Открытый урок-практикум по русскому языку "Лингвистический анализ очерка Юрия Бондарева "Оружие" (подготовка к ЕГЭ часть С) материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Романенко Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 11В классе: «Лингвистический анализ теста очерка Б.Бондарева «Оружие»

Цель урока:

  •  организовать деятельность учащихся по систематизации знаний;
  •  создать условия для подготовки к ЕГЭ: проверить умения учащихся анализировать текст: находить изученные явления в тексте, давать их грамматическую характеристику, определять особенности их употребления в данном тексте, отрабатывать навыки определения стиля, типа речи предложенного для анализа текста, умения определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское отношение к ним; учитывать лингвостилистические особенности стиля автора, анализировать средства языка, выражающие основною мысль текста;

  •  продолжить подготовку к выполнению заданий части С;
  •  отрабатывать навыки написания сочинения;
  • формировать универсальные умения понимать текст; выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также выступать перед аудиторией;
  • воспитывать ценностное отношение к человеческой жизни.

.

Тип урока:  обобщающе-повторительный (подготовка кЕГЭ)

Оборудование:  карточки с текстом очерка Ю.Бондарева «Оружие», памятки для работы с абзацами текста, «Толковый словарь», «Слооварь синонимов», репродукция картины В.Верещагина «Апофеоз войны», фотографии оружия из Оружейной палаты.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Целеполагание, задачи урока.
  4. Чтение текста очерка  учителем.
  5. Работа с текстом: 1 абзац-совместная работа: расстановка знаков препинания с  комментарием. 2,3, 4 абзацы- работа в группах по карточкам с заданиями.
  6. Проверка результатов работы.
  7. Просмотр слайда «Оружие 17-20 веков» с комментариями учителя.
  8. Коллективная работа по содержанию 5 и 6 абзацев.
  9. Просмотр слайда В.Верещагина «Апофеоз войны». Индивидуальное задание уч-ся – рассказ о содержании картины.
  10. Рефлексия.
  11. Домашнее задание.
  12. Подведение итогов урока.

  1. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас не обычный урок, а урок подготовки к ЕГЭ. Тему урока вы видите на доске: «Лингвистический анализ текста очерка Ю. Бондарева «Оружие». Какие ассоциации вызывает у вас слово «оружие»? (Выслушиваются ответы). Спасибо. А вот с мнением автора мы познакомимся  немного позже. Что вы узнали о Бондареве?  (Заранее уч-ся  было дано задание).  Перед знакомством с очером давайте вместе сформулируем цели и задачи урока. (Мозговой штурм). Хорошо, молодцы. Сверимся со слайдом. Запишите тему. Можно ли сразу определить стиль текста? (Публицистический). Почему?  (Это очерк – жанр публицистики)    

(5 мин.)

  1.  Слушаем текст, следим по карточке (текст распечатан для каждого). Чтение текста учителем.(2 мин)
  2. Итак, начинаем анализировать. О чём очерк? (Мозговой штурм) Что у нас получилось? Проблематика.  Можно ли сразу точно сформулировать идею очерка? Конечно, нет. Для этого мы должны проанализировать каждый из абзацев очерка. Начинаем анализ вместе с 1 абзаца. Расставьте знаки препинания. Ответы уч-ся. Сравним с авторским вариантом. Почему стоят запятые?  Как называется такой синтаксический приём? (Авторский знак.)  Значит, это важно. Как по- другому можно сказать «на фронте»?  ( На войне, во время войны.)  Какие слова ключевые? Подчеркните их. Можно ли так озаглавить абзац?  Как называется такой план? (Цитатный)  Запишите этот пункт в тетради.
  3. А теперь работаем в группах по заданиям. Время выполнения 5 минут.
  4. Проверяем результаты. Внимательно следим за ответами. Слово 1-ой группе о том, что собой представляет данный абзац. Сразу схему  предложения на доске (человек от группы).  Есть возражения? Хорошо, молодцы. В своих карточках расставили знаки препинания, подчеркнули ключевые слова. Записали в тетрадь заглавие 2 абзаца. «Томящая красота».  Средство выразительности – метафорический эпитет.
  5. Слово 2-ой группе. Аналогичная работа. «Смертельная красота».  Оксюморон.
  6. Слово 3-ей группе. Аналогичная работа.  «Человеческий талант». Метафорический эпитет (похож на олицетворение) и сравнение.  
  7. Работа со слайдом «Оружие 17-20 веков». Комментарий учителя.   (Если позволяет время,  вспомнить  фрагмент из поэмы  Гоголя «Мёртвые души»: Чичиков рассматривает «турецкий» кинжал Собакевича. «Потом были показаны турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: «Мастер Савелий Сибиряков»)   Мы восхищаемя оружием. Почему? Это предет искусства, но порой забываем о том, что это орудия смерти!
  8. Работа с 5 абзацем (коллективно). Прочитаем выразительно 5 абзац, где знаки препинания уже присутствуют, обращаем внимание на них.  (Уч-ся) Чем отличается от 2,3,4 абзацев? (Там описание).  Изменился ли морфологический строй речи? Какие глаголы появились?  Синоним к слову «думал»? Рассуждал.  Какой тип речи?  (Рассуждение)  Бондарев пишет об утончённой красоте, но подсознательно чувствует «некую противоестественость». Какой приём использует автор? Скрытая антитеза. Это можно использовать в заглавии абзаца – «Чувствовал противоестественность».
  9. Работа с 6 абзацем. Выразительное чтение уч-ся. ( Здесь употребляется слово «инкрустация». Понятно ли вам его значение? Справьтесь в «Толковом словаре». Запишем в тетрадочку – оно может нам пригодиться в разных жизненных ситуациях ( если позволяет время).  Главная мысль абзаца?  Как автор акцентирует наше внимание? Повтор вопросов – вид эпифоры. Что это такое? Найдём основу последней части СПП : красота убивает.  Какая красота? Железная. Опять эпитет. А какую красоту убивает? Высшую! т.е.- человеческую жизнь! Именно так автор показывает бессмысленность, античеловечность войны. Нет ничего выше, дороже человеческой жизни. Весь ужас смерти, бесчеловечность любой войны выразил в картине «Апофеоз войны» художник Верещагин.
  10.  Сообщение о картине (индивидуальное задание уч-ся).
  11. А теперь вспомним цели и задачи урока. Что мы делали и зачем? Слайд презентации. Соотнести знания с частями будущего сочинения.  Над чем поработать самостоятельно?
  12. Итак, домашнее задание: написать сочинение.
  13. Итоги урока. Оценки уч-ся: самооценка в группах на заранее розданнных листках.

Всем спасибо за сотрудничество!

Приложения:

1. Карточки с заданием для групп.

Задания для анализа 2 абзаца:

- Определите тип речи.

- Расставьте знаки препинания в карточках. Составьте схему предложения.

- Определите, какие чувства выражает автор? Какие слова помогают понять это?

- Сохраняется ли это чувство к концу абзаца?  Какие слова помргают понять это?

- В каком значении употреблены словоа «тупая» сила, «томящая» красота? Подберите подходящие по смыслу синонимы.

- Какое средство выразительности использует автор? Для чего?

- Какова основная мысль абзаца? Озаглавьте его.

Задания для анализа 3 абзаца:

- Определите тип речи.

- Расставьте знаки препинания в карточках. Составьте схему предложения.

- Какие ассоциации вызывают у вас такие слова: «миниатюрный, пленительный, женственный, нежность, ласковая красота»? О ком или о чём так можно сказать? А о чём говорит автор?

- Какие слова являются ключевыми в понимании смысла этого абзаца? Подчеркните их.

- Какое средство выразтельности использует автор в выражении «смертельная красота»? Подберите подходящие  по смыслу определения к слову «красота». Какое словосочетание усиливает алогизм выражения «смертельная красота»?

-  Какова основная мысль абзаца? Озаглавьте его.

Задания для анализа 4 абзаца:

- Определите  тип речи.

- Расставьте знаки препинания в карточках. Составьте схему предложения.

- Какие части речи использует автор? Почему преобладают наречия, прилагательные, причастия? Подчеркните их. Какова их функция?

- Какие чувства выражает автор? Какие слова помогают понять это? Подчеркните эти слова.

- Какое средство выразительности использует автор («манящие покорностью, ждущие прикосновений линии и изгибы»)?

- Какова основная мысль абзаца? Озаглавьте его.

2. Описание картины В.Верещагина «Апофеоз войны».

Описание картины В. В. Верещагина «Апофеоз войны»


«Апофеоз войны» - одно из самых знаменитых и ярких произведений В. В. Верещагина. Полотно написано в 1870-1871 гг. и занимает центральное место среди картин туркестанского цикла художника.

Начальный замысел полотна был связан с именем Тамерлана, среднеазиатского завоевателя конца XIV - начала XV века, воины которого строили пирамиды из черепов убитых людей. Работая над картиной, Верещагин отошел от конкретно-исторического сюжета и придал полотну больше символический характер.

Художник изобразил на полотне одну из пирамид, сложенных из человеческих черепов. Построили эту страшную пирамиду воины из войска Тамерлана или это сделали воины другого среднеазиатского хана-завоевателя – мы не знаем. Вокруг – широкая мертвая степь, на которой не осталось почти ничего живого. Возле пирамиды и на ней – целая стая воронов, мечтающих найти здесь останки человеческой плоти.

Картина олицетворяет уничтожение, смерть. Это подчеркивают характерные детали: полуразрушенный мертвый город на заднем плане, неживые обугленные деревья, сухая выжженная трава… Другие характерные детали «Апофеоза войны» - дыры от пуль и следы от сабель, оставшиеся на черепах.

Колорит картины подчеркивает главную его идею. Желтые тона выжженной солнцем степи и ярко-синее высокое небо символизируют опустошение, умирание.

Полотно «Апофеоз войны» проникнуто глубочайшим состраданием, человеколюбием. Посредством красок автор показывает кровавую сущность войны и призывает людей к миру. Оглядываясь на далекое прошлое, автор говорит как историк и судья человечества, обращаясь не к конкретному человеку, а ко всему человечеству.

3. Презентация к уроку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-практикум по русскому языку в 11В классе на тему: «Лингвистический анализ текста» (на материале очерка Ю.Бондарева «Оружие») Цель урока: организовать деятельность учащихся по систематизации знаний; создать условия для подготовки к ЕГЭ: проверить умения учащихся анализировать текст: находить изученные явления в тексте, давать их грамматическую характеристику, определять особенности их употребления в данном тексте, отрабатывать навыки определения стиля, типа речи предложенного для анализа текста, умения определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское отношение к ним; учитывать лингвостилистические особенности стиля автора, анализировать средства языка, выражающие основную мысль текста; продолжить подготовку к выполнению заданий части С; отрабатывать навыки написания сочинения; воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также выступать перед аудиторией.

Слайд 2

Ю́рий Васи́льевич Бо́ндарев (род. 1924 ) — русский советский писатель . Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Ленинской (1972) и двух Государственных премий СССР (1977, 1983). Ю. Бондарев знаменует собой поколение русских писателей, чья юность была опалена войной. Из жестоких боёв за родину они вынесли не только память о страданиях и горечь утрат, но и неколебимые нравственные критерии добра, справедливости и гражданского долга.

Слайд 3

Оружие Когда-то очень давно на фронте я любил рассматривать трофейное оружие. Гладко отшлифованный металл офицерских парабеллумов отливал воронёной чернотой рукоятка как бы сама просилась в объятия ладони спусковая скоба требовала погладить её просунуть указательный палец к твёрдой упругости спускового крючка во всём готовом к убийству механизме была чужая томящая красота какая-то тупая сила призыва к власти над другим человеком к угрозе и подавлению. Браунинги и маленькие «вальтеры» поражали своей игрушечной миниатюрностью пленительным перламутром рукояток в этих пистолетах всё было аккуратно выточено всё сияло женственной нежностью и была ласковая смертельная красота в прохладных крошечных пульках. И как гармонично сконструирован был немецкий «шмайсер» совершенный по своей форме автомат сколько человеческого таланта было вложено в эстетическую стройность линий и изгибов манящих покорностью и словно бы ждущих прикосновения к себе. Тогда я многого не понимал и думал: наше оружие грубее немецкого, и лишь подсознательно чувствовал некую противоестественность в утончённой красоте орудия смерти, оформленного как дорогая игрушка руками самих людей, смертных, недолговечных. Теперь же, проходя по залам музеев, украшенных оружием всех времён – саблями, кинжалами, секирами, пистолетами, - видя роскошную инкрустацию оружейных лож, золото, сверкающее в рукоятках мечей, я с тошнотворным чувством сопротивления спрашиваю себя: «Почему люди, подверженные, как и всё на земле, ранней или поздней смерти, делали и делают оружие красивым, даже изящным, подобным предмету искусства? Есть ли какой-нибудь смысл в том, что железная красота убивает самую высшую красоту творения – человеческую жизнь?»

Слайд 4

1 абзац Когда-то , очень давно , на фронте , я любил рассматривать трофейное оружие.

Слайд 5

2 абзац Гладко отшлифованный металл офицерских парабеллумов отливал воронёной чернотой , рукоятка как бы сама просилась в объятия ладони , спусковая скоба требовала погладить её , просунуть указательный палец к твёрдой упругости спускового крючка -- во всём готовом к убийству механизме была чужая томящая красота , какая-то тупая сила призыва к власти над другим человеком , к угрозе и подавлению.

Слайд 6

3 абзац Браунинги и маленькие «вальтеры» поражали своей игрушечной миниатюрностью , пленительным перламутром рукояток ,- в этих пистолетах всё было аккуратно выточено , всё сияло женственной нежностью , и была ласковая смертельная красота в прохладных крошечных пульках.

Слайд 7

4 абзац И как гармонично сконструирован был немецкий «шмайсер» , совершенный по своей форме автомат , сколько человеческого таланта было вложено в эстетическую стройность линей и изгибов , манящих покорностью и словно ждущих прикосновения к себе.

Слайд 8

Оружие 17-20 веков Секира кинжалы сабли меч

Слайд 9

В.Верещагин «Апофеоз войны»

Слайд 10

Композиция сочинения части «С» Вступление: сообщение об авторе, теме. Основная часть: формулирование проблемы, комментирование её, авторская позиция, выражение согласия или несогласия с автором, изложение собственной позиции с двумя доводами, подкреплёнными примерами . Вывод (заключение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подготовка учащихся к ГИА по русскому языку» 9 класс

Авторская программа по подготовке учащихся 9 класса к ГИА...

Сложное предложение. Материал для подготовки к ОГЭ (ГИА) по русскому языку, 9 класс

Данный материа представляет собой обобщение изученного потеме "Сложное предложение" и помогает систематизировать знания учащихся при подготовке к ОГЭ....

Дидактический материал по подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку 9 класс

Дидактический материал можно использовать при продготовке учащихся к экзамену по русскому языку как на уроках , так и на факультативных занятиях....

материал для подготовки к устной части по русскому языку

Текст для чтения и пересказа для подготовки к устной части экзамена по русскому языку...

Материал для подготовки к устному собеседованию по русскому языку

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УСТНОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 9 КЛАСС (20 вариантов)...

Материал для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку

Материал представлен в виде обобщающих таблиц, с помощью которых можно легко повторить теорию по важным темам, вынесенным в качестве заданий ОГЭ, ЕГЭ....

Материал для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку

Материал для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку...