Открытый урок. Пушкин и Великие Императоры
методическая разработка по истории (8 класс)

В данной методической разработке представлен открытый урок в 8 классе по теме: «Пушкин и Великие императоры». Рассматривается правление  Петра I и Екатерины Великой. Эти периоды закрепляются и обобщаются с помощью произведений А.С.Пушкина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._pushkin_i_velikie_imperatory.docx39.32 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока

Наименование работы:

«Пушкин и Великие Императоры»

Введение

        В данной методической разработке представлен открытый урок в 8 классе по теме: «Пушкин и Великие императоры». Рассматривается правление  Петра I и Екатерины Великой. Эти периоды закрепляются и обобщаются с помощью произведений А.С.Пушкина. На основе метапредметной связи  исторические события представлены в нетрадиционной форме.

Тип урока: систематизации знаний

Методы: частично-поисковый, работа в группе

Актуальность

    В настоящее время одной из самых актуальных педагогических проблем, является формирование познавательного интереса учащихся к истории. Эту задачу выдвигает любая из ныне действующих учебных программ.

Пробудившейся у школьников интерес к предмету создаёт сильную и устойчивую мотивацию к его изучению. Тем самым повышается уровень усвоения предмета.

   История - очень важна и значима. При её изучении  происходит формирование патриотизма у учащихся, уважение к опыту предков. Так же развиваются умения устанавливать причинно-следственные связи. Изучая и анализируя исторические события и факты, при этом добавляя свою точку зрения на них, происходит развитие речи, памяти, мышления.

Открытый урок

"Пушкин и Великие императоры"

Цель:          научить видеть историческое событие на основе

                    произведений А.С.Пушкина, повторить материал      

                    в рамках изученных  тем.

Задачи:

Образовательная:  Проверка знаний учащихся по истории в нестандартных  

                                 ситуациях.

Развивающая:        Развитие интеллектуальных и творческих способностей                      

                                  учащихся

 

Воспитательная:   Развитие чувства патриотизма и толерантности.

Тип урока: систематизации знаний

Методы: частично-поисковый, работа в группе

Оборудование: Презентация,  настенная карта "Российская империя в XVIII веке», раздаточный материал, компьютер, музыка «Гром победы, раздавайся».  Гимн.1791слова Г. Р. Державина, музыка О. И. Козловского,  Видео отрывок из «Капитанской дочки»,  презентация «Исторические личности в произведениях А.С.Пушкина»

Эпиграф: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости»

                                                                                                          А. С. Пушкин.

I. Самоопределение к деятельности

    Учитель: уважаемые гости и участники нашего урока, приглашаем вас в необыкновенное  путешествие, в историю нашей Родины. Наша история богата и интересна. И  то, что сегодня покажут вам  ребята - это одни из важных ее страниц.  Но что бы  их перелистать, нам  необходимы ваши знания.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 

Выявление уровня знаний:

1. Почему важно знать историю?

2. Чему может научить нас наше прошлое?  

(Каждый человек обязан знать свою историю. История - очень важна и значима. При её изучении  происходит формирование патриотизма, уважение к опыту предков).

Именно поэтому многие русские писатели обращались к истории России. Они не только ею гордились, но и хотели в прошлом найти объяснение событиям, происходящим в настоящем. Ведь существует связь времен.

III.  Постановка учебной задачи и целей 

Активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации.

Слово учителя. Зачитывает отрывок из стихотворения “Стансы”.

Самодержавною рукой 
Он смело сеял просвещение, 
Не призирал страны родной: 
Он знал её предназначенье. 
То академик, то герой, 
То мореплаватель, то плотник, 
Он всеобъемлющей душой 
На троне вечный был работник.                        
       

                                                  А.С.Пушкин

1. О ком  идет речь в этом стихотворении? (О Петре I, его реформах, преобразованиях)

2. Кто сказал такие слова о Петре I? (А.С.Пушкин)

Ода.

Он дал нам то в императрице,

Чем Петр премудр в законах слыл;

Что  купно видел свет в девице,

Как век ея незлобив был…

                          Г. Р.  Державин.

Кому посвящена ода Державина? ( Екатерине Великой)

С кем сравнивает Екатерину II? ( С Петром Великим)

Учитель: Какие словосочетания подойдут для формирования темы нашего мероприятия?

Открывается  тема на доске: «Пушкин и Великие императоры» слайд 1.

Проблемный вопрос: В произведениях А.С. Пушкина нашли свое отражение две эпохи: Эпохи  великих преобразований и великих потрясений. Так ли это, предстоит нам сегодня доказать на нашем уроке.

IV.Построение проекта выхода из затруднения

1.Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации.

     Интерес к истории России — одна из замечательных страниц творчества А. С. Пушкина. По его мнению, гражданина характеризует бережное отношение к прошлому родины, «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам».

    Именно Карамзин «заразил» юного поэта любовью к русской истории, стремлением понять ее истоки и глубинные процессы, чтобы постигнуть настоящее и будущее России. Александр Сергеевич понимал, что под влиянием  Н. М. Карамзина и его  « Истории государства Российского» он  не мог  мечтать о карьере профессионального историка,   но навсегда «заболел» историей. И «болезнь» эта с годами все прогрессировала.

А.С.Пушкин выдвигает свое кредо: «История народа принадлежит поэту».

V. Основная часть

1) Роман «Арап Петра Великого»

Особое место в творчестве А.С.Пушкина занимают произведения, посвященные Петру Великому и его эпохе. Тема Петра была одной из самых популярных  тем русской поэзии 18 века.

 «К Петру приступаю со страхом и трепетом, как Вы к исторической кафедре», - писал А.С.Пушкин в апреле 1834 года М.П.Погодину.

Учитель организовывает показ сценки из романа «Арап Петра Великого»

Вопросы:

1. Какие европейские обычаи вводит Петр I?

2. Что изменилось в одежде?

3. Почему бояре обрили бороды?

4. Кто такой царский Арап?

5. Что такое «ассамблея»?

Вывод: Роман «Арап Петра Великого» поэт называл «историческим романом».  В нем А.С.Пушкин создал правдивую картину русской жизни первой четверти XVIII века. Строительство Петербурга, бурная деятельность Петра, ломка старых нравов – все это нашло отражение на страницах романа.

2) Поэма А.С.Пушкина «Полтава» 

В Петровской эпохе Пушкина особенно привлекала Полтавская битва, которая избавила Россию и Украину от шведов и показала необходимость тех реформ, которые предложил и стал активно претворять в жизнь Петр I. Поэма Пушкина «Полтава» (1828) – это гимн  могучему преобразователю России.

Учитель организует чтение наизусть отрывка из поэмы «Полтава». (Приложение 2)

Вопросы:

1. Какому событию посвящена поэма?

2. В каком году произошла битва?

3. Кто такие птенцы гнезда Петрова?

4. Кто был гетманом Украины?

5. На чьей стороне выступил Мазепа?

6. Сравните Карла XII и Петра I?

7. Как относится сам А.С.Пушкин к Петру I?

Вывод: «Полтава» указывает на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним “из самых важных и счастливых происшествий царствования Петра Великого”.

3) Поэма «Медный всадник» (1833)

Поэма основана не только на изучении Пушкиным всей исторической литературы о Петре I, но и на архивных документах. Она по теме перекликается с поэмой «Полтава».

Вопросы:

1. Какой город был основан Петром I?

2. В каком году?

3. Какие трудности испытал народ при строительстве Санкт-Петербурга?

4. В период какой войны?

5. Что значит «прорубил окно в Европу»?

Вывод: В поэме «Медный всадник»  славится Петр – великий преобразователь государства и строитель новой столицы России, имеющей важное политическое значение – «в Европу прорубить окно». Вместе с тем в поэме уже проявляется новый образ Петра.  Пушкин в поэме, наряду с прославлением Петра, указывает на деспотические черты «мощного властелина судьбы».  

4) Заметки по Русской истории XVIII  века. А.С.Пушкин.

   Записка поэта об императорском периоде русской истории является самой ранней из его исторических работ.  В  ней он критикует время Екатерины Великой. «Петр I не страшился народной Свободы, неминуемого следствия просвещения, ибо доверял  своему могуществу.»… «Царствование Екатерины II имело новое  и сильное влияние  на политическое и нравственное  состояние России»

Поставив  такой тезис, Пушкин обосновал примерами. Екатерина возведена на престол заговором мятежников.

1.Кто возглавил заговор? ( Братья Орловы)

2.В каком году? (1762 г.)

3. Против кого он был организован? ( Петра III, мужа Екатерины)

«Много было званных и много избранных» ,-  пишет А.С. Пушкин.

1. Назовите кто еще был приближенный к императрице? ( Е.Р.Дашкова, Г.А. Потемкин, А.А.Вяземский, Н.И.Панин т.д)

2. Какое прозвище получил Потемкин и за что?( Таврический, т.к в 1783г. присоединил Тавриду-Крым)

 3.Кто были полководцами в  русско –турецких войнах? ( П.А.Румянцев, А.В.Суворов, Г.А.Потёмкин, М.И.Кутузов,  адмирал Ф.Ф.Ушаков, А.Г.Орлов, Г.А.Спиридов

4. Как назван период правления Екатерины  Великой? ( Век просвещения)

5. С какими философами она переписывалась ? ( Вольтер, Дидро)

6. Кто из русских просветителей и писателей попал в немилость к императрице? ( Н.И.Новиков, А.Н.Радищев)

Вывод : «Екатерина любила просвещение , а Новиков, распространивший первые лучи его, перешел  из рук Шешковского в темницу, где находился до самой смерти»…» Фонвизин, которого она боялась не избегнул бы той же участи, если б не чрезвычайная его известность. Такие противоречивые взгляды отражал начинающий поэт.

5) «Капитанская дочка»  Поэт получил разрешение Николая I на доступ к неопубликованным материалам и документам  о восстании, а так же семейным архивам. Над историческим романом А.С.Пушкин работал  в течение трех лет  (1833-1836). Пушкин правдоподобно воссоздал в своем романе  эпоху  и раскрыл  личность Е.Пугачёва. Он показывает его мудрым и великодушным, жестоким и решительным.

1.Какой главный эпиграф романа? ( «Береги честь смолоду»?

2.Как вы понимаете смысл?

3. К какому герою относится? (Гриневу)

4.Когда произошло восстание Пугачева?  (1773-1775)

5.Кем назвался Емельян Пугачев? ( Петром III)

6.Назовите соратников  Пугачёва. (А.Овчинников, И.Зарубин-Чика, Салават      

    Юлаев)

7. Кто пленил  Пугачёва?( Михельсон )

8.Какой приговор вынес суд Е.Пугачёву?

Видео отрывок. Встреча Маши Мироновой с императрицей.

1.  Какой представлена Екатерина II в этой сцене?

 Екатерина представлена как справедливая, неравнодушная к людскому горю государыня, которая дорожит отношением своего народа и всячески благоволит к людям, верно служившим на благо своего Отечества.

Вывод:  Именно такой образ необходим был автору, чтобы избежать цензуры. Но здесь есть и другой, скрытый смысл образа правительницы. Она символ российской самодержавной власти, против которой поднял восстание крепостной народ. Вожди выдвинули идею борьбы с крепостничеством.  

 Это самое крупное народное восстание в истории России.

  В этом романе А.С.Пушкин раскрыл главную суть произведения - сохранение чести и правильный нравственный  выбор в трудных условиях.

Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

VI. Первичное закрепление

 Решение типовых заданий в форме  коммуникативного взаимодействия.

Вставьте пропущенные слова:

1. После Екатерины II вступил на престол _____________(Павел I)

2. Предка А.С.Пушкина звали___________ (А.П. Ганнибал)

3. Кого среди птенцов гнезда Петрова называли благородным___________ (Шереметева)

4. Какое генеральное сражение на суше произошло в годы Северной войны ________ (Полтавская битва)

5. Кто заказал памятник «Медный всадник» Петру Великому _________      

 ( Екатерина II)

VII. Рефлексия

Учитель организует рефлексию:

1. Вы узнали что-то  новое на уроке?

2. Что вам ещё хотелось бы узнать?

VIII. Подведение итогов. Подсчет жетонов.

Так в жизни и деятельности А.С.Пушкина удивительным образом соединились гениальный поэт и талантливый ученый-историк.

А.С.Пушкин гордился историей своей страны. Вот что он писал

своему другу философу Петру Яковлевичу Чаадаеву: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

Список используемой литературы

1. История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч. /Н.М.Арсентьев, А.А. Данилов,И.В.Курукин и др., под ред. А.В.Торкунова.-М.: Просвещение, 2018.

2. Россия: Иллюстрированная энциклопедия. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2оо8.- 600 с.: ил.

4. Энциклопедия для детей. Т. 9.Русская литература. Ч.1./ Глав.  ред.

М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 1998.- 672 с.: ил.

5. http://ilibrary.ru/text/451/p.1/index.html - А.С.Пушкин «Медный всадник»

6.http://modernlib.ru/books/pushkin_aleksandr_sergeevich/poltava/read  (А.С.Пушкин «Полтава»)

7. http://nsportal.ru/user/29672/page/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-po-fgos (основные типы уроков в школе по ФГОС)

 8) «Заметки по Русской истории XVIII  века.» А.С.Пушкин.

http://pushkin-lit.ru/pushkin/text/zametki/po-russkoj-istorii-xviii.htm

9.Видео «Капитанская дочка» https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0&path=wizard&parent-reqid=1643484685708256-12599969453634734653-vla1-5795-vla-l7-balancer-8080-BAL-3820&wiz_type=vital&filmId=905072895400154503


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме "Великая Отечественная война"

конспект   урока  в 11  классе по теме "ВОв"...

Конспект открытого урока по теме "Великий кислород"

В данном материале я разместила конспект открытого урока в 8 классе с использованием презентации, по теме Великий кислород....

Методическая разработка открытого урока. "Реформы Петра Великого" 7 класс

Технологическая карта к открытому уроку в 7 классе. Тема: Реформы Петра ВеликогоРабочий лист ученика к уроку....

Открытый урок русского языка "Великое русское слово"

Урок посвящен богатству русского языка, красоте и силе русского слова. Ученики вспоминают,  что такое синонимы и антонимы, олицетворения, эпитеты, метафора и на практике тренируются находить в те...

Открытый урок "Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")

"Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")...

Открытый урок по литературе Великой Отечественной войны.

Открытый урок по литературе Великой Отечественной войны...