Открытый урок русского языка "Великое русское слово"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Левицкая Светлана Владимировна

Урок посвящен богатству русского языка, красоте и силе русского слова. Ученики вспоминают,  что такое синонимы и антонимы, олицетворения, эпитеты, метафора и на практике тренируются находить в тексте эти художественные средства изобразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikoe_russkoe_slovo.rar164.78 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_velikoe_russkoe_slovo.pptx161.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку, проводимого в рамках

«Дней русского языка»

в 5 классе «В»

Тема: Великое русское слово.

Цели: привлечь внимание к русскому языку, к силе и красоте русского слова; закрепить понятия «синонимы», «антонимы». Углубить представление об олицетворениях, эпитетах и метафорах как средствах художественной изобразительности.

Оборудование: высказывания великих о русском языке и русском слове, конспект урока, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Оформление записей в тетради.

Постановка цели перед классом.(слайд 1-2)

Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок будет посвящен богатству русского языка, красоте и силе русского слова. Мы вспомним, что такое синонимы и антонимы, олицетворения, эпитеты. Вы узнаете, что такое метафора и на практике попробуете находить в тексте эти художественные средства изобразительности.

 Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа, тема урока – Великое русское слово.

  1. Работа по теме урока.

Начать наш урок я хотела бы со слов Анны Андреевны Ахматовой:

(слайд 3)

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор -  к смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное Слово.

               - Запишите эти строки.

-Как вы думаете, что хотел сказать автор?

-Каким в этих строчках названо Слово? /Царственным/

-А как по-другому можно сказать?

/Великим, вечным, крепким, значимым, непобедимым /

Царственное - великое, вечное, крепкое, значимое, непобедимое

-Как называются эти слова по отношению к слову «царственный»? /синонимы /

-Что такое синонимы? /Слова одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по смыслу/

-Запишите эти слова справа в табличке (слайд 4)

-А как называются слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению?

/Антонимы/

-Можно ли подобрать антонимы к слову «царственный» в данном контексте?

Царственный – бедный, незначительный, слабый.

-Запишите эти слова слева в табличке (слайд 4)

-А теперь проверьте, что получилось(слайд 5).

-Скажите, а почему автор использовал из набора синонимов именно «царственное»? /наиболее полно отражает то, что хотел сказать автор/

-А как вы думаете, что труднее подбирать к данному слову, синонимы или антонимы?

Потренируемся!

-Подберите синонимы и антонимы к слову «Прочный»(слайд 6)

Что у вас получилось?(слайд 7)

-А как вы думаете, какую роль в русском языке играют синонимы и антонимы? Зачем нужно учиться подбирать их? /расширять словарный запас, избегать повторов, красиво говорить, уметь воспринимать художественную речь./

-Погрузиться  в красоту изображаемого нам помогают и различные художественные средства изобразительности и выразительности. С некоторыми понятиями вы уже знакомились на уроках литературы. Давайте вспомним:

- эпитет

-олицетворение

-Запишите следующее высказывание о русском языке. Как вы его понимаете? (слайд 8)

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. (Н.В.Гоголь)

-Найдите  в нем  эти средства.

Эпитеты: замашисто, бойко, метко сказанное слово.

Олицетворения: слово вырывалось из-под сердца, кипело, животрепетало.

Молодцы!

-А для чего нужны эпитеты и олицетворения? /помогают представить наглядно, образно то, о чем говорится в тексте/

-В русском языке есть еще одно художественное средство, которое помогает образно, наглядно выразить автору мысль, а читателю – ярко представить предмет речи или отчетливо понять какую-то мысль. (слайд 9-10)

Метафора – художественное средство, заключающееся в переносе значения  с одного слова на другое по сходству признаков; в основе лежит сравнение. Например,

Среди полей необозримых

В небе ходят без следа

Облаков неуловимых

Волокнистые стада.

(М.Ю.Лермонтов)

Метафора повышает точность поэтической речи, ее эмоциональную выразительность.

Запишите в р/тетрадь текст и найдите в нем метафоры:

(слайд 11)

Слава тем, кто берет в оборот

Силу слов на строительство счастья,

Им опора – наш русский народ,

Золотых дел мастер

(Н.Леонтьев)

  1. Подведение итогов. Рефлексия.
  2. Оценивание работы учащихся.
  3. Домашнее задание(слайд 12)

Выписать в рабочую тетрадь любой поэтический отрывок

(4-6 строк) и найти в нем эпитеты, олицетворения, метафоры. Подобрать к двум прилагательным из отрывка синонимы и антонимы.

Слайд 13.

ТЫСЯЧЕЛЕТИЯМИ НАКАП-ЛИВАЮТСЯ И ВЕЧНО ЖИВУТ В СЛОВЕ НЕСМЕТНЫЕ СОКРОВИЩА ЧЕЛОВЕ-ЧЕСКОЙ    МЫСЛИ И ОПЫТА.

М.А.Шолохов

Спасибо слову, в котором, как в мире, - мир настоящего, мир будущего, мир отошедшего, бесконечная великая Вселенная в туманностях и звездах и непостижимая Вселенная души человеческой.

(отрывок из поэмы С.Поделкова «Власть сердца»)

Русский язык богат, образен и точен. Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском языке.

К. Паустовский

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь от такого слова, которое разъединяет людей.

Л.Н.Толстой


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классная работа. Восемнадцатое октября.

Слайд 2

Великое русское слово.

Слайд 3

Ржавеет золото, и истлевает сталь , Крошится мрамор – к смерти все готово . Всего прочнее на земле печаль И долговечней – царственное Слово . А.А.Ахматова

Слайд 4

ЦАРСТВЕННОЕ ? ?

Слайд 5

ЦАРСТВЕННОЕ антонимы Бедное незначительное с лабое маленькое синонимы Великое величественное державное вечное крепкое значимое непобедимое большое

Слайд 6

ПРОЧНЫЙ ? ?

Слайд 7

ПРОЧНЫЙ Антонимы Слабый Тонкий Ненадежный Абы как (сделанный)-разг. Недобротный Синонимы Крепкий Сильный Вечный Нетленный Надежный На века Основательный Фундаментальный Капитальный Солидный Добротный На совесть (сделанный)

Слайд 8

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. ( Н.В.Гоголь)

Слайд 9

художественное средство, заключающееся в переносе значения с одного слова на другое по сходству признаков; в основе лежит сравнение. Метафора повышает точность поэтической речи, ее эмоциональную выразительность. Метафора -

Слайд 10

Среди полей необозримых В небе ходят без следа Облаков неуловимых Волокнистые стада . (М.Ю.Лермонтов)

Слайд 11

Слава тем, кто берет в оборот Силу слов на строительство счастья , Им опора – наш русский народ, Золотых дел мастер… (Н.Леонтьев)

Слайд 12

Домашнее задание: Выписать в рабочую тетрадь любой поэтический отрывок (4-6 строк) и найти в нем эпитеты, олицетворения, метафоры. Подобрать к двум прилагательным из отрывка синонимы и антонимы.

Слайд 13

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие кружка по русскому языку "Кладовая" слов русского языка"

Данное занятие проводилось на районном семинаре и было посвящено рассмотрению вопроса, поиогают ли пословицы формировать нравственные ценности человека....

Открытый урок по предмету "Русский язык". 7 класс.

Тема урока: "Имя прилагательное как часть речи". На основе краеведческого материала - Летний сад-самый известный сад Санкт- Петербурга. Можно использовать для обучения детей-инофонов. Презентация "Лет...

Открытый урок по теме: "Русские земли под властью Золотой Орды"

Урок для учащихся 6 класса, изучающих курс истории России с древнейших времен до конца 16 века по учебнику Е.В. Пчелова...

Открытый урок Золотой «век» русской культуры (первая половина 19в.). М.И.Глинка – отец русской музыкальной классики.

Цель урока: Закрепить знания об опере, доказать на примере оперы «Руслан и Людмила», что Глинка является родоначальником русской классики, познакомить учащихся с творчеством М.И.Глинки. ...

2 класс. Конспект открытого урока по предмету «Русский язык» .Тема: "Различение слов с согласными з-с»

Тема: « Различение слов с согласными з-с»Цель:Формирование умения правильно писать слова со звонкими и глухими согласными с-з.Задачи:Образовательные:дать понятие о дифференциации звуков и ...