательная позиция поставщиков и продавцов, международная обстановка вокруг СССР, вылившаяся в то, что называют «военной тревогой 1927 года») 

  1. Хлебозаготовительный кризис 1927 г. (слайд)

Политические дискуссии. Что делать дальше?

Сталин:

Н. Бухарин:

бросить все ресурсы                               на индустриализацию, ускорив создание колхозов.

поднять закупочные цены на хлеб, поддержать индивидуальные крестьянские хозяйства, колхозы создавать пока рано

Итог: Бухарин и его сторонники обвинены в «правом уклоне». Н. Бухарин исключен из Политбюро. А.  Рыков снят с поста председателя СНК. Вместо него В. Молотов.

- Попробуйте дать определение понятию «коллективизация».

- Какая связь между индустриализацией и коллективизацией? Каковы цели коллективизации?

- Когда и на каком съезде ВКП(б) был взят курс на коллективизацию? (запись со слайда)

Работа с картой.

- Покажите на карте районы, где в первую очередь должна была проведена коллективизация? (слайд) Почему именно эти районы указаны в первую очередь?

Работа с учебником

- Посмотрите на фотографию (стр. 136). Какое событие на ней запечатлено? Какое у вас складывается впечатление?

- Какой год Сталин назвал «годом великого перелома»? Почему статья Сталина получила такое название? Посмотрите статистику. Действительно ли, что большинство крестьянских хозяйств  вступили в колхозы? Тогда зачем нужна эта статья?

C:\Users\HP\Desktop\45312_900.jpg

- А как проходила коллективизация в Московской области? (сообщение учащегося – Фатьянов П.)

- Посмотрите на фотографию (стр. 137). Какое событие на ней запечатлено?

-  Что такое раскулачивание? (работа в парах с текстом учебника стр. 137) – 1 группа

   Документ на стр. 141: - 2 группа в парах

- Назовите дату постановления (30 января 1930 г.)

- Кто входил в категорию кулаков? Почему на местах было много злоупотреблений при выполнении директивы? Как поступали с раскулаченными? Почему у постановления был гриф «секретно»?

- Какое явление демонстрирует этот плакат?

2.  (запись 1930 г. – ликвидация кулачества как класса)

- Кого называли подкулачниками? Зачем придумали этот термин?

- Кто такие 25-тысячники?

- Как крестьяне сопротивлялись? (стр. 137)

- Есть ли в вашей семье родственники, которые подверглись раскулачиванию?

Недовольство стало проникать в армию.  

- 2 марта  1930 г. В газете «Правда» появляется статья Сталина «Головокружение от успехов». Кого же Сталин обвиняет в перегибах при проведении коллективизации?  (выступление учащихся с опережающим заданием: Тимакова, Багиян)

- Какое постановление было направлено на места уже в сентябре? (стр. 138, 2 абзац)

4. Голод 1932-1933 гг. (работа с документами по рядам)

- Где разразился голод?

- Что вас поразило в этом документе?

1 ряд

Записано со слов Закржевской Марии Дмитриевны, жительницы Севастополя, 1921 года рождения. О голоде в районе Харькова на Украине

С теми, кто работал в колхозе, расплачивались зерном, семечками, но приходили люди в кожаных пальто и всё забирали до последнего зёрнышка, ничего не оставляли нам.

Старшая сестра работала в Харькове, где старалась собирать продовольствие для нас. Отец ездил к ней и возвращался с сухариками, картошкой, буряком. Мама не ела, всё, что привозил отец, оставляла детям и умерла весной 1933 года от голода, а отец умер в конце 1933 года. Все еле передвигались, ходили опухшие от голода. В голод поели всех кошек и собак. Ловили диких птиц, и это было большое счастье, тогда варили вкусный обед.

Люди пытались ходить по убранным полям собирать колоски, но людей за это били кнутами, арестовывали и закрывали в сельсовете.

Весной появилась зелёная травка, которую мы ели: лебеду, крапиву, но у некоторых не было сил её собрать, не слушались руки. Кто пережил весну, потом было жить легче.

В селе очень многие умерли, по селу ездили повозки, собирали умерших и даже тех, кто ещё еле дышал, и вывозили за околицу и там хоронили в общей яме.

2 ряд

Письмо из станицы Ново-ДеревянковскаяСеверо-Кавказский край в город Шахты красноармейцу Юрченко. Пишут родители.

«…Людей много мрёт у нас с голоду, суток по 5 лежат, хоронить некому, люди голодные, ямы не выкапывают, очень мёрзлая земля, хоронят в сараях и в садах. Люди страшные, лица ужасные, глаза маленькие, а перед смертью опухоль спадает, становится жёлтой, заберётся к кому-либо в дом и ложится умирать. Молодые девчата ходят просят кусочек кабака или огурца. Не знаем, что будет с нами, голодная смерть ждёт…»

3 ряд

Спецсводка СПО ПП ОГПУ по НВК (Нижне-Волжскому краю) о продовольственных затруднениях в крае по данным на 20 марта 1933 года.

«28 марта 1933 года.

Продовольственные затруднения продолжают захватывать новые районы и колхозы: на 10 марта… было учтено 110 колхозов в 33 районах, испытывающих продзатруднения семей — 822.

…В большинстве употребляются в пищу различные суррогаты (примесь в муку и хлебные отходы мякины, лебеды, тыквенной и картофельной кожуры, просяной шелухи, толчёных корней растений „чакан“, употребление в пищу одних суррогатов без примеси муки, питание исключительно капустой, тыквой, другими овощами), а также употребляется мясо павших животных и, в отдельных случаях, людоедство.

2 человека – документ на стр. 138 учебника

-В чем причины массового голода?

- Ряд политиков на Украине считает, что голод  был создан искусственно, называют это Голодомором, призывают считать это геноцидом украинского народа, цель которого не допустить выхода Советской Украины из состава СССР. Как вы ответите на это заявление? Что такое геноцид?

- Покажите на карте (стр. 14 атласа) территории, охваченные голодом. Почему все таки больше пострадали от голода именно в Украине, на Северном Кавказе, Поволжье, Южном Урале, Казахстане? (главные зерновые центры, кроме Казахстана, там скотоводство)

Тема коллективизации в искусстве плаката (слайды)

- Какую идею отображают все эти плакаты? Какое настроение?

- Посмотрите на эту фотографию из архива. Почему же здесь на лицах крестьян мы не видим какого-либо недовольства?

5. Итоги коллективизации (работа с диаграммами атласа).

- Есть ли положительные результаты коллективизации?

Чтение текста учебника с маркерами (+)

Обсуждение и запись.

О памятнике раскулаченным. Почему именно в виде куска угля?

  • Как и почему к концу 1920-х гг. изменилась политика руководства СССР по отношению к крестьянам?

 Закрепление (просмотр хроники кадров. Какие события и явления отражены в этой хронике?)

Таблица ЗХУ.

Тестирование с самопроверкой.

 1 в.             2 в.

1-3              3

2-3              3

3-2             3

4-1            4

5- коллективизация             5- колхозы

Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по теме:"Сельское хозяйство Краснодарского края"

План-конспект проведения урока кубановедения( раздел география Кубани) по теме: "Сельское хозяйство Краснодарского края"....

Урок по теме "Сельское хозяйство и рекреационное хозяйство Краснодарского края" в 9 классе

Разработка урока по теме "Сельское хозяйство и рекреационное хозяйство Краснодарского края" в 9 классе, учебник Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой, издательство "Мнемозина". Раздел "Регионы России", тема "С...

Открытый урок по теме «Зарубежная Азия: хозяйство (промышленность, сельское хозяйство)»

Девиз урока:  «Здоровье в наших руках»Цель: Обеспечение положительной динамики мотивации учащихся в изучении географии путем создания комфортной образовательной среды....

Урок Коллективизация Сельского хозяйства.

Урок объяснения нового материала.На уроке дается краткая характеристика состояния сельского хозяйства и положения крестьян накануне коллективизации.Выясняются причины,этапы и тоги коллективизации.Чере...

6 класс Открытый урок по математике. (Урок интегрирован с темой предпринимательства в сельском хозяйстве) Тема: Все действия с обыкновенными дробями.

Аннотация.Воспитание у школьников любви и уважения к сельскохозяйственному труду и сельскохозяйственным профессиям, готовности трудиться в сельском хозяйстве прививается в процессе изучения предметов ...

Курс лекций по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» 110301 «Механизация сельского хозяйства» 110302 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»

Электронный учебник с теоретическим материалом. Создан в формате справочного информационного файла формата ОС Windows. Файл заархивирован....